Хлеб

(3 голоса: 5 из 5)

 

Хлеб — 1) пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного на основе муки; 2) зерно или мука, из которого производится этот продукт; 3) пища вообще; пропитание (пример: зарабатывать на хлеб); 4) угощение (хлеб-соль); 5) Хлеб жизни — Господь Иисус Христос; 6) Тело Христово (Евхаристический Хлеб); 6) духовная пища.

Почему хлеб, преложенный в Тело Христово, называется Хлебом; неужели после преложения в Нём сохраняется хлебное естество?

Согласно учению Церкви, в Таинстве Святой Евхаристии хлеб и вино прелагаются в Истинное Тело и Истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Это действие нельзя интерпретировать так, будто и после преложения хлеб, оставаясь по естеству хлебом, вино — вином, приобретают все го лишь символику Тела и Крови.

Повторим, после преложения в Таинстве Хлеб — уже не хлеб, «вино» — не вино, но Подлинные Тело и Кровь Искупителя (Мф.26:26-28).

Между тем, преложенный Хлеб всё же именуется Хлебом. Однако данным именованием свидетельствуется не о том, что хлеб в Евхаристии сохраняет своё естество, оставаясь, по сути, всё тем же хлебом, но о совершенно другом.

Хлебом, сошедшим с небес, дающим жизнь миру, назвал Себя Спаситель (Ин.6:33-38). Эти высокие слова были озвучены Им в ответ на просьбу иудеев показать им знамение, подтверждающее Его мессианское достоинство.

Обосновывая своё желание, они напомнили, что при Моисее их отцы питались небесной манной (и это подтверждало роль Моисея как Божьего посланника) (Ин.6:31-32).

Христос указал, что Его Отец даёт им истинный хлеб с небес, животворный. Когда они, не уразумевая смысла сказанного, стали просить Его подавать им всегда такой хлеб, Он ответил, что этот Хлеб — Он, и что приходящий к Нему не будет ни алкать, ни жаждать вовек (Ин.6:35).

Но почему Христос назвал Себя Хлебом? — По аналогии: как потребляя хлеб в пищу, люди утоляют голод и поддерживают жизненные силы, так приобщаясь через веру ко Христу, люди освобождаются от духовного голода, приобщаются к духовной жизни, наконец, наследуют вечную блаженную жизнь в Царстве Славы.

Вместе с тем в речи Христа о Себе как о Хлебе усматривается и Евхаристический мотив, особенно, в Его обетовании: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).

Итак, в Таинстве Евхаристии хлеб действительно прелагается (претворяется, пресуществляется) в Тело Христово (см. подробнее: О Преложении хлеба и вина в Таинстве Евхаристии).

В данном отношении преложенный Хлеб — уже не хлеб. При этом, по воле Божьей, он сохраняет внешние признаки хлеба, равно как и преложенное «вино» — внешние признаки вина (созерцание в Святых Дарах Тела и Крови Христовых осуществляется духовными очами веры).

Но поскольку Хлебом жизни, по указанным выше причинам, именуется Сам Господь, постольку и преложенный в Его Тело хлеб именуется Хлебом.

См. также: ХЛЕБ ОСВЯЩЕННЫЙ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru