Восхище́ние —
1) восторг (Иов.3:22);
2) особое благодатное состояние человека, связанное с восприятием Сверхъестественного Откровение Божественного Откровения;
3) взятие человека Богом или ангелом, связанное с пространственным (Деян.8:39) или метапространственным перемещением (Сир.49:16).
Если вход и после Искупления праведники переселяются в Царство Небесное после физической смерти, почему ветхозаветные праведники Енох и Илия были восхищены на Небо при жизни?
Енох и Илия действительно были восхищены на небо при жизни. О первом из них говорится, что «не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24) и «он был восхи́щен от земли» (Сир.49:16). О восхищении второго сообщаются и некоторые детали: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, ...и понесся Илия в вихре на небо» (4Цар.2:11).
По мнению святителя Григория Паламы, разного рода ветхозаветные восхищения, включая восхищение Илии, следует оценивать как восхищения без преодоления границ земли. Вот его слова: «Дух восхитил и Иеремию Пророка, и Ангел – Аввакума; особенно же среди других, как пишется, был восхищен на колеснице огненной – Илия. Но и хоть не перешел границу земли; и это было только неким перемещением, вознесением каждого из них, которое восхищало от земли, и не выходило за границы земли» (Омилия XXI.). Что именно это были за восхищения, знает Господь.
Заметим лишь, что согласно Священному Преданию, Еноху и Илие ещё предстоит испытать смерть. Это случится при кончине веков. Они будут проповедовать слово Божье 1260 дней (Откр.11:3), после чего «зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Откр.11:7). После этого они будут оживлены и вознесены «на небо на облаке» (Откр.11:12), присоединившись к прочим святым.
Литература по теме
- «Восхищение» во время молитвы архим. Иоаким (Специерис)
- Восхищение в рай преподобного Серафима Саровского свщмч. Серафим (Чичагов)
Комментировать