Обитель

Оби́тель

1) место оби­та­ния и подвиж­ни­че­ства иноков, мона­хов; мона­стырь;
2) (мн. ч.) места, уго­то­ван­ные святым в Цар­стве Небес­ном; места пре­бы­ва­ния святых в Цар­стве Небес­ном (Ин.14:2) (пример: рай­ские оби­тели);
3) место осо­бого Божьего при­сут­ствия (Пс.25:8; Ин.14:23);
4) место оби­та­ния, пре­бы­ва­ния кого-либо; жилище, при­ста­нище.

В эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии слово «оби­тель» свя­зано с гла­го­лом оби­тать. По своему бук­валь­ному зна­че­нию оно сино­ни­мично таким словам, как при­ста­нище, жилище, приют, кров, оби­та­лище, жилище и место про­жи­ва­ния. Однако в совре­мен­ной хри­сти­ан­ской прак­тике сло­во­упо­треб­ле­ния за ним закре­пи­лись и более узкие зна­че­ния, такие как мона­стырь и место пре­бы­ва­ния святых (рай­ские оби­тели).

Поня­тие «оби­тель» в Свя­щен­ном Писа­нии

Инсти­тут мона­ше­ства, в совре­мен­ном зна­че­нии слова, сфор­ми­ро­вался лишь в ново­за­вет­ный период, причем уже после того, как были состав­лены писа­ния, из кото­рых впо­след­ствии был сфор­ми­ро­ван канон свя­щен­ных Книг Нового Завета. И в этом зна­че­нии в Библии оно не исполь­зо­вано. Между тем слово «оби­тель» исполь­зо­вано в Свя­щен­ном Писа­нии в зна­че­нии места осо­бого при­сут­ствия Божьего, места, где осо­бен­ным обра­зом про­яв­ля­ется Боже­ствен­ная бла­го­дать, а также в зна­че­нии мест (мн.ч.), уго­то­ван­ных пра­вед­ни­кам, мест пре­бы­ва­ния святых в Цар­стве Божьем и пр.

Напри­мер, в стихе 25-го псалма: «Гос­поди! воз­лю­бил я оби­тель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс.25:8) под оби­те­лью дома под­ра­зу­ме­ва­ется скиния (пере­нос­ной храм Божий) и место, на кото­ром она рас­по­ло­жена.

Также в Ветхом Завете мы встре­чаем поня­тие «оби­тель» в каче­стве обо­зна­че­ния загроб­ного мира в широ­ком смысле слова – «оби­тель вечная». «Итак, твори со мною, что Тебе бла­го­угодно; повели взять дух мой, чтобы я раз­ре­шился и обра­тился в землю, ибо мне лучше уме­реть, нежели жить, так как я слышу лживые упреки и глу­бока скорбь во мне! Повели осво­бо­дить меня от этой тяготы в оби­тель вечную и не отврати лица Твоего от меня» (Тов.3:6). Гре­че­ским экви­ва­лен­том выра­же­ния «оби­тель вечная» в тексте Сеп­ту­а­гинты явля­ется «αἰώνιος τόπος» (в соот­вет­ству­ю­щем смыслу кон­тек­ста падеже: «αἰώνιον τόπον») — то есть бук­вально «вечное место».

В Новом Завете поня­тие «оби­тель» встре­ча­ется в Еван­ге­лии св.  Ап. Иоанна Бого­слова, в зна­че­нии мест, уго­то­ван­ных святым в Цар­стве Небес­ном (Ин.14:2). Также в Еван­ге­лии от Иоанна, в той же 14‑й главе, мы встре­чаем уни­каль­ный случай упо­треб­ле­ния поня­тия «оби­тель» в каче­стве места пре­бы­ва­ния Бога в веру­ю­щем и/или в доме веру­ю­щего: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему и оби­тель у него сотво­рим» (Ин.14:23). В Еван­ге­лии от Луки выра­же­ние «вечные оби­тели» (Лк.16:9) исполь­зо­вано в зна­че­нии «Цар­ство Божие (Цар­ство Мессии), кото­рое пре­бу­дет вечно».

Поня­тие «оби­тель» в совре­мен­ной пра­во­слав­ной тра­ди­ции

В совре­мен­ной пра­во­слав­ной лите­ра­туре поня­тие «оби­тель» исполь­зу­ется в несколь­ких зна­че­ниях:

  1. В каче­стве сино­нима к слову «мона­стырь». Напри­мер, архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров) при­во­дит сле­ду­ю­щие слова старца Силу­ана Афон­ского: «Если ты пришел в Оби­тель, любя Гос­пода хотя бы в малой мере, и помыш­ля­ешь, что Гос­подь привел тебя сюда, и Он управ­ляет твоими стар­цами, то бла­го­дать Божия все­лится в тебя, и Гос­подь даст тебе мир и рас­суж­де­ние добра и зла, и душа твоя будет гнаться за добром каждый день и час, потому что она усла­ди­лась зако­ном Божиим» (старец Силуан Афон­ский).
  2. В каче­стве сино­нима к обо­зна­че­нию Цар­ствия Небес­ного и места оби­та­ния святых пра­вед­ни­ков, анге­лов, Святой Троицы. Основу для такого сло­во­упо­треб­ле­ния мы нахо­дим в Свя­щен­ном Писа­нии: «В дому Отца Моего оби­тели многи суть: аще ли же ни, рекл бых вам: иду уго­то­вати место вам» (Ин.14:2).
  3. В каче­стве сино­нима к обо­зна­че­нию жилища, места оби­та­ния и/или пре­бы­ва­ния.

obitel - Обитель

Цитаты об оби­тели

«Если ты пришел в Оби­тель, любя Гос­пода хотя бы в малой мере, и помыш­ля­ешь, что Гос­подь привел тебя сюда, и Он управ­ляет твоими стар­цами, то бла­го­дать Божия все­лится в тебя, и Гос­подь даст тебе мир и рас­суж­де­ние добра и зла, и душа твоя будет гнаться за добром каждый день и час, потому что она усла­ди­лась зако­ном Божиим».
св. Силуан Афон­ский

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки