Борода

***

Борода́ – воло­ся­ной покров на нижней части лица и перед­ней части шеи. Один из вто­рич­ных поло­вых при­зна­ков мужчин, свя­зан­ный с выра­бот­кой орга­низ­мом тесто­сте­рона. Борода начи­нает раз­ви­ваться в период поло­вого созре­ва­ния. В насто­я­щее время борода – тра­ди­ци­он­ная состав­ля­ю­щая облика пред­ста­ви­те­лей пра­во­слав­ного духо­вен­ства и части бла­го­че­сти­вых пра­во­слав­ных хри­стиан.

***

Как относились к бороде во времена Ветхого Завета?

В вет­хо­за­вет­ном законе суще­ство­вало тре­бо­ва­ние, правда, не без­услов­ное, о запрете на бра­до­бри­тие (Лев.19:27). В ряде слу­чаев сбри­ва­ние бороды могло иметь резуль­та­том бес­че­стие, позор (1Пар.19:4–5), но не всегда (Лев.14:9). Со сто­роны древ­них евреев бороде ока­зы­ва­лось немало вни­ма­ния (Пс.132:2). Счи­та­лось боль­шим оскорб­ле­нием, если кто-то, нахо­дясь в раз­дра­же­нии или для выра­же­ния своего гнева, пре­зре­ния, щипал бороду своего оппо­нента или брался за оную, иногда это дела­лось с целью «при­ве­сти в чув­ства» оппо­нента, про­тив­ника (Неем.13:25), цело­ва­ние же бороды, напро­тив, слу­жило осо­бен­ным знаком ува­же­ния и дружбы. Выры­ва­ние волос из бороды, или полное снятие оной и небре­же­ние о ее при­лич­ном виде слу­жили знаком глу­бо­кой печали (1Ездр.9:3, Ис.15:2, Иер.41:5, Иер.48:37), вместо остри­же­ния бороды в знак скорби можно было огра­ни­читься также закры­тием своей бороды. Нече­са­ная, неухо­жен­ная борода могла счи­таться и при­зна­ком невме­ня­е­мо­сти чело­века (1Цар.21:13–15).

Что говорится о бороде в Новом Завете?

В Новом Завете мы не нахо­дим ука­за­ний на ноше­ние бороды, но по общему пре­да­нию Спа­си­тель и апо­столы носили бороду, как и все иудеи (только апо­стол Иоанн нередко изоб­ра­жа­ется без­бо­ро­дым, чтобы под­черк­нуть, что к апо­столь­ству он был при­зван еще очень моло­дым). Поэтому обычай ноше­ния бороды сохра­нился в Пра­во­слав­ной Церкви, осо­бенно среди духо­вен­ства.

Когда в России (или на Руси) стали брить бороду?

Вопрос о бра­до­бри­тии в России осо­бенно обо­зна­чился в начале ХVIII века, когда ука­зами импе­ра­тора Петра I было открыто гоне­ние на рус­скую бороду. Соб­ственно говоря, реформа нача­лась еще в 1699 году, по воз­вра­ще­нии госу­даря из-за гра­ницы. Он соб­ствен­но­ручно отре­зал бороды у знат­ных мос­ков­ских бояр. От того же 1699 года сохра­нился медный знак, вели­чи­ною с дву­гри­вен­ный, с изоб­ра­же­нием на лице­вой сто­роне бороды и усов, под сло­вами «деньги взяты», сви­де­тель­ству­ю­щий, по-види­мому, что тогда же воз­ни­кала мысль уже и о денеж­ном штрафе за бороду. Правда, пер­во­на­чально реформа кос­ну­лась не всех сосло­вий, но это про­дол­жа­лось только до 1705 года, когда было пове­лено брить бороды всем по всей России (кроме свя­щен­но­слу­жи­те­лей), под стра­хом штрафа от 30 до 100 рублей. Бра­до­бри­тие было встре­чено насе­ле­нием как нару­ше­ние бла­го­че­стия: «Многие из свет­ских бороды обрили, в послу­ша­ние госу­да­реву указу, однако те бороды имели в хра­не­нии у себя, яко мно­го­цен­ное сокро­вище, для поло­же­ния оных купно с телом во гроб по своей смерти, чая, что без бороды в цар­ствие небес­ное не при­мутся». Поли­тика иско­ре­не­ния бороды про­во­ди­лась весь XVIII век.

Почему сейчас православные священники носят бороду?

Обычай пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков носить бороды вос­хо­дит к вет­хо­за­вет­ной тра­ди­ции. В Библии об этом ска­зано опре­де­ленно: «И сказал Гос­подь Моисею: объяви свя­щен­ни­кам, сынам Аро­но­вым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и под­стри­гать края бороды своей» (Лев.21:1–5). Тем не менее, в насто­я­щее время это не обя­зан­ность, а тра­ди­ция.

Есть ли каноны, запрещающие брадобритие?

Непо­сред­ственно о бороде кано­нов нет, но о воло­сах – есть. Так, 21 пра­вило Трулль­ского Собора гласит: «Ока­зав­ши­еся винов­ными в пре­ступ­ле­ниях, про­тив­ных пра­ви­лам, и за сие под­верг­ну­тые совер­шен­ному и все­гдаш­нему извер­же­нию из своего чина, и в состо­я­ние мирян изгнан­ные, аще, при­ходя доб­ро­вольно в рас­ка­я­ние, отвер­гают грех, за кото­рый лиши­лись бла­го­дати, и от онаго совер­шенно устра­няют себя: да стри­гутся по образу клира. Если же само­про­из­вольно не поже­лают того: да растят власы подобно миря­нам, яко пред­по­чет­шие обра­ще­ние в мире жизни небес­ной». Стри­гутся по образу клира – речь здесь идет о гуменце, то есть выбри­той макушке, отли­чи­тель­ном знаке кли­ри­ков (на Западе такая выбри­тая макушка име­но­ва­лась тон­зу­рой).

42 пра­вило того же Собора осуж­дает мона­хов с отра­щен­ными воло­сами. В нем гово­рится: «Об име­ну­е­мых пустын­ни­ках, кото­рые в черных одеж­дах и с отра­щен­ными вла­сами, обхо­дят грады, обра­ща­ясь среди мир­ских мужей и жен, и бес­сла­вят обет свой, опре­де­ляем: Если вос­хо­тят, постригши власы, прияти образ прочих мона­ше­ству­ю­щих, то опре­де­лять их в мона­стырь, и при­чис­лять к бра­тиям. Если же не поже­лают сего, то совсем изго­нять их из градов, и жить им в пусты­нях, от коих и име­но­ва­ние себе соста­вили».

И, нако­нец, 96 пра­вило Трулль­ского собора: «Во Христа кре­ще­нием облек­ши­еся, дали обет под­ра­жать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искус­ствен­ными пле­те­ни­ями рас­по­ла­га­ю­щих и уби­ра­ю­щих, и таким обра­зом неутвер­жден­ные души пре­льща­ю­щих, оте­че­ски вра­чуем при­лич­ною епи­ти­миею». Смысл дан­ного пра­вила – сохра­не­ние уме­рен­но­сти в отно­ше­нии своего внеш­него вида.

***

См. ВОЛОСЫ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки