- Учение о пресуществлении
- Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви Заключение СБК
- Что находится в Чаше Причастия? прот. Владимир Шарапов
- Евхаристия (о пресуществлении) прот. Валентин Асмус
- О Преложении хлеба и вина в Таинстве Евхаристии А.М. Леонов
- История термина «пресуществление» в православном богословии В. Юргенсон
- Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии свщисп. Василий Малахов
- Святоотеческая евхаристическая терминология и теория пресуществления иеромонах Кирилл (Зинковский)
- Происхождение от Леонтия Византийского термина Пресуществление в свете Христологического догмата и Православного евхаристического богословия 17 века Н.Э. Тзиракис
- Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви (к вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление») М.М. Бернацкий
- “Преложение” и “Пресуществление” А.А. Бронзов
- Учение о Евхаристии Послание восточных патриархов
- Двенадцать статей о пресуществлении свт. Димитрий Ростовский
- О времени пресуществления
- О времени пресуществления Святых Даров на Литургии прот. Тарасий Серединский
- Историко-догматическая справка о времени пресуществления Св. Даров прот. Григорий Дьяченко
- Споры о времени преложения святых даров и другие вопросы богословско–литургического характера в российском богословии XVII века М.М. Бернацкий
Пресуществле́ние Святы́х Даро́в – богословское понятие, характеризующее образ преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Таинстве Евхаристии, подчеркивающее изменение их сущности, с сохранением лишь видимых признаков: формы, цвета, вкуса, запаха…
В Православном богословии термин «пресуществление» используется наряду с термином «преложение».
Цитаты о пресуществлении Святых Даров
«Мы веруем, что в этом священнодействии присутствует Господь Иисус Христос. Он присутствует не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, или вохлеблением, так, чтобы Божество Слова ипостасно соединялось с евхаристическим хлебом предложения, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы и Богородицы Марии, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога и Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая излилась на Кресте за жизнь мира».
Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере
«Еще верую и мудрствую, совершатися в Божественней литургии пресуществлению Тела и Крове Христовы, яко восточнии и наши российстии учителие древнии учат, наитием и действом Святаго Духа, чрез призывание архиерейское или иерейское, в словесех к Богу Отцу молительных: “Сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего” и прочая».
Чин исповедания и обещания архиерейского (параграф сохранялся до 1901 года)
«В то время как исторические Церкви — Православная, Римско-Католическая и дохалкидонские — исповедуют реальное пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, протестантские Церкви при всем разнообразии их евхаристических доктрин, отрицают субстанциальный, вещественный характер присутствия Тела и Крови под видами хлеба и вина […] Попытки найти существенное различие между двумя учениями [римо-католическим и православным] на базе применения терминов “пресуществление” (transsubstantiatio) на Западе и “претворение” или “преложение” на Востоке следует отнести на счет полемического задора, ибо никто еще никогда не мог указать, в чем именно состоит различие между этими словами. Раскрытие их содержания всегда доказывало их синонимичность».
архиепископ Михаил (Мудьюгин)
«Во всех прочих Таинствах приготовленная материя становится причастна одной только освящающей благодати, а здесь происходит превращение одной сущности в другую. Потому ему и в высшей степени приличествует именование пресуществления».
прп. Афанасий Паросский
Комментировать