Обитель

Литература по теме

Оби́тель

1) место обитания и подвижничества иноков, монахов; монастырь;
2) (мн. ч.) места, уготованные святым в Царстве Небесном; места пребывания святых в Царстве Небесном (Ин.14:2) (пример: райские обители);
3) место особого Божьего присутствия (Пс.25:8; Ин.14:23);
4) место обитания, пребывания кого-либо; жилище, пристанище.

В этимологическом отношении слово «обитель» связано с глаголом обитать. По своему буквальному значению оно синонимично таким словам, как пристанище, жилище, приют, кров, обиталище, жилище и место проживания. Однако в современной христианской практике словоупотребления за ним закрепились и более узкие значения, такие как монастырь и место пребывания святых (райские обители).

Понятие «обитель» в Священном Писании

Институт монашества, в современном значении слова, сформировался лишь в новозаветный период, причем уже после того, как были составлены писания, из которых впоследствии был сформирован канон священных Книг Нового Завета. И в этом значении в Библии оно не использовано. Между тем слово «обитель» использовано в Священном Писании в значении места особого присутствия Божьего, места, где особенным образом проявляется Божественная благодать, а также в значении мест (мн.ч.), уготованных праведникам, мест пребывания святых в Царстве Божьем и пр.

Например, в стихе 25-го псалма: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс.25:8) под обителью дома подразумевается скиния (переносной храм Божий) и место, на котором она расположена.

Также в Ветхом Завете мы встречаем понятие «обитель» в качестве обозначения загробного мира в широком смысле слова – «обитель вечная». «Итак, твори со мною, что Тебе благоугодно; повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю, ибо мне лучше умереть, нежели жить, так как я слышу лживые упреки и глубока скорбь во мне! Повели освободить меня от этой тяготы в обитель вечную и не отврати лица Твоего от меня» (Тов.3:6). Греческим эквивалентом выражения «обитель вечная» в тексте Септуагинты является «αἰώνιος τόπος» (в соответствующем смыслу контекста падеже: «αἰώνιον τόπον») — то есть буквально «вечное место».

В Новом Завете понятие «обитель» встречается в Евангелии св.  Ап. Иоанна Богослова, в значении мест, уготованных святым в Царстве Небесном (Ин.14:2). Также в Евангелии от Иоанна, в той же 14‑й главе, мы встречаем уникальный случай употребления понятия «обитель» в качестве места пребывания Бога в верующем и/или в доме верующего: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). В Евангелии от Луки выражение «вечные обители» (Лк.16:9) использовано в значении «Царство Божие (Царство Мессии), которое пребудет вечно».

Понятие «обитель» в современной православной традиции

В современной православной литературе понятие «обитель» используется в нескольких значениях:

  1. В качестве синонима к слову «монастырь». Например, архимандрит Софроний (Сахаров) приводит следующие слова старца Силуана Афонского: «Если ты пришел в Обитель, любя Господа хотя бы в малой мере, и помышляешь, что Господь привел тебя сюда, и Он управляет твоими старцами, то благодать Божия вселится в тебя, и Господь даст тебе мир и рассуждение добра и зла, и душа твоя будет гнаться за добром каждый день и час, потому что она усладилась законом Божиим» (старец Силуан Афонский).
  2. В качестве синонима к обозначению Царствия Небесного и места обитания святых праведников, ангелов, Святой Троицы. Основу для такого словоупотребления мы находим в Священном Писании: «В дому Отца Моего обители многи суть: аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам» (Ин.14:2).
  3. В качестве синонима к обозначению жилища, места обитания и/или пребывания.

obitel - Обитель

Цитаты об обители

«Если ты пришел в Обитель, любя Господа хотя бы в малой мере, и помышляешь, что Господь привел тебя сюда, и Он управляет твоими старцами, то благодать Божия вселится в тебя, и Господь даст тебе мир и рассуждение добра и зла, и душа твоя будет гнаться за добром каждый день и час, потому что она усладилась законом Божиим».
св. Силуан Афонский

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки