Святые Таины

Святы́е Та́ины — евха­ри­сти­че­ские Хлеб и Вино, пре­ло­жен­ные Духом Святым в Тело и Кровь Хри­стовы.

svjatye tainy - Святые Таины

Пре­ло­же­ние (пре­су­ществ­ле­ние) хлеба и вина в Плоть и Кровь Хри­стовы состав­ляет основ­ное содер­жа­ние глав­ного бого­слу­же­ния Церкви — Боже­ствен­ной Литур­гии: «В свя­щен­но­дей­ствии Святых Тайн (чест­ные) дары пре­ла­га­ются в Боже­ствен­ное Тело и Кровь; цель его – освя­ще­ние верных, кото­рые полу­чают чрез (при­об­ще­ние) Святых Даров остав­ле­ние грехов, насле­дие Цар­ства Небес­ного и тому подоб­ное»1.

Учение Церкви о Святых Таинах

Для совер­ше­ния Евха­ри­стии Пра­во­слав­ная Цер­ковь исполь­зует «хлеб пше­нич­ный, квас­ный, чистый, сколько воз­можно; и вино, не сме­шан­ное с другою какою-нибудь жид­ко­стью, и чистое само в себе» (в прак­тике Рус­ской Церкви исполь­зу­ется исклю­чи­тельно крас­ное вино, в иных Помест­ных Церк­вах допус­ка­ется упо­треб­ле­ние розо­вого или белого); также «во время при­но­ше­ния вли­ва­ется и вода»2; евха­ри­сти­че­ские хлеб и вино с водой при­го­тав­ли­ва­ются свя­щен­ни­ком во время про­ско­ми­дии. Клю­че­вым момен­том Боже­ствен­ной Литур­гии, когда про­ис­хо­дит соб­ственно пре­ло­же­ние хлеба и вина во Святые Таины — Тело и Кровь Хри­стову, — явля­ется эпи­клеза (молит­вен­ное при­зы­ва­ние Духа Свя­того на Дары); согласно дог­ма­тике Пра­во­слав­ной Церкви, «после сих слов немед­ленно бывает пре­су­ществ­ле­ние: хлеб пре­ме­ня­ется в истин­ное Тело Хри­стово, а вино в истин­ную Кровь; оста­ются только одни виды их, пред­став­ля­ю­щи­еся взору»3. Цер­ковь учит, что, сохра­няя внеш­ний вид, вкус и иные чув­ственно вос­при­ни­ма­е­мые при­знаки хлеба и вина, Святые Таины, тем не менее, явля­ются Телом и Кровью Хри­сто­выми и ничем иным: «По освя­ще­нии хлеба и вина оста­ются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Гос­подня под видом и обра­зом хлеба и вина»4.

Святые Таины могут раз­дроб­ляться и раз­де­ляться, но в каждой частице, сохра­ня­ю­щей вид хлеба и вина, Хри­стос при­сут­ствует все­цело Плотью, Душой и Боже­ством. Молитва Боже­ствен­ной Литур­гии гово­рит об этом: «Раз­дроб­ля­ется и раз­де­ля­ется раз­дроб­ля­е­мый, но нераз­де­ля­е­мый, всегда ядомый и нико­лиже ижди­ва­е­мый, но при­ча­ща­ю­щи­ися освя­щаяй»5.

Запас­ные и Пре­ждо­свя­щен­ные Святые Дары

Святые Таины упо­треб­ля­ются для при­ча­ще­ния во время Боже­ствен­ной Литур­гии, но могут они также сохра­няться и после бого­слу­же­ния для при­об­ще­ния боль­ных (т. н. запас­ные Святые Дары). Обык­но­венно они при­го­тов­ля­ются на Литур­гии Вели­кого Чет­верга и хра­нятся в особом сосуде, име­ну­е­мом даро­хра­ни­тель­ни­цей, на пре­столе в алтаре, но при необ­хо­ди­мо­сти могут быть заго­тов­лены в любой день. Во время Вели­кого Поста в будние дни полная Литур­гия не может совер­шаться6, и потому для при­ча­ще­ния уста­нов­лено особое бого­слу­же­ние — Литур­гия Пре­ждо­свя­щен­ных Даров. Святые Таины для такой Литур­гии заго­тав­ли­ва­ются на вос­крес­ном бого­слу­же­нии.

Почи­та­ние Святых Таин в Пра­во­слав­ной Церкви

Поскольку Святые Таины — Тело и Кровь Самого Бого­че­ло­века Гос­пода нашего Иисуса Христа, им подо­бает воз­да­вать бо́льшую честь, чем любой иной свя­тыне. Хотя в Пра­во­слав­ной Церкви не суще­ствует тра­ди­ции вне­ли­тур­ги­че­ского покло­не­ния Святым Дарам (подоб­ной сло­жив­шейся в като­ли­цизме прак­тики адо­ра­ции); тем не менее, согласно цер­ков­ному учению, «Телу и Крови Гос­под­ней в таин­стве Евха­ри­стии должно воз­да­вать осо­бен­ную честь и Бого­леп­ное покло­не­ние; ибо каким мы обя­заны покло­не­нием Самому Гос­поду нашему Иисусу Христу, таким же Телу и Крови Гос­под­ней»7.

В совре­мен­ной прак­тике во время полных Литур­гий поклоны перед Свя­тыми Дарами обычно совер­ша­ются:

  1. Во время чтения Евха­ри­сти­че­ского канона (на прак­тике — при пении «Тебе поем…», согласно Типи­кону — на воз­гласе «Изрядно о Пре­свя­тей…»), поскольку в этот момент совер­ша­ется при­зы­ва­ние Свя­того Духа на Дары и хлеб и вино пре­су­ществ­ля­ются в Тело и Кровь Хри­стову.
  2. При воз­гласе «Святая — святым».
  3. При выносе Святой Чаши для при­ча­ще­ния мирян (свя­щен­ники также совер­шают земной поклон перед при­ча­ще­нием в алтаре).

Во время Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ется целый ряд земных покло­нов; во время пере­носа Святых Таин с жерт­вен­ника на пре­стол дей­ству­ю­щий Типи­кон пред­пи­сы­вает особо: «егда Боже­ствен­ныя пре­но­сятся Тайны, вси людие покло­не­ние бого­по­доб­ное, и певцы ниц падше, Христу Богу в тайнах Сущему, творят»8.

Прак­тика покло­не­ния Телу и Крови Хри­сто­вым окон­ча­тельно сло­жи­лась уже в период зре­лого Сред­не­ве­ко­вья. В XIV в. мы нахо­дим ее уже вполне офор­мив­шейся; святые этого пери­ода уже были вынуж­дены бороться с зло­упо­треб­ле­ни­ями этой прак­ти­кой, когда бого­леп­ное покло­не­ние воз­да­ва­лось еще не пре­су­ществ­лен­ным хлебу и вину во время Вели­кого входа. Так, напри­мер, св. Нико­лай Кава­сила пишет: «А кто из при­па­да­ю­щих к ногам свя­щен­ника, когда он входит с дарами, покла­ня­ется и обра­ща­ется к несо­мым дарам как бы к самому Телу и Крови Хри­сто­вой, тот посту­пает неспра­вед­ливо… Во время этого входа дары бывают еще не свя­щен­но­дей­ство­ван­ные и несо­вер­шен­ные»9.


При­ме­ча­ния:

1 Нико­лай Кава­сила, прав. Изъ­яс­не­ние Боже­ствен­ной Литур­гии, 1 
2 Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние Кафо­ли­че­ской и Апо­столь­ской Церкви Восточ­ной, 1.107
3 Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние Кафо­ли­че­ской и Апо­столь­ской Церкви Восточ­ной, 1.107 
4 Посла­ние пат­ри­ар­хов Восточно-Кафо­ли­че­ской Церкви о пра­во­слав­ной вере 1723 г. 
5 Боже­ствен­ная Литур­гия свя­того отца нашего Иоанна Зла­то­уста 
6 Литур­гия полная, а именно св. Иоанна Зла­то­уста и св. Васи­лия Вели­кого совер­ша­ется только в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни и в день Бла­го­ве­ще­ния.
7 Посла­ние пат­ри­ар­хов Восточно-Кафо­ли­че­ской Церкви о пра­во­слав­ной вере 1723 г. 
8 Типи­кон. Глава 49. Три­о­дион Сиесть Три­пес­нец, с Богом святым, обдер­жай подо­ба­ю­щее ему после­до­ва­ние 
9 Нико­лай Кава­сила, прав. Изъ­яс­не­ние Боже­ствен­ной Литур­гии, 24.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки