Небо

***

Не́бо (небеса́) — 1) область воз­душ­ного про­стран­ства, окру­жа­ю­щего землю; 2) вообще про­стран­ство, охва­ты­ва­ю­щее землю; кос­ми­че­ское про­стран­ство; 3) особое место при­сут­ствия Божия; область, изна­чально насе­лен­ная анге­лами, а после совер­ше­ния Искуп­ле­ния — и душами святых; 4) Пред­ста­ви­тели Небес­ного Цар­ства.

***

1) На небо, как на область воз­душ­ного про­стран­ства, Свя­щен­ное Писа­ние ука­зы­вает, когда сооб­щает о птицах небес­ных (Быт. 1:20), небес­ных ветрах, тучах, дожде (3Цар. 18:45), мол­ниях (2Цар. 22:15), о без­об­лач­ном небе (2Цар. 23:4).

В тех слу­чаях, когда гово­рится о горо­дах или отдель­ных стро­е­ниях высо­той до небес (Втор. 9:1), под­ра­зу­ме­ва­ется именно эта небес­ная сфера.

2) О небе в более широ­ком зна­че­нии, вклю­ча­ю­щем поня­тие «звёзд­ное про­стран­ство», или же в зна­че­нии исклю­чи­тельно звёзд­ного про­стран­ства, как пра­вило упо­ми­на­ется в связи с повест­во­ва­нием о небес­ных све­ти­лах: солнце, луне, дале­ких звез­дах: «И покажу зна­ме­ния на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце пре­вра­титься во тьму и луна — в кровь…» (Иоил. 2:30–31).

Несмотря на то, что в тра­ди­ци­онно свет­ском пред­став­ле­нии атмо­сфер­ная обо­лочка земли, а тем более меж­звёзд­ный вакуум по физи­че­ским свой­ствам не явля­ется твёр­дым, небо, по слову Божию, назы­ва­ется твер­дью: «птицы да поле­тят над землею, по тверди небес­ной» (Быт. 1:20); «да будут све­тила на тверди небес­ной» (Быт. 1:14).

Объ­яс­не­ние этого кажу­ще­гося несо­от­вет­ствия заклю­ча­ется в том, что твёр­дым небо назы­ва­ется не в срав­не­нии, скажем, с алма­зом, метал­лом или даже теку­чим веще­ством, а в срав­не­нии с неве­ще­ствен­ным миром, горним Небом, Небе­сами небес. Имея это в виду, пони­маем, что слова одного вет­хо­за­вет­ного мыс­ли­теля о сопо­ста­ви­мо­сти твёр­до­сти неба с твёр­до­стью зер­кала сле­дует счи­тать поэ­ти­че­ской гипер­бо­лой: «Разу­ме­ешь ли рав­но­ве­сие обла­ков, чудное дело Совер­шен­ней­шего в знании?.. Ты ли с Ним рас­про­стер небеса, твер­дые, как литое зер­кало» (Иов. 37:16,18).

Тем не менее, небо всё же ассо­ци­и­ру­ется биб­лей­скими пра­вед­ни­ками с твёр­дым соору­же­нием, напри­мер, с вели­че­ствен­ным купо­лом или сводом, утвер­ждён­ным на могу­чих стол­пах (Иов. 26:11); с гигант­ским шатром, рас­тя­ну­тым над поверх­но­стью земли (Пс. 103:2).

Мера дней нашего неба не без­гра­нична. При кон­чине мира ему пред­стоит свер­нуться напо­до­бие книж­ного свитка (Ис. 34:4), вос­пла­ме­ниться и с шумом раз­ру­шиться, после чего взору живу­щих тор­же­ственно откро­ется «новое небо» (2Пет. 3:12–13).

3) О Небе как о месте осо­бого при­сут­ствия Божия свя­щен­но­пи­са­тели сооб­щают, когда обо­зна­чают его как жилище Все­выш­него Бога (2Цар. 22:10), дом Отца (Ин. 14:2), место, где утвер­жден Пре­стол бла­го­дати (Ис. 66:1; Откр. 4:12).

Прин­ци­пи­аль­ное отли­чие гор­него Неба от звезд­ного выра­жа­ется в том, что оно при­над­ле­жит неви­ди­мому миру, тогда как звёзд­ное — види­мому. На неви­ди­мом небе оби­тают свет­лые ангелы — воин­ство небес­ное (Лк. 2:13); оттуда сошёл к нам Спа­си­тель (Ин. 3:13), и туда же телесно воз­несся (Мк. 16:19); там нахо­дятся «небес­ные оби­тели» (Ин. 14:2), в кото­рых живут и бла­жен­ствуют духи пра­вед­ни­ков (Евр. 12:23); оттуда, в виде­нии Еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова, опу­стился Небес­ный Иеру­са­лим (Откр. 21:2). Именно это Небо почи­та­ется истин­ным Оте­че­ством хри­стиан, в про­ти­во­вес нынеш­ней земле, на кото­рой мы всего лишь «стран­ники и при­шельцы» (Евр. 11:13).

Ввиду того, что на Небе наи­бо­лее ярко и оче­видно про­яв­ля­ется Боже­ствен­ная бла­го­дать, испол­ня­ется Боже­ствен­ная воля (Мф. 6:10), — Сам Гос­подь име­ну­ется Небес­ным Царем, Отцом Небес­ным (Мф. 6:14), Сущим на Небе­сах (Лк. 11:2), Богом небес (Пс. 135:26).

Доста­точно часто поня­тия «небо» и «небеса» упо­треб­ля­ются как вза­имно тож­де­ствен­ные, но не всегда: «Вот у Гос­пода, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней» (Втор. 10:14).

Сколько всего суще­ствует небес — ска­зать трудно. Об этом знает Гос­подь. Поло­жим, апо­стол Павел был вос­хи­щен до тре­тьего Неба (2Кор. 12:2). А о Христе гово­рится, что Он воз­нёсся пре­выше всех небес (Еф. 4:10).

4) В ряде биб­лей­ских фраг­мен­тов термин «Небо» упо­треб­ля­ется в форме, рас­по­ла­га­ю­щей к мысли не столько о месте пре­бы­ва­ния его оби­та­те­лей, сколько о его пред­ста­ви­те­лях. Причем, осно­ва­ние такому разу­ме­нию даёт Сам Иску­пи­тель.

Так, в притче о блуд­ном сыне послед­ний, рас­ка­яв­шись и обра­тив­шись к отцу, про­из­нёс: «я согре­шил против неба и пред тобою» (Лк. 15:21). А в споре с иудей­скими пер­во­свя­щен­ни­ками, книж­ни­ками и ста­рей­ши­нами, Хри­стос, пари­руя их без­рас­суд­ное напа­де­ние, спро­сил: «Кре­ще­ние Иоан­ново с небес было, или от чело­ве­ков?» (Мк. 11:30).

***

В молитве “Отче наш” есть слова: “Отче наш, Который на небесах”. А в Символе веры говорится, что Бог Отец “Творец неба и земли”. О каких небесах говорится в первом и втором случаях, об одних и тех же?

Бог неод­но­кратно име­ну­ется в Свя­щен­ном Писа­нии: Отец Небес­ный (Мф.5:48; Мф.6:14). Когда утвер­жда­ется, что Бог — на небе­сах, этим, конечно, не отри­ца­ется такое Его сущ­ност­ное свой­ство как неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие, однако ука­зы­ва­ется на небо как на место осо­бого Божьего при­сут­ствия, и вместе под­чер­ки­ва­ется воз­вы­шен­ность Бога над твар­ным миром (Ис.66:1).

По сви­де­тель­ству святых отцов Церкви, и среди них бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, слова молитвы Гос­под­ней, «…сущий на небе­сах», ука­зы­вают на небо как на оте­че­ство хри­стиан. С таким небом ассо­ци­и­ру­ется, прежде всего, место оби­та­ния свет­лых анге­лов (Мф.18:10), а также почив­ших о Гос­поде душ святых Божьих угод­ни­ков (Ин.14:2).

Отно­си­тельно же утвер­жде­ния, что Бог — Творец неба и земли, можно ска­зать сле­ду­ю­щее. С одной сто­роны, его можно осмыс­лить в общем ключе: Бог — Творец всего мира вообще (Исх.31:17; 4Цар.19:15; Иер.33:25; Деян.17:24), в том числе види­мого для нас неба: «Им создано всё, что на небе­сах и что на земле, види­мое и неви­ди­мое» (Кол.1:16).

С другой сто­роны, слово «небо», в рас­смат­ри­ва­е­мом кон­тек­сте, нередко осмыс­ли­ва­ется в зна­че­нии именно ангель­ского мира (см., напри­мер, Пра­во­слав­ный кате­хи­зис епи­скопа Алек­сандра (Семе­нова Тян-Шан­ского)). Такое пони­ма­ние свя­зано с извест­ной трак­тов­кой слов «В начале сотво­рил Бог небо и землю» (Быт.1:1), согласно кото­рой, под небом разу­ме­ется ангель­ский мир.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки