Хлеб

***

Хлеб — 1) пище­вой про­дукт, выпе­ка­е­мый из теста, при­го­тов­лен­ного на основе муки; 2) пища вообще; про­пи­та­ние (пример: зара­ба­ты­вать на хлеб); 3) Хлеб жизни — Гос­подь Иисус Хри­стос; 4) Тело Хри­стово (Евха­ри­сти­че­ский Хлеб).

hleb - Хлеб

***

Почему хлеб, пре­ло­жен­ный в Тело Хри­стово, назы­ва­ется Хлебом; неужели после пре­ло­же­ния в Нём сохра­ня­ется хлеб­ное есте­ство?

Согласно учению Церкви, в Таин­стве Святой Евха­ри­стии хлеб и вино пре­ла­га­ются в Истин­ное Тело и Истин­ную Кровь Гос­пода Иисуса Христа. Это дей­ствие нельзя интер­пре­ти­ро­вать так, будто и после пре­ло­же­ния хлеб, оста­ва­ясь по есте­ству хлебом, вино — вином, при­об­ре­тают всего лишь сим­во­лику Тела и Крови.

Повто­рим, после пре­ло­же­ния в Таин­стве Хлеб — уже не хлеб, “вино” — не вино, но Под­лин­ные Тело и Кровь Иску­пи­теля (Мф.26:26–28).

Между тем, пре­ло­жен­ный Хлеб всё же име­ну­ется Хлебом. Однако данным име­но­ва­нием сви­де­тель­ству­ется не о том, что хлеб в Евха­ри­стии сохра­няет своё есте­ство, оста­ва­ясь, по сути, всё тем же хлебом, но о совер­шенно другом.

Хлебом, сошед­шим с небес, дающим жизнь миру, назвал Себя Спа­си­тель (Ин.6:33–38). Эти высо­кие слова были озву­чены Им в ответ на просьбу иудеев пока­зать им зна­ме­ние, под­твер­жда­ю­щее Его мес­си­ан­ское досто­ин­ство.

Обос­но­вы­вая своё жела­ние, они напом­нили, что при Моисее их отцы пита­лись небес­ной манной (и это под­твер­ждало роль Моисея как Божьего послан­ника) (Ин.6:31–32).

Хри­стос указал, что Его Отец даёт им истин­ный хлеб с небес, живо­твор­ный. Когда они, не ура­зу­ме­вая смысла ска­зан­ного, стали про­сить Его пода­вать им всегда такой хлеб, Он отве­тил, что этот Хлеб — Он, и что при­хо­дя­щий к Нему не будет ни алкать, ни жаж­дать вовек (Ин.6:35).

Но почему Хри­стос назвал Себя Хлебом? — По ана­ло­гии: как потреб­ляя хлеб в пищу, люди уто­ляют голод и под­дер­жи­вают жиз­нен­ные силы, так при­об­ща­ясь через веру ко Христу, люди осво­бож­да­ются от духов­ного голода, при­об­ща­ются к духов­ной жизни, нако­нец, насле­дуют вечную бла­жен­ную жизнь в Цар­стве Славы.

Вместе с тем в речи Христа о Себе как о Хлебе усмат­ри­ва­ется и Евха­ри­сти­че­ский мотив, осо­бенно, в Его обе­то­ва­нии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день» (Ин.6:54).

Итак, в Таин­стве Евха­ри­стии хлеб дей­стви­тельно пре­ла­га­ется (пре­тво­ря­ется, пре­су­ществ­ля­ется) в Тело Хри­стово (см. подроб­нее: О Пре­ло­же­нии хлеба и вина в Таин­стве Евха­ри­стии).

В данном отно­ше­нии пре­ло­жен­ный Хлеб — уже не хлеб. При этом, по воле Божьей, он сохра­няет внеш­ние при­знаки хлеба, равно как и пре­ло­жен­ное “вино” — внеш­ние при­знаки вина (созер­ца­ние в Святых Дарах Тела и Крови Хри­сто­вых осу­ществ­ля­ется духов­ными очами веры).

Но поскольку Хлебом жизни, по ука­зан­ным выше при­чи­нам, име­ну­ется Сам Гос­подь, постольку и пре­ло­жен­ный в Его Тело хлеб име­ну­ется Хлебом.

***

См. также: ХЛЕБ ОСВЯ­ЩЕН­НЫЙ, ОПРЕС­НОКИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки