Христоцентризм Священного Писания как основа преподавания Ветхого Завета

Дмит­рий Геор­ги­е­вич Добы­кин

Обычно пре­по­да­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого Завета пред­став­ляет собой про­стое изло­же­ние биб­лей­ской исто­рии. Лекции пре­вра­ща­ются в рас­сказы о героях и собы­тиях, кото­рые про­ис­хо­дили когда-то. Всё это конечно инте­ресно, но в резуль­тате теря­ется пони­ма­ние того, для чего необ­хо­дим хри­сти­а­нину Ветхий Завет и как он связан с Новым.

Такое увле­че­ние исто­рией почти исклю­чает воз­мож­ность пре­по­да­вать Ветхий Завет, как книге о Мессии. Поэтому, лишь слу­чайно уча­щи­еся слышат упо­ми­на­ния о Спа­си­теле. Он смутно видится ими, засло­нён­ный длин­ным рядом вет­хо­за­вет­ных пат­ри­ар­хов, судей, царей и про­ро­ков. Только немно­гие из изу­чив­ших курс Вет­хого Завета, при­хо­дят к выводу, что эта исто­рия в своей сущ­но­сти есть исто­рия под­го­товки Богом евреев и всего чело­ве­че­ства к при­ня­тию Иску­пи­теля, а вовсе не изло­же­ние собы­тий из жизни родо­на­чаль­ни­ков и вождей еврей­ского народа.

Есть ещё одна опас­ность увле­че­ние исто­рией. Это может при­ве­сти к пре­не­бре­же­нию Ветхим Заве­том и пред­став­ле­нию о том, Новый Завет отме­няет Ветхий. Суще­ство­ва­ние подоб­ной прак­тики и оправ­ды­ва­ю­щих её мнений — очень тре­вож­ный симп­том, поскольку пре­зре­ние к Вет­хому Завету — харак­тер­ная черта многих древ­них ере­ти­ков 1. Чтобы убе­диться в этом, доста­точно посмот­реть список ересей у прп. Иоанна Дамас­кина: «Вален­ти­ни­ане: они отри­цают вос­кре­се­ние плоти, отвер­гают Ветхий Завет… Архон­тики… отри­цают вос­кре­се­ние плоти и отвер­гают Ветхий Завет. Кер­до­ни­ане: они про­ис­хо­дят от Кер­дона… он отвер­гает вос­кре­се­ние мёрт­вых и Ветхий Завет. Мар­ки­о­ниты… [учат] о том, что Новый Завет чужд Вет­хого и Гово­рив­шего в нём… Севи­ри­ане… Подобно другим ере­ти­кам, отвер­гают вос­кре­се­ние плоти и Ветхий Завет… Мани­хеи… Ветхий Завет и гла­го­лав­шего в нём Бога хулят» (О ста ересях вкратце. 31, 40–42, 45, 66)2.

Однако, по учению Церкви основ­ной темой Библии, начи­ная с первых глав книги Бытия (Быт.3:15) и кончая послед­ними гла­вами Апо­ка­лип­сиса (Откр.21:6, 21, 22:20), явля­ется Бого­че­ло­век, Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Заме­ча­тельны по этому поводу слова Блеза Пас­каля: «оба Завета взи­рают на Него, Ветхий как на своё упо­ва­ние, Новый — как на обра­зец, и оба как на своё сре­до­то­чие»3.

Прп. Симеон Новый Бого­слов гово­рил: «Всё Боже­ствен­ное Писа­ние, Ветхое и Новое, ведёт есте­ственно боль­ное чело­ве­че­ское есте­ство к Иисусу Христу, един­ствен­ному Врачу душ и телес наших» (Слово VI, 3)4.

Из этих слов сле­дует, что при пре­по­да­ва­нии Вет­хого Завета необ­хо­димо ука­зы­вать на Христа. Такой метод пре­по­да­ва­ния пол­но­стью нахо­дится в русле пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Напри­мер, свщмч. Ириней Лион­ский писал: «Если кто станет вни­ма­тельно читать Писа­ния» (свщмч. Ириней имел в виду именно Ветхий Завет), «то найдёт в них речь о Христе и пре­ди­зоб­ра­же­ние нового при­зы­ва­ния. Ибо (Писа­ния) суть сокро­вище, скры­тое на селе, т.е. в мире, — ибо «село есть мир» (Мф.13:38), — а сокро­вище, скры­тое в писа­ниях, есть Хри­стос, Кото­рый изоб­ра­жался посред­ством обра­зов и прит­чей, потому что то, что отно­сится к Его чело­ве­че­ству, невоз­можно было понять прежде испол­не­ния про­ро­честв, т. е. при­ше­ствия Христа» (Против ересей, IV, 26, 1)5.

Необ­хо­димо соста­вить новую про­грамму, чтобы пока­зать Христа в Ветхом Завете. Её глав­ной темой должна быть не исто­рия, а «Завет», т.е. союз Бога с чело­ве­ком. Рас­кры­тие этой темы поз­во­лит пока­зать, что Хри­стос — глав­ное и основ­ное Лицо Свя­щен­ного Писа­ния, и Он — вза­и­мо­связь Вет­хого и Нового Заве­тов. Мит­ро­по­лит Платон (Левшин) утвер­ждал: «Вся сила и суще­ствен­ное содер­жа­ние Свя­щен­ного Писа­ния есть Спа­си­тель наш Иисус Хри­стос… В Свя­щен­ном Писа­нии содер­жатся разные вещи… Но всё сие ни куда кло­нится, как токмо к откро­ве­нию пред­веч­ного совета Божия об Искуп­ле­нии чело­ве­че­ского рода через Спа­си­теля нашего Иисуса Христа»6. Такие лекции будет хри­сто­цен­трич­ной, т.е. поз­во­лит ука­зать начало, центр и завер­ше­ние Писа­ния — Христа.

Про­чте­ние Вет­хого Завета через Новый, по мысли свт. Игна­тия Брян­ча­ни­нова, явля­ется одним из важ­ней­ших усло­вий для пра­виль­ного его пони­ма­ния7. О том же гово­рил и свт. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский: «Ветхим дока­зы­ва­ется новое, а новое сви­де­тель­ствует о ветхом. Посему отри­ца­ю­щие послед­нее испо­ве­дуют ли то, что оным дока­зы­ва­ется? Павел стал апо­сто­лом бла­го­ве­стия, «кото­рое Бог прежде обещал через про­ро­ков Своих, в святых писа­ниях» (Рим.1:2). Сам Гос­подь сказал: «иссле­дуйте Писа­ния, ибо… они сви­де­тель­ствуют о Мне» (Ин.5:39). Посему как же будут испо­ве­до­вать Гос­пода, не испы­тав прежде Писа­ний о Нём?» (К епи­ско­пам Египта и Ливии окруж­ное посла­ние против ариан, IV) 8.

При постро­е­нии курса важно помнит, что всё Свя­щен­ное Писа­ние — это сверхъ­есте­ствен­ное нераз­дель­ное Божьего Откро­ве­ние, состав­ля­ю­щие «единое тело истины» (прп. Ефрем Сирин)9 или единый Завет Бога с чело­ве­че­ством. В то же время необ­хо­димо пони­мать, что, несмотря на един­ство и бого­дух­но­вен­ность всей Библия, Богу было угодно открыть Себя, сооб­ра­зу­ясь с духов­ными и интел­лек­ту­аль­ными спо­соб­но­стями и даро­ва­ни­ями чело­ве­че­ства. Оста­ва­ясь неиз­мен­ным, Бог сораз­мерно уровню их пони­ма­ния посте­пенно и непре­рывно рас­кры­вал учение о Мессии. Это и нужно пока­зать в лек­циях.

Таким обра­зом, единый Завет Бога с людьми рас­па­да­ется на несколько этапов.

Прежде всего, он раз­де­ля­ется на два Завета — на «Завет пер­во­быт­ный» или «дел» и «Завет бла­го­дати» или «вос­ста­нов­лен­ный». Их раз­де­ляет гре­хо­па­де­ние Адама.

Нача­лом Завета дел со сто­роны Бога был Пред­веч­ный Совет, на кото­ром пред­опре­де­лился план тво­ре­ния мира, искуп­ле­ния и спа­се­ния чело­ве­че­ства. Концом этого Завета было обе­то­ва­ние об Иску­пи­тель­ном Семени жены (Быт.3:15). Для чело­века пер­во­быт­ный Завет начи­на­ется с созда­ния Адама и окан­чи­ва­ется паде­нием людей. Завет дел — это союз между Богом и Адамом, по кото­рому Адаму было за совер­шен­ное послу­ша­ние обе­щана жизнь, а за непо­ви­но­ве­ние — смерть10.

Вос­ста­нов­лен­ный Завет, начи­на­ется от пер­вого обе­то­ва­ния об Иску­пи­теле в раю и закан­чи­ва­ется концом мира. Завет бла­го­дати — это союз между Богом и греш­ни­ком, по кото­рому Бог обе­щает спа­се­ние по бла­го­дати, а греш­ник обе­щает жизнь в вере и послу­ша­нии. Все вет­хо­за­вет­ные веру­ю­щие, так же как и совре­мен­ные веру­ю­щие входят в завет бла­го­дати.

Этот Завет в свою оче­редь делится на две части: на Завет Ветхий, в кото­ром люди спа­са­лись верою в Иску­пи­теля гря­ду­щего, и на Завет Новый, спа­са­ю­щий верою в Иску­пи­теля при­шед­шего.

Ветхий Завет, имея нача­лом Пер­во­е­ван­ге­лие (Быт.3:15), рас­па­да­ется на два: на Завет, заклю­чён­ный Богом со всем чело­ве­че­ством через Адама и Ноя, и на Завет с избран­ным еврей­ским наро­дом — через Авра­ама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заве­тов отно­сится ко всем потом­кам Адама до Ноя, (как это видно из 1Пет.3:18–20, 4:4–7), а после Ноя пред­на­зна­чен для всего чело­ве­че­ства, не знав­шего о других Заве­тах.

Завет, заклю­чён­ный с еврей­ским наро­дом через Авра­ама, был нару­шен в Египте, но затем вос­ста­нов­лен, рас­ши­рен и разъ­яс­нён через Моисея. О нём можно гово­рить как о двух: о Завете пат­ри­ар­халь­ном — до Моисея и о Завете под­за­кон­ном — от Моисея до Христа.

Этот под­за­кон­ный завет дважды был под­твер­ждён и воз­об­нов­лён. В первый раз это про­изо­шло при царе Давиде, кото­рому Гос­подь обещал воз­двиг­нуть из его рода Христа. Вто­рично — при Ездре, после того как десять изра­иль­ских колен совер­шенно отпали от истин­ной веры; а Завет, заклю­чён­ный с домом Давида, был ослаб­лен нече­стием послед­них иудей­ских царей. В период послед­него завета, заклю­чён­ного при Ездре, окон­ча­тельно пре­кра­ти­лось прав­ле­ние дина­стии Давида, в Иеру­са­лиме и Иудее воца­рился идумей — Ирод. Нако­нец, пришёл в мир Иску­пи­тель, Кото­рого с нетер­пе­нием ждало чело­ве­че­ство и Кото­рый заклю­чил Новый Завет.

На осно­ва­нии рас­ска­зов об этих пери­о­дах можно и постро­ить про­грамму.

Такая про­грамма, во-первых, поз­во­лит пока­зать един­ство Свя­щен­ного Писа­ния как еди­ного Сви­де­тель­ства о Христе.

Во-вторых, это рас­кроет отно­ше­ние между Ветхим и Новым Заве­том как отно­ше­ние между хоро­шим и лучшим Заве­том. Хоро­ший союз, кото­рый Бог пред­ло­жил в Ветхом Завете, был отверг­нут идо­ло­по­клон­ни­ками-изра­иль­тя­нами. Но Бог заме­нил его Новым заве­том бла­го­дати, ещё более мило­серд­ным, чем преды­ду­щий.

В‑третьих, станет видно, что этот ряд Заве­тов ока­зы­ва­ется рас­по­ло­жен­ным так, что каждый преды­ду­щий из них вхо­дить своей суще­ствен­ной частью в после­ду­ю­щий. Напри­мер, завет с Ноем, заклю­чён­ный после потопа, орга­ни­че­ски связан с допо­топ­ным заве­том; он просто попол­нился подроб­но­стями бла­го­дат­ного обще­ния. Завет с Мои­сеем не упразд­нил завета с Авра­амом, скорее Мои­сеев завет был добав­лен к Авра­амову завету (Гал.3:17–22).

В‑четвёртых, уча­щи­еся смогут уви­деть, как общий Завет бла­го­дати в исто­рии спа­се­ния отра­жа­ется в каждом из спе­ци­фи­че­ских Заве­тов. Чело­ве­че­ские суще­ства при­званы по бла­го­дати, оправ­даны бла­го­да­тью и с самого момента гре­хо­па­де­ния входят в семью Божию по бла­го­дати.

При чтении лекций нужно ста­раться рас­крыть сле­ду­ю­щие учения:

  1. Единый Бог в Троице, Созда­тель и Пра­ви­тель Все­лен­ной.
  2. Паде­ние чело­ве­че­ства.
  3. Искуп­ле­ние через Мессию.
  4. Спа­се­ния через веру.
  5. Божий Про­мысл в язы­че­ском мире.

1) Учение о Едином Боге в Троице, Созда­теле мира и Пра­ви­теле Все­лен­ной.Для рас­кры­тия этого учения в про­грамме необ­хо­димы две темы: «Пред­веч­ный совет» и «Исто­рию тво­ре­ния неви­ди­мого и види­мого мира».

В теме «Пред­веч­ный совет» необ­хо­димо рас­ска­зать о Пред­веч­ном совете Пре­свя­той Троице, на кото­ром Бог-Отец изби­рает Сына вечным хода­таем, посы­лает Его тво­рить Его волю, пред­опре­де­ляет тво­ре­ние мира, созда­ние чело­века, паде­ние людей и весь план спа­се­ния чело­ве­че­ства. Бог-Сын, Твор­че­ское Слово, при­ни­мает на Себя дело созда­ния мира неви­ди­мого и види­мого, посред­ни­че­ство между Богом и тво­ре­нием, дело вопло­ще­ния и искуп­ле­ния чело­ве­че­ства, а Бог-Святой Дух выби­рает Себе ожив­ле­ние пер­во­быт­ного хаоса и освя­ще­ние искуп­лён­ного Сыном чело­ве­че­ства11.

В теме «Исто­рия тво­ре­ния» опи­сы­ва­ется тво­ре­ние неви­ди­мого ангель­ского мира и мира види­мого. Бог-Отец пред­опре­де­лил создать из Своей твор­че­ской воли и мысли духов, види­мый мир и чело­века и вложил всю необъ­ят­ность Своих твор­че­ских обра­зов в Бога-Слово. Бог-Слово осу­ще­ствил эти образы Своим миро­об­ра­зо­ва­тель­ным «да будет» сна­чала в небес­ных духах, а затем отоб­ра­зив Себя в чело­веке, создан­ном по образу и подобно Божию. Дух Святой ожи­во­тво­рил землю, пока она не про­явила своё совре­мен­ное устрой­ство и не про­из­вела из себя жизнь.

При даль­ней­шем изло­же­нии вет­хо­за­вет­ной исто­рии важно пока­зы­вать, что Ветхий Завет есть хри­сти­ан­ская книга; Ветхий и Новый завет гово­рят об одном и том же Боге. Очень пло­до­твор­ным может ока­заться анализ образа Ангела Гос­подня — Суще­ства, кото­рое, хотя и названо анге­лом, но гово­рит, дей­ствует и назы­ва­ется как Бог. В хри­сти­ан­ской экзе­ге­тике явле­ния этого Ангела в Ветхом Завете рас­смат­ри­ва­ются как явле­ния вто­рого Лица Пре­свя­той Троицы — Бога-Сына (Быт.16:7–11, 22:11–12, 15, 31:11–13, 48:15–16; Исх.3:2, 4–5). Более того, Святые отцы рас­смат­ри­вали всякое явле­ние Бога в исто­рии Изра­иля как дей­ствия не Бога-Отца, а Бога-Сына12. О таком пони­ма­нии сви­де­тель­ствует и пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние. Напри­мер, иудеев через Крас­ное море провёл Хри­стос: «Коня и всад­ника в море Черм­ное … Хри­стос истрясе, Изра­иля же спасе» (Ирмос 1 песни вос­крес­ного канона, глас 5).

2) Учение о паде­нии чело­ве­че­ства. Во всей выра­зи­тель­но­сти, глу­бине, важ­но­сти, и пол­ноте это учение рас­кры­вает, конечно же, рас­сказ о гре­хо­па­де­нии первых людей. Та же идея о гре­хов­но­сти чело­века про­хо­дить крас­ной нитью и через всю вет­хо­за­вет­ную исто­рию, начи­ная с повест­во­ва­ния о Каине и кончая опи­са­нием все­об­щего ожи­да­ния Мессии перед Рож­де­ством Хри­сто­вым. Её иллю­стри­руют эпи­зоды, в кото­рых:

  1. видна сла­бость и рас­тлён­ность нрав­ствен­ных сил чело­века, напри­мер, «Сме­ше­ние племён», «Все­мир­ный потоп», «При­зва­ние Авра­ама» и др.;
  2. гово­рится о невоз­мож­но­сти оправ­да­ния пред Богом делами закона, напри­мер, «Осуж­де­ние Моисея», «Паде­ние Давида»;
  3. ука­заны неудер­жи­мая склон­ность к греху, напри­мер, «Сла­бо­сти Соло­мона»;
  4. описан пере­вес зла над добром, если не дей­стви­тель­ный, то, по край­ней мере, кажу­щийся, напри­мер, «Вави­лон­ское стол­по­тво­ре­ние», «Нару­ше­ние евре­ями Завета»;
  5. опре­де­ля­ется зна­че­ние Мои­се­ева закона, как пока­за­теля и обли­чи­теля гре­хов­но­сти чело­века, напри­мер, «Законы Моисея о свя­щен­но­дей­ствиях»;
  6. при­ве­дены вопли и стоны вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, созна­ю­щих свою бес­по­мощ­ность и ищущих Иску­пи­теля, напри­мер, «Исто­рия Иова», «Виде­ние Бога про­ро­ком Исаиею», «Виде­ние Бога Илиею» и др.

При рас­ска­зах о вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ках нельзя умал­чи­вать о нега­тив­ных сто­ро­нах их харак­тера. Это пока­жет уча­щимся силу греха и послу­жит хоро­шим пово­дом пого­во­рить о един­стве нрав­ствен­ного учения Вет­хого и Нового Завета. Более того это поз­во­лит пока­зать, что в смысле учения Новый Завет по суще­ству не даёт ничего нового 13. О том новом, что принёс Хри­стос гово­рит свщмч.Ириней Лион­ский: «Если у вас воз­ник­нет такая мысль, и ска­жете: что же нового принёс Гос­подь при­ше­ствием Своим? То знайте, что Он принёс всё новое тем, что принёс Себя Самого и тем обно­вил и ожи­во­тво­рил чело­века» (Против ересей. IV, 34, 1) 14.

3) Учение об искуп­ле­нии чело­ве­че­ства через Христа рас­кры­ва­ется в раз­но­об­раз­ных про­ро­че­ствах и про­об­ра­зах, осо­бенно в тех, где гово­рится о при­ше­ствии на землю Иску­пи­тель, Кото­рый спасёт пад­шего чело­века от греха, про­кля­тия и смерти. Обе­то­ва­ние Изба­ви­теля, данное падшим пра­ро­ди­те­лям ещё в раю (Быт.3:15), — это начало непре­рыв­ной цепи вет­хо­за­вет­ных мес­си­ан­ских про­ро­честв, кото­рые нача­лись Адамом и кон­чи­лись Заха­рией, отцом Иоанна Кре­сти­теля. Хри­стос будет Семя жены, Кото­рое сотрёт главу змия. С эпохи Ноя это обе­то­ва­ние уточ­ня­ется: семе­нем жены назы­ва­ются лишь дети Сима (Быт.9:26). В эпоху Авра­ама про­ис­хо­дит новое уточ­не­ние. В его Семени (т.е. в Иисусе Христе, по тол­ко­ва­нию ап. Павла, Гал.3:16) воз­ве­ща­ется спа­се­ние всему чело­ве­че­ству (Быт.12:2–3, 13:1, 6, 15:5, 17:6–7, 18:18). Впо­след­ствии из потом­ства Авра­ама был выде­лен Исаак (Быт.21:12), а потом Иаков (Быт.27:27, 28:13–14), позд­нее Иаков даёт особое бла­го­сло­ве­ние своему сыну Иуде о рож­де­нии у него потомка, обе­то­ван­ного При­ми­ри­теля и чаяния наро­дов (Быт.49:8–10). В даль­ней­шем ещё чётче опре­де­ля­лись раз­лич­ные черты мес­си­ан­ского слу­же­ния. Так, пророк Валаам гово­рит о цар­ствен­ной власти Мессии (Чис.24:17), Моисей — о Его трой­ствен­ном слу­же­нии: цар­ском, пер­во­свя­щен­ни­че­ском и про­ро­че­ском (Втор.18:18–19). Он будет вели­чай­ший пророк, кото­рого сыны Изра­иля будут обя­заны слу­шать больше, чем самого Моисея. Этот обе­то­ван­ный Изба­ви­тель будет Бого­че­ло­ве­ком. Он будет потом­ком царя Давида и в то же время Сыном Божий (Пс.2:4). Он — сам Яхве (Пс.109), постав­лен от Гос­пода не только вечным пер­во­свя­щен­ни­ком, но и вечным царём над Сионом (Пс.71:17), боже­ствен­ным про­ро­ком, учи­те­лем, у кото­рого бла­го­дать льётся из уст и напол­няет всю землю веде­нием. Он, будучи сам Бог и Слово Яхве, в то же время есть и Пома­зан­ник Божий, Хри­стос (Пс.44:3–8, 2:2–7). Время Бого­во­пло­ще­ния было опре­де­лено ещё пат­ри­ар­хом Иако­вом, кото­рый, бла­го­слов­ляя сына своего Иуду, пред­ска­зал, что При­ми­ри­тель придёт, когда оску­деют князья от колена Иудина и вожди избран­ного народа. По про­ро­че­ству Дани­ила, с того вре­мени, как выйдет пове­ле­ние о вос­ста­нов­ле­нии Иеру­са­лима, до Христа пред­на­зна­чено 68 семи­ле­тий, по исте­че­нии кото­рых будет предан смерти Хри­стос (Дан.9:25–27). Нако­нец, пророк Аггей прямо ука­зы­вал, что слава вто­рого Иеру­са­лим­ского храма будет больше, нежели пер­вого (Агг.2:9), а Мала­хия от лица Гос­подня обещал появ­ле­ние Пред­течи, кото­рый при­го­то­вить путь перед Хри­стом (Мал.3:1). Пред­ска­зы­ва­ются многие собы­тия из жизни Мессии — о про­ис­хож­де­нии Мессии из цар­ского рода Дави­дова (2Цар.7:12–14), о рож­де­нии в Виф­ле­еме (Мих.5:2) от Девы (Ис.7:14), о схож­де­нии на Него Духа Божий всеми своими дарами (Ис.61:1), о тор­же­ствен­ном входе в Иеру­са­лим­ский Храм (Мал.3:1), о крест­ных стра­да­ниях и смерти (см. Ис.53; Пс.21:17–19, 39:79, 40:9–10, 68:22; Зах.11:12), о слав­ном вос­кре­се­нии (см. Ис.53:9–21; Пс.15:10, 19:6–7, 40:11, 67:2), о заклю­че­нии Нового Завета (Иер.32:40; Иез.34:23–25), о наступ­ле­нии Его бла­го­дат­ного цар­ства (Пс.21:28–32, 44:7, 14–17, 71:7–19; Иоил.2:28; Ис.35:1–2, 10, 61:1–2), и о Его Втором При­ше­ствии (см. Дан.7:25 и Дан.12:7; Зах.14:2–3, 9). Можно утвер­ждать, что нет ни одной черты из жизни Христа, кото­рая не была бы пре­ду­ка­зана в Ветхом Завете15.

Здесь необ­хо­димо сде­лать важное заме­ча­ние. Пре­по­да­ва­тель не должен раз­де­лять Свя­щен­ное Писа­ние и, воз­да­вая почи­та­ние Новому Завету, рас­смат­ри­вать Ветхий Завет только как при­го­тов­ле­ние к нему. Экзе­гет должен стре­миться рас­крыть вечное зна­че­ние Вет­хого. Тол­ко­ва­телю необ­хо­димо видеть, что суще­ствует одно Боже­ствен­ное Откро­ве­ние и единый Завет между Богом и чело­ве­ком. Этот Завет неод­но­кратно воз­об­нов­лялся, дости­гая всё боль­шей глу­бины и зна­че­ния. При всей кон­траст­но­сти суще­ствует и глу­бин­ное созву­чие Вет­хого и Нового Заве­тов. Ново­за­вет­ное Откро­ве­ние не может рас­крыться без Вет­хо­за­вет­ного. Покры­вало, лежа­щее на Ветхом Завете, сни­ма­ется во Христе (2Кор.3:14). Но для чело­века, жив­шего до Христа, все вет­хо­за­вет­ные поста­нов­ле­ния имели непо­сред­ствен­ное и боже­ствен­ное зна­че­ние. Можно ска­зать, что Ветхий Завет — это не просто услов­ные знаки, обо­зна­ча­ю­щие путь к Новому Завету, не пре­ди­сло­вие к нему, а напря­жён­ная духов­ная жизнь, воз­во­дя­щая чело­века к Еван­ге­лию16.

4) Учение об оправ­да­нии вет­хо­за­вет­ного чело­века верою в гря­ду­щего Иску­пи­теля. Этим уче­нием про­ник­нуты все рас­сказы обо всех вет­хо­за­вет­ных святых, кото­рые с верой ждали При­ше­ствия обе­то­ван­ного Мессии. Свою славу они все заслу­жили верой в истин­ного Бога, своими подви­гами и непо­ко­ле­би­мой надеж­дой на гря­ду­щего Мессию. Пере­чис­ле­ние этих святых можно найти в 11 главе Посла­ния к Евреям. Автор Посла­ния ука­зы­вает на те подвиги веры, кото­рые совер­шали святые. Во время лекции именно на эти подвиги нужно обра­щать вни­ма­ние уча­щихся.

5) Учение о Про­мысле Божием, дей­ство­вав­шем в язы­че­ском мире можно рас­крыть через опи­са­ние испол­не­ния того Завета, кото­рый Бог заклю­чил через Ноя со всем чело­ве­че­ством. Это можно пока­зать в сле­ду­ю­щих собы­тиях. Бог сходил на землю про­из­ве­сти Вави­лон­ское сме­ше­ние наро­дов и являл своё помыш­ле­ние о стро­и­те­лях Вави­лон­ской башни. Гос­подь озна­чил как в про­стран­стве, так и во вре­мени гра­ницы каж­дого народа (Втор.32:8). Он про­яв­лял свою заботу не только о пред­ках еврей­ского народа, но и о Мел­хи­се­деке и об Иове, о Вала­аме, Рааве, Руфи, Нее­мане. Его Про­мысл можно уви­деть в исто­рии про­рока Иона, Наву­хо­до­но­сора, Кира, Алек­сандра Маке­дон­ского. Про­мысл Божий виден и в пред­ска­за­ниях о буду­щем древ­них наро­дов, остав­лен­ных Исаиею, Иере­миею, Иезе­ки­и­лем и дру­гими про­ро­ками, и в виде­нии Наву­хо­до­но­сора о будущ­но­сти язы­че­ского мира. Нако­нец, Про­мысл виден в пере­воде Свя­щен­ных еврей­ских книг на гре­че­ский язык и в появ­ле­нии про­зе­ли­тизма, кото­рый, при­вле­кая неко­то­рых языч­ни­ков к вере в истин­ного Бога, гото­вил их к при­ня­тию хри­сти­ан­ства.

Не нужно объ­яс­нять, что все эти учения рас­кро­ются в созна­ние уча­щихся не в виде отвле­чён­ных дог­ма­ти­че­ских или мораль­ных поло­же­ний, а в виде живых рас­ска­зов о вет­хо­за­вет­ных лицах и собы­тиях. Поймут ли уча­щи­еся, что такой-то рас­сказ иллю­стри­рует какое-то учение, — это вопрос рав­но­силь­ный вопросу о том, пони­мают ли и при­ни­мают ли вообще уча­щи­еся истины веры. Конечно, когда учи­тель будет только сухо изла­гать дог­маты, или пере­ска­зы­вать исто­ри­че­ские собы­тия, то невоз­можно будет и думать о смысле или пло­до­твор­но­сти подоб­ного пре­по­да­ва­ния.

Чтобы успешно изло­жить про­грамму, в лекции необ­хо­димо вклю­чить три состав­ля­ю­щие: исто­рия, про­об­разы и про­ро­че­ства.

Исто­рия. Исто­ри­че­ская состав­ля­ю­щая при пре­по­да­ва­нии Вет­хого Завета явля­ется глав­ной, т.к. Ветхий Завет есть, прежде всего, исто­рия. Но при пре­по­да­ва­нии нет необ­хо­ди­мо­сти до мело­чей вос­про­из­во­дить все собы­тия и подробно изла­гать деяния тех или иных вет­хо­за­вет­ных героев; доста­точно брать лишь глав­ное, т.е. идею Завета. Если пред­ста­вить исто­рию Вет­хого Завета, как ряд союзов Бога с чело­ве­че­ством и при­знать, что сре­до­то­чием этих союзов был приход Иску­пи­теля, то станет понят­ным место той или иной исто­рии.

Про­об­разы — это собы­тия, лич­но­сти и уста­нов­ле­ния Вет­хого Завета, кото­рые ука­зы­вают на собы­тия, лич­но­сти и уста­нов­ле­ния более позд­него вре­мени в исто­рии спа­се­ния. Собы­тия или лица Вет­хого Завета рас­смат­ри­ва­ются как реаль­ные, но одно­вре­менно явля­ю­щи­еся своего рода пово­дами, с помо­щью кото­рых Бог раз­дви­гает исто­ри­че­ские рамки и застав­ляет свя­щен­ного писа­теля и чита­те­лей заду­маться над гря­ду­щими собы­ти­ями17. При изло­же­нии той или иной исто­рии или рас­сказе о каком-либо уста­нов­ле­нии необ­хо­димо ука­зы­вать их про­об­ра­зо­ва­тель­ный смысл18.

Про­об­ра­зами Мессии и Его слу­же­ния в Ветхом Завете явля­ются неко­то­рые лич­но­сти (напри­мер, Авель, Мел­хи­се­дек, Исаак, Иосиф, Моисей, Давид, Соло­мон, Илия, Иона, Иере­мия, Зоро­ва­вель, пер­во­свя­щен­ник Иисус); собы­тия (напри­мер, жерт­во­при­но­ше­ние Исаака, пере­ход евреев через Крас­ное море); пред­меты в виде­ниях (напри­мер, лест­ница Иакова, храм славы Гос­под­ней, виден­ный Иезе­ки­и­лем, «несе­ко­мая гора» в виде­нии Наву­хо­до­но­сора); дей­стви­тель­ным пред­ме­там (напри­мер, агнец пас­халь­ный, неопа­ли­мая купина, ковчег завета, сосуд с манной, медный змей, камень исто­чив­ший воду, вави­лон­ская печь); уста­нов­ле­ниям (жертва все­со­жже­ния, сан пер­во­свя­щен­ника); всему устрой­ству скинии и бого­слу­жеб­ных дей­ствий (Евр.9:1–7, 10:1, 14–19; Рим.4:11; Гал.4:24–29; Мф.12:40; Лк.11:23; Ин.10:14, 1Пет.1:19)19.

Про­ро­че­ства. Эта состав­ля­ю­щая будет вклю­чать в себя рас­сказы о мес­си­ан­ских про­ро­че­ствах. Особое вни­ма­ние необ­хо­димо уде­лить про­ро­че­ствам эпохи царя Давида. Самому Давиду было дано несколько мес­си­ан­ских откро­ве­ний частью через про­рока Нафана, частью непо­сред­ственно (2Цар.7:12–29, 1Пар.28:4; ср. Быт.49:10, 2 Царств 23:2–5). Откро­ве­ния эти гла­сили, что Мессия про­изой­дёте не только из колена Иудина, но кон­кретно из дома Давида. Он будет пра­вед­ным и крот­ким Царём, при­не­сёт с Собой свет и жизнь, будет в самом тесном обще­нии с Богом и за всех заклю­чит с Ним вечный Завет.

Образ Мессии как веч­ного Царя, вели­чай­шего Пер­во­свя­щен­ника и Стра­дальца за грехи мира рас­кры­ва­ется в мес­си­ан­ских псал­мах20, кото­рые сле­дует вклю­чить в про­грамму. Это будет не особо трудно, т.к. многие псалмы напи­саны по поводу важ­ней­ших собы­тий в исто­рии царя Давида или Изра­иля. Напри­мер, Давид про­ро­че­ство­вал о Мессии, спа­са­ясь от Саула (Пс.91), после окон­ча­ния пре­сле­до­ва­ния (Пс.68), при вступ­ле­нии на цар­ство (Пс.39), после заво­е­ва­ния Иеру­са­лима (Пс.109), при пере­не­се­нии Ков­чега Завета в Иеру­са­лим (Пс.23), по поводу вос­ста­ния на него сосед­них наро­дов (Пс.2); по случаю разных побед (Пс.117:88, 131), по случаю брака Соло­мона (Пс.44), при вступ­ле­нии Соло­мона на пре­стол. (Пс.71) и т.д. В неко­то­рых псал­мах Давид гово­рит о Мессии так же, как, напри­мер, пророк Нафан (2Цар.7; ср. Пс.2:7–9, 12, 109:1–6). В неко­то­рых псал­мах про­ро­че­ство о Мессии рас­кры­ва­ются через вос­по­ми­на­ние о бывших в век пат­ри­ар­хов обе­то­ва­ний (Пс.71:17). В неко­то­рых псал­мах образ Мессии рас­кры­ва­ется в личных пере­жи­ва­ниях (напри­мер, Пс.21:17, 19, 20–22, 28–32, 15:10–11, 88:27–30, 39:4, 7–9, 131:11, 13, 17–18, 44, 71, 23, 8, 68 и др.). Нако­нец, Давид пред­ска­зы­вал о Мессии в про­об­ра­зах (Пс.21:2, 109:44, 117, 40, 54, 87, 108 и д.). Из всех этих псал­мов наи­бо­лее важны: 2, 8, 15, 21, 23, 39, 44, 68, 71, 88, 109 и 131. На них при изло­же­нии «Завета Божия с Дави­дом» нужно сосре­до­то­чить вни­ма­ние уча­щихся.

При раз­боре про­ро­че­ских книг книги про­ро­ков Исаии и Иере­мии целе­со­об­разно поста­вить на первом месте.

В книге про­рока Исаии нахо­дится ряд ясных мес­си­ан­ских про­ро­честв. Это пред­ска­за­ние о рож­де­нии Эмма­ну­ила (Ис.7:14, 9:6–7); о про­ро­че­ском слу­же­нии Гос­пода Христа (Ис.9:1–2, 11:1–10, 35:1–10, 42:1–4, 50:4–5, 61:1–3); о Пред­тече Мессии (Ис.40:1–11); о стра­да­ниях Мессии (Ис.50:6–9, 52:13–53:12, 59:20–21); о славе Веч­ного Цар­ства (Ис.60:1–22).

В книге про­рока Иере­мии, хотя и немного мес­си­ан­ских про­ро­честв (Иер.6:27, 9:1, 11:18–20, 23:5–6), он сам явля­ется живым про­об­ра­зом внут­рен­них и внеш­них стра­да­ний Мессии (Иер.1:5; Мф.16:14, 23:37, 24:2; Лк.23:28).

Исто­рия о про­роке Ионе пред­став­ляет инте­рес как про­об­раз Вос­кре­се­ния Христа (Мф.12:39–40, 16:4) и про­по­веди Еван­ге­лия (Мф.12:41; Лк.11:30, 32), а так же сви­де­тель­ство Про­мысла Божия о язы­че­ских наро­дах.

В книге про­рока Иезе­ки­иля важны про­об­разы вос­кре­се­нии мёрт­вых (Иез.34:1–14) и затво­рён­ных вратах храма (Иез.44:1–4).

Исто­ри­че­скую часть книги про­рока Дани­ила можно огра­ни­чить содер­жа­нием лишь Дан.1:1–4, 19–21, 2:1–49 и Дан.3:1–26, 88–97. При­сталь­ное вни­ма­ние нужно уде­лить про­ро­че­ствам о втором при­ше­ствии Спа­са­теля (Дан.7:13–14; см. Мф.26:63–65) и о седь­ми­нах (Дан.9:20–27).

Из книги про­рока Осии целе­со­об­разно разо­брать про­ро­че­ства о Церкви (Ос.1:1, 2:23 ср. Рим.9:25, 26, 1Пет.2:10) и о победе над смер­тью (Ос.13:14 ср. 1Кор.15:55).

Книга про­рока Михея содер­жит про­ро­че­ство о рож­де­нии Мессии в Виф­ле­еме (Мих.5:2 ср. Мф.2:6), но его можно опу­стить.

О мес­си­ан­ских про­ро­че­ствах Аггея (Агг.2:9 ср. Евр.12:26), 3ахарии (Зах.3:8–9, 4:12–13, 9:9–10, 11:13, 12:10) и Мала­хии (Мал.3:1–4 ср. Мф.11:10; Мк.1:2; Лк.7:27, 4:5–6 ср. Мф.17:10–11) можно рас­ска­зать в раз­деле о послед­нем Завете, заклю­чён­ном при Ездре.

Лите­ра­тура

  1. Библия. Книги Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Завета.
  2. Афа­на­сий Вели­кий, свт. Тво­ре­ния. Т. 2. Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра, 1902.
  3. Иоанн Дамас­кин, прп. Тво­ре­ния. Т. 5. М.: Индрик, 2002.
  4. Брек И., про­то­пресв. Чтение Свя­щен­ного Писа­ния по учению Святых Отцов. / Пра­во­сла­вие и Библия сего­дня. Сбор­ник статей. К.: Центр пра­во­слав­ной книги, 2006.
  5. Верк­лер Г. А. Гер­ме­нев­тика Прин­ципы и про­цесс тол­ко­ва­ния Библии. Schaumburg: Gospel Literature Services, 1995.
  6. Дани­ель-Ропс А. Общее вве­де­ние в Свя­щен­ное Писа­ние. Библия. Брюс­сель, 1973.
  7. Добы­кин Д. Г. Вве­де­ние в Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета: курс лекций. СПб.: Изд-во Санкт-Петер­бург­ской пра­во­слав­ной духов­ной ака­де­мии, 2013.
  8. Ила­рион (Тро­иц­кий) свщмч. Без Церкви нет спа­се­ния. М.: Сре­тен­ский мона­стырь, «Зна­ме­ние», 1999.
  9. Ириней Лион­ский, свщмч. Тво­ре­ния. М., 1996.
  10. Камен­ский Н, свящ. Изоб­ра­же­ние Мессии в Псал­тири. Каз. 1878.
  11. Мак­си­мов Ю. «Неин­те­рес­ный» Ветхий Завет. // «Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность», 2008, 7 [Элек­трон­ный ресурс] http://www.eparhia-saratov.ru/pages/5550_neinteresniy_vethiy_zavet
  12. Пет­ров­ский С., прот. О новом постро­е­нии свя­щен­ной исто­рии Вет­хого Завета по идее мес­си­ан­ской. Одесса, 1909.
  13. Платон (Левшин). Полное собра­ние сочи­не­ний. СПб., 1913.
  14. Симеон Новый Бого­слов. Тво­ре­ния. Т. I. М., 1892.
  15. Смир­нов М. С. Предъ­зоб­ра­же­ние Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете. М., 1857.
  16. Сове Б. Тезисы по Свя­щен­ному Писа­нию Вет­хого Завета для I кон­гресса пра­во­слав­ных бого­сло­вов в Афинах (ноябрь 1936 года). // «Альфа и Омега», 1994, 2.
  17. Тол­ко­вая Библия или ком­мен­та­рий на все книги Св. Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов. Под ред. А. П. Лопу­хина. T. I. СПб, 1904.
  18. Фаст Г., прот. Экзе­ге­ти­че­ское руко­вод­ство к изу­че­нию Вет­хого Завета (пре­ди­сло­вие к учеб­нику) [Элек­трон­ный ресурс] Сайт пра­во­слав­ной экзе­ге­тики «Пчела» http://beebible.narod.ru/protoierej-gennadij-fast-ekzegeticheskoe-rukovodstvo-k-izucheniyu-vetxogo-zaveta-predislovie-k-uchebniku.html
  19. Шта­удин­гер, Р., диак. Зачем читать Ветхий Завет? // «Альфа и Омега», 2007, 2.
  20. Юревич Д., прот. Лекции по биб­лей­ской гер­ме­нев­тике. [Элек­трон­ный ресурс] http://iviron.ru/166/

Проект про­граммы биб­лей­ской исто­рии Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого Завета

А. Пер­во­быт­ный или Завет дел

  1. Пред­веч­ный совет Пре­свя­той Троицы. Бытие Бога в веч­но­сти (3Цар.8:12,1Тим.6:16). Пред­веч­ный совет (Пс.109:4) — пред­опре­де­ле­ние о созда­нии мира и чело­века, о паде­нии людей и их искуп­ле­нии (Притч.8:22–30; Гал.3:10–14; Евр.5:6–7, 7:18–22, 10:5–10; Откр.13:8).
  2. Созда­ние Сыном Божиим неви­ди­мого мира. Тво­ре­ние анге­лов. Завет Бога с анге­лами. Паде­ние Ден­ницы (Евр.2:6; сопост. Ис.14:12–15, 9:6; Притч.8:22–31; Мал.3:1; Иуд.6; Нав.5:13–16, 6:1; Исх.3:2–18; Еф.6:12, 2Пет.2:4; Откр.12:1–12).
  3. Тво­ре­ние види­мого мира. Поря­док тво­ре­ния. Уча­стие в тво­ре­нии мира всех лиц Святой Троицы. (Быт.1:25, 2:1–6). Созда­ние чело­века. (Быт.1:26, 2:7).
  4. Жизнь первых людей в раю. (Быт.1:27–31, 2:8–25). Что такое рай? Как пред­став­лять себе рай? Как Адам жил в раю? Как Адам видел Бога в раю? Назна­че­ние чело­века в раю. Наре­че­ние имён живот­ным. Спо­соб­ность внут­рен­него зрения у Адама. Бла­го­сло­ве­ние Богом Адама и Евы. Невин­ность первых людей. Рай­ские Дере­вья: «древо жизни» и «древо позна­ния добра и зла»: сим­во­ли­че­ское их зна­че­ние по учению отцов церкви). Запо­ведь Бога. Сущ­ность и смысл пер­во­быт­ного завета Бога с чело­ве­ком.
  5. Паде­ние Адама и Евы. (Быт.3:1–7). Внеш­ние при­чины паде­ния: зависть змея (диа­вола); склон­ность Евы к лести; пере­вес в Адаме любви к жене над любо­вью к Богу. Раз­го­вор змея (сатаны) с Евой. Как пала Ева? Как пал Адам? Смысл, паде­ния пра­ро­ди­те­лей. Первые след­ствия паде­ния.

Б. Завет бла­го­дати или вос­ста­нов­лен­ный.

I. Завет со всем чело­ве­че­ством

  1. Cуд Божий над Адамом и Евою. Пер­во­е­ван­ге­лие. (Быт.3:8–24). Явле­ние Бога Адаму и Еве после паде­ния. Суд Божий над людьми. Сово­куп­ность послед­ствий греха. Первое обе­то­ва­ние о Мессии. (Быт.3:15). Основа вос­ста­нов­лен­ного завета — кро­ва­вая жертва. Про­ис­хож­де­ние и смысл кро­ва­вых жертв. Изгна­ние Адама и Евы из рая.
  2. Авель — про­об­раз Мессии (Быт.4:1–16).
  3. Допо­топ­ные люди. (Быт.4:20–24, 5:6–29, 6:1–4). Потом­ство Каина. Потом­ство Сифа. Сме­ше­ние племён. Смысл допо­топ­ной жизни (Быт.6:5–7, 1Пет.3:2–22).
  4. Завет Божий с Ноем. Все­мир­ный потоп (Быт.6:8–14, 17–22; Быт.7, Быт.8). Завет Бога с Ноем (Быт.9:1–17). Бла­го­сло­ве­ние Ноем сыно­вей (Быт.9:18–27). Про­ро­че­ство Ноя о сохра­не­нии истин­ной веры в потом­стве Симо­вом (Быт.9:26). Вави­лон­ское стол­по­тво­ре­ние (Быт.11:1–9). Цель рас­се­я­ния племён.

II. Пат­ри­ар­халь­ный Завет

  1. Завет Божий с Авра­амом. При­зва­ние Богом Авра­ама и пере­се­ле­ние его из Халдеи в Хана­ан­скую землю. (Быт.11:14–32, 12:1–8). Мел­хи­се­дек — пред­ста­ви­тель пат­ри­ар­халь­ного Свя­щен­ства; его пре­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние (Быт.14:17 — 20; см. Пс.109:1, 4; Евр.5:6–7, 7:18–27, 10:5–10). Заклю­че­ние Богом завета с Авра­амом (Быт.15:1–18). Явле­ние Бога Авра­аму в виде трёх стран­ни­ков (Быт.18:1–15). Рож­де­ние Исаака (Быт.21:2–8). Жерт­во­при­но­ше­ние Исаака (Быт.22:1–13) и его про­об­ра­зо­ва­тель­ный смысл. Обе­то­ва­ние Авра­аму о Мессии (Быт.22:15–19). Зна­че­ние пат­ри­арха Авра­ама.
  2. Дети Исаака (Быт.25:20–28). Закон пер­во­род­ства в пат­ри­ар­халь­ное время и его зна­че­ние. Бла­го­сло­ве­ние Иса­а­ком своих детей (Быт.25:29–34, 27:1–46). Бег­ство Иакова в Месо­по­та­мию (Быт.28:1–5). Виде­ние лест­ницы (Быт.28:10–22) и её пре­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние.
  3. Воз­вра­ще­ние Иакова на родину (Быт.31:1–5, 11, 11:13–18, 32:1–13, 21–32, 33:1–20). Исто­рия Иосифа. (Быт.37:1–36, 39:2–4, 20–23; Быт.40>-45.). Пре­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние Иосифа. Пере­се­ле­ние семей­ства Иакова в Египет (Быт.46:5–7, 28–34). Бла­го­сло­ве­ние Иако­вом сыно­вей (Быт.49:1–27). Про­ро­че­ство Иакова о При­ми­ри­теле (Быт.49:9–11).
  4. 13. Повто­ре­ние: Образ Мессии, рас­кры­тый в обе­то­ва­ниях, про­ро­че­ствах и про­об­ра­зах пат­ри­ар­халь­ного вре­мени.

III. Завет с изра­иль­ским через Моисея наро­дом

  1. Состо­я­ние изра­иль­ского народа в Египте перед появ­ле­нием Моисея (Исх.1:1–22). Рож­де­ние Моисея; его вос­пи­та­ние; бег­ство в Мади­ам­скую землю и жизнь у Иофора (Исх.2:1–25). Явле­ние на Хориве (Исх.3–4 глл.). Воз­вра­ще­ние Моисея в Египет; под­го­товка изра­иль­тян к выходу из Египта в Хана­ан­скую землю (Исх.4:27–31, 5:1–23, 6:10–13, 7:1–14). Первая Пасха (Исх.11:4–8, 12:1–34, 13:1–2, 11–15) и её про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние. Выход евреев из Египта (Исх.12:37–41, 13:17–20). Пере­ход евреев чрез Крас­ное море (Исх.14:1–31); его пре­об­ра­зо­ва­тель­ный смысл (1Кор.10:1–2, Евр.12:29).
  2. Чудес­ные собы­тия на пути евреев от Египта к Синаю (Исх.14:21–22, 15:22–27, 16:17) и их мес­си­ан­ское зна­че­ние (1Кор.10:3–4; Ин.6:30–35, 47–58). Исто­рия Синай­ского зако­но­да­тель­ства (Исх.19:1–25, 20:1–18). Первое вос­хож­де­ние Моисея на Синай (Исх.20:18–20, 23:22–33). Обе­то­ва­ние о Вели­ком Про­роке и новом законе (Втор.18:15–19). Уста­нов­ле­ние завета с Богом (Исх.24:1–11;Евр.9:11–25). Чет­вёр­тое вос­хож­де­ние Моисея на Синай и нару­ше­ние наро­дом Завета (Исх.24:12–32, 35). Явле­ние Бога Моисею на Синае (Исх.33:1–34, 9:28–35).
  3. Устрой­ство Мои­сеем скинии и её при­над­леж­но­стей (Исх.31:2–11; глл. 25–27). Про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние скинии (Евр.8:5–13, 9:1–10). Учре­жде­ние свя­щен­ства: пер­во­свя­щен­ник и его про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние (Лев.21:10–12, 16–23; Ос.2:20; Иер.2:2; Лев.16:1–34; Исх.28:30; ср. Ин.1:9, 8:26). Кро­ва­вые и бес­кров­ные жертвы и их мес­си­ан­ский смысл (Втор.12:11–12, 14:22–27; Ис.гл. 53;Пс.15:5, 22:5, 35:9; Мф.8:11, 22:2–14; Лк.14:15–24, 22:30; Ин.1:29; Откр.19:9,1Кор.10:16–21; Лев.24:5–9; Ин.6:52–58; Лев.6:14–18; Мал.1:7, 11).
  4. Послед­ний год стран­ство­ва­ния евреев по пустыне: при­бы­тие их в Кадес. Изве­де­ние воды из камня. Медный змей и его про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние (Чис.20:1–13, 21:6–9; см. Ин.3:14, 1Кор.1:23; Гал.3:13; Мф.16:24). Про­ро­че­ство Вала­ама о звезде от Иакова (Чис.22–24 глл.; 24:17). Смерть Моисея (Втор.34 гл.). Зна­че­ние Моисея, как посред­ника и зако­но­да­теля Вет­хого Завета.
  5. Повто­ре­ние: Образ Мессии, рас­кры­тый в лице Моисея, про­ро­че­ствах и про­об­ра­зах его вре­мени.

IV. Завет Божий с царём Дави­дом.

  1. 19. Крат­кие све­де­ния о заво­е­ва­нии евре­ями хана­ан­ской земли и её раз­де­ле­нии. Предки царя Давида: Салмон и Раав (Нав.2:1–24, 6:21–24; ср. Мф.1:5). Период судей. Вооз и Руфь (Книга Руфи). Собы­тия пред­ше­ству­ю­щие воца­ре­нию Давида.
  2. Пома­за­ние Давида на цар­ство (1Цар.16:1–13). Вступ­ле­ние Давида на пре­стол (2Цар.2:1–4, 11, 5:1–5). Заво­е­ва­ние Иеру­са­лима и пере­не­се­ние в Иеру­са­лим Ков­чега Завета (2Цар.5:6–12, 6:1–23).
  3. Наме­ре­ние Давида постро­ить храм Богу. Завет Божий с Дави­дом и обе­то­ва­ние о Мессии (2Цар.7:1–29, 1Пар.17:1–27, 22:7–16, 28:2–7). Победы Давида над сосед­ними наро­дами. Паде­ние Давида и его рас­ка­я­ние. (2Цар.10–12 глл.). Вос­ста­ние Авес­са­лома (2Цар.13–18 глл.). Пома­за­ние на цар­ство Соло­мона. Заве­ща­ние и смерть Давида (3Цар.1:1–11, 1Пар.22:28–29 глл.).
  4. Образ Мессии в Псал­тири (Псс. 2, 8, 15, 21, 23, 39, 44, 68, 71, 88, 109, 131).
  5. Цар­ство­ва­ние Соло­мона. Стро­и­тель­ство Соло­мо­ном Храма и его освя­ще­ние (3Цар.5–9:15, 2Пар.2:1). Его сла­бо­сти и суд Божий над ним (3Цар.4–5 глл.; 7:1–12, 9:17–28, 11 гл.; 2Пар.8–9 глл.). Мес­си­ан­ские черты в лице Соло­мона (См. Ис.9:6, 11:2, 6, 9; Мих.5:4–5, Мф.12:42; Деян.4:11; Еф.2:20; Откр.21:14; Пс.71:10; Ос.3:5; Иер.30:9).

V. Рас­кры­тие зна­че­ния Завета Божия с царём Дави­дом через про­ро­ков

  1. Зна­че­ние про­ро­ков и про­ро­че­ского слу­же­ния.
  2. Пророк Илия. Его борьба с язы­че­ством среди изра­иль­ского народа. Виде­ние Бога Илией на Хориве. Взятие Илии на небо (3Цар.16:29–34, 17–19 глл.;4Цар.2:1–13). Мес­си­ан­ское зна­че­ние про­рока Илии и его дея­тель­но­сти (Мф.17:1–9, 12; Лк.1:17, 4:25–26; Сир.48:1–15; Откр.11:3–12),
  3. Пророк Елисей. Про­дол­же­ние борьбы с язы­че­ством в Изра­иль­ском цар­стве. Чудеса Елисея: умно­же­ние масла у вдовы; вос­кре­ше­ние умер­шего отрока; исце­ле­ние сирийца Нее­мана; чудо от костей про­рока Елисея (4Цар.4:6, 13, 20–21 глл.; см. Лк.4:27).
  4. Пророк Иона и его мес­си­ан­ское зна­че­ние (Книга про­рока Ионы; Мф.8:11, 12:39–41).
  5. Пророк Осия. Обсто­я­тель­ства его жизни. Про­ро­че­ства о Церкви (Ос.1:1, 2:23 ср. Рим.9:25, 26, 1Пет.2:10) и о победе над смер­тью (Ос.13:14 ср.1Кор.15:55).
  6. Пророк Исаия. При­зва­ние Исаии (Ис.1–6 глл.). Ахаз и Исаия. Про­ро­че­ство Исаии о рож­де­нии Спа­си­теля от Девы (4Цар.16:15, 29, 2Пар.28 гл.; Ис.7:1–14). Дея­тель­ность Исаии при царе Езекии (4Цар.18–20 глл.; 2Пар.29–31 глл.; Ис.36–39 глл.). Образ Мессии по книге про­рока Исаии: про­ро­че­ское слу­же­ние Мессии (Ис.9:1–2, 11:1–10, 35:1–10, 42:1–4, 50:4–6, 61:1–3); пред­теча Мессии (Ис.40:1–10); стра­да­ния Мессии (Ис.50:6–9, 52:13–15, 53:1–12, 59:20–21); слава веч­ного цар­ства Мессии (Ис.60:1–22).
  7. Пророк Михей и его пред­ска­за­ние о рож­де­нии Спа­си­теля в Виф­ле­еме (Мих.5:2).
  8. Пророк Иере­мия. Его жизнь и дея­тель­ность при послед­них иудей­ских царях. Зна­че­ние вре­мени царей. Плен вави­лон­ский. Про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние про­рока Иере­мии (Иер.1:2–12, 21, 27, 36–38, 41–43 глл; ср. Мф.16:14, 23:31, 37, 24:2; Лк.3:33, 23:28). Про­ро­че­ства Иере­мии о Христе (Иер.6:27, 9:1, 11:18–20, 23:5–6).
  9. Пророк Иезе­ки­иль. Явле­ние ему Бога в Месо­по­та­мии и зна­че­ние этого виде­ния (Иез.1–3 глл.). Мес­си­ан­ские про­об­разы в книге про­рока Иезе­ки­иля (о вос­кре­се­нии мёрт­вых 34:1–14; о заклю­чён­ных вратах храма 44:1–4).
  10. Зна­че­ние вави­лон­ского плена для иудеев для их рели­ги­озно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния.
  11. Пророк Даниил. Виде­ние Наву­хо­до­но­со­ром во сне исту­кана и смысл этого виде­ния. Друзья Дани­ила в печи огнен­ной. Про­ро­че­ства Дани­ила о семи­де­сяти седь­ми­нах (Дан.9:20–27) и о втором при­ше­ствии Спа­си­теля (7:13–14).
  12. Повто­ре­ние: Образ Мессии на осно­вами про­ро­че­ских книг.

VI. Завет с Богом при Ездре

  1. Указ пер­сид­ского царя Кира о воз­вра­ще­нии иудеев в Иеру­са­лим из вави­лон­ского плена (1Ездр.1 гл; 2Ездр.2:1–15). Мес­си­ан­ские черты в образе Кира (Ис.41–45 глл.; 1Ездр.1:2–4; Мал.4:2, 6:3–5; Ин.10:11; Мф.27:19, 24).
  2. Зоро­ва­вель и пер­во­свя­щен­ник Иисус. Их мес­си­ан­ское зна­че­ние (Агг.1:12, 14, 2:3, 5; Зах.3:1, 4:5–6; Мф.3:17, 17:5). Постро­е­ние Вто­рого Храма в Иеру­са­лиме. Про­роки Аггей и Заха­рия. (1Ездр.3–6 глл.; 2Ездр.2:16–31, 15:7).
  3. Заклю­че­ние Завета иудеев с Богом через Ездру (1Ездр.7–10 гл.; 2Ездр.8 и 9 глл.).
  4. Исто­рия еврей­ского народа после Ездры. Под­чи­не­ние иудеев сирий­ским царям. Гоне­ния Антиоха Епи­фана. Муче­ники Мак­ка­веи (1Мак.1 гл.; 2Мак.4:7–50, 5 гл.; 6:1–11, 18–31, 7 гл.). Вос­ста­ние Мата­фии (1Мак.2 гл.). Подвиги Иуды Мак­ка­вея (1Мак.3–9, 21 глл.; 2Мак.8–15 гл). Иуда Мак­ка­вей как про­об­раз Мессии (Мф.28:18; Пс.68:10; Ин.2:14–18; Иез.40–44 глл.; Мф.7:29).Гибель дина­стии Хас­мо­неев. Царь Ирод.

VII. При­чины непри­я­тия евре­ями Обе­то­ван­ного Мессии

  1. Элли­низм среди евреев рас­се­я­ния. Его вли­я­ние на жизнь и лите­ра­туру евреев рас­се­я­ния. Фари­сеи и сад­ду­кеи.
  2. Рели­ги­озно-нрав­ствен­ное состо­я­ние евреев перед Рож­де­ством Хри­сто­вым: бук­ва­лизм в пони­ма­нии Закона; раз­ло­же­ние нравов под вли­я­нием элли­низма; замкну­тость и нетер­пи­мость евреев по отно­ше­нию к языч­ни­кам. Земное воз­зре­ние на Мессию и Его Цар­ство.

VIII. При­го­тов­ле­ние язы­че­ского мира к при­ня­тию Спа­си­теля.

  1. Появ­ле­ние идо­ло­по­клон­ства. Сту­пени пере­рож­де­ния древ­них язы­че­ских веро­ва­ний от пер­во­быт­ного еди­но­бо­жия до обо­го­тво­ре­ния чело­века. Раз­ло­же­ние язы­че­ской нрав­ствен­но­сти. Биб­лей­ские при­меры Про­мысла Божия в язы­че­ском мире: рас­се­я­ние племён; раз­де­ле­ние стран между наро­дами в про­странств и вре­мени (Втор.32:8); уста­нов­ле­ние Богом анге­лов-хра­ни­те­лей для наро­дов (Дан.10:13, 20–21; Исх.33:2–3, 12–16). Следы истин­ной веры у языч­ни­ков: исто­рия Иова; Валаам; Раав; Руфь; Нееман; про­по­ведь Ионы в Нине­вии. Исто­рия еврей­ского народа и Про­мысл Божий в язы­че­ском мире: зна­че­ние Вави­лон­ского Плена для про­зе­ли­тизма; заво­е­ва­ния Алек­сандра Маке­дон­ского; пере­вод Свя­щен­ного Писа­ния на гре­че­ский язык; зна­че­ние фило­со­фии в деле под­го­товки языч­ни­ков ко Христу.
  2. Почему Евреи не узнали в Иисусе Христе Мессию, хотя образ Мессии все­сто­ронне был рас­крыть для них в Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета? Почему Христа-Мессию при­няли языч­ники? (Тайна домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния мира по глл. 9 и 10 Посла­ния к Рим­ля­нам).

При­ме­ча­ния:

1 Мак­си­мов Ю. «Неин­те­рес­ный» Ветхий Завет.
2 Иоанн Дамас­кин, прп. Тво­ре­ния. Т. 5. М.: Индрик, 2002.
3 Цит. по: Дани­ель-Ропс А. Общее вве­де­ние в Свя­щен­ное Писа­ние. Библия. Брюс­сель, 1973, С. 15.
4 Симеон Новый Бого­слов. Тво­ре­ния. Т. I. М., 1892, С. 67–68.
5 Ириней Лион­ский, свщмч. Тво­ре­ния. М., 1996, С. 386.
6 Платон (Левшин). Полное собра­ние сочи­не­ний. СПб., 1913, С. 720.
7 См: Шта­удин­гер, Р., диак. Зачем читать Ветхий Завет? // «Альфа и Омега», 2007, 2, С. 24.
8 Афа­на­сий Вели­кий, свт. Тво­ре­ния. Т. 2. Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра, 1902, С. 14–15.
9 Сове Б. Тезисы по Свя­щен­ному Писа­нию Вет­хого Завета для I кон­гресса пра­во­слав­ных бого­сло­вов в Афинах (ноябрь 1936 года). // «Альфа и Омега», 1994, 2, С.
10 Верк­лер Г. А. Гер­ме­нев­тика Прин­ципы и про­цесс тол­ко­ва­ния Библии. Schaumburg: Gospel Literature Services, 1995, С. 69.
11 Пет­ров­ский С., прот. О новом постро­е­нии свя­щен­ной исто­рии Вет­хого Завета по идее мес­си­ан­ской. Одесса, 1909, С. 10.
12 Брек И., про­то­пресв. Чтение Свя­щен­ного Писа­ния по учению Святых Отцов. / Пра­во­сла­вие и Библия сего­дня. Сбор­ник статей. К.: Центр пра­во­слав­ной книги, 2006, С. 161.
13 Ила­рион (Тро­иц­кий) свщмч. Без Церкви нет спа­се­ния. М.: Сре­тен­ский мона­стырь, «Зна­ме­ние», 1999, С. 3–4.
14 Ириней Лион­ский, свщмч. Тво­ре­ния. М., 1996, С. 414.
15 См. Тол­ко­вая Библия или ком­мен­та­рий на все книги Св. Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов. Под ред. А. П. Лопу­хина. T. I. СПб, 1904, С. XI.
16 Фаст Г., прот. Экзе­ге­ти­че­ское руко­вод­ство к изу­че­нию Вет­хого Завета (пре­ди­сло­вие к учеб­нику) [Элек­трон­ный ресурс] Сайт пра­во­слав­ной экзе­ге­тики «Пчела» http://beebible.narod.ru/protoierej-gennadij-fast-ekzegeticheskoe-rukovodstvo-k-izucheniyu-vetxogo-zaveta-predislovie-k-uchebniku.html
17 Юревич Д., прот. Лекции по биб­лей­ской гер­ме­нев­тике. [Элек­трон­ный ресурс] http://iviron.ru/166/
18 О про­об­ра­зо­ва­тель­ном смысле Свя­щен­ного Писа­ния см.: Добы­кин Д. Г. Вве­де­ние в Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета: курс лекций. СПб.: Изд-во Санкт-Петер­бург­ской пра­во­слав­ной духов­ной ака­де­мии, 2013, С. 97–106.
19 См. Смир­нов М. С. Предъ­зоб­ра­же­ние Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете. М., 1857.
20 Камен­ский Н, свящ. Изоб­ра­же­ние Мессии в Псал­тири. Каз. 1878.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки