Экстаз

См. раздел МИСТИКА

***

Экста́з – (от греч. ἔκστασις (экс­та­сис) — сме­ще­ние) 1) состо­я­ние чрез­вы­чай­ной вос­тор­жен­но­сти, исступ­ле­ния, вос­хи­ще­ния чело­ве­че­ского духа, вызван­ное особым воз­дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати; 2) состо­я­ние исступ­ле­ния, свя­зан­ное с вли­я­нием на созна­ние чело­века демо­ни­че­ских сил; 3) раз­но­вид­ность аффек­тив­ного состо­я­ния.

Экстаз — высшая форма молит­вен­ного состо­я­ния и нрав­ствен­ного совер­шен­ства хри­сти­ан­ского подвиж­ника. Экстаз не вызы­ва­ется искус­ственно, а явля­ется след­ствием дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Термин «экстаз» пони­ма­ется как «изум­ле­ние», «вос­хи­ще­ние» или «удив­ле­ние». Это уда­ле­ние ума от окру­жа­ю­щего мира и обра­ще­ние его в сердце. При этом не при­оста­нав­ли­ва­ется дей­ствие пси­хи­че­ских и мыс­ли­тель­ных спо­соб­но­стей подвиж­ника, но про­ис­хо­дит сдер­жи­ва­ние телес­ной дея­тель­но­сти (сна, еды и т. д.)». Такое состо­я­ние не имеет ничего общего с язы­че­ским экс­та­зом, что необ­хо­димо иметь в виду при чтении житий святых, в кото­рых нахо­дится мно­же­ство опи­са­ний подоб­ных состо­я­ний.

В свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции можно найти мнение, согласно кото­рому есть две стадии экс­таза: импуль­сив­ный, вос­тор­жен­ный экстаз ново­на­чаль­ных и непре­стан­ный экстаз совер­шен­ных. Послед­ний есть созер­ца­ние Боже­ствен­ного света без соб­ственно «экс­та­ти­че­ских» при­зна­ков.

С пра­во­слав­ной точки зрения экс­тазы, виде­ния и откро­ве­ния не явля­ются чем-то само­до­ста­точ­ным самим по себе. Дабы не впасть в само­об­ман духов­ной пре­ле­сти, прин­ци­пи­ально важно их содер­жа­ние и то, как они совер­ша­ются.

***

Чем опасен демонический экстаз?

Экстаз, вызван­ный вли­я­нием на чело­века злых духов, может иметь ряд внеш­них при­зна­ков, фор­мально упо­доб­ля­ю­щих его тому состо­я­нию, что испы­ты­вают Божьи угод­ники, всту­пая в лич­ност­ное обще­ние с Богом. Именно поэтому нередко бесов­ские обо­льще­ния оши­бочно вос­при­ни­ма­ются пере­жи­ва­ю­щими их как сверхъ­есте­ствен­ные оза­ре­ния от Бога (см. подроб­нее: Что такое пре­лесть бесов­ская и что собой пред­став­ляют диа­воль­ские козни?).

Между тем внут­рен­ние при­знаки демо­ни­че­ского исступ­ле­ния прин­ци­пи­ально отличны от внут­рен­них при­зна­ков экс­та­ти­че­ского состо­я­ния, в кото­ром пре­бы­вают под дей­ствием бла­го­дати Божьи угод­ники. Тогда как послед­нее сопро­вож­да­ется рас­кры­тием внут­рен­них сил чело­ве­че­ской души и устрем­ле­нием их к Богу, первое, напро­тив, харак­те­ри­зу­ется подав­ле­нием лич­ност­ных качеств, омра­че­нием разума и воли, раз­дра­жи­тель­ной и чув­стви­тель­ной сфер чело­ве­че­ской души.

Чело­веку, пре­бы­ва­ю­щему в состо­я­нии бла­го­дат­ного экс­та­ти­че­ского исступ­ле­ния, не свой­ственны страст­ные, гре­хов­ные дви­же­ния плоти и души, тогда как нахо­дя­ще­муся под воз­дей­ствием демо­нов свой­ственно воз­буж­де­ние гре­хов­ных дви­же­ний. Ведь задача демо­нов в том и состоит, чтобы затмить в чело­веке лучшее и настро­ить его на дурной, угод­ный им лад.

Испы­ты­вая такое бого­про­тив­ное состо­я­ние, чело­век часто бывает не в силах уви­деть опас­ность; слу­ча­ется, что он увле­ка­ется состо­я­нием воз­буж­де­ния, эйфо­рии. И тогда он ищет воз­мож­но­сти испы­тать его снова и снова. Причём, это бывает даже и тогда, когда жертва бесов­ского нава­жде­ния пони­мает, что дви­жется демо­ном.

При­ме­ром здесь могут слу­жить пред­ста­ви­тели все­воз­мож­ных оккульт­ных прак­тик, ведь­ми­ных сходок, сата­нин­ских обря­дов. Так шаг за шагом чело­век утра­чи­вает нрав­ствен­ный и духов­ный кон­троль, дегра­ди­руя, пре­вра­ща­ясь в орудие демо­ни­че­ских сил. Кроме того, эти прак­тики могут при­во­дить к серьёз­ным пси­хо­ло­ги­че­ским и нерв­ным рас­строй­ствам.

Если же речь идёт о слу­чаях обмана, искус­ного под­стра­и­ва­ния демо­нов под анге­лов, почив­ших святых или Самого Бога, в резуль­тате на сто­рону демона может скло­ниться даже и казав­шийся стой­ким подвиж­ник.

***

По наблю­де­ниям Г. Бер­т­рама, опуб­ли­ко­вав­шего в 1956 г. статью «Praeparatio Evangelica in der Septuaginta» («Преду­го­тов­ле­ние Еван­ге­лия в Сеп­ту­а­гинте»), слово изум­ле­ние, «экстаз» (Êξτασις) упо­треб­ля­ется в гре­че­ской Библии (вместе с соот­вет­ству­ю­щим гла­го­лом) 89 раз, соот­вет­ствуя при этом 30 раз­лич­ным еврей­ским корням.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки