Виде­ние

***

Виде́ние — 1) Сверхъ­есте­ствен­ное Откро­ве­ние, пре­по­да­ва­е­мое чело­веку посред­ством визу­аль­ных, сим­во­ли­че­ских обра­зов (см.: Откро­ве­ние Боже­ствен­ное); 2) демо­ни­че­ское дей­ствие, воз­буж­да­ю­щее в созна­нии (вооб­ра­же­нии) чело­века обман­ные визу­аль­ные образы (см.: Демон); 3) сно­ви­де­ние, сон; 4) зри­тель­ная гал­лю­ци­на­ция, иллю­зия; 5) опти­че­ское явле­ние, мираж.

***

Как отно­сится к виде­ниям?

Согласно общему суж­де­нию отцов Церкви, в случае, если источ­ник про­ис­хож­де­ния виде­ния неиз­ве­стен, к нему сле­дует отне­стись насто­ро­женно. Осо­бенно это каса­ется тех, кто не стяжал доста­точ­ного опыта борьбы с лука­выми духами, не обла­дает даром духов­ного зрения.

Суще­ствуют опре­де­лен­ные при­знаки, поз­во­ля­ю­щие клас­си­фи­ци­ро­вать те или иные виде­ния как бла­го­дат­ные, демо­ни­че­ские или нрав­ственно ней­траль­ные. Однако они носят общий харак­тер и не всегда могут слу­жить без­оши­боч­ным, точным кри­те­рием для кон­крет­ной оценки.

Верным при­зна­ком бесов­ского виде­ния служит явное про­ти­во­ре­чие его содер­жа­ния дог­ма­ти­че­ским или нрав­ствен­ным исти­нам хри­сти­ан­ского учения. Но так про­ис­хо­дит не всегда.

Очень часто демо­ни­че­ские «откро­ве­ния» изощ­ренно мас­ки­ру­ются под бла­го­дат­ные. Оце­нить их бывает не под силу даже зрелым подвиж­ни­кам. Скажем, диавол может явиться в образе ангела (2Кор.11:14), души свя­того или даже под обли­ком Самого Все­дер­жи­теля. В этом заклю­ча­ется опас­ность само­сто­я­тель­ного тол­ко­ва­ния «откро­ве­ний», необ­ду­ман­ного, без­рас­судно дове­ри­тель­ного отно­ше­ния к ним (см. подроб­нее: Что такое пре­лесть бесов­ская и что собой пред­став­ляют диа­воль­ские козни?).

К нрав­ственно ней­траль­ным виде­ниям отно­сят хотя и яркие, но всё же сум­бур­ные, как бы сма­зан­ные сно­ви­де­ния. Подоб­ные виде­ния можно остав­лять без вни­ма­ния (см. подроб­нее: Можно ли дове­рять сно­ви­де­ниям?).

Боже­ствен­ные виде­ния всегда соот­вет­ствуют высоте Боже­ствен­ных совер­шенств, Боже­ствен­ным запо­ве­дям, есте­ствен­ному нрав­ствен­ному закону.

Но что про­изой­дёт, если виде­ние имеет Источ­ни­ком Бога, а чело­век, опа­са­ясь обмана со сто­роны падших духов, его про­игно­ри­рует? — Бог найдёт воз­мож­ность или повто­рить это виде­ние, или пере­дать Свою волю при помощи других средств.

Стоит ли «гоняться» за виде­ни­ями?

Сверхъ­есте­ствен­ные бла­го­дат­ные виде­ния пре­по­да­ются чело­веку исходя из умест­но­сти. Мера же этой умест­но­сти опре­де­ля­ется не чело­ве­че­ской при­хо­тью, а Боже­ствен­ным Про­мыс­лом.

Основ­ной целью хариз­ма­ти­че­ских виде­ний явля­ется доне­се­ние до людей воли Божьей, кото­рая, по боль­шому счёту, уже открыта: в Свя­щен­ном Писа­нии, Пре­да­нии Церкви, нако­нец, в голосе сове­сти. Стало быть, в обы­ден­ной, повсе­днев­ной жизни чело­век не имеет особой нужды в сверхъ­есте­ствен­ных виде­ниях.

Из опыта аске­ти­че­ской жизни известно, что чаще обыч­ного при­чи­ной чрез­мер­ного стрем­ле­ния к мисти­че­ским виде­ниям явля­ются стра­сти: гор­дыня или празд­ное любо­пыт­ство. Удо­вле­тво­рять поры­вам пороч­ных стра­стей — дело не Божье, но диа­воль­ское. В отно­ше­нии таких людей диавол про­из­во­дит виде­ния, словно на заказ. Жела­ние и готов­ность чело­века вос­при­ни­мать эти “откро­ве­ния” служат удоб­ной почвой для обо­льще­ния и само­об­мана.

Наи­бо­лее ярким при­ме­ром люби­те­лей мисти­че­ских виде­ний явля­лись мес­са­ли­ане. Воз­мож­ность созер­ца­ния откро­ве­ний счи­та­лась среди них и бли­жай­шей целью подвиж­ни­че­ства, и пока­за­те­лем нрав­ствен­ного совер­шен­ства. Виде­ния слу­ча­лись у них регу­лярно, но не по дей­ствию Божьему (как они думали), а под вли­я­нием демо­ни­че­ских сил, омра­чен­ного разума и болез­нен­ного вооб­ра­же­ния.

***

См. МИСТИКА, БОГО­ВИ­ДЕ­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки