Хилиазм

***

Хилиа́зм (от греч. χῑλιάς «тысяча»), или милленниали́зм и/или мил­ле­на­ризм (от лат. mille «тысяча» + лат. annus «год») – бого­слов­ское поня­тие и вместе с тем бого­слов­ская пози­ция неко­то­рых хри­сти­ан­ских писа­те­лей и групп веру­ю­щих, эсха­то­ло­ги­че­ское пред­став­ле­ние о том, что Гос­подь Иисус Хри­стос и хри­сти­ане будут пра­вить миром на про­тя­же­нии тысячи лет вплоть до наступ­ле­ния Страш­ного суда, после кото­рого будет новая земля и новое небо – Цар­ство Небес­ное.

Хили­азм не пред­став­ляет собой еди­ного моно­лит­ного учения и состоит из мно­же­ства част­ных мнений и толков. Напри­мер, ряд авто­ров при­дер­жи­ва­ется мнения, что между тыся­че­лет­ним цар­ством Христа и Страш­ным судом должна состо­яться битва с анти­хри­стом и сата­ной, а другие авторы опро­вер­гают эту  точку зрения или не упо­ми­нают о ней. Ран­не­цер­ков­ный хили­азм был осно­ван на невер­ной интер­пре­та­ции тек­стов Свя­щен­ного Пре­да­ния, более позд­ние мил­ле­на­ри­сти­че­ские док­трины заро­ди­лись уже в рамках про­те­стан­тизма. В отли­чие от позд­него евро­пей­ского, тра­ди­ци­он­ный ран­не­хри­сти­ан­ский хили­азм являлся лишь част­ным бого­слов­ским мне­нием отдель­ных авто­ров и уже после Вто­рого Все­лен­ского собора (381 г.) и осуж­де­ния учения Апол­ли­на­рия Лаоди­кий­ского о тыся­че­лет­нем цар­стве, это учение было отверг­нуто пол­но­той Пра­во­слав­ной Церкви. Хили­азм и более позд­ний про­те­стант­ский мил­ле­на­ризм оши­бочны в веро­учи­тель­ном смысле слова.

В мил­ле­на­ризме условно выде­ля­ется две группы пози­ций – пре­мил­ле­на­ризм (в свою оче­редь под­раз­де­ля­ется на пост­три­бу­ла­ци­о­низм и пре­три­бу­ла­ци­о­низм), пост­мил­ле­на­ризм; пози­ция, про­ти­во­по­лож­ная мил­ле­на­ризму, назы­ва­ется амил­ле­на­ризм.

На про­тя­же­нии всей исто­рии Пра­во­слав­ной Церкви хили­азм и мил­ле­на­ризм вос­при­ни­ма­лись неод­но­значно и данное учение явля­лось по боль­шей части мар­ги­наль­ным, то есть раз­де­ля­лось неко­то­рыми подчас ради­каль­ными или закры­тыми груп­пами веру­ю­щих, нежели было веду­щей, гос­под­ство­вав­шей веро­учи­тель­ной пози­цией. Для дони­кей­ского пери­ода гово­рить о нор­ма­тив­ном цер­ков­ном дог­ма­ти­че­ском бого­сло­вии невоз­можно, именно поэтому в этот период, с одной сто­роны, идеи хили­азма были доста­точно попу­лярны (хили­а­сти­че­ские идеи можно найти в трудах таких цер­ков­ных авто­ров как ап. Вар­нава, Папий, св. Иустин, св. Ириней, св. Иппо­лит Рим­ский, св. Мефо­дий Патар­ский, Тер­тул­лиан), а с другой сто­роны, широко были пред­став­лены и аль­тер­на­тив­ные бого­слов­ские пози­ции.

После Вто­рого Все­лен­ского собора 381 бук­ва­лист­ское тол­ко­ва­ние «Тыся­че­лет­него цар­ства Христа» в Пра­во­слав­ной Церкви, как пра­вило, отвер­га­лось. В основе такого отвер­же­ния лежит пра­во­слав­ное учение о Церкви – земной воин­ству­ю­щей и Небес­ной тор­же­ству­ю­щей и на пони­ма­нии хри­сти­ан­ской эпохи от пер­вого до Вто­рого при­ше­ствия Христа как «Тыся­че­лет­него цар­ства». Эта точка зрения харак­терна, в част­но­сти, для таких авто­ров как свт. Иоанн Зла­то­уст, прп. Ефрем Сирин, прп. Иосиф Волоц­кий, свт. Димит­рий Ростов­ский и свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) и многих других.

Хили­азм в Библии

Поня­тие «Тыся­че­лет­него цар­ства», кото­рое явля­ется базо­вой кате­го­рией для хили­азма, отсут­ствует в Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета. Лишь в неко­то­рых местах, напри­мер, в книге про­рока Дани­ила (Дан. 2:44), можно найти упо­ми­на­ния о том, что Гос­подь создаст «вечное цар­ство» или «цар­ство, кото­рое вовеки не раз­ру­шится». Однако же, в Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета при­сут­ствует ряд упо­ми­на­ний об особом вре­мени все­об­щего бла­го­ден­ствия веру­ю­щих (Ис.65:17–25; Ис.16:4; Мих.4:1 и пр.). Опи­са­ние этого пери­ода вре­мени во всех случая имеет эсха­то­ло­ги­че­ский отте­нок и свя­зано, так или иначе, с Судом Божиим и при­ше­ствием Мессии. Ука­зан­ный период не может быть страш­ным или ужас­ным для пра­вед­ни­ков, наобо­рот, в ряде мест данный период вре­мени опи­сы­ва­ется как время сча­стья и бла­го­по­лу­чия (Ис.35:5), время без войн (Ис.2:4), время тор­же­ства пра­вед­ных и верных запо­ве­дям Божиим (Ис.51:11). Осно­вой мил­ле­на­рист­ского бого­слов­ского рас­суж­де­ния явля­ется 20‑я глава книги Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова: «И увидел я пре­столы и сидя­щих на них, кото­рым дано было судить, и души обез­глав­лен­ных за сви­де­тель­ство Иисуса и за слово Божие, кото­рые не покло­ни­лись зверю, ни образу его, и не при­няли начер­та­ния на чело своё и на руку свою. Они ожили и цар­ство­вали со Хри­стом тысячу лет» (Откр. 20:4). На про­тя­же­нии всей главы устой­чи­вое выра­же­ние (τὰ χίλια ἔτη – тысяча лет) встре­ча­ется шесть раз.

Хили­азм в раннем хри­сти­ан­стве

Хили­азм в раннем хри­сти­ан­стве тесно связан с иудей­ским хили­аз­мом Меж­за­вет­ного пери­ода. И если иудей­ский хили­азм был связан с лич­но­стью Мессии, кото­рый, по мнению иудеев, должен был вос­ста­но­вить Иудей­ское цар­ство эпохи царя Давида, то ран­не­хри­сти­ан­ский хили­азм спро­еци­ро­вал подоб­ное ожи­да­ние, но уже на Второе при­ше­ствие Иисуса Христа. По сви­де­тель­ству Евсе­вия Кеса­рий­ского, идеи хили­азма в раннем хри­сти­ан­стве свя­заны с вли­я­нием учения гно­стика Керинфа, однако, у многих иных авто­ров первых веков хри­сти­ан­ства мы также можем встре­тить упо­ми­на­ния о Тыся­че­лет­нем цар­стве. Так, напри­мер, Папий Иера­поль­ский (ок. 70–155 (165) гг.) писал: «После вос­кре­се­ния мёрт­вых насту­пит Тыся­че­лет­нее цар­ство, когда Хри­стос уста­но­вит Своё Цар­ство на земле» («Фраг­мент VI»), также и Иустин Муче­ник (ок. 100–165 гг.) писал: «Я и другие здра­во­мыс­ля­щие во всем хри­сти­ане знаем, что будет вос­кре­се­ние тела и тыся­че­ле­тие в Иеру­са­лиме, кото­рый устро­ится, укра­сится и воз­ве­ли­чится» («Диалог с Три­фо­ном иудеем», гл. 80). Вместе с тем, многие авторы первых веков хри­сти­ан­ства высту­пали против хили­азма, напри­мер, свт. Дио­ни­сий Алек­сан­дрий­ский, прп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин, Ориген, свт. Гри­го­рий Нис­ский, свт. Гри­го­рий Бого­слов и пр.

Свя­то­оте­че­ский хили­азм

Ранние хри­сти­ан­ские авторы довольно часто упо­ми­нают о Тыся­че­лет­нем цар­стве, но подчас орга­нично встро­ить хили­азм в бого­слов­ское миро­воз­зре­ние того или иного автора бывает доста­точно сложно из-за недо­статка тек­стов. Одно­вре­менно с этим, для ранней Церкви было харак­терно раз­де­ле­ние хили­азма на чув­ствен­ный и духов­ный. Духов­ный хили­азм отвер­гал появ­ле­ние неко­его кон­крет­ного госу­дар­ства под управ­ле­нием Христа, Тыся­че­лет­нее цар­ство тол­ко­ва­лось воз­вы­шенно, менее чув­ственно, чем у гно­сти­ков, и именно в таком виде оно встре­ча­ется в рабо­тах Папия Иера­поль­ского, свт. Иринея Лион­ского, св. Иустина Муче­ника.

Чув­ствен­ный хили­азм в свою оче­редь раз­ра­ба­ты­вался уже упо­мя­ну­тыми выше гно­сти­ком Керин­фом и Апол­ли­на­рием Лаоди­кий­ским. В даль­ней­шем именно чув­ствен­ный хили­азм отвер­гался мно­гими свя­тыми отцами, в то время как духов­ный хили­азм неко­то­рыми отцами при­ни­мался.

Прямо отвер­гали идею о земном Тыся­че­лет­нем цар­стве свт. Гри­го­рий Бого­слов, блж. Фео­до­рит Кир­ский, свт. Гри­го­рий Нис­ский. Свт. Гри­го­рий Бого­слов писал: «Отсюда про­изо­шли у них новое иудей­ство, тыся­че­лет­нее ни на чем не осно­ван­ное насла­жде­ние в раю и мнение, что мы опять вос­при­мем почти то же и для того же упо­треб­ле­ния, что имеем теперь» (Посла­ние 4‑е, к Кле­до­нию, против Апол­ли­на­рия второе). «У них есть и это, не знаю откуда взятое, какое-то новое иудей­ство – бредни о тыся­че­ле­тии, порож­де­нии язы­че­ского упо­е­ния и заблуж­де­ния» («Пес­но­пе­ния таин­ствен­ные», «К себе самому»). Другие отцы под­чер­ки­вали несов­ме­сти­мость хили­азма с цер­ков­ным веро­уче­нием. Прп. Ефрем Сирин писал: «Ужели пра­вед­ники после тыся­че­лет­него цар­ство­ва­ния со Хри­стом снова пред­ста­нут на суд? Да не будет сего… Вос­крес­шие пра­вед­ники уже не уми­рают, чтобы имело место третье вос­кре­се­ние» («О пока­я­нии»), Святой отец хри­сти­ан­ского Запада блж. Иеро­ним также пока­зы­вал неод­но­знач­ность дан­ного учения: «Если мы будем сле­до­вать плот­скому тол­ко­ва­нию, необ­хо­димо согла­ситься с иудей­скими выдум­ками, что Иеру­са­лим будет вновь отстроен, и в храме будут при­но­ситься жертвы, и, после отмены духов­ного почи­та­ния, будут соблю­даться плот­ские риту­алы» (Ep. 59.3.).

Хили­азм в твор­че­стве святых отцов пред­став­лял част­ное бого­слов­ское мнение и не являлся частью цер­ков­ного веро­уче­ния.

Сред­не­ве­ко­вый хили­азм

В Сред­ние века хили­азм был рас­про­стра­нен пре­иму­ще­ственно среди отдель­ных, как пра­вило, ере­ти­че­ских дви­же­ний внутри Пра­во­слав­ной Церкви. Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция скла­ды­ва­лась и в като­ли­цизме.

Наи­бо­лее извест­ным рас­про­стра­ни­те­лем и попу­ля­ри­за­то­ром хили­азма в этот период стал калаб­рий­ский аббат Иоахим Флор­ский (1132–1201), кото­рый раз­ра­ба­ты­вал учение о хри­сти­ан­стве Тре­тьего Завета. Согласно этому учению, исто­рия чело­ве­че­ства раз­де­ля­ется на Ветхий Завет (Цар­ство Бога-Отца), Новый Завет (Цар­ство Бога-Сына) и Третий Завет (Цар­ство Свя­того Духа). Третий Завет как раз и должен был стать, по мнению Иоахима Флор­ского, пери­о­дом Тыся­че­лет­него цар­ства. IV Лате­ран­ский собор Римо-Като­ли­че­ской церкви окон­ча­тельно осудил данное учение как ересь, что кос­венно повли­яло на нега­тив­ное като­ли­че­ские вос­при­я­тие всего хили­азма в целом в после­ду­ю­щие века в като­ли­че­ском бого­сло­вии.

Пре­мил­ле­на­ризм

Пред­ста­ви­тели пре­мил­ле­на­ризма верят, что Тыся­че­лет­нее цар­ство насту­пит после Вто­рого при­ше­ствия Христа, кото­рому будет пред­ше­ство­вать период Вели­кой скорби. После окон­ча­ния тыся­че­ле­тия жизни со Хри­стом про­изой­дет Страш­ный суд над сата­ной и его при­спеш­ни­ками, а затем – вечное Божие Цар­ство. Данное пред­став­ле­ние также назы­ва­ется пост­три­бу­ла­ци­о­низ­мом или исто­ри­че­ским, клас­си­че­ским пре­мил­ле­на­риз­мом. Другая, более бук­валь­ная, интер­пре­та­ция пре­мил­ле­на­ризма назы­ва­ется диспен­са­ци­о­на­лист­ским или диспен­са­ци­о­наль­ным пре­мил­ле­на­риз­мом (от англ. dispensation – рас­пре­де­ле­ние, период) и заклю­ча­ется в том, что перед пери­о­дом Вели­кой скорби Хри­стос совер­шит Свое при­ше­ствие за Цер­ко­вью (Вос­хи­ще­ние Церкви) и затем, уже в конце Вели­кой скорби, Хри­стос придет второй раз, но уже с Цер­ко­вью и насту­пит Тыся­че­лет­нее цар­ство, кото­рое завер­шится Страш­ным судом и после­ду­ю­щей веч­но­стью для пра­вед­ни­ков в Цар­ствие Небес­ном. В исто­ри­че­ском пре­мил­ле­на­ризме не про­во­дится бого­слов­ского раз­ли­чия между Изра­и­лем и Цер­ко­вью, именно поэтому в пред­став­ле­нии клас­си­че­ских пре­мил­ле­на­ри­стов Изра­иль также будет воз­рож­ден и вос­ста­нов­лен после Вели­кой скорби.

Пост­мил­ле­на­ризм

Родо­на­чаль­ни­ком пост­мил­ле­на­ризма явля­ется англи­кан­ский про­по­вед­ник и бого­слов Дани­эль Уитби (1638–1726). В про­ти­во­вес пре­мил­ле­на­ри­стам бого­словы-пост­мил­ле­на­ри­сты утвер­ждают, что Тыся­че­лет­нее цар­ство пред­ше­ствует Вто­рому при­ше­ствию Христа и Страш­ному суду. При этом поня­тие о «тыся­че­лет­нем» цар­стве не всегда тол­ку­ется бук­вально, иногда просто ука­зы­ва­ется неко­то­рое доста­точно про­дол­жи­тель­ное время бла­го­ден­ствия веру­ю­щих. В основе пост­мил­ле­на­ризма лежит идея о повсе­мест­ном рас­про­стра­не­нии Еван­ге­лия и доми­ни­ро­ва­нии хри­сти­ан­ских элит и хри­сти­ан­ских обществ во всем мире. Именно таким обра­зом, по мнению пост­мил­ле­на­ри­стов, про­изой­дет в конеч­ном итоге наступ­ле­ние цар­ства Христа.

Отно­ше­ние к хили­азму совре­мен­ных хри­стиан

Боль­шин­ство совре­мен­ных хри­сти­ан­ских церк­вей и общин, в том числе пра­во­слав­ные и като­лики, при­дер­жи­ва­ются амил­ле­на­рист­кой пози­ции, то есть – отри­цают хили­азм. Пост­мил­ле­на­рист­ские и пре­мил­ле­на­рист­ские убеж­де­ния попу­лярны среди про­те­стант­ских дено­ми­на­ций позд­него про­ис­хож­де­ния и неко­то­рых пост­хри­сти­ан­ских сект (напри­мер, сви­де­те­лей Иеговы*). Отдель­ные группы веру­ю­щих раз­де­ляют диспен­са­ци­о­на­лист­ские пози­ции, как напри­мер, мес­си­ан­ские иудеи, однако нет осно­ва­ний гово­рить о широ­ком рас­про­стра­не­нии этих взгля­дов среди совре­мен­ных хри­стиан. Тем не менее, идеи о тысы­че­лет­нем цар­стве ока­зы­вали и ока­зы­вают зна­чи­тель­ное вли­я­ние на совре­мен­ную севе­ро­аме­ри­кан­скую куль­туру и поли­тику. Отдель­ные диспен­са­ци­о­на­лист­ские идеи можно найти в совре­мен­ных бап­тист­ских веро­учи­тель­ных доку­мен­тах. 

Про­чими же хри­сти­а­нами (т.е. амил­ле­на­ри­стами) тыся­че­лет­нее цар­ство трак­ту­ется алле­го­ри­че­ски как период, в кото­рый хри­сти­ане нахо­дятся в наи­бо­лее бла­го­при­ят­ных для про­по­веди Еван­ге­лия усло­виях. Цар­ство Христа и Его прав­ле­ние также пони­ма­ется как прав­ле­ние небес­ное, духов­ное, а не мате­ри­аль­ное. Стихи из 20‑й главы книги Откро­ве­ния пони­ма­ются не иначе как прав­ле­ние со Хри­стом уже умер­ших хри­стиан, святых, пре­бы­ва­ю­щих на небе­сах. Для амил­ле­на­ризма харак­терно ожи­да­ние не только Вто­рого при­ше­ствия, но и ожи­да­ние Вели­кой скорби, а также при­ше­ствия Анти­хри­ста.

Нетрудно заме­тить, что для амил­ле­на­ризма и пре­мил­ле­на­ризма харак­терна нега­тив­ная оценка исхода чело­ве­че­ской исто­рии, а после­ду­ю­щее воз­да­я­ние пра­вед­ни­кам с пози­ций этих под­хо­дов выгля­дит как избав­ле­ние от муче­ний. В свою оче­редь пост­мил­ле­на­рист­ский взгляд, наобо­рот, опти­ми­сти­чен и Второе при­ше­ствие, и Страш­ный суд, в рамках такой стра­те­гии осмыс­ле­ния идеи о Тыся­че­лет­нем цар­стве выгля­дят как логич­ный итог пер­вого при­ше­ствия Христа и в целом раз­ви­тия исто­рии чело­ве­че­ства.

Пра­во­слав­ная трак­товка

Совре­мен­ное Пра­во­сла­вие отвер­гает хили­азм. Под Тыся­че­лет­ним цар­ством пра­во­слав­ная экзе­ге­тика под­ра­зу­ме­вает неко­то­рый довольно про­дол­жи­тель­ный период от пер­вого при­ше­ствия Гос­пода Иисуса Христа и вплоть до кон­чины мира. Под «первым вос­кре­се­нием» под­ра­зу­ме­ва­ется духов­ное воз­рож­де­ние, полу­ча­е­мое в таин­стве Кре­ще­ния. В част­но­сти, прот. Олег Давы­ден­ков в своем учеб­нике по дог­ма­ти­че­скому бого­сло­вию пишет: «Под тыся­че­лет­ним цар­ством пра­во­слав­ные экзе­геты пони­мают неопре­де­лен­ный, но про­дол­жи­тель­ный период вре­мени от начала бла­го­дат­ного цар­ства Церкви Хри­сто­вой и до кон­чины мира. При этом под «первым вос­кре­се­нием» име­ется в виду духов­ное воз­рож­де­ние людей в жизнь вечную во Христе в Таин­стве Кре­ще­ния, совер­ша­е­мого в Церкви Хри­сто­вой, кото­рое также иногда име­ну­ется вос­кре­се­нием (см.: Кол.3:1; Еф.2:5–6, 5:14). Вре­мен­ное осво­бож­де­ние диа­вола из тем­ницы на малое время озна­чает явле­ние на земле анти­хри­ста неза­долго до кон­чины мира, за кото­рой после­дует Все­об­щий и послед­ний суд»[1].

Хили­азм (мил­ле­на­ризм) не может быть принят пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами вслед­ствие:

  1. невоз­мож­но­сти при­зна­ния двух вос­кре­се­ний  (Гос­подь учил лишь об одном вос­кре­се­нии);
  2. невоз­мож­но­сти при­зна­ния двух Страш­ных судов (Гос­подь опять же учит лишь об одном суде);
  3. невоз­мож­но­сти при­зна­ния осо­бого при­ше­ствия Христа прежде Страш­ного суда ради зем­ного прав­ле­ния миром;
  4. невоз­мож­но­сти при­зна­ния неко­его осо­бого Тыся­че­лет­него цар­ства Христа уже в этом мире, отлич­ного от Цар­ства Небес­ного.

При­ме­ча­ние:

[1] Давы­ден­ков О., прот. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки