Мате­рия

***

Мате́рия — 1) веще­ствен­ная основа мира; 2) веще­ство); 3) форма энер­гии. Была сотво­рена Богом из ничего.

***

Явля­ется ли мате­рия источ­ни­ком зла?

В первые века суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства учение о том, что мате­рия служит источ­ни­ком зла, про­па­ган­ди­ро­вали пред­ста­ви­тели ряда гно­сти­че­ских сект. Родо­на­чаль­ни­ком гно­сти­че­ских ересей счи­та­ется Симон Волхв, тот самый, кото­рый нашёлся пред­ло­жить апо­сто­лам про­дать дар Свя­того Духа за деньги (Деян.8:18).

Общим отли­чием гно­сти­че­ских учений явля­лось то, что они содер­жали в себе смесь раз­лич­ных рели­ги­оз­ных и мифо­ло­ги­че­ских веро­ва­ний, фило­соф­ских кон­цеп­ций. По стро­гому же счёту гно­стики не при­дер­жи­ва­лись ни одной из извест­ных в то время рели­гий. В круг их веро­ва­ний вхо­дили эле­менты зоро­аст­ризма, иуда­изма, хри­сти­ан­ства.

Основу гно­сти­че­ских веро­ва­ний дуа­ли­сти­че­ского направ­ле­ния состав­ляла идея о том, что мир обязан своим суще­ство­ва­ниям двум совеч­ным нача­лам: выс­шему духов­ному и низ­шему мате­ри­аль­ному.

Высшее духов­ное суще­ство про­из­вело из себя мно­же­ство прочих духов­ных существ, соста­вив­ших некую пли­рому или пол­ноту бытия, основу духов­ной жизни. Мате­рия же, напро­тив, соста­вила основу для грубой, веще­ствен­ной, чув­ствен­ной жизни.

Согласно убеж­де­ниям гно­сти­ков, дух и мате­рия суть не только два неза­ви­си­мых, но и два про­ти­во­бор­ству­ю­щих начала. Причём, если по мнению одних, мате­рия изна­чально пре­пят­ство­вала дея­тель­но­сти духа как хао­тич­ное, пас­сив­ное, инерт­ное начало, то по мысли других, она про­ти­во­бор­ство­вала духу как актив­ный и само­де­я­тель­ный источ­ник зла.

Иначе отно­сится к мате­рии Цер­ковь. Пони­мая под ней веще­ствен­ную основу мира, целе­на­прав­ленно создан­ную Благим Богом из ничего, и зная, что Бог, будучи Сам в Себе высо­чай­шим Добром, нико­гда не творил и не творит ничего злого, Цер­ковь испо­ве­дует, что мате­рия не только не явля­ется само­сто­я­тель­ным источ­ни­ком зла, но и все­цело зави­сит по бытию от своего Творца.

Здесь воз­мо­жен вопрос: почему же тогда плот­ский чело­век про­ти­во­по­став­ля­ется в Писа­нии духов­ному (1Кор.3:1)? — Отнюдь не потому, что мате­ри­аль­ная, веще­ствен­ная плоть при­зна­ётся гре­хов­ной сама по себе.

Как известно, Адам изна­чально был чист и неви­нен как по душе, так и по телу. В этом пер­во­здан­ном состо­я­нии плоть не под­тал­ки­вала его ни ко гре­хов­ным помыс­лам, ни ко гре­хов­ным поступ­кам.

Плоть взяла верх над его душой лишь после того как он сам, отка­зав­шись от послу­ша­ния Богу, под­чи­нился вла­ды­че­ству зла (см.: Гре­хо­па­де­ние). Отда­лив­шись от Бога и утра­тив радость бого­об­ще­ния, потомки Адама пред­по­чли искать радость не через воз­вра­ще­ние ко Гос­поду, что тре­бо­вало послу­ша­ния, а в плот­ских удо­воль­ствиях, чему не пре­пят­ство­вало ни свое­во­лие, ни общая раз­нуз­дан­ность.

Со вре­ме­нем плоть сде­ла­лась для чело­века не только источ­ни­ком радо­стей, но и объ­ек­том слу­же­ния. Вместо пол­но­цен­ного, жерт­вен­ного слу­же­ния Богу чело­век стал слу­жить удо­вле­тво­ре­нию плот­ских стра­стей.

Именно в этом отно­ше­нии плот­ские помыш­ле­ния обо­зна­ча­ются как вражда против Бога (Рим.8:7), и именно поэтому утвер­жда­ется, что живу­щие по плоти не могут уго­дить Богу (Рим.8:8).

***

См. МАТЕ­РИ­А­ЛИЗМ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки