Тайная вечеря

***

Та́йная вече́ря (Мф.26:17–29; Мк.14:12–25; Лк.22:7–30; Ин.13–17) – пас­халь­ная тра­пеза (ужин) Спа­си­теля с уче­ни­ками-апо­сто­лами нака­нуне Его крест­ных стра­да­ний, в Вели­кий Чет­верг, во время кото­рой Он уста­но­вил Таин­ство При­ча­ще­ния (Евха­ри­стии), как бла­го­дат­ного сред­ства еди­не­ния веру­ю­щих с Богом и друг с другом, кото­рое совер­ша­ется ныне за бого­слу­же­нием, име­ну­е­мым Литур­гией.

Крат­кий пере­чень собы­тий Тайной вечери:

  1. Умо­ве­ние ног Иису­сом Хри­стом Своим уче­ни­кам;
  2. Гос­подь объ­яв­ляет о Своем пре­да­теле;
  3. Уста­нов­ле­ние таин­ства Евха­ри­стии;
  4. Гос­подь воз­ве­щает уче­ни­кам запо­ведь о любви;
  5. Пред­ска­за­ние Христа, что уче­ники соблаз­нятся о Нём в эту ночь;
  6. Обе­то­ва­ние о Святом Духе;
  7. Пер­во­свя­щен­ни­че­ская молитва Спа­си­теля Богу Отцу.

***

Если Евха­ри­стия была уста­нов­лена на Тайной вечере до Крест­ных стра­да­ний и смерти Спа­си­теля, то каким обра­зом мы при­ча­ща­емся тела вос­крес­шего Христа?

Как сле­дует из про­из­но­си­мой на Боже­ствен­ной Литур­гии молитвы, уча­стие в Таин­стве — уча­стие в Тайной вечере: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, при­част­ника мя приими». Но почему, если Тайная вечеря исто­ри­че­ски совер­ши­лась одна­жды, около двух тысяч лет тому назад, то и сего­дня веру­ю­щий молит Сына Божьего при­нять его участ­ни­ком Тайной вечери?

Как когда-то в Сион­ской гор­нице, так и сего­дня в каждом пра­во­слав­ном храме при­сут­ствует Гос­подь: неви­димо по Боже­ствен­ному есте­ству, и зримо — под видом хлеба и вина, в соот­вет­ствии с Его сло­вами: «Я есмь хлеб, сшед­ший с небес» (Ин.6:41). Как апо­столы при­ча­ща­лись тогда Тела и Крови Христа, так и совре­мен­ный веру­ю­щий при­ча­ща­ется Истин­ных Тела и Крови Хри­сто­вых. Как в Сион­ской гор­нице свя­щен­но­дей­ство­вал Гос­подь, так Он же свя­щен­но­дей­ствует и на совре­мен­ной Боже­ствен­ной Литур­гии, имея «свя­щен­ство непре­хо­дя­щее» (Евр.7:24), как «свя­щен­ник вовек по чину Мел­хи­се­дека» (Евр.7:17), «Пер­во­свя­щен­ник: святой, непри­част­ный злу, непо­роч­ный, отде­лен­ный от греш­ни­ков» (Евр.7:26).

В этом отно­ше­нии совер­ша­е­мое в наше время Таин­ство Евха­ри­стии есть по духу и содер­жа­нию та Тайная вечеря, что была совер­шена в Сион­ской гор­нице. В чём же отли­чие нынеш­ней Евха­ри­стии от той Тайной вечери?

На той Тайной вечере было совер­шено уста­нов­ле­ние Таин­ства Евха­ри­стии, кото­рое, после созда­ния Церкви, стало совер­шаться во всех хри­сти­ан­ских храмах. На той Тайной вечери апо­столы при­ча­ща­лись не как члены (уже создан­ной) Церкви, а как бли­жай­шие уче­ники и после­до­ва­тели Христа, в част­ном порядке (заме­тим, что на неко­то­рых ста­рин­ных хри­сти­ан­ских изоб­ра­же­ниях Воз­не­се­ния Гос­подня апо­столы пред­став­лены без нимбов (тогда как Бого­ро­дица с нимбом), поскольку это собы­тие пред­ше­ство­вало Соше­ствию Свя­того Духа в день Пяти­де­сят­ницы, кото­рый стал Днём рож­де­ния Церкви). Со вре­мени созда­ния Церкви воз­мож­ность при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн дана каж­дому пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину. Причём, хри­сти­ане при­ча­ща­ются уже про­слав­лен­ного, нетлен­ного, бес­смерт­ного, мак­си­мально обо­жен­ного Тела (и Крови) Христа (напом­ним, что и до Вос­кре­се­ния Хри­стос, как Чело­век, был обожен, но обожен настолько, насколько это было воз­можно для обла­да­теля тлен­ного Тела).

***

В молит­вах перед При­ча­стием есть слова: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, при­част­ника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лоб­за­ния Ти дам, яко Иуда, но яко раз­бой­ник испо­ве­даю Тя: помяни мя, Гос­поди, во цар­ствии Твоем.

О какой тайне здесь гово­рится, о каких врагах, и при чём тут Иуда?

Как известно, Иуда входил в круг бли­жай­ших уче­ни­ков Гос­пода Иисуса Христа. Наряду с дру­гими Его уче­ни­ками он был участ­ни­ком Тайной вечери, на кото­рой было утвер­ждено Таин­ство Евха­ри­стии, однако вместо того, чтобы, в резуль­тате, ещё теснее соеди­ниться с Гос­по­дом, он пошёл и… предал Его врагам.

Когда мы, во время Боже­ствен­ной Литур­гии, про­из­но­сим ука­зан­ные выше слова, мы испо­ве­дуем, что при­сту­паем к при­ча­ще­нию Тела и Крови Хри­сто­вых не с таким же настроем, какой был у Иуды-пре­да­теля, когда он участ­во­вал в Тайной вечере, а с кар­ди­нально про­ти­во­по­лож­ным духовно-нрав­ствен­ным настроем: испо­ве­дуем, что при­сту­паем к при­ча­ще­нию с искрен­ней верой в Иисуса Христа как в Воче­ло­ве­чив­ше­гося Сына Божьего, нашего Спа­си­теля, Иску­пи­теля, с верой в дей­ствен­ность Таин­ства Евха­ри­стии, с целью еди­не­ния с Богом (Ин.6:56) и ближ­ними (1Кор.10:17), с надеж­дой на дости­же­ние вечной бла­жен­ной жизни в Цар­стве Небес­ном (Ин.6:48–51).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки