Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

***

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин.6:48). Если земной хлеб питает чело­ве­че­скую жизнь, то Хри­стос, Хлеб небес­ный, при­об­щает чело­ве­че­скую жизнь к пол­ноте Боже­ствен­ной жизни в веч­но­сти.
И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом гово­рится в древ­ней евха­ри­сти­че­ской молитве: «Как этот хлеб был рас­сеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Цер­ковь Твоя от концов земли в Твое Цар­ствие» (Дидахе, гл. 9).

Просфо́ра своим про­ис­хож­де­нием уходит в первые века хри­сти­ан­ства, когда веру­ю­щие сами при­но­сили хлеб, вино, елей (то есть олив­ко­вое масло), воск для свечей – все, что нужно для совер­ше­ния бого­слу­же­ния. Это при­но­ше­ние (по-гре­че­ски просфора), или пожерт­во­ва­ние, при­ни­мали диа­коны; имена при­нес­ших вно­сили в особый список, кото­рый с молит­вой про­воз­гла­шали во время освя­ще­ния Даров. Из этих доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний (просфор) отде­ля­лась часть хлеба и вина для пре­ло­же­ния в Тело и Кровь Хри­стову, из воска изго­тов­ля­лись свечи, а прочие дары, над кото­рыми также про­из­но­си­лись молитвы, раз­да­ва­лись веру­ю­щим. Впо­след­ствии просфо­рой стали назы­вать только хлеб, упо­треб­ля­е­мый для совер­ше­ния Литур­гии. Со вре­ме­нем в храмах стали вместо обык­но­вен­ного хлеба спе­ци­ально выпе­кать просфоры, при­ни­мая в каче­стве пожерт­во­ва­ния кроме обыч­ных при­но­ше­ний и деньги.
Просфору можно полу­чить за свеч­ным ящиком после Литур­гии, подав до начала бого­слу­же­ния записку «О здра­вии» или «О упо­ко­е­нии». Имена, ука­зан­ные в запис­ках, про­чи­ты­ва­ются в алтаре, и за каждое имя из просфоры выни­ма­ется частица, почему такая просфора назы­ва­ется еще «выну­тая».

В конце Литур­гии моля­щимся раз­да­ется антидо́р –  части просфоры, из кото­рой на про­ско­ми­дии был извле­чён Святой Агнец. Гре­че­ское слово анти­дор про­ис­хо­дит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный пере­вод этого слова – вме­сто­да­рие.
«Анти­дор, – гово­рит святой Симеон Солун­ский, – есть свя­щен­ный хлеб, кото­рый был при­не­сен в пред­ло­же­ние и кото­рого сере­дина была вынута и упо­треб­лена для свя­щен­но­дей­ствия; этот хлеб как запе­чат­лен­ный копием и при­няв­ший Боже­ствен­ные слова пре­по­да­ется вместо Страш­ных Даров, то есть Таин, тем, кото­рые не при­ча­ща­лись их».

А́ртос  (от греч. ἄρτος — хлеб) — боль­шая просфора с изоб­ра­же­нием Вос­кре­се­ния Гос­подня или Креста, освя­ща­е­мая в день Пасхи, пола­га­е­мая, затем, в храме на аналое, где хра­нится всю Свет­лую сед­мицу, раз­дроб­ля­е­мая и раз­да­ва­е­мая веру­ю­щим в Свет­лую суб­боту с целью бла­го­го­вей­ного потреб­ле­ния.
В память того, что Гос­подь по Своем Вос­кре­се­нии мно­го­кратно являлся апо­сто­лам и вкушал с ними пищу, апо­столы и после Его Воз­не­се­ния имели обычай остав­лять за тра­пе­зой неза­ня­тым сред­нее место и пола­гать пред ним часть хлеба, как бы для Гос­пода, при­сут­ству­ю­щего среди них. Вот этот хлеб и пред­став­ляет собой ныне упо­треб­ля­е­мый в Церкви артос. В про­дол­же­ние Свет­лой сед­мицы он лежит в храме на аналое, перед ико­но­ста­сом, а вне службы – перед откры­тыми Цар­скими вра­тами, напо­ми­ная о явле­ниях вос­крес­шего Гос­пода апо­сто­лам и о пре­бы­ва­нии Его с нами. Сооб­разно с зна­че­нием Пасхи, кото­рая соеди­няет в себе собы­тия смерти и Вос­кре­се­ния Гос­пода, на артосе изоб­ра­жа­ется зна­ме­ние победы Хри­сто­вой над смер­тью, или крест, увен­чан­ный тер­нием, или икона Вос­кре­се­ния Хри­стова.
Освя­ща­ется артос молит­вой, окроп­ле­нием святой водой и каж­де­нием в день Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния на Литур­гии после заам­вон­ной молитвы. Его пола­гают на солее против цар­ских врат на уго­то­ван­ном столе. После каж­де­ния вокруг стола с арт­осом свя­щен­ник читает особую молитву, после чего трижды окроп­ляет артос святой водой со сло­вами «Бла­го­слов­ля­ется и освя­ща­ется артос сей окроп­ле­нием воды сея свя­щен­ныя во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь».
Во все дни Свет­лой сед­мицы по окон­ча­нии литур­гии тор­же­ственно совер­ша­ется крест­ный ход вокруг храма с арт­осом. В мона­сты­рях он еже­дневно постав­ля­ется на тра­пезу и пола­га­ется на особом столе или аналое, для напо­ми­на­ния мона­хам, что среди них, как неко­гда среди апо­сто­лов, неви­димо при­сут­ствует Сам Гос­подь, истин­ный Хлеб жизни. В чине артоса поются тро­пари, в кото­рых гово­рится о Вос­кре­се­нии Христа и о Его пре­бы­ва­нии с нами.
В суб­боту Свет­лой сед­мицы в конце Литур­гии свя­щен­ник про­из­но­сит особую молитву, во время чтения кото­рой артос раз­дроб­ля­ется, а при цело­ва­нии креста раз­да­ется народу как свя­тыня.
Частицы а́ртоса, полу­чен­ные в храме, бла­го­го­вейно хра­нятся веру­ю­щими как духов­ное вра­чев­ство от болез­ней и немо­щей. Артос при­нято упо­треб­лять в особых слу­чаях, напри­мер, в болезни, всегда со сло­вами «Хри­стос Вос­кресе!»
Артос по бла­го­дати ниже анти­дора, но выше просфоры. Т.е. если веру­ю­щий захо­чет при­нять сразу артос, анти­дор и просфору, то сна­чала вку­ша­ется анти­дор, затем артос, а затем просфора. Свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский в слове перед раз­да­чей артоса сказал: «Его должно упо­треб­лять с бла­го­го­ве­нием как свя­тыню, но не сле­дует при­да­вать ему какое-нибудь боль­шее зна­че­ние. Неко­то­рые думают, будто этот хлеб может заме­нять боже­ствен­ное При­ча­ще­ние Святых Хри­сто­вых Тайн. Такое мнение – греш­ное, хри­сти­а­нин должен знать и пом­нить, что ничто, ника­кая свя­тыня не может заме­нить Пре­чи­стого Тела и Крови Гос­пода нашего Иисусa Христа. Поэтому нет ника­кой надоб­но­сти хра­нить целый год этот хлеб, как делают сие неко­то­рые, при­пи­сы­вая артосу зна­че­ние, какого он не имеет. Это запре­щено и цер­ков­ной вла­стью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Просфора

Просфора

Анти­дор

Антидор

Артос

Артос

***

Как хра­нить освя­щён­ный хлеб?

Пока он свежий, раз­режьте его на малень­кие кусочки, поло­жите их в полот­ня­ный мешо­чек, чтобы они высохли (можно и в поли­эти­ле­но­вый, только не закры­вайте его, чтобы был доступ воз­духа). Когда частички про­сох­нут, их можно хра­нить дли­тель­ное время. Малень­кие кусочки удоб­нее вку­шать; кроме того, цель­ная просфора гораздо быст­рее заплес­не­веет, потому что внутри ее сохра­ня­ется влага.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки