Иуда Искариот

***

Иу́да Искарио́тский – один из 12 апо­сто­лов, пре­да­тель Бого­че­ло­века Иисуса Христа.

iuda iskariot - Иуда Искариот

«Не Пред­ве­де­ние есть при­чина буду­щих собы­тий, а буду­щие собы­тия – при­чина Пред­ве­де­ния. Не из Пред­ве­де­ния выте­кает буду­щее, а из буду­щего – Пред­ве­де­ние; не Хри­стос – винов­ник пре­да­тель­ства Иуды, а пре­да­тель­ство – при­чина Гос­под­него Пред­ве­де­ния».
свя­ти­тель Илия Миня­тий

***

Было ли пре­да­тель­ство Иуды необ­хо­ди­мым звеном в деле Искуп­ле­ния чело­века?

В насто­я­щее время нередко при­хо­дится стал­ки­ваться с предубеж­де­нием отно­си­тельно роли Иуды в Боже­ствен­ном Про­мысле. По мнению ряда мыс­ли­те­лей, если бы он не предал Спа­си­теля, Его бы не схва­тили и не рас­пяли, а значит, и не было бы Иску­пи­тель­ной Крест­ной Жертвы, не было бы про­ще­ния грехов и спа­се­ния. В более осто­рож­ном вари­анте эта фило­соф­ская идея под­ме­ня­ется другой: в случае отказа Иуды от пре­да­тель­ства, его роль непре­менно должен был испол­нить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искуп­ле­ния.

В русле подоб­ных кон­цеп­ций нрав­ствен­ная оценка Иуды варьи­ру­ется.

По одной версии, он был моти­ви­ро­ван вовсе не жаждой наживы (трид­цать среб­ре­ни­ков – цена раба), а жела­нием ско­рей­шего про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной славы Христа. В рамках этого суж­де­ния, Иуда будто бы пола­гал, что когда Гос­подь сде­ла­ется добы­чей врагов, тогда непре­менно про­явит и все­на­родно обна­ру­жит скры­тую мощь Своего Боже­ства, чем вызо­вет все­об­щее при­зна­ние Своей Боже­ствен­но­сти, послу­ша­ние, спа­се­ние.

Ещё более ори­ги­наль­ное утвер­жде­ние гласит, что Иуда, продав Христа, в дей­стви­тель­но­сти Его не пре­да­вал, а совер­шил подвиг сми­ре­ния и само­уни­чи­же­ния, будто бы он, испол­нив задачу пре­да­теля, осу­ще­ствил пору­че­ние Гос­пода, чем и послу­жил реа­ли­за­ции Божьего замысла, вклю­чав­шего взятие Христа под стражу, допрос, Крест­ные Стра­да­ния, смерть. Стало быть, будучи пору­гаем за пре­да­тель­ство, он пору­га­ется неза­слу­женно. Сле­до­ва­тельно, ком­мен­та­рий к этой исто­рии сле­дует пере­пи­сать, ведь в очах Божьих Иуда — вели­кий святой.

Что можно на это ска­зать? Мнение о том, что Иуда Иска­риот — как бы и не пре­да­тель, явля­ется сквер­ным. Следуя этой воль­ной интер­пре­та­ции легко прийти к заклю­че­нию, что опре­де­лен­ная заслуга в деле Спа­се­ния при­над­ле­жит и убий­цам Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) ска­зать: если бы не убийцы, не было бы Крест­ной смерти, не было бы победы над адом и Вос­кре­се­ния.

Но это — не так. И дело здесь вот в чём. В отли­чие от людей детали зем­ного слу­же­ния Сына Божия были известны Ему ещё прежде тво­ре­ния мира. Он от веч­но­сти знал, что многие иудеи, в силу жесто­ко­сер­дия и без­рас­суд­ства, не примут Его Бла­го­ве­стия, и от веч­но­сти знал, что один из Его уче­ни­ков, польстив­шись нажи­вой, не устоит в бла­го­че­стии. Если бы собы­тиям тех времен, по каким-либо при­чи­нам, суж­дено было раз­ви­ваться иначе, это повли­яло бы на отдель­ные детали плана Спа­се­ния, но не на замы­сел в целом. Спа­се­ние все равно состо­я­лось бы.

Зло­дей­ство Иуды прямо запе­чат­лено сло­вами Еван­ге­лия, сви­де­тель­ству­ю­щими, что пре­да­тель­ство он совер­шил не по душев­ной про­стоте и, тем более, не по тай­ному бла­го­сло­ве­нию Божию, а осо­знанно, по наитию сатаны (Лк.22:3). Кроме того Спа­си­тель лично назвал его диа­во­лом (в то время как под­стре­ка­тели к Его убий­ству были названы «лишь» детьми сатаны Ин.8:44, Ин.6:70).

***

про­то­и­е­рей Димит­рий Юревич, заве­ду­ю­щий кафед­рой биб­ле­и­стики Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии

Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невоз­можно было про­из­ве­сти арест?

Роль была клю­че­вой. Пре­да­тель­ство Иуды не огра­ни­чи­лось только тем, что в среду он пришел к пер­во­свя­щен­ни­кам, сооб­щил некую инфор­ма­цию и полу­чил за нее трид­цать среб­ре­ни­ков. Нет, за эти деньги от него тре­бо­ва­лось боль­шее: он должен был руко­во­дить всей «спе­цо­пе­ра­цией». То есть, во-первых, при­ве­сти хра­мо­вую стражу и рим­ских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, пока­зать, кого именно сле­дует аре­сто­вать, кто из собрав­шихся на Еле­он­ской горе — Иисус. Для рим­ских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хва­тать. В‑третьих, Иуде сле­до­вало «раз­ру­лить» про­блемы, если те вдруг воз­ник­нут.

И про­блемы дей­стви­тельно воз­никли. Из Еван­ге­лия от Иоанна Бого­слова мы знаем важную подроб­ность, кото­рой нет у других еван­ге­ли­стов. Когда эта воору­жен­ная толпа под­хо­дит, то Хри­стос, зная наме­ре­ния их сердец, спра­ши­вает: «Кого ищете?» Они отве­чают: «Иисуса из Наза­рета». Он отве­чает: «Это Я!» И тут же все падают ниц. Все, вклю­чая рим­ских солдат.

Почему они падают? Есть версия, что слова Иисуса, в гре­че­ском пере­воде пере­дан­ные как «Я есть», по-еврей­ски зву­чали как имя Божие. То есть «Яхве». Это имя в ту эпоху уже не должно было про­из­но­ситься вслух, и, услы­шав его, иудеи упали ниц от страха. Но почему тогда упали рим­ляне, для кото­рых все это ничего не зна­чило? Ком­мен­ти­руя это место, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пред­по­ла­гает, что в момент, когда Гос­подь назвался, что-то про­изо­шло, каким-то обра­зом Он явил Свою власть. Про­няло даже рим­ских солдат, воз­никли сумя­тица, сму­ще­ние. И тогда Иуда, чтобы пре­сечь воз­мож­ную панику, реши­тельно вме­ши­ва­ется, выхо­дит на первый план. Он при­вет­ствует Иисуса — и чтобы пока­зать воинам, кого хва­тать, и чтобы успо­ко­ить их: мол, все в порядке, все под кон­тро­лем, это обыч­ный чело­век, раз я так по-свой­ски его при­вет­ствую.

А цело­вать-то было зачем? Недо­ста­точно было просто ткнуть паль­цем?

В то время в Иудее это было обыч­ное при­вет­ствие между дру­зьями. И, при­бе­гая к такой форме обра­ще­ния, Иуда тем самым пока­зы­вает свою особую бли­зость к Учи­телю (воз­можно, пре­одо­ле­вая тем самым соб­ствен­ное сму­ще­ние, робость) — и одно­вре­менно дает сол­да­там знак, кого хва­тать. Но мало того: он тем самым как бы под­чер­ки­вает, что это не Бог, перед Кото­рым они только что падали ниц, а обыч­ный чело­век, с кото­рым он, руко­во­ди­тель группы захвата, там пани­брат­ски здо­ро­ва­ется. В этом-то и заклю­ча­ется изощ­рен­ность Иуды, кото­рый хочет под­черк­нуть свою бли­зость к тому, Кого пре­дает.

На этот его цинизм, кстати, ука­зы­вает и Сам Гос­подь сло­вами: Цело­ва­нием ли пре­да­ешь Сына Чело­ве­че­ского? (Лк. 22:48).

Пра­во­слав­ный журнал “Фома”

***

Что озна­чает слово «Иска­риот»?

Суще­ствует несколько версий, объ­яс­ня­ю­щих имя Иска­риот, пять из них стали клас­си­че­скими. Имя Иска­риот трак­ту­ется как: 1) ука­зы­ва­ю­щее на про­ис­хож­де­ние Иуды из опре­де­лен­ного города; 2) пере­да­ю­щее арам. слово со зна­че­нием «лжец»; 3) обо­зна­ча­ю­щее евр. слово со зна­че­нием «пре­да­тель»; 4) отра­жа­ю­щее лат. sicarius — раз­бой­ник (посред­ством арам. и евр. заим­ство­ва­ний); 5) пере­да­ю­щее арам. слово со зна­че­ни­ями «крас­ный», «рыжий».

Какие собы­тия, свя­зан­ные с Иудой Иска­ри­о­том, опи­саны в Еван­ге­лии?

Еван­ге­лия отра­жают еди­но­об­раз­ную после­до­ва­тель­ность собы­тий в целом, в связи с кото­рыми упо­ми­на­ется Иуда Иска­риот: 1) при­зва­ние в число апо­сто­лов (его имя упо­мя­нуто в списке апо­сто­лов); 2) наме­ре­ние Иуды пре­дать Иисуса и объ­яв­ле­ние этого наме­ре­ния пер­во­свя­щен­ни­кам; 3) Тайная вечеря: пред­ска­за­ние Иисуса о том, что Он будет предан; крат­кий диалог Иисуса с Иудой Иска­ри­о­том, обли­ча­ю­щий его наме­ре­ния, уход Иуды Иска­ри­ота для совер­ше­ния пре­да­тель­ства; 4) сцена в Геф­си­ман­ском саду: Иуда Иска­риот при­хо­дит вместе с воору­жен­ным отря­дом на место собра­ния уче­ни­ков и выдает Иисуса лице­мер­ным при­вет­ствием и лоб­за­нием; 5) рас­ка­я­ние Иуды Иска­ри­ота о соде­ян­ном и его само­убий­ство (только у еван­ге­ли­ста Матфея).

Каков был основ­ной мотив пре­да­тель­ства Иудой Спа­си­теля?

По ясному ука­за­нию Еван­ге­ли­стов, моти­вом (одним из моти­вов) пре­да­тель­ства было   жела­ние наживы (Мф.26:15. Мк. 14:10-11. Лк.22:5). В пользу того, что Иуда стра­дал стра­стью среб­ро­лю­бия трак­туют и сви­де­тель­ство Еван­ге­лия о том, что Иуда был вором (Ин.12:6).

В рус­ском языке слово «пре­да­вать» может исполь­зо­ваться не только в зна­че­нии измены, но и пере­дачи. Какой из смыс­лов содер­жится в гре­че­ском еван­гель­ском тексте?

Глав­ное слово, обо­зна­ча­ю­щее пре­да­тель­ство Иуды Иска­ри­ота в Еван­ге­лиях, – глагол παραδίδωμι – имеет несколько смыс­ло­вых зна­че­ний, и рус­ский пере­вод этого слова может зву­чать как «пере­да­вать», так и «пре­да­вать», «выда­вать», «отда­вать (напри­мер, на смерть)». Для нрав­ствен­ной оценки поступка Иуды Иска­ри­ота эти нюансы не имеют боль­шого зна­че­ния (он и выдал Христа, «пере­дав» в руки тех, кто пришёл взять Его; и предал Его (изме­нил Ему). Однако в иных биб­лей­ских фраг­мен­тах глагол «пре­да­вать» исполь­зу­ется не в нега­тив­ном, а в воз­вы­шен­ном зна­че­нии. Бог пре­дает Сына Своего за всех нас (Рим.8:32); Сын Божий пре­дает Себя за людей (Гал.2:20; Еф.5:2,25)). В ново­за­вет­ном сви­де­тель­стве сов­ме­ща­ются нрав­ствен­ная оценка кон­крет­ного поступка Иуды Иска­ри­ота, совер­шен­ного по сво­бод­ной воле, и ука­за­ние на объ­ек­тив­ный смысл про­ис­хо­дя­щего.

В чем раз­ница между пока­я­нием Петра и рас­ка­я­нием Иуды?

Анализ подо­плеки греха Иуды и греха Петра при­во­дят, в конеч­ном счете, к про­ти­во­по­став­ле­нию этих еван­гель­ских пер­со­на­жей, один из кото­рых рас­ка­ялся, однако не пока­ялся в еван­гель­ском смысле «пере­мены ума» («мета­нойя») и, про­дол­жая пре­бы­вать в гре­хов­ном мраке, отча­ялся и уда­вился, а другой – плакал горько (Мф.26:75) и, испол­нен­ный любви ко Христу, прибег к Его мило­сер­дию, пока­ялся, был прощен, полу­чил Гос­подне бла­го­сло­ве­ние, стал пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лом и засви­де­тель­ство­вал свою вер­ность Гос­поду муче­ни­че­ской кон­чи­ной. Это гово­рит, прежде всего, о том, что между рас­ка­я­нием Иуды и пока­я­нием Петра суще­ствует кар­ди­наль­ная мета­фи­зи­че­ская раз­ница. Рас­ка­я­ние ока­зы­ва­ется лишь муками нечи­стой сове­сти, не ищущей и не чающей, однако, про­ще­ния, не веря­щей в Того, Кто имеет власть остав­лять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин.1:29). Рас­ка­я­ние, таким обра­зом, может настичь и неве­ру­ю­щего чело­века, но пока­я­ние про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно перед лицом Гос­под­ним, в пред­две­рии при­бли­зив­ше­гося Цар­ства Небес­ного. Покай­тесь; ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное (Мф.4:17) – с этими сло­вами Гос­подь выхо­дит на про­по­ведь после иску­ше­ния Его сата­ною в пустыне.

Как отно­ситься к так назы­ва­е­мому «Еван­ге­лию от Иуды»?

На про­тя­же­нии двух тысяч лет суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства мно­го­кратно имели место попытки посе­ять сомне­ния в души и сердца людей. Одной из таких попы­ток стало созда­ние во II–IV вв. гно­сти­че­ского апо­крифа, извест­ного как «Еван­ге­лие» Иуды. Счи­та­ется, что данное про­из­ве­де­ние было напи­сано на копт­ском языке. Оно вхо­дило в состав папи­рус­ного «Кодекса Чакос», най­ден­ного в Египте в 1978 г. Одна из целей этого сочи­не­ния — раз­мыть еван­гель­ский образ Иуды — злодея-пре­да­теля — и заме­нить его псев­до­е­ван­гель­ским.

Воз­можна ли «реа­би­ли­та­ция» Иуды?

Отно­ше­ние Церкви к Иуде как к послуш­нику диа­вола ясно обо­зна­чено и зафик­си­ро­вано в ико­но­гра­фии Страш­ного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа вос­про­из­во­дят его с мешоч­ком в руках (сим­во­ли­зи­ру­ю­щим коше­лек с трид­ца­тью среб­ре­ни­ками), сидя­щим на коле­нях у диа­вола; обоих охва­ты­вает адский огонь. Неслу­чайно перед евха­ри­сти­че­ской чашей пра­во­слав­ные хри­сти­ане про­из­но­сят: «Ни лоб­за­ние Ти дам, яко Иуда». Образ Иуды сохра­ня­ется в памяти Церкви как пример чело­века, пере­сту­пив­шего послед­нюю черту – ту, кото­рую чело­век ни при каких обсто­я­тель­ствах и ни за какие деньги не должен пере­сту­пать. За этой чертой – поги­бель, смерть.

Упо­ми­на­ния об Иуде в Новом Завете:^

 Еван­ге­лие по Матфею

Две­на­дцати же Апо­сто­лов имена суть сии: первый Симон, назы­ва­е­мый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеве­деев и Иоанн, брат его, Филипп и Вар­фо­ло­мей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, про­зван­ный Фад­деем, Симон Кана­нит и Иуда Иска­риот, кото­рый и предал Его. (Мф.10:2-4).

Тогда один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда Иска­риот, пошел к пер­во­свя­щен­ни­кам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они пред­ло­жили ему трид­цать сереб­рен­ни­ков; и с того вре­мени он искал удоб­ного случая пре­дать Его. В первый же день опрес­ноч­ный при­сту­пили уче­ники к Иисусу и ска­зали Ему: где велишь нам при­го­то­вить Тебе пасху? Он сказал: пой­дите в город к такому-то и ска­жите ему: Учи­тель гово­рит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с уче­ни­ками Моими. Уче­ники сде­лали, как пове­лел им Иисус, и при­го­то­вили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с две­на­дца­тью уче­ни­ками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас пре­даст Меня. Они весьма опе­ча­ли­лись, и начали гово­рить Ему, каждый из них: не я ли, Гос­поди? Он же сказал в ответ: опу­стив­ший со Мною руку в блюдо, этот пре­даст Меня; впро­чем Сын Чело­ве­че­ский идет, как писано о Нем, но горе тому чело­веку, кото­рым Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется: лучше было бы этому чело­веку не родиться. При сем и Иуда, пре­да­ю­щий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] гово­рит ему: ты сказал. (Мф.26:14-25).

Тогда при­хо­дит к уче­ни­кам Своим и гово­рит им: вы всё еще спите и почи­ва­ете? вот, при­бли­зился час, и Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется в руки греш­ни­ков; встаньте, пойдем: вот, при­бли­зился пре­да­ю­щий Меня. И, когда еще гово­рил Он, вот Иуда, один из две­на­дцати, пришел, и с ним мно­же­ство народа с мечами и кольями, от пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин народ­ных. Пре­да­ю­щий же Его дал им знак, сказав: Кого я поце­лую, Тот и есть, возь­мите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поце­ло­вал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подо­шли и воз­ло­жили руки на Иисуса, и взяли Его. (Мф.26:45-50).

Тогда Иуда, пре­дав­ший Его, увидев, что Он осуж­ден, и, рас­ка­яв­шись, воз­вра­тил трид­цать среб­ре­ни­ков пер­во­свя­щен­ни­кам и ста­рей­ши­нам, говоря: согре­шил я, предав кровь невин­ную. Они же ска­зали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив среб­ре­ники в храме, он вышел, пошел и уда­вился. Пер­во­свя­щен­ники, взяв среб­ре­ники, ска­зали: непоз­во­ли­тельно поло­жить их в сокро­вищ­ницу цер­ков­ную, потому что это цена крови. Сделав же сове­ща­ние, купили на них землю гор­шеч­ника, для погре­бе­ния стран­ни­ков; посему и назы­ва­ется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбы­лось речен­ное через про­рока Иере­мию, кото­рый гово­рит: и взяли трид­цать среб­ре­ни­ков, цену Оце­нен­ного, Кото­рого оце­нили сыны Изра­иля, и дали их за землю гор­шеч­ника, как сказал мне Гос­подь. (Мф.27:3-10).

Еван­ге­лие по Марку 

Поста­вил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеве­де­ева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанер­гес, то есть «сыны гро­мовы», Андрея, Филиппа, Вар­фо­ло­мея, Матфея, Фому, Иакова Алфе­ева, Фаддея, Симона Кана­нита и Иуду Иска­ри­от­ского, кото­рый и предал Его. (Мк.3:16-19).

И пошел Иуда Иска­риот, один из две­на­дцати, к пер­во­свя­щен­ни­кам, чтобы пре­дать Его им. Они же, услы­шав, обра­до­ва­лись, и обе­щали дать ему среб­ре­ники. И он искал, как бы в удоб­ное время пре­дать Его. (Мк.14:10-11).

И, когда они воз­ле­жали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, пре­даст Меня. Они опе­ча­ли­лись и стали гово­рить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из две­на­дцати, обма­ки­ва­ю­щий со Мною в блюдо. Впро­чем Сын Чело­ве­че­ский идет, как писано о Нем; но горе тому чело­веку, кото­рым Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется: лучше было бы тому чело­веку не родиться. (Мк.14:18-21).

И тотчас, как Он еще гово­рил, при­хо­дит Иуда, один из две­на­дцати, и с ним мно­же­ство народа с мечами и кольями, от пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков и ста­рей­шин. Пре­да­ю­щий же Его дал им знак, сказав: Кого я поце­лую, Тот и есть, возь­мите Его и ведите осто­рожно. И, придя, тотчас подо­шел к Нему и гово­рит: Равви́! Равви́! и поце­ло­вал Его. (Мк.14:43-45).

Еван­ге­лие по Луке

Когда же настал день, при­звал уче­ни­ков Своих и избрал из них две­на­дцать, кото­рых и наиме­но­вал Апо­сто­лами: Симона, кото­рого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Вар­фо­ло­мея, Матфея и Фому, Иакова Алфе­ева и Симона, про­зы­ва­е­мого Зило­том, Иуду Иако­влева и Иуду Иска­ри­ота, кото­рый потом сде­лался пре­да­те­лем. (Лк.6:13-16).

Вошел же сатана в Иуду, про­зван­ного Иска­ри­о­том, одного из числа две­на­дцати, и он пошел, и гово­рил с пер­во­свя­щен­ни­ками и началь­ни­ками, как Его пре­дать им. Они обра­до­ва­лись и согла­си­лись дать ему денег; и он обещал, и искал удоб­ного вре­мени, чтобы пре­дать Его им не при народе. (Лк.22:3-6).

Когда Он еще гово­рил это, появился народ, а впе­реди его шел один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда, и он подо­шел к Иисусу, чтобы поце­ло­вать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поце­лую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! цело­ва­нием ли пре­да­ешь Сына Чело­ве­че­ского? (Лк.22:47-48).

 Еван­ге­лие по Иоанну

Но есть из вас неко­то­рые неве­ру­ю­щие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неве­ру­ю­щие и кто пре­даст Его. (Ин.6:64).

Иисус отве­чал им: не две­на­дцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это гово­рил Он об Иуде Симо­нове Иска­ри­оте, ибо сей хотел пре­дать Его, будучи один из две­на­дцати. (Ин.6:70-71).

Тогда один из уче­ни­ков Его, Иуда Симо­нов Иска­риот, кото­рый хотел пре­дать Его, сказал: Для чего бы не про­дать это миро за триста дина­риев и не раз­дать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы забо­тился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денеж­ный ящик и носил, что туда опус­кали. (Ин.12:1-6).

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симо­нову Иска­ри­оту пре­дать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отхо­дит, встал с вечери, снял с Себя верх­нюю одежду и, взяв поло­тенце, пре­по­я­сался. (Ин.13:2-4).

Не о всех вас говорю; Я знаю, кото­рых избрал. Но да сбу­дется Писа­ние: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь ска­зы­ваю вам, прежде нежели то сбы­лось, дабы, когда сбу­дется, вы пове­рили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: при­ни­ма­ю­щий того, кого Я пошлю, Меня при­ни­мает; а при­ни­ма­ю­щий Меня при­ни­мает Послав­шего Меня. Сказав это, Иисус воз­му­тился духом, и засви­де­тель­ство­вал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас пре­даст Меня. Тогда уче­ники ози­ра­лись друг на друга, недо­уме­вая, о ком Он гово­рит. Один же из уче­ни­ков Его, кото­рого любил Иисус, воз­ле­жал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спро­сил, кто это, о кото­ром гово­рит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Гос­поди! кто это? Иисус отве­чал: тот, кому Я, обмак­нув кусок хлеба, подам. И, обмак­нув кусок, подал Иуде Симо­нову Иска­ри­оту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что дела­ешь, делай скорее. Но никто из воз­ле­жав­ших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то неко­то­рые думали, что Иисус гово­рит ему: купи, что нам нужно к празд­нику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. (Ин.13:18-30).

Когда Я был с ними в мире, Я соблю­дал их во имя Твое; тех, кото­рых Ты дал Мне, Я сохра­нил, и никто из них не погиб, кроме сына поги­бели, да сбу­дется Писа­ние. (Ин.17:12).

Знал же это место и Иуда, пре­да­тель Его, потому что Иисус часто соби­рался там с уче­ни­ками Своими. Итак Иуда, взяв отряд воинов и слу­жи­те­лей от пер­во­свя­щен­ни­ков и фари­сеев, при­хо­дит туда с фона­рями и све­тиль­ни­ками и ору­жием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отве­чали: Иисуса Назо­рея. Иисус гово­рит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, пре­да­тель Его. (Ин.18:2-5).

 Деяния апо­сто­лов

И в те дни Петр, став посреди уче­ни­ков, сказал (было же собра­ние чело­век около ста два­дцати): мужи братия! Над­ле­жало испол­ниться тому, что в Писа­нии пред­рек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, кото­рые взяли Иисуса; он был сопри­чис­лен к нам и полу­чил жребий слу­же­ния сего; но при­об­рел землю непра­вед­ною мздою, и когда низ­ри­нулся, рас­се­лось чрево его, и выпали все внут­рен­но­сти его; и это сде­ла­лось известно всем жите­лям Иеру­са­лима, так что земля та на оте­че­ствен­ном их наре­чии названа Акел­дама́, то есть земля крови. В книге же Псал­мов напи­сано: да будет двор его пуст, и да не будет живу­щего в нем; и: досто­ин­ство его да при­и­мет другой. (Деян.1:15-20).

И помо­ли­лись и ска­зали: Ты, Гос­поди, Серд­це­ве­дец всех, покажи из сих двоих одного, кото­рого Ты избрал при­нять жребий сего слу­же­ния и Апо­столь­ства, от кото­рого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. (Деян.1:24-25).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки