Безумие

***

Безу́мие — 1) состо­я­ние неве­рия (Пс.13:1; Пс.52:2); 2) неспо­соб­ность разума к осу­ществ­ле­нию есте­ствен­ной для него дея­тель­но­сти здра­вого мыш­ле­ния, обу­слов­лен­ная душев­ным рас­строй­ством (болез­нью); 3) состо­я­ние помут­не­ния рас­судка, спро­во­ци­ро­ван­ное дей­ствием падших духов (см.: Пре­лесть духов­ная); 4) состо­я­ние чело­века, утра­тив­шего спо­соб­ность к здра­вой рас­су­ди­тель­но­сти и кри­тике соб­ствен­ного пове­де­ния в связи с особым Боже­ствен­ным дей­ствием, совер­шён­ным в Про­мыс­ли­тель­ных целях.

Поня­тие «безу­мие для мира» из (1Кор.3:18) озна­чает пре­зре­ние внеш­ней учё­но­сти без боже­ствен­ной бла­го­дати, отри­ца­ние муд­ро­сти внеш­ней для при­об­ре­те­ния боже­ствен­ной.

***

Может ли Бог ограничить человека, сковав в нём способность к осуществлению полноценной мыслительной деятельности?

Ум — одна из важ­ней­ших сил чело­ве­че­ской души и вместе одна из важ­ней­ших черт образа Божия. Замы­сел Отца и Сына и Свя­того Духа отно­си­тельно каж­дого чело­века состоит в мак­си­мально воз­мож­ном рас­кры­тии в нём черт этого образа, в упо­доб­ле­нии каж­дого чело­века Богу, обо­же­нии. Между тем, этот про­цесс не про­ис­хо­дит без доб­ро­воль­ного и осо­знан­ного жела­ния самого чело­века, ибо любая чело­ве­че­ская доб­ро­де­тель имеет в основе сво­бод­ное, а не меха­ни­че­ское стрем­ле­ние к добру.

В этой связи Бог не стре­мится навя­зы­вать чело­веку Свою благую волю насиль­ственно, бло­ки­руя все его личные жела­ния, про­ти­во­ре­ча­щие Боже­ствен­ным запо­ве­дям и опре­де­ле­ниям. В про­тив­ном случае чело­век был бы похож на живот­ное, дви­жи­мое без­от­чет­ным побуж­де­нием, или на запро­грам­ми­ро­ван­ного робота, меха­ни­че­ский авто­мат.

Ска­зан­ное, конечно, не озна­чает, что Бог не нико­гда не исполь­зует Своё все­мо­гу­ще­ство для того, чтобы оста­но­вить злые стрем­ле­ния того или иного без­за­кон­ника силой, в том числе через вме­ша­тель­ство, огра­ни­чи­ва­ю­щее воз­мож­но­сти его воли и разума.

К слову, именно так, в своё время, был одёр­нут вели­кий Вави­лон­ский пра­ви­тель, царь Наву­хо­до­но­сор (Дан.4:28–29). В резуль­тате он был отстра­нен от прав­ле­ния, поте­рял цар­ствен­ный облик, а по образу жизни стал похо­дить на живот­ное (Дан.4:30). Между тем, тогда как царь осо­знал своё ничто­же­ство перед Богом (по край­ней мере в той сте­пени, в какой это было доступно гру­бому языч­нику), он вновь обрёл спо­соб­ность к кри­тике и рас­су­ди­тель­но­сти (Дан.4:31–33).

***

См. также: ВЕРА, АТЕИЗМ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки