Вещество

***

Веще­ство́ — 1) мате­ри­аль­ная основа види­мого мира; 2) то, что, под­ле­жит коли­че­ствен­ному изме­ре­нию и состав­ляет мате­ри­аль­ную (веще­ствен­ную) основу еди­нич­ных пред­ме­тов види­мого мира; 3) мате­риал.

1) О сотво­ре­нии види­мого мира из «необ­раз­ного веще­ства» гово­рится в Книге Пре­муд­ро­сти Соло­мона (Прем. 11:18). Необ­раз­ным оно названо потому, что будучи создан­ным, ещё не было оформ­лено в соот­вет­ствии с видо­выми раз­ли­чи­ями появив­шихся позже веществ. По сути «необ­раз­ное веще­ство» явля­лось не чем иным как пер­во­ве­ще­ством, пер­во­ос­но­вой мате­ри­аль­ного мира, обу­стро­ен­ного, затем, в тече­нии шести твор­че­ских дней. Оно было сотво­рено Богом «в начале» (Быт. 1:1), из ничего (2Мак. 7:28). Именно из него про­изо­шли все прочие веще­ства и то, что про­из­ве­дено из веществ. Учение о пер­во­ве­ще­стве тесно свя­зано с уче­нием о сти­хиях, кото­рые также име­ну­ются «веще­ствен­ными нача­лами мира» (Гал. 4:3).

«Сам Бог наш, в Троице и Еди­нице про­слав­ля­е­мый, — кон­ста­ти­рует пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин, — сотво­рил «небо и землю, …и вся, яже в них» (Пс. 145, 6), при­ведя из не сущего в бытие: иное из быв­шего прежде веще­ства, как то: небо, землю, воздух, огонь, воду; а другое из этих уже создан­ных Им веществ, как то: живот­ных, рас­те­ния, семена. Ибо это, по пове­ле­нию Созда­теля, про­изо­шло из земли, воды, воз­духа и огня» (Точное изло­же­ние Пра­во­слав­ной веры пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин).

2) В рамках отдель­ных кон­цеп­ций биб­лей­ское пони­ма­ние «веще­ства», как мате­ри­аль­ной основы вещей, может сбли­жаться по смыслу с фило­соф­ским поня­тием «суб­страт».

Все без исклю­че­ния веще­ства под­ле­жат зако­нам измен­чи­во­сти. При опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах одни веще­ства могут всту­пать в соеди­не­ния с дру­гими веще­ствами, обра­зо­вы­вать новые (скажем, по зако­нам физи­че­ского или хими­че­ского вза­и­мо­дей­ствия).

В свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре види­мый мир, во всей его цело­куп­но­сти, часто арти­ку­ли­ру­ется как «веще­ствен­ный». Это значит, что одна из важ­ней­ших осо­бен­но­стей все­воз­мож­ных веществ сопря­жена с тем, что они в той или иной мере обна­ру­жи­вают себя види­мым обра­зом (вза­и­мо­дей­ствуют со светом, отра­жая, пре­лом­ляя его и т. д.).

Кроме того, харак­тер­ной осо­бен­но­стью веществ явля­ется иная, чем у пред­ста­ви­те­лей неви­ди­мого мира, обу­слов­лен­ность про­стран­ством. Поло­жим, ангелы хотя и зави­сят от места, однако (как при­нято счи­тать) не имеют тро­я­кой изме­ри­мо­сти, тогда как любое коли­че­ство веще­ства может быть изме­рено объ­ём­ными еди­ни­цами. Впро­чем, абсо­лют­ная бес­те­лес­ность свой­ственна только Богу, Кото­рый есть Чистей­ший и Все­со­вер­шен­ней­ший Дух. В этой связи неко­то­рая веще­ствен­ность, правда, в весьма услов­ном зна­че­нии, при­зна­ётся и за анге­лами (см. по дан­ному поводу: Об Анге­лах пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин).

3) Наи­бо­лее широко термин «веще­ство» упо­треб­ля­ется в зна­че­нии мате­ри­ала: того, из чего состоят, про­из­во­дятся или могут быть про­из­ве­дены раз­лич­ные вещи, напри­мер: шерсти или льна (Втор. 22:11), бла­го­вон­ных веществ (Исх. 30:23), зем­ля­ного веще­ства (Прем. 15:13).

***

См. также: ТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки