Храмовый святой

Хра́мовый свято́йсвятой, в честь кото­рого освя­щен храм или какой-либо придел (допол­ни­тель­ный алтарь) храма.

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции доста­точно часто храм име­ну­ется в честь и память) какого-либо свя­того Пра­во­слав­ной Церкви. Напри­мер: Храм в честь св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского.

hramovyj svjatoj - Храмовый святой

Исто­рия поня­тия

Поня­тие «хра­мо­вый святой» тесно свя­зано с тра­ди­цией наиме­но­ва­ния хри­сти­ан­ских храмов в честь кон­крет­ных лиц – святых из числа людей, анге­лов и пр., с тра­ди­цией «посвя­ще­ния храмов» тому или иному свя­тому (тем или иным святым).1

Утвер­жда­ется, что тра­ди­ция освя­ще­ния храма в каче­стве осо­бого обряда вос­хо­дит, как мини­мум, к V веку. Между тем, тра­ди­ция  име­но­ва­ния храмов в честь святых (воз­дви­же­ния храмов в честь святых, посвя­ще­ния храмов святым) была отме­чена на IV‑м Все­лен­ском соборе (Хал­ки­дон­ском). В 6‑м пра­виле этого Собора  содер­жится упо­ми­на­ние т. н. «муче­ни­че­ских храмов»2, то есть храмов, посвя­щен­ных памяти опре­де­лен­ных муче­ни­ков. Довольно часто храмы в честь муче­ни­ков воз­дви­га­лись на местах их муче­ни­че­ской кон­чины или захо­ро­не­ния. С этим свя­зана тра­ди­ция посвя­ще­ния храма тому или иному свя­тому.

Парал­лельно в древ­ней Церкви сосу­ще­ство­вала иная тра­ди­ция име­но­ва­ния храмов: ряд извест­ных храмов имели довольно непри­выч­ные для нас наиме­но­ва­ния.

Наи­бо­лее ярким при­ме­ром таких церк­вей, явля­ется ком­плекс мона­ше­ских храмов III–IV веков в Кап­па­до­кии. До нас дошли довольно необыч­ные и неожи­дан­ные назва­ния этих хри­сти­ан­ских церк­вей: «Зме­и­ная цер­ковь», «Цер­ковь Хищ­ника», «Цер­ковь Черных голов», «Яблоч­ная цер­ковь» и т. п. Сле­дует отме­тить, что и храмы, освя­щен­ные в соот­вет­ствии с совре­мен­ными кано­ни­че­скими нор­мами, могут, помимо офи­ци­аль­ного цер­ков­ного назва­ния, свя­зан­ного с тем, в честь кого или чего освя­щен храм, иметь допол­ни­тель­ное (иногда даже более попу­ляр­ное в народе) назва­ние. Второе назва­ние может быть свя­зано с местом рас­по­ло­же­ния храма, с собы­тием, по поводу кото­рого воз­ве­ден храм, и пр. Напри­мер, Чесмен­ская Цер­ковь в Санкт-Петер­бурге, освя­щена в честь Рож­де­ства св. Иоанна Пред­течи. Тем не менее, для неё обычно назва­ние: «Чесмен­ская» (постройка храма была осу­ществ­лена в озна­ме­но­ва­ние победы рус­ского флота в «Чесмен­ском сра­же­нии»). Что каса­ется, скажем, выше­упо­мя­ну­того назва­ния «зме­и­ная Цер­ковь», его объ­яс­няют исходя из пред­став­лен­ного там изоб­ра­же­ния с пора­же­нием змея. Заме­тим, что назва­ние древ­ней Деся­тин­ной церкви свя­зы­ва­ется с даро­ва­нием ей деся­тины от кня­же­ских дохо­дов.

На Русь тра­ди­ция посвя­ще­ния храмов святым пришла с момента при­ня­тия хри­сти­ан­ства. Так, первый камен­ный храм Руси – Деся­тин­ная цер­ковь в Киеве, был посвя­щен Пре­свя­той Бого­ро­дице (пред­по­ла­га­ется, что этот храм был освя­щен в честь Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, хотя встре­ча­ются и иные версии, напри­мер: он был освя­щен в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы). При этом храм, согласно пре­да­нию, был воз­ве­ден на месте муче­ни­че­ской кон­чины хри­стиан Фео­дора Варяга и сына его Иоанна. Тра­ди­ция осо­бого празд­но­ва­ния дня памяти свя­того, в честь кото­рого освя­щен храм или один из его при­де­лов хорошо засви­де­тель­ство­вана в Рус­ской Церкви мини­мум с XIII века. Поскольку в память того или иного свя­того мог быть освя­щен один из несколь­ких пре­де­лов храма, помимо поня­тия «хра­мо­вый святой» в источ­ни­ках также встре­ча­ется поня­тие «при­дель­ный святой». Кроме того в пра­во­слав­ной тра­ди­ции исполь­зу­ются обо­зна­че­ния: «при­ход­ской святой», «часо­вен­ный святой». Вплоть до XIX века празд­но­ва­ние дней памяти святых могло зани­мать несколько дней и похо­дить внешне на неболь­шой фести­валь, выходя за рамки бого­слу­же­ния (очень часто к таким дням при­уро­чи­вали ярмарки и прочие обще­ствен­ные меро­при­я­тия), а само почи­та­ние святых-покро­ви­те­лей храма имело важное зна­че­ние для мест­ного насе­ле­ния3.

Хра­мо­вые святые в жизни совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Согласно совре­мен­ной бого­слу­жеб­ной прак­тике, посвя­ще­ние храма тому или иному свя­тому про­ис­хо­дит в рамках «чина на осно­ва­ние храма» содер­жа­ще­гося в Боль­шом Треб­нике. Как сле­дует из назва­ния,  этот чин совер­ша­ется при осно­ва­нии храма. Во время его совер­ше­ния особо поми­на­ется тот святой, в честь кото­рого воз­во­дится храм.

На месте закладки храма обык­но­венно пола­га­ется метал­ли­че­ская доска, на кото­рой дела­ется над­пись, в честь какого празд­ника или свя­того освя­щен храм, при каком пат­ри­архе и епи­скопе, какого года, месяца и числа.

Бого­слу­жеб­ное празд­но­ва­ние дня памяти хра­мо­вого свя­того, согласно дей­ству­ю­щему уставу Пра­во­слав­ной Церкви, под­ра­зу­ме­вает совер­ше­ние все­нощ­ного бдения. Суще­ствует тра­ди­ция при­гла­шать совер­шать бого­слу­же­ния в этот день пра­вя­щего архи­ерея епар­хии.

Поскольку совре­мен­ный устав рас­смат­ри­вает день памяти хра­мо­вого свя­того, как особый празд­нич­ный день в жизни кон­крет­ной при­ход­ской общины, в честь хра­мо­вого свя­того слу­жится все­нощ­ное бдение вне зави­си­мо­сти от того, какой знак этому свя­тому указан в Меся­це­слове.

При­ме­ча­ния:

1 Туль­цева Л. А. Рели­ги­оз­ные веро­ва­ния и обряды рус­ских кре­стьян на рубеже XIX и XX веков (по мате­ри­а­лам сред­не­рус­ской полосы) // Совет­ская этно­гра­фия. № 3, 1978. — М.: Наука, 1978. — С. 192–195.

2 Кано­ни­че­ские пра­вила Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями. Чет­вер­тый Все­лен­ский Собор – Хал­ки­дон­ский

3 Туль­цева Л.А. Рели­ги­оз­ные веро­ва­ния и обряды рус­ских кре­стьян на рубеже XIX и XX веков (по мате­ри­а­лам сред­не­рус­ской полосы) // Совет­ская этно­гра­фия. № 3, 1978. — М.: Наука, 1978. — С. 192–195.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки