Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа

свя­щен­ник Марк
храм Вла­херн­ской иконы Божией Матери в Кузь­мин­ках, г. Москва,
закон­чил мос­ков­скую Духов­ную Семи­на­рию и Ака­де­мию, кан­ди­дат бого­сло­вия

Оглав­ле­ние


Виньетка


Работа посвя­щена поле­мике с сек­тан­тами, в первую оче­редь со сви­де­те­лями Иеговы. Просто и доступно изло­жены дока­за­тель­ства из Библии Боже­ствен­ного досто­ин­ства Христа и Свя­того Духа. Осо­бен­ность работы состоит в спе­ци­аль­ной под­борке Биб­лей­ских тек­стов, при­во­ди­мых в каче­стве аргу­мен­тов: они подо­браны таким обра­зом, что сохра­няют свою дей­ствен­ность и при исполь­зо­ва­нии сек­тан­тами отлич­ных от рус­ского Сино­даль­ного пере­вода изда­ний Библии. Известно, что сек­танты часто поль­зу­ются не Сино­даль­ной Биб­лией, а своим соб­ствен­ным пере­во­дом, или какими-либо дру­гими про­те­стант­скими изда­ни­ями, где многие клю­че­вые биб­лей­ские тексты, под­твер­жда­ю­щие пра­во­слав­ные дог­маты и тра­ди­ци­онно вклю­чен­ные в дог­ма­ти­че­ские учеб­ники, бывают пере­ве­дены иначе. По этой при­чине вполне убе­ди­тель­ными для них могут быть только те тексты, кото­рые в про­те­стант­ских и сек­тант­ских изда­ниях пере­ве­дены точно так же, как в рус­ской Сино­даль­ной Библии. Именно такие тексты пре­иму­ще­ственно и были исполь­зо­ваны при напи­са­нии данной работы.

^ Библия о Боже­стве Христа и Свя­того Духа

Биб­лей­ское Откро­ве­ние учит нас, что Бог, Творец все­лен­ной, есть, во-первых, Бог Единый и, кроме Него, дру­гого бога нет. Во-вторых, оно учит, что Единый Бог, кроме Кото­рого дру­гого бога нет, позна­ется и суще­ствует в Трех Лицах, как Бог Троица – Отец, Сын и Святой Дух, Кото­рые не суть три Бога, но Единый Бог, кроме Кото­рого дру­гого бога нет. Учение о Три­еди­ном Боге до конца непо­сти­жимо для чело­ве­че­ского ума, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Так учит Цер­ковь Хри­стова, явля­ю­ща­яся, по словам апо­стола Павла, стол­пом и утвер­жде­нием истины (1Тим.3:15), и о кото­рой ска­зано, что силы ада ее не одо­леют (Мф.16:18). Так учит нас и Библия, многие тексты кото­рой при­от­кры­вают нам эту Боже­ствен­ную тайну. Рас­смот­рим сна­чала места Свя­щен­ного Писа­ния, под­твер­жда­ю­щие, что Сын Божий, став­ший Хри­стом ради спа­се­ния людей, есть Истин­ный Бог, совер­шенно равный по Своей при­роде Богу Отцу [1].

^ I. Тексты Библии, под­твер­жда­ю­щие, что Иисус Хри­стос есть истин­ный Бог, равный Богу Отцу

Свя­щен­ное Писа­ние назы­вает Христа Сыном Божиим. Это озна­чает, что Он родился от Бога. Родился до того, как стал чело­ве­ком, до того, как был сотво­рен мир, до того, как пошло земное время. Уже из одного этого можно ска­зать, что Сын Божий есть Бог. Почему? Потому что эле­мен­тар­ный здра­вый смысл нам гово­рит, что от рыбы рож­да­ется рыба, от птицы рож­да­ется птица, от чело­века рож­да­ется чело­век, а потому и от Бога рож­да­ется Бог и никто другой. Не может чело­век родить птицу, а рыба не может родить чело­века. Точно так же и Бог – Он рож­дает Бога, рав­ного Самому Себе. Подоб­ные отно­ше­ния бывают и у людей: в обыч­ной чело­ве­че­ской семье сын имеет точно такую же при­роду, как и отец, он во всем равен отцу. Пускай сейчас он еще мла­де­нец, однако потен­ци­ально сын явля­ется наслед­ни­ком имения своего отца, он имеет закон­ные права на наслед­ство, вступ­ле­ние во вла­де­ние кото­рым есть только вопрос вре­мени [2].

Таким обра­зом, даже и у людей, в усло­виях зем­ного вре­мени, сын по своему досто­ин­ству во всем равен отцу. Тем более такое равен­ство имеет место там, где рож­да­ется Сын Божий от Отца, – то есть в веч­но­сти. Ибо в веч­но­сти нет вре­мени, нет изме­не­ния воз­раста, и потому Хри­стос, рож­да­ю­щийся от Отца пред­вечно, то есть до того, как пошло земное время, всегда равен Отцу и во всем имеет равное с Ним досто­ин­ство [3]. И нужно ска­зать, что именно так и поняли иудеи про­по­ведь Христа о том, что Он явля­ется Сыном Небес­ного Отца. В Еван­ге­лии от Иоанна читаем: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нару­шал суб­боту, но и Отцем Своим назы­вал Бога, делая Себя равным Богу» (Ин.5:18).

Итак, из того, что Хри­стос есть Сын Божий, непре­ложно сле­дует, что Он есть истин­ный Бог, равный Отцу. Напрасно воз­ра­жают неко­то­рые, что сынами Божи­ими в Библии много раз названы и Ангелы и люди: «…когда все сыны Божии вос­кли­цали от радо­сти…» (Иов.38:7); «Я сказал: вы – боги, и сыны Все­выш­него все вы; но вы умрете, как чело­веки…» (Пс.81:6), «…веру­ю­щим во Имя Его, дал власть быть чадами Божи­ими» (Ин.1:12) и мн. др. Однако во всех этих слу­чаях речь идет совсем о другом – об усы­нов­ле­нии Богу по Бла­го­дати, а не о при­род­ном сынов­стве, не о равен­стве по сущ­но­сти. Да, Ангелы и пра­вед­ные люди могут быть названы сынами Божи­ими, и даже богами, но не в соб­ствен­ном смысле этого слова, а лишь по при­ча­стию и при­бли­же­нию своему к Богу, по усы­нов­ле­нию, по Бла­го­дати. При­ме­ни­тельно же ко Христу выра­же­ние «Сын Божий» упо­треб­лено в соб­ствен­ном смысле этого слова – то есть Он явля­ется Сыном Божиим, оди­на­ко­вым с Отцом по общей Боже­ствен­ной при­роде, по единой Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Откуда это видно? Это видно из того, что Хри­стос назван в Библии Еди­но­род­ным: «… неве­ру­ю­щий уже осуж­ден, потому что не уве­ро­вал во имя Еди­но­род­ного Сына Божия» (Ин.3:18) [4]. Слово «еди­но­род­ный сын» (греч. ο μονογενής υιός) при­ме­ни­тельно к людям озна­чает «един­ствен­ный сын» и упо­треб­ля­ется тогда, когда у отца только один сын и больше нет детей. Поэтому выра­же­ние «Еди­но­род­ный Сын Божий» озна­чает, что у Бога Отца есть только один Сын в соб­ствен­ном смысле этого слова. Этот Сын, когда пришло время, вопло­тился и стал Чело­ве­ком – Иису­сом Хри­стом. Вот почему в Библии ни к каким Анге­лам, ни к каким пра­вед­ни­кам – там, где их име­нуют сынами Божи­ими – термин «еди­но­род­ный» нико­гда не при­ла­га­ется. Хри­стос есть Сын Божий в сущ­ностно и прин­ци­пи­ально другом смысле этого слова, чем Ангелы и пра­вед­ники. Об этом гово­рит апо­стол Павел: «…кому когда из Анге­лов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? (Евр.1:5)

Далее, о пред­веч­ном рож­де­нии Христа у про­рока Давида ска­зано: «…из чрева прежде ден­ницы подобно росе рож­де­ние Твое» (Пс.109:3). Ни о каких Анге­лах, ни о людях Библия так нико­гда не гово­рит. Ангелы и люди были сотво­рены из ничего, а Сын Божий рож­да­ется «из чрева» Отца. Выра­же­ние «из чрева» (евр. מרחם) озна­чает «из груди», «из сердца», «из внут­рен­ней сущ­но­сти», – подобно тому, как у людей мать рож­дает мла­денца. Мла­де­нец, как уже гово­ри­лось, явля­ется закон­ным наслед­ни­ком матери и по своей сущ­но­сти и досто­ин­ству равен ей. Точно так же и Сын Божий, рож­да­ясь из сердца Отца, имеет с Ним одну и ту же Боже­ствен­ную при­роду и равное Боже­ствен­ное досто­ин­ство [5].

Библия и во многих других местах пол­но­стью под­твер­ждает рож­де­ние Сына Божия из самой сущ­но­сти Отца и полное един­ство и равен­ство Сына и Отца. Вот, напри­мер, слова Самого Христа, Кото­рый о Своих отно­ше­ниях с Отцом гово­рит: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), то есть одно суще­ство, одна при­рода, одно Боже­ство. И в другом месте Он гово­рит: «Видев­ший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Также и апо­стол Павел сви­де­тель­ствует о Христе, что «В Нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно» (Кол.2:9). Кто из тво­ре­ний Божиих может ска­зать о себе, что в нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства? Никто. Даже самые высшие Архан­гелы – Михаил, Гав­риил и другие не могут о себе так ска­зать. Они, конечно, при­частны к Богу, близки к Нему, но всю пол­ноту Боже­ства они вме­стить не могут. Ничто сотво­рен­ное не может вме­стить и поне­сти всю пол­ноту Боже­ства. Вся пол­нота Боже­ства может пре­бы­вать только в Истин­ном Боге и ни в ком другом. Если же во Христе она пре­бы­вает, то это может озна­чать только одно: Хри­стос есть Истин­ный Бог.

А вот извест­ный всем первый стих Еван­ге­лия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть» (Ин.1:1). Ска­зано совер­шенно ясно: Слово (греч. Λόγος – Логос) есть Бог. Тот Самый Бог, Творец и Созда­тель, Сотво­рив­ший небо и землю, как об этом повест­вуют (очень, кстати, созвуч­ные рас­смат­ри­ва­е­мым Еван­гель­ским словам) первые строки Библии: «В начале сотво­рил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Еван­ге­лист Иоанн гово­рит о Слове, что Оно было «в начале». В книгах Свя­щен­ного Писа­ния выра­же­ние «в начале» часто ука­зы­вает на начало бытия мира [6]. В таком именно смысле оно упо­треб­ля­ется, несо­мненно, и здесь. И отсюда сле­дует, что в начале, когда Бог начал тво­рить все, – в этом самом «начале», Слово уже было. Один тол­ко­ва­тель Библии, ком­мен­ти­руя это место, гово­рит: «Слова еван­ге­ли­ста имеют такой смысл: Слово было уже, когда начи­нал устро­яться мир, то есть Слово было до устро­е­ния мира, если же Слово было прежде мира, то значит, что Оно было прежде вре­мени, ибо начало мира есть вместе и начало вре­мени, прежде сло­же­ния мира не было вре­мени; а бывшее прежде вре­мени было от веч­но­сти, сле­до­ва­тельно, бытие Слова – вечное, без­на­чаль­ное. А что не имеет начала своего бытия, то не может иметь и конца; сле­до­ва­тельно, бытие Слова в полном смысле вечное – без­на­чаль­ное и бес­ко­неч­ное». Такое бытие, конечно, может иметь только Бог и именно о таком Своем Боже­ствен­ном бытии сви­де­тель­ствует Сам Хри­стос, когда, напри­мер, гово­рит сле­ду­ю­щее: «И ныне про­славь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, кото­рую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5).

Неко­то­рые, однако, утвер­ждают, что слово «Бог» упо­треб­лено у еван­ге­ли­ста Иоанна (Ин.1:1) не в соб­ствен­ном смысле этого слова, что есть один только истин­ный Бог – это Бог Отец, тогда как вопло­тив­шийся и став­ший Хри­стом Бог Слово не явля­ется равным Ему Богом. Для дока­за­тель­ства этого они ссы­ла­ются обычно на те места Библии, где о Христе гово­рится как будто бы как о Суще­стве, под­чи­нен­ном Богу Отцу. Так, напри­мер, они при­во­дят текст Еван­ге­лия, где Хри­стос гово­рит: «Отец Мой более Меня» (Ин.14:28). Также они ука­зы­вают и на слова апо­стола Павла: «Вся­кому мужу глава Хри­стос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3). Однако сле­дует знать, что эти слова Свя­щен­ного Писа­ния не только не опро­вер­гают, а, напро­тив, под­твер­ждают Боже­ствен­ную при­роду Христа и Его полное равен­ство с Богом Отцом. Дей­стви­тельно, если мы вду­ма­емся в при­ве­ден­ные слова апо­стола, то на при­мере отно­ше­ний мужа и жены нам будет видно, что хотя муж, бес­спорно, и явля­ется главой жены, однако это отнюдь не озна­чает, что жена, по срав­не­нию с мужем, есть суще­ство низшей при­роды. Жена по своей при­роде, по своему досто­ин­ству равна своему мужу, и более того, не просто равна, а едина с ним. Ведь Библия учит, что муж и жена – это одна плоть, они едины и вдвоем состав­ляют одну при­роду, как об этом сказал Гос­подь: «…оста­вит чело­век отца своего и мать свою и при­ле­пится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24). Итак, рас­суж­даем: муж – это чело­век? – Да. Муж – глава жены? – Да. Но ведь, несмотря на это, и жена – тоже чело­век? – Да. Сле­до­ва­тельно, и муж, и жена – оба люди, они равны и имеют одну при­роду, одно и то же чело­ве­че­ское досто­ин­ство. Но при всем при этом муж – глава жены. По ана­ло­гии с этим сле­дует мыс­лить и об отно­ше­ниях Христа с Небес­ным Отцом: Отец – это Бог? – Да. Отец – глава Христу? – Да. Но, несмотря на это, и Хри­стос есть тоже Бог, Он имеет с Отцом оди­на­ко­вую Боже­ствен­ную при­роду и досто­ин­ство, Они с Отцом едины – («Я и Отец – одно» Ин.10:30).

Далее: как жена, при­зна­вая тот факт, что муж есть для нее глава, может (несмотря на свое равное чело­ве­че­ское досто­ин­ство с мужем) в неко­то­ром смысле ска­зать, что муж мой – больше, чем я, так и Хри­стос при­ве­ден­ные выше слова: «Отец Мой более Меня» (Ин.14:28), – гово­рит в подоб­ном же смысле, и Его полное равен­ство Отцу этими сло­вами отнюдь не отвер­га­ется.

Апо­стол Фома сказал Христу, явив­ше­муся после Своего Вос­кре­се­ния: «Гос­подь мой и Бог мой» (Ин.20:28). Всем хорошо известно, до какой сте­пени евреи были щепе­тильны и какую они имели рев­ность в вопро­сах славы Божией, – ведь они хорошо пом­нили, что Бог Иегова [7] есть Бог рев­ни­тель, Кото­рый сказал Своему народу: «Ты не должен покло­няться богу иному, кроме Гос­пода (Иеговы – евр. יהוה); потому что имя Его –рев­ни­тель; Он Бог рев­ни­тель» (Исх.34:14). И еще: «Я Гос­подь (Иегова – евр. יהוה), это – Мое имя, и не дам славы Моей иному» (Ис.42:8). Поэтому нико­гда бы апо­стол Фома не назвал Богом того, кто Им не явля­ется. И уж совер­шенно точно эти слова нико­гда бы не вошли в состав Свя­щен­ного Писа­ния, если бы те, кто напи­сал Новый Завет, то есть апо­столы, не знали с послед­ней сте­пе­нью досто­вер­но­сти, что Хри­стос есть истин­ный Бог, в Боже­ствен­ном Своем досто­ин­стве равный Богу Иегове.

Точно так же и святой еван­ге­лист Матфей нико­гда бы не поста­вил в один ряд с именем Отца имя Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа» (Мф.28:19), – если бы Сын не имел рав­ного с Отцом Боже­ствен­ного досто­ин­ства.

Далее: апо­стол Павел, пере­чис­ляя Лица Бога Троицы, иногда даже ставит имя Бога Отца не на первом месте: «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и обще­ние Свя­таго Духа со всеми вами. Аминь» (2Кор.13:13) [8], – разве напи­сал бы так апо­стол Павел, бывший, по его соб­ствен­ным словам, «неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских пре­да­ний» (Гал.1:14), рев­ни­те­лем славы Божией – разве напи­сал бы он так, если бы Хри­стос и Святой Дух не имели бы рав­ного Отцу Боже­ствен­ного досто­ин­ства? Конечно, нико­гда бы не напи­сал.

Также нико­гда бы не сказал стар­ший из апо­сто­лов, святой Петр, об имени Иисус, – что «нет дру­гого имени под небом, дан­ного чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись» (Деян.4:12). Разве не знал Петр, что дано было через вели­кого про­рока Моисея евреям страш­ное и свя­щен­ней­шее имя Божие – Иегова (евр. יהוה)? Разве не знал он про­ро­че­ские слова о том, что спа­са­ется тот, кто при­зы­вает имя Иеговы? Ибо ска­зано у про­рока Иоиля: «всякий, кто при­зо­вет имя Гос­подне (евр. יהוה), спа­сется» (Иоил.2:32)? Разве не знал он, что Сам Гос­подь сказал, что Иегова – это имя Его вовеки (Исх.3:15)? Конечно, Петр все это знал. Как же он мог заме­нить это вели­кое имя Бога, о кото­ром Давид сказал: «Свято и страшно имя Его» (Пс.110:9), – как он мог заме­нить его на другое имя – Иисус? Как он мог осме­литься, как он мог дерз­нуть на это? Но святой Петр без всяких коле­ба­ний делает это, ибо знает, что имя Иисус есть имя не менее святое и не менее страш­ное, чем имя Иеговы, потому что оно есть имя Сына Божия, рав­ного Иегове по единой общей Боже­ствен­ной при­роде. И Библия особо под­чер­ки­вает, что Петр гово­рит свои слова (о том, что нет дру­гого имени, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись),«испол­нив­шись Духа Свя­того» (Деян.4:8), чтобы засви­де­тель­ство­вать для всех, что это не при­ду­мано людьми, но явля­ется новым Откро­ве­нием от Бога Истин­ного, данным миру для спа­се­ния мира.

По той же самой при­чине – рев­но­сти о славе Иеговы биб­лей­ских писа­те­лей – нико­гда бы не назы­вали они в своих писа­ниях Христа теми же име­нами, что и Иегову, если бы не имели совер­шен­ного знания о Его истин­ном Боже­ствен­ном досто­ин­стве. А таких мест в Библии име­ется много. Напри­мер, Иегова гово­рит о Себе через про­рока Исаию: «Я первый и Я послед­ний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6), а в Апо­ка­лип­сисе Иоанна Бого­слова мы читаем о Христе: «…напиши: так гово­рит Первый и Послед­ний, Кото­рый был мертв, и се, жив…» (Откр.2:8).

Иегова гово­рит о Себе: «Я, Я Гос­подь, и нет Спа­си­теля, кроме Меня» (Ис.43:11). А о Христе у апо­стола Павла ска­зано: «…ожидая бла­жен­ного упо­ва­ния и явле­ния славы вели­кого Бога и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа…» (Тит.2:13).

О Втором при­ше­ствии Христа гово­рится, что его откроет Гос­подь Все­дер­жи­тель – «…бла­жен­ный и единый силь­ный Царь цар­ству­ю­щих и Гос­подь гос­под­ству­ю­щих, единый име­ю­щий бес­смер­тие, Кото­рый оби­тает в непри­ступ­ном свете, Кото­рого никто из чело­ве­ков не видел и видеть не может. Ему честь и дер­жава вечная! Аминь» (1Тим.6:15–16). А о Христе в Апо­ка­лип­сисе ска­зано: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец побе­дит их; ибо Он есть Гос­подь гос­под­ству­ю­щих и Царь царей, и те, кото­рые с Ним, суть званые и избран­ные и верные…» (Откр.17:14).

Иере­мия в извест­ном мес­си­ан­ском про­ро­че­стве даже прямо назы­вает Христа именем Иеговы: «Вот, насту­пают дни, гово­рит Гос­подь, и вос­ставлю Давиду Отрасль пра­вед­ную, и воца­рится Царь, и будет посту­пать мудро, и будет про­из­во­дить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спа­сется и Изра­иль будет жить без­опасно; и вот имя Его, кото­рым будут назы­вать Его: «Гос­подь (евр. יהוה) оправ­да­ние наше!» (Иер.23:6)

Кроме того, пол­но­цен­ное Боже­ствен­ное досто­ин­ство Иисуса Христа ясно видно из вни­ма­тель­ного сопо­став­ле­ния многих парал­лель­ных мест Библии, где раз­ными свя­щен­ными писа­те­лями повест­ву­ется об одних и тех же собы­тиях Свя­щен­ной исто­рии или об одних и тех же про­ро­че­ствах. Вот, напри­мер, пророк Исаия гово­рит об одном из своих виде­ний: «…глаза мои видели Царя, Гос­пода (евр. יהוה) Сава­офа» (Ис.6:5). А святой еван­ге­лист Иоанн, опи­сы­вая то же самое виде­ние про­рока, утвер­ждает, что глаза Исаии видели Иисуса: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и гово­рил о Нем» (Ин.12:40–41). Зада­дим вопрос: как же может быть, что пророк Исаия, смотря на Иегову, видя Его славу и говоря о Нем, видел при этом славу Иисуса и гово­рил об Иисусе? Ответ: это может быть только в том случае, если Иисус имеет с Иего­вой одну и ту же общую Боже­ствен­ную при­роду [9].

Есть много и других подоб­ных мест в Библии. При­ве­дем неко­то­рые из них. В книге Деяний ска­зано, что Христа из мерт­вых вос­кре­сил Гос­подь Бог: «СегоБог вос­кре­сил в третий день, и дал Ему являться…» (Деян.10:40). А Иисус гово­рит о Своем Вос­кре­се­нии, что это Он Сам вос­кре­сил Себя: «Иисус сказал им в ответ: раз­рушьте храм сей и Я в три дня воз­двигну его» (Ин.2:19).

Повест­вуя о рас­пя­тии Христа, еван­ге­лист Иоанн ссы­ла­ется на про­рока Заха­рию: «…воз­зрят на Того, Кото­рого прон­зили» (Ин.19:37). Однако у Заха­рии, в еврей­ском ори­ги­нале (как и в гре­че­ском пере­воде Семи­де­сяти, и в латин­ской Вуль­гате), читаем сле­ду­ю­щие слова Иеговы: «והביטו אלי את אשר־דקרו», что дословно озна­чает «…и они воз­зрят на Меня, Кото­рого прон­зили…» (Зах.12:10). То есть речь здесь идет как бы о пре­да­нии на смерть Самого Иеговы. И объ­яс­нить это можно только тем, что Боже­ствен­ная при­рода Христа и Боже­ствен­ная при­рода Иеговы есть одна и та же общая Их Боже­ствен­ная при­рода.

Святой пророк Давид гово­рит в псалме: «В начале Ты осно­вал землю, и небеса дело Твоих рук; они погиб­нут, а Ты пре­бу­дешь; и все они, как риза, обвет­шают, и, как одежду, Ты пере­ме­нишь их, и изме­нятся; но Ты тот же, и лета Твои не кон­чатся» (Пс.101:26–27). Не под­ле­жит ника­кому сомне­нию, что слова эти ска­заны об Иегове, Созда­теле все­лен­ной. Однако апо­стол Павел в Посла­нии к евреям (Евр.1:8–12) утвер­ждает, что Давид гово­рит здесь о Христе. И отсюда сле­дует, что Хри­стос явля­ется таким же Созда­те­лем все­лен­ной, каким явля­ется Иегова Бог.

Еще пример: в Еван­ге­лии от Иоанна Хри­стос гово­рит о Своих после­до­ва­те­лях, что Он дает им вечную жизнь и что «…никто не похи­тит их из руки Моей» (Ин.10:28). И далее гово­рит: «Отец Мой, Кото­рый дал Мне их, больше всех; и никто не может похи­тить их из руки Отца Моего» (Ин.10:29). Отсюда видно, что похи­тить овец из руки Христа есть то же самое, что похи­тить их из руки Отца. Сле­до­ва­тельно, рука Христа и рука Отца есть одна и та же рука – рука Еди­ного Бога, кото­рой вла­деют в равной сте­пени и Отец, и Сын. Именно так и объ­яс­няет это Сам Хри­стос, про­дол­жая речь: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30). Под «рукой» же, согласно тол­ко­ва­нию святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви, здесь сле­дует пони­мать силу и власть Боже­ства. О том, почему и в каком смысле ска­зано об Отце, что Он «больше всех», уже гово­ри­лось выше – в тол­ко­ва­нии на Ин.14:28 и 1Кор.11:3.

Итак, при­ве­ден­ные тексты Библии со всей оче­вид­но­стью сви­де­тель­ствуют об истин­ном Боже­стве Христа и о полном Его при­род­ном един­стве и равен­стве с Богом Отцом. Однако сле­дует также ска­зать, что в Свя­щен­ном Писа­нии име­ется немало и других тек­стов, в кото­рых гово­рится не о Боже­стве, а о чело­ве­че­стве Христа, о том, что Хри­стос есть истин­ный Чело­век, что Он имеет общую с нами чело­ве­че­скую при­роду. И, конечно, на эти тексты очень любят ссы­латься отри­ца­тели равен­ства Христа с Богом Отцом. Поэтому скажем несколько слов о про­блеме пра­виль­ного пони­ма­ния всех подоб­ных мест, кото­рых в Библии дей­стви­тельно име­ется очень много. Укажем неко­то­рые из них. Прежде всего, Сам Хри­стос назы­вал Себя мно­го­кратно «Сыном Чело­ве­че­ским» или даже просто «Чело­ве­ком». «Ищете убить Меня, Чело­века, ска­зав­шего вам истину» (Ин.8:40), – гово­рит Он иудеям. Нередко и апо­столы назы­вали Христа Чело­ве­ком. «Един Бог, един и посред­ник между Богом и чело­ве­ками, чело­век Хри­стос Иисус» (1Тим.2:5), – словаапо­стола Павла. О чело­ве­че­ской при­роде Христа кос­венно сви­де­тель­ствуют также и те мно­го­чис­лен­ные тексты Писа­ния, из кото­рых видно, что Христу были при­сущи все каче­ства земной чело­ве­че­ской при­роды. Напри­мер, Он уста­вал от пути и зноя (Ин.4:6), нуж­дался во сне, пище и питии (Мк.4:38; Ин.4:7; Мф.21:18), испы­ты­вал свой­ствен­ные людям эмоции, напри­мер, радость и любовь (Ин.11:15; Мк.10:21), гнев и скорбь (Мк.3:5; Мк.14:34). Все это, конечно, неопро­вер­жимо сви­де­тель­ствует о том, что Хри­стос – это насто­я­щий, реаль­ный, земной Чело­век.

Но ведь об этом ника­кого спора и нет, хри­сти­ан­ское бого­сло­вие нико­гда не отвер­гало пол­но­цен­ное земное чело­ве­че­ство Христа. Отвер­гали его ере­тики (докеты, апол­ли­на­ри­сты и др.) Истин­ное же пра­во­слав­ное бого­сло­вие всегда кате­го­ри­че­ски наста­и­вало на том, что Хри­стос есть истин­ный Чело­век. Однако при этом оно столь же кате­го­ри­че­ски утвер­ждало, что Он одно­вре­менно есть и истин­ный Бог. Хри­стос имеет две при­роды – Боже­ство и чело­ве­че­ство, Он есть Бого­че­ло­век, то есть одно­вре­менно и Бог, и Чело­век. Не полу­бог-полу­че­ло­век, но полный совер­шен­ный Бог и полный совер­шен­ный Чело­век, соеди­нив­ши­еся в одной Лич­но­сти. Поэтому на вопрос, правда ли то, что Хри­стос есть истин­ный и реаль­ный Чело­век, сле­дует отве­тить, что да, это правда, однако это не вся правда, а только поло­вина правды. Вторая же поло­вина правды заклю­ча­ется в том, что Хри­стос одно­вре­менно есть и Истин­ный Бог. В единой лич­но­сти Христа соеди­ни­лись две при­роды – Боже­ство и чело­ве­че­ство, и каждая из этих природ во время земной жизни Христа про­яв­ляла себя по-своему. «В каждом дей­ствии Христа, – гово­рит В. Лос­ский, – можно видеть два раз­лич­ных дей­ство­ва­ния, так как Хри­стос дей­ствует сооб­разно Своим двум при­ро­дам, через обе Свои при­роды, – подобно тому, как рас­ка­лен­ный докрасна меч в одно и то же время режет и жжет: он режет, поскольку он – железо, и жжет, поскольку он – огонь. Каждая при­рода дей­ствует сооб­разно своим свой­ствам: рука Чело­века под­ни­мает с одра девицу, Боже­ство ее вос­кре­шает; ноги Чело­века сту­пают по поверх­но­сти вод, Боже­ство водную поверх­ность укреп­ляет. «Не чело­ве­че­ская при­рода вос­кре­сила Лазаря, но и не Боже­ство про­ли­вало слезы у его гроба», – гово­рит святой Иоанн Дамас­кин». Итак, именно этим сле­дует объ­яс­нить обще­из­вест­ный факт, что Свя­щен­ное Писа­ние иногда гово­рит о Христе как о Боге, а иногда как о Чело­веке. Это биб­лей­ское учение о Бого­че­ло­веке, о соеди­не­нии в единой лич­но­сти Христа двух природ явля­ется тем незыб­ле­мым кра­е­уголь­ным камнем хри­сти­ан­ского бого­сло­вия, без кото­рого хри­сти­ан­ства нет и быть не может.

Теперь, когда мы рас­смот­рели биб­лей­ские сви­де­тель­ства о Христе, Сыне Божием, обра­тимся снова к Свя­щен­ному Писа­нию и поста­ра­емся опре­де­лить, что гово­рит оно нам о тре­тьем Лице еди­ного Бога Троицы – о Святом Духе.

^ II. Тексты Библии, под­твер­жда­ю­щие, что Дух Святой есть истин­ный Бог, равный Богу Отцу

В Библии о Духе Святом гово­рится более при­кро­венно, чем об Отце и Сыне. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов писал, что откро­ве­ние Бога Троицы дава­лось людям посте­пенно: «Ветхий Завет ясно про­по­ве­до­вал Отца, а не с такой ясно­стью Сына; Новый открыл Сына и дал ука­за­ние о Боже­стве Духа; ныне пре­бы­вает с нами Дух, даруя нам ясней­шее о Нем позна­ние. Небез­опасно было прежде, нежели испо­ве­дано Боже­ство Отца, ясно про­по­ве­до­вать Сына, и прежде, нежели при­знан Сын… обре­ме­нять нас про­по­ве­дью о Духе Святом, и под­вер­гать опас­но­сти утра­тить послед­ние силы, как бывало с людьми, кото­рые обре­ме­нены пищей, при­ня­той не в меру, или слабое еще зрение устрем­лять на сол­неч­ный свет. Над­ле­жало же, чтобы Тро­ич­ный свет озарял про­свет­ля­е­мых посте­пен­ными при­бав­ле­ни­ями, поступ­ле­ни­ями от славы в славу».

Тем не менее можно ука­зать много биб­лей­ских тек­стов, где гово­рится о том, что Дух Святой есть истин­ный Бог, равный Отцу и Сыну. Прежде чем пере­чис­лить неко­то­рые из этих тек­стов, сле­дует еще хотя бы кратко ска­зать о необ­хо­ди­мо­сти раз­ли­че­ния Лич­но­сти Свя­того Духа от Бла­го­дати Свя­того Духа. Дух Святой в соб­ствен­ном зна­че­нии этого имени есть Лич­ность, а вовсе не какая-то без­лич­ная сила: Он есть одно из трех Лиц Бога Троицы. Само­сто­я­тель­ное личное начало Свя­того Духа видно, напри­мер, из сле­ду­ю­щих слов Самого Свя­того Духа: «отде­лите Мне Вар­наву и Савла на дело, к кото­рому Я при­звал их» (Деян.13:2). Совер­шенно оче­видно, что такие слова о Себе может ска­зать только созна­ю­щая Себя Лич­ность, а не какая-нибудь без­лич­ная сила или энер­гия. Энер­гией, исхо­дя­щей от Бога и не име­ю­щей само­сто­я­тель­ного лич­ного начала, при­зна­ется в пра­во­слав­ном бого­сло­вии Бла­го­дать Свя­того Духа. Бла­го­дать Свя­того Духа и Сам Святой Дух – это не одно и то же, хотя в Библии нередко Бла­го­дать Свя­того Духа и назы­ва­ется упро­щенно именем Самого Свя­того Духа. Это про­ис­хо­дит по той при­чине, что Бла­го­дать, то есть сила и энер­гия Бога, чаще всего при­хо­дит к нам и дей­ствует в мире именно через третье Лицо Троицы – через Лицо Свя­того Духа [10].

Итак, посмот­рим, что нам гово­рит Библия о Святом Духе. Вот, напри­мер, послед­ние слова про­рока Давида: «Дух Гос­по­день гово­рит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Изра­и­лев…» (2Цар.23:2–3) Здесь мы видим, что Давид назы­вает Духа Свя­того Богом Изра­и­ле­вым. Почему он это делает? Разве он не знает, что Богом Изра­и­ле­вым явля­ется Бог Иегова? Конечно, Давид это знает, но гово­рит так потому, что при­рода Духа Свя­того есть та же самая, что и при­рода Бога Иеговы.

А вот что гово­рит Анании апо­стол Петр в книге Деяний: «Для чего ты допу­стил сатане вло­жить в сердце твое мысль солгать Духу Свя­тому… Ты солгал не чело­ве­кам, а Богу» (Деян.5:3–4). Если солгать Духу Свя­тому есть то же самое, что солгать Богу, то это озна­чает, что Дух Святой есть Бог, что Он имеет истин­ное Боже­ствен­ное досто­ин­ство.

Выше гово­ри­лось, что по при­чине рев­но­сти о славе Божией еван­ге­лист Матфей нико­гда бы не поста­вил в один ряд имена Отца и Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа» (Мф.28:19), – если бы не имел досто­вер­ней­шего знания о равном Боже­ствен­ном досто­ин­стве Отца и Сына. Однако по той же самой при­чине он нико­гда бы не поста­вил в этот ряд и имени Свя­того Духа, если бы не знал несо­мненно о Его совер­шен­ном равен­стве и еди­но­су­щии с Отцом и Сыном.

Апо­стол Павел гово­рит коринф­ским хри­сти­а­нам: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: все­люсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим наро­дом» (2Кор.6:16) [11]. Смысл слов апо­стола ясен: хри­сти­ане явля­ются храмом Бога, потому что в них оби­тает Бог. Однако в другом месте апо­стол Павел тем же самым коринф­ским хри­сти­а­нам гово­рит сле­ду­ю­щее: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16) Итак, о все­ле­нии Бога, дела­ю­щем хри­стиан храмом Божиим, апо­стол в одном месте гово­рит, что это есть все­ле­ние Бога Иеговы, а в другом, что это есть все­ле­ние Духа Свя­того. И отсюда сле­дует, что одна и та же Боже­ствен­ная при­рода в равной сте­пени при­над­ле­жит и Богу Иегове, и Духу Свя­тому.

Пра­вед­ный Иов гово­рит о Духе Святом, что Он явля­ется Твор­цом чело­века: «Дух Божий создал меня» (Иов.33:4). Если мы сопо­ста­вим это место с самым нача­лом книги Бытия, где повест­ву­ется о том, как Иегова Бог сотво­рил чело­века – «И создал Гос­подь (евр. יהוה) Бог чело­века из праха зем­ного» (Быт.2:7), – то станет оче­видно, что Дух Святой явля­ется таким же Созда­те­лем чело­века, каким явля­ется Иегова Бог [12].

^ III. Выводы

Таким обра­зом, биб­лей­ское Откро­ве­ние учит нас, что Бог есть Един в Своем Суще­стве и Тро­и­чен в Лицах. Каждое Лицо, или Ипо­стась, – это Лич­ность, име­ю­щая неко­то­рые Свои осо­бен­ные личные свой­ства. Об этих личных свой­ствах нам известно немного. Так, Личное свой­ство Отца – нерож­ден­ность; личное свой­ство Сына в том, что Он пред­вечно рож­да­ется от Отца; а личное свой­ство Свя­того Духа – в том, что Он пред­вечно исхо­дит от Отца. Но каждое Лицо, каждая из Трех Лич­но­стей имеет одну и ту же, общую и единую для всех Них Боже­ствен­ную при­роду. Отец есть Истин­ный Бог, Сын есть Истин­ный Бог, Дух Святой есть Истин­ный Бог. И Все Они Трое есть Один Истин­ный Бог.

Почему же Три Лица едины и явля­ются Одним Богом? Во-первых, Они едины по при­чине совер­шен­ной Своей Боже­ствен­ной вза­им­ной любви. Во-вторых, Они едины, потому что у всех Трех одна и та же общая Боже­ствен­ная при­рода[13]. Святые отцы при­во­дили такое срав­не­ние: если в ком­нате горят три све­тиль­ника, то свет, кото­рым они напол­няют ком­нату, по своей при­роде и по своему дей­ствию есть один и тот же, хотя и про­ис­хо­дит из трех разных источ­ни­ков. И в‑третьих, Лица Троицы едины, потому что не раз­де­лены ничем: ни своей волей, ни дей­ствием, ни про­стран­ством, ни вре­ме­нем.

Тайна Святой Троицы выхо­дит за пре­делы логики и раци­о­наль­ной мысли чело­века, будучи до конца непо­сти­жима даже для бес­плот­ных небес­ных Ангель­ских Сил [14]. И это неуди­ви­тельно: ведь свой­ствами Бога необ­хо­димо явля­ются Его бес­ко­неч­ность, неис­чер­па­е­мость и непо­сти­жи­мость. Об этом гово­рит нам и само Писа­ние: «Все­дер­жи­тель! мы не пости­гаем Его… Посему да бла­го­го­веют пред Ним люди, и да тре­пе­щут пред Ним все мудрые серд­цем!» (Иов.37:23–24) Если в учении о Боге, то есть в бого­сло­вии, было бы все пол­но­стью и до конца понятно, то это озна­чало бы только одно: что это учение ложное, что оно не дано от Бога, а при­ду­мано людьми, изоб­ре­тено чело­ве­че­ским умом.

Иссле­дуя Библию, можно убе­диться, что тро­ич­ность Боже­ства открыта нам в биб­лей­ских текстах как Нового, так и Вет­хого Завета. В Новом Завете – более ясно и совер­шенно, а в Ветхом – часто ино­ска­за­тельно и при­кро­венно. Вот, напри­мер, кар­тина явле­ния Бога Авра­аму в виде трех Стран­ни­ков: «И явился ему Гос­подь (евр. יהוה) у дуб­равы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя днев­ного. Он возвел очи свои, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побе­жал навстречу им от входа в шатер, и покло­нился до земли. И сказал: Вла­дыка! если я обрел бла­го­во­ле­ние пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:1–3). Обра­щает на себя вни­ма­ние то, что, хотя Стран­ни­ков было трое, Авраам обра­ща­ется к ним, как к Одному: «Вла­дыка!» Святые тол­ко­ва­тели, объ­яс­няя это собы­тие, гово­рят, что Авра­аму в виде трех Стран­ни­ков явился Сам Бог – Святая Троица. Эту истину под­твер­ждает нам и пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия – всем известна икона пре­по­доб­ного Андрея Руб­лева – Троица. На ней как раз и изоб­ра­жены в виде Анге­лов Те Три Мужа, Кото­рые яви­лись тогда Авра­аму, изоб­ра­жены с дорож­ными посо­хами в руках, именно как Стран­ники…

Тайна Святой Троицы до конца непо­сти­жима чело­веку. Однако, чтобы нам соста­вить хоть какое-то, при­выч­ное для нашего разума, поня­тие о Ней, святые отцы ука­зы­вали на неко­то­рые подо­бия Ее в этом мире [15]. Напри­мер, они ука­зы­вали на солнце, осве­ща­ю­щее мир и дающее ему жизнь. В солнце раз­ли­чимы три вещи: сол­неч­ный круг, свет, рож­да­ю­щийся от него, и тепло, исхо­дя­щее от него, – круг, свет и тепло состав­ляют единую триаду, в чем-то подоб­ную Святой Троице. Может быть, поэтому Бог и срав­ни­ва­ется иногда в Библии с солн­цем: «…Гос­подь Бог есть солнце и щит» (Пс.83:12).

Другое срав­не­ние – источ­ник воды. Он вклю­чает в себя водя­ную жилу, скры­тую, напри­мер, внутри горы, струю воды, выте­ка­ю­щую из этой горы, и реку, кото­рая обра­зу­ется из струи и течет на боль­шое рас­сто­я­ние, давая жизнь всему. Эти три раз­ли­ча­ю­щи­еся между собой вещи – водя­ная жила, струя и река – обра­зуют единый ток воды и имеют одну и ту же водную при­роду. Подобно этому, и Лица Святой Троицы, раз­ли­ча­ясь между Собой, имеют единую общую Боже­ствен­ную при­роду [16].

Много в тво­ре­нии и других отблес­ков тро­ич­но­сти Творца. Самые основ­ные и фун­да­мен­таль­ные кате­го­рии нашего мира – такие, как время, про­стран­ство, мате­рия, – несут на себе ее печать: время, как известно, бывает трех видов – про­шед­шее, насто­я­щее и буду­щее; про­стран­ство, в кото­ром мы живем – трех­мер­ное, мате­рия встре­ча­ется во все­лен­ной в трех глав­ных видах – твер­дом, жидком и газо­об­раз­ном. Также такая харак­те­ри­стика света, как цве­то­вая гамма (вспом­ним здесь слова Свя­щен­ного Писа­ния (1Ин.1:5) о том, что Бог есть свет), кото­рая обра­зует все бес­ко­неч­ное раз­но­об­ра­зие цветов и оттен­ков в нашем мире, скла­ды­ва­ется именно из трех основ­ных цветов: крас­ного, синего и зеле­ного.

Нет ничего уди­ви­тель­ного в том, что много в мире пред­ме­тов и явле­ний, несу­щих на себе печать тро­ич­но­сти Боже­ства. Ведь и у людей любое про­из­ве­де­ние искус­ства всегда несет на себе отпе­ча­ток личных свойств своего созда­теля. Бывает, напри­мер, что, услы­шав незна­ко­мую музыку, можно сразу ска­зать, что напи­сал ее такой-то ком­по­зи­тор, ибо только для него харак­терны те или иные музы­каль­ные черты и приемы. Или, про­чи­тав отры­вок из неиз­вест­ной нам книги, часто можно без­оши­бочно опре­де­лить ее автора, потому что только ему одному свой­ственны такие-то слова и сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти. Что же уди­ви­тель­ного в том, что наш мир несет на себе отпе­ча­ток тро­ич­но­сти, если Созда­те­лем его явля­ется Бог Троица, единый в суще­стве и тро­ич­ный в Лицах? Ему слава и дер­жава во веки веков. Аминь.


При­ме­ча­ния:

1. Те, кто отри­цает равен­ство Христа Богу Отцу, обычно гово­рят, что чело­век не может стать Богом, что для чело­века это невоз­можно. Это верно. Но Цер­ковь и не учит, что чело­век Хри­стос стал Богом, она учит, что Бог стал чело­ве­ком – Хри­стом. Ведь для Бога все воз­можно.
2. Кроме того, не сле­дует забы­вать, что, когда отец соста­рится, тогда уже, наобо­рот, именно сын при­об­ре­тает глав­ную роль, – он под­дер­жи­вает и опе­кает немощ­ного и пре­ста­ре­лого отца.
3. О пред­веч­ном рож­де­нии Сына Божия мно­го­кратно гово­рится в Библии – см., напри­мер, Пс.109:3; Мих.5:2; Ин.17:5. Если Сын рож­да­ется от Отца до того, как пошло время, то это может озна­чать только одно: не было такого вре­мени, когда бы Сын не суще­ство­вал. Сле­до­ва­тельно, Он не имеет во вре­мени начала Своего суще­ство­ва­ния, и, значит, бытие Его – вечное, то есть такое, какое может иметь только Истин­ный Бог, Созда­тель все­лен­ной.
4. См. также Ин.1:18; 3,16; 1Ин.4:9 и др.
5. В этом стихе еще сле­дует обра­тить вни­ма­ние на выра­же­ние «прежде ден­ницы». Слово «ден­ница» (евр. משחר) озна­чает «сумрак», «утрен­няя заря», «рас­свет» – смысл этого выра­же­ния в том, что Сын Божий рож­да­ется прежде появ­ле­ния света, прежде «утрен­ней зари» миро­зда­ния, то есть прежде сотво­ре­ния мира. Рож­де­ние Его «подобно росе» – как роса таин­ственно рож­да­ется из неви­ди­мой влаги и имеет общую с ней водную при­роду, так и Сын Божий непо­сти­жимо рож­да­ется от Отца и имеет общую с Ним Боже­ствен­ную при­роду.
6. См., напр., Пс.101:26; Мк.10:6; Евр.4:3 и др.
7. Иегова (евр. יהוה) – глав­ное и свя­тей­шее из всех имен, кото­рыми в Ветхом Завете име­ну­ется Бог.
8. Также и в другом месте: «Дары раз­личны, но Дух один и тот же; и слу­же­ния раз­личны, а Гос­подь один и тот же; и дей­ствия раз­личны, а Бог один и тот же…» (1Кор.12:4–6) – здесь на первом месте постав­лен Дух Святой.
9. Стоит вспом­нить здесь извест­ные слова Христа: «Видев­ший Меня видел Отца» (Ин.14:9).
10. Еще Бла­го­дать часто назы­ва­ется в Библии «славой Гос­пода». Напри­мер, у про­рока Иезе­ки­иля читаем: «И поднял меня дух, и ввел меня во внут­рен­ний двор, и вот, слава Гос­пода напол­нила весь храм» (Иез.43:5). (См. также Ис.60:1; Лк.2:9; Откр.21:23 и мн. др.)
11. Здесь апо­стол цити­рует близко к тексту сле­ду­ю­щие слова Бога Иеговы: «И поставлю жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим наро­дом» (Лев.26:11–12).
12. Кстати, по этой при­чине и гово­рит о Себе Бог при сотво­ре­нии чело­века во мно­же­ствен­ном числе: «Сотво­рим чело­века по образу Нашему и по подо­бию Нашему» (Быт.1:26) – ибо чело­века создал Единый Бог в Трех Лицах.
13. Эта единая при­рода Боже­ства имеет сле­ду­ю­щие свой­ства: веч­ность, неиз­ме­ня­е­мость, все­мо­гу­ще­ство, вез­де­при­сут­ствие, совер­шен­ное все­ве­де­ние, совер­шен­ная пре­муд­рость. Все эти свой­ства в равной сте­пени при­над­ле­жат каждой из трех Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей.
14. Бого­словы гово­рят, что догмат о Троице явля­ется кре­стом для чело­ве­че­ской мысли и что вос­хож­де­ние ума к Троице есть вос­хож­де­ние на Гол­гофу.
15. Однако, ука­зы­вая на все это, отцы пре­ду­пре­ждали, что эти подо­бия – очень грубые и что в них «если и отыс­ки­ва­ется малое некое сход­ство, то гораздо боль­шее усколь­зает» (свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов), а святой Иларий гово­рит: «Если мы, рас­суж­дая о Боже­стве, упо­треб­ляем срав­не­ния, пусть не думает никто, что это есть точное изоб­ра­же­ние пред­мета. Между земным и Богом нет равен­ства…»
16. Кстати, и сама моле­кула воды (а вода – это не только веще­ство, лежа­щее в основе всякой жизни на земле, но еще и стихия, лежа­щая в основе всего миро­зда­ния, ибо ска­зано, что «…в начале словом Божиим небеса и земля состав­лены из воды и водою» (2Пет.3:5) – сама моле­кула воды несет на себе отпе­ча­ток тро­ич­но­сти: она, как известно, состоит из трех атомов – одного атома кис­ло­рода и двух атомов водо­рода – H2O.

Текст при­во­дится по изда­нию: Свя­щен­ник Марк. Учение Библии о Боже­ствен­ном досто­ин­стве Христа и Свя­того Духа. М., 2011. Бро­шюра была издана на осно­ва­нии офи­ци­аль­ного раз­ре­ше­ния цен­зур­ного отдела Изда­тель­ского совета Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки