Зачем православным нужны бороды

про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исклю­че­ние для Церкви. Отец Арте­мий объ­яс­няет, почему семи­на­ри­стов сего­дня застав­ляют бриться, и правда ли, что у кон­сер­ва­тив­ных свя­щен­ни­ков бороды длин­нее, чем у либе­раль­ных.

— Почему пра­во­слав­ные носят бороды?

— Вспо­ми­ная этот указ Все­рос­сий­ского Импе­ра­тора, кото­рый, бла­го­даря своим совет­ни­кам, умел попол­нять госу­дар­ствен­ную казну из ничего, мы с вами должны при­знать, что борода явля­ется пре­ро­га­ти­вой не только пра­во­слав­ного мира. Но все народы древ­но­сти, как об этом сви­де­тель­ствуют архео­ло­гия, живо­пись и лите­ра­тура, в бороде видели неотъ­ем­ле­мую часть муже­ского досто­ин­ства, оче­видно, отож­деств­ляя ее с доб­ро­де­те­лями муже­ства, муд­ро­сти, стати, силь­ного муж­ского ума. Сред­ние века и новей­шее время во многом под­чи­нили одежду и внеш­ность людей евро­пей­скому стан­дарту.

Однако в лоне рус­ского Пра­во­сла­вия всегда гос­под­ство­вали кон­сер­ва­тив­ные воз­зре­ния на сей счет. И сего­дня, увидев бороду на улицах сто­лич­ного города, можно сразу дога­даться, что перед нами либо пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, либо пред­ста­ви­тель какой-то иной тра­ди­ци­он­ной миро­вой рели­гии, ведь боро­дами не брез­гуют и иудеи и мусуль­мане.

Но мы с вами, воз­вра­ща­ясь к обы­чаям, при­ня­тым у пра­во­слав­ных хри­стиан, скажем, что не в бороде сча­стье. Отрас­тить длин­ную бороду ума не нужно. И, конечно же, нрав­ствен­ное досто­ин­ство хри­сти­а­нина ни в малой мере не зави­сит от того, как он отно­сится к ноше­нию бороды.

Ого­во­римся, для пра­во­слав­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей нали­чие бороды явля­ется неотъ­ем­ле­мым тре­бо­ва­нием к их внеш­нему виду, ибо все в жизни пас­ты­рей должно быть увя­зано не только с двух­ты­ся­че­лет­ней хри­сти­ан­ской тра­ди­цией, но и с несколь­кими тыся­чами лет биб­лей­ского бытия. Еще в вет­хо­за­вет­ных Мои­се­е­вых книгах, в част­но­сти, в книге Левит, мы нахо­дим опи­са­ние внеш­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ука­за­ние не повре­ждать края бороды своей (Лев. 21:5).

Нет, конечно, мы не будем утвер­ждать, что подоб­ные обря­до­вые поста­нов­ле­ния строго обя­за­тельны для совре­мен­ного свя­щен­ника. Но суще­ствуют тонкие, почти неуло­ви­мые нюансы, кото­рые вос­при­ни­ма­ются чутким серд­цем пра­во­слав­ного народа.

Народ наш , кон­сер­ва­тив­ный и тра­ди­ци­он­ный, конечно при­ни­мает любого батюшку. Но про себя все же отме­чает: ах, как жаль, что батюшка обкор­нал свою бороду, оста­вив вместо нее кры­си­ный хво­стик а ля Троц­кий или напо­до­бие куцей бородки, при­над­ле­жав­шей «все­со­юз­ному козлу», как, если я не оши­ба­юсь, назы­вал Кали­нина Иосиф Сталин.

Увидев моло­дого свя­щен­ника с гладко выбри­тыми щеками, его ухо­жен­ную под рево­лю­ци­он­ный манер бородку,внимательные люди отме­чают – а это батюшка “про­грес­сив­ного” толка, не слиш­ком оза­бо­чен­ный вхож­де­нием в тра­ди­цию…

Однако это всего лишь пси­хо­ло­ги­че­ские наблю­де­ния, и прошу чита­те­лей пра­вильно вос­при­нять мои слова. Мы сейчас бесе­дуем более об эсте­тике, чем об этике, и ни в коей мере не бро­саем тень на тех свя­щен­ни­ков, кото­рые тяго­тятся ноше­нием длин­ной бороды.

— Так верно ли гово­рят, что длин­ная борода это при­знак кон­сер­ва­тив­ного свя­щен­ника, а корот­кая – либе­раль­ного?

— С неко­то­рой натяж­кой можно это пред­по­ло­жить, но не будем нашим наблю­де­ниям при­да­вать силу пра­вила. Глав­ное, без­условно, в каче­стве твоих помыс­лов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущ­ность дела в осо­бен­но­стях внеш­него вида, конечно, содер­жится. Вы помните изре­че­ние отца Павла Фло­рен­ского, кото­рый гово­рил, что одежда, а стало быть, и внеш­ность, есть про­дол­же­ние лич­но­сти чело­века, — и поэтому самые малые мало­сти нашего туа­лета, оде­я­ние, внеш­ность, гово­рят об опре­де­лен­ном устро­е­нии души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть чело­век пси­хо­ло­гич­ный и наблю­да­тель­ный, то, без­условно, встре­чая чело­века “по одежке”, состав­ля­ете о нем некое пер­вич­ное впе­чат­ле­ние. Тем паче, имеет внут­рен­нее право на свое суж­де­ние свя­щен­ник, кото­рый отли­ча­ется опыт­но­стью, всегда нахо­дясь в центре вни­ма­ния, под пере­кре­стьем десят­ков, а может и сотен взгля­дов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, при­стра­стия и при­вычки, име­ю­щие отно­ше­ние к внеш­нему облику, всегда могут стать пищей для напря­жен­ного раз­мыш­ле­ния. Осо­бенно это спра­вед­ливо в отно­ше­нии свя­щен­ни­ков, кото­рые появ­ля­ются в теле­ви­зи­он­ном окошке.

— А почему семи­на­ри­стов застав­ляют свои бороды брить?

— Для того, чтобы отли­чить это сосло­вие от тех, кто уже принял свя­щен­ный сан. Едва лишь только семи­на­ри­ста руко­по­ло­жат в диа­коны, как он начи­нает и внеш­ним видом отли­чаться от своих собра­тьев. Впро­чем, исклю­че­ние, как мне пом­нится (я пре­по­да­вал в Мос­ков­ских духов­ных школах более 10 лет), дела­лось для семи­на­ри­стов из ста­ро­об­ряд­че­ских согла­сий. Уважая их кон­сер­ва­тизм и не желая ника­ких драм, имев­ших место при Петре Вели­ком, им доз­во­ля­лось ходить в черных семи­нар­ских ките­лях и при этом носить свои окла­ди­стые бороды.

запи­сал Кирилл Мило­ви­дов

http://www.nsad.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки