Творение из ничего

***

Творе́ние из ничего́ – бого­слов­ское выра­же­ние, ука­зы­ва­ю­щее на то, что мир сотво­рен (Богом) не из какого-то суб­страта или веще­ства, а привел его в бытие из совер­шен­ного небы­тия.

Учение о тво­ре­нии мира из небы­тия лежит в осно­ва­нии хри­сти­ан­ского учения о миро­зда­нии. Согласно этому учению, своим воз­ник­но­ве­нием мир обязан воле­вому акту без­на­чаль­ного и бес­ко­неч­ного Бога.

Не явля­ясь вечным и без­на­чаль­ным, мир создан по замыслу все­силь­ного и все­мо­гу­щего сверхтвар­ного Суще­ства, бытие Кото­рого без­мерно пре­вос­хо­дит бытие создан­ного Им мира.

Тво­ре­ние из ничего (ex nihilo) есть догмат нашей веры. Эта вера нашла первое свое выра­же­ние в Библии, во Второй книге Мак­ка­веев, где мать, уве­ще­вая сына идти на муче­ни­че­ство, гово­рит: «Посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотво­рил Бог из ничего» (2Мак. 7:28).

От веч­но­сти Бог рас­смат­ри­вал в Своем Уме состав­лен­ные Им образы миро­зда­ния. Эти образы суть Боже­ствен­ные идеи твар­ного мира. Созда­вая мир в соот­вет­ствии со Своими веч­ными идеями, Бог творит его исклю­чи­тельно по Своей любви и бла­го­сти.

В тво­ре­нии при­ни­мают уча­стие все Лица Пре­свя­той Троицы. По слову св. Афа­на­сия Вели­кого, «Отец творит всё Словом в Духе». Символ веры назы­вает Отца «Твор­цом неба и земли», гово­рит о Сыне: «Им же вся быша», име­нуют Свя­того Духа «Гос­по­дом Живо­тво­ря­щим».

Тво­ре­ние мира из небы­тия сви­де­тель­ствует о том, что Бог создает совер­шенно новую реаль­ность, вызы­вает к жизни иную, вне­бо­же­ствен­ную дей­стви­тель­ность. «Можно ска­зать, что твар­ный мир есть абсо­лют­ное изли­ше­ство, нечто допол­ни­тель­ное, чего могло бы не быть вовсе», – утвер­ждает прот. Г. В. Фло­ров­ский. Назы­вая несу­ще­ству­ю­щее как суще­ству­ю­щее (Рим. 4:17), Бог пере­во­дит все из не сущего к бытию одной силой Своей мысли и воли. Но это значит, что создан­ный мир совер­шенно ино­при­ро­ден и ино­су­щен Богу.

Творя мир из небы­тия, Бог не создает его из Своей сущ­но­сти (есте­ства, при­роды), не фор­ми­рует его из Себя. Если все Ипо­стаси Пре­свя­той Троицы еди­но­сущны Друг Другу, то создан­ный из небы­тия мир совсем не еди­но­су­щен своему Творцу. «Всё сотво­рен­ное по своей сущ­но­сти нисколько не подобно Творцу, но нахо­дится вне Его», – учит св. Афа­на­сий Вели­кий. «В твари нет ничего, срод­ного с Тро­и­цей, кроме того, что она создана Тро­и­цей», – гово­рит бла­жен­ный Авгу­стин. Твор­че­ский акт Бога есть дей­ствие совер­шенно сво­бод­ной Боже­ствен­ной воли, но не Боже­ствен­ной при­роды, в связи с чем мир совсем не тож­де­стве­нен Богу.

Учение о созда­нии мира из небы­тия отли­чает хри­сти­ан­ское миро­по­ни­ма­ние от всех форм язы­че­ства. Утвер­ждая, что сотво­рен­ный мир воз­ни­кает из небы­тия, а не из сущ­но­сти своего Созда­теля, хри­сти­ан­ство отри­цает все виды обо­жеств­ле­ния мира и чело­века. Если мир создан Богом из небы­тия, то мир не может быть Богом, не равен Ему. «Боже­ствен­ное тво­ре­ние, будучи делом воли, не совечно Богу», – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин.

Мир воз­ни­кает во вре­мени и вместе со вре­ме­нем, поскольку Бог есть Творец не одних вещей, но и вре­мени, в кото­ром они обрели свое суще­ство­ва­ние. Поэтому тщетно искать Бога среди вре­мен­ных явле­ний пре­хо­дя­щего мира, Он бес­ко­нечно воз­вы­ша­ется над ними. Так, перед лицом хри­сти­ан­ского учения о тво­ре­нии ста­но­вится абсурд­ным обо­жеств­ле­ние явле­ний твар­ного миро­зда­ния, исче­зает язы­че­ское мно­го­бо­жие. Хри­сти­ан­ское учение о тво­ре­нии после­до­ва­тельно нис­про­вер­гает и все типы язы­че­ской фило­со­фии, абсурдно обо­жеств­ля­ю­щей твар­ный мир.

Учение о тво­ре­нии из ничего явля­ется не только исти­ной о миро­зда­нии, но и антро­по­ло­ги­че­ской исти­ной, исти­ной о чело­веке. Как и весь мир, чело­век ино­при­ро­ден Богу. Бог сотво­рил весь мир из ничего, а чело­века из праха зем­ного. При­над­лежа к иной, твар­ной и вне­бо­же­ствен­ной при­роде, чело­век не должен обо­жеств­лять себя или окру­жа­ю­щий мир, но при­зван найти своего сверх­при­род­ного Созда­теля и всту­пить в обще­ние с Ним.

Будучи иным бытием в срав­не­нии с Богом, чело­век может стре­миться к Богу не по необ­хо­ди­мо­сти, в силу своей при­роды, а доб­ро­вольно, по своей сво­боде. «Над есте­ством твари постав­лено сверх­при­род­ное зада­ние обще­ния с Богом, – гово­рит прот. Г. В. Фло­ров­ский… – Это зада­ние есть призыв, и призыв, осу­ще­стви­мый только через само­опре­де­ле­ние и подвиг твари».

Такое зада­ние пре­вы­шает силы твар­ного чело­ве­че­ского есте­ства. Подвиг Бого­по­зна­ния осу­ще­ствим только с помо­щью нис­хо­дя­щей к чело­веку Боже­ствен­ной бла­го­дати. Но чело­век должен сам стре­миться к Богу, поскольку Боже­ствен­ная бла­го­дать нис­хо­дит лишь в ответ на сво­бод­ное стрем­ле­ние чело­века. Рас­кры­вая Себя чело­веку, Бог ведет его к обще­нию и соеди­не­нию с Собой. Будучи совер­шен­ной Любо­вью, Он дает чело­веку высший бла­го­дат­ный дар обо­же­ния, через кото­рый чело­век дела­ется при­част­ни­ком бла­жен­ной жизни Бога.

***

См. КОСМОГОНИЯ, БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ, ДНИ ТВОРЕНИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки