Неверие

См. раздел О ВЕРЕ И НЕВЕ­РИИ

***

Неве­рие — 1) отсут­ствие веры в Еди­ного и Истин­ного Бога, в Боже­ствен­ный Про­мысл; 2) без­ре­ли­ги­оз­ность; 3) отсут­ствие веры во что-либо (пример: неве­рие в успех дела; неве­рие в соб­ствен­ные силы и т. п.).

Неве­рие — грех без­раз­ли­чия к Творцу и Отцу нашему Небес­ному — Богу и миру духов­ному, соб­ствен­ной посмерт­ной участи. Оно может бази­ро­ваться на без­раз­ли­чии, а может и на неже­ла­нии менять при­выч­ный гре­хов­ный образ жизни. По словам И. Брод­ского: “Неве­рье — сле­пота, а чаще — свин­ство”. При этом также сле­дует учесть, что не всякая вера спа­си­тельна.

***

Почему неве­рие явля­ется грехом?

Многие думают, что неве­рие есть всего лишь одна из форм про­яв­ле­ния «сво­боды сове­сти» чело­века, не име­ю­щая в нрав­ствен­ном отно­ше­нии ни поло­жи­тель­ного, ни отри­ца­тель­ного напол­не­ния. Согласно этому воз­зре­нию, каждый чело­век вправе верить во что хочет, а вправе и не верить; мол, глав­ное — ста­раться не при­чи­нять людям зла, никого не оби­жать, не обма­ны­вать, быть спра­вед­ли­вым, доб­ро­по­ря­доч­ным граж­да­ни­ном. Так ли это?

Чтобы отве­тить на данный вопрос, сле­дует выяс­нить, что такое грех. Грех есть не что иное как нару­ше­ние Божьей воли, про­тив­ле­ние Его благим замыс­лам. Оче­видно, что поскольку все люди при­званы к еди­не­нию с Богом, к спа­се­нию, стя­жа­нию бла­го­дати, постольку все при­званы к вере, ведь стрем­ле­ние к еди­не­нию с Богом, к вечным нетлен­ным благам под­ра­зу­ме­вает нали­чие веры. Нельзя же стре­миться к Богу, в Цар­ство Небес­ное, не при­зна­вая ни бытия Божьего, ни суще­ство­ва­ния Его Цар­ства?

Конечно, сле­дует раз­ли­чать тех людей, кото­рые не верят в Бога по неве­де­нию и соот­вет­ству­ю­щему вос­пи­та­нию, но всё же в меру своих знаний и нрав­ствен­ных сил сто­ро­нятся злых дел, и тех, кото­рые не желают верить в Него по злому упор­ству, по чёрст­во­сти сердца, зако­сте­не­ло­сти во зле. В своё время апо­стол Павел заме­тил по этому поводу, что когда не име­ю­щие закона языч­ники совер­шают «закон­ное», тем самым они пока­зы­вают, что дело закона начер­тано в их серд­цах (Рим.2:14–15).

Гос­подь утвер­ждал, что «веру­ю­щий в Него не судится, а неве­ру­ю­щий уже осуж­ден, потому что не уве­ро­вал во имя Еди­но­род­ного Сына Божьего» (Ин.3:18). Он же объ­яс­нил эти слова, пока­зав, что неве­рие имеет основу в том, что «свет пришел в мир; но люди более воз­лю­били тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:19).

Он также указал, что если всякий грех и хула про­стится чело­ве­кам, то хула на Свя­того Духа не про­стится (Мф.12:31). Казалсь бы, в Таин­стве Пока­я­ния омы­ва­ются и про­ща­ются все личные грехи, в том числе грех бого­хуль­ства. Как же тогда сле­дует интер­пре­ти­ро­вать эти слова? Не так ли, что Гос­подь будет мстить бого­хуль­нику? Нет, не так. Дело в том, что под хулой на Свя­того Духа пони­ма­ется упор­ное отри­ца­ние греш­ни­ком бла­го­дати Свя­того Духа, посред­ством кото­рой и осу­ществ­ля­ется спа­се­ние каж­дого. Если же он упорно отри­цает Боже­ствен­ную бла­го­дать, то сам себя лишает Боже­ствен­ной помощи, сам лишает себя воз­мож­но­сти уна­сле­до­вать вечное бла­жен­ство.

Есте­ственно ли для чело­века не верить в Бога?

Чело­век создан по образу и подо­бию Божьему (Быт.1:26). Черты этого образа были вло­жены в самую чело­ве­че­скую сущ­ность, чело­ве­че­ское есте­ство. Сле­до­ва­тельно, образ Божий присущ всем людям вообще. При тво­ре­нии чело­века Гос­подь вдох­нул в него дыха­ние жизни (Быт.2:7). Выше­ска­зан­ное озна­чает, что для чело­века есте­ственно иметь духов­ную бли­зость с Богом, как образу с Пер­во­об­ра­зом, как дыха­нию с Дыша­щим, и напро­тив, совер­шенно неесте­ственно отстра­няться и отго­ра­жи­ваться от Него.

В чём же должна про­яв­ляться духов­ная связь чело­века с Твор­цом? В стрем­ле­нии к Нему всем серд­цем, всеми силами души, в упо­доб­ле­нии Ему и еди­не­нии с Ним.

До гре­хо­па­де­ния чело­век мог общаться с Ним «лицом к лицу» (Быт.3:8). Он мог это делать и какое-то время после гре­хо­па­де­ния (Быт.4:9). По мере погру­же­ния чело­ве­че­ства в бездну греха лич­ност­ное обще­ние Бога с людьми ста­но­ви­лось всё более редким. Люди стали забы­вать Истин­ного Бога, а есте­ствен­ное для них рели­ги­оз­ное чув­ство направ­лять на покло­не­ние ложным богам. Так воз­никло идо­ло­по­клон­ство, кото­рое, затем, рас­про­стра­ни­лось по всей оби­та­е­мой части земли.

С наступ­ле­нием ново­за­вет­ной эпохи люди обрели воз­мож­ность воочию созер­цать воче­ло­ве­че­ив­ше­гося Сына Божьего во время Его обще­ствен­ного слу­же­ния, слу­шать Его про­по­веди, полу­чать настав­ле­ния, исце­ле­ния от духов­ных и телес­ных неду­гов. Иску­пив чело­века через Крест­ные Стра­да­ния и смерть (1Пет.1:18–19), Он воз­несся на Небо (по чело­ве­че­скому есте­ству). Тем не менее, как Глава создан­ной Им Церкви Он всегда пре­бы­вает в ней, согласно Его же обе­то­ва­нию (Мф.28:20).

Однако, чтобы про­чув­ство­вать это при­сут­ствие, необ­хо­димо иметь веру и сде­лать, по вере, шаг навстречу Христу. Послу­шаем, что Сам Он об этом гово­рит: «се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

***

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):
“Неве­рие есть духов­ная болезнь – сле­пота души. Есть два типа неве­ру­ю­щих. Одни таковы по неве­де­нию. Сердце их имеет доброе устро­е­ние. Познав истину, они могут глу­боко изме­ниться и явить изу­ми­тель­ные плоды веры. Подав­ля­ю­щее же боль­шин­ство пре­бы­вает в неве­рии, потому что любит гре­хов­ную жизнь. «Обре­ме­нен­ная гре­хами совесть, стра­шась и тре­пеща пред буду­щим воз­да­я­нием и не желая нахо­дить уте­ше­ние в пере­мене к луч­шему, ста­ра­ется успо­ко­ить себя неве­рием» (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст). Если уве­ро­вать, то надо изме­ниться. Этого-то люди и не хотят. «Обык­но­венно истины веры отвер­га­ются зара­нее не по гру­бо­сти ума, а по лукав­ству воли. Нет сер­деч­ного вле­че­ния к таким пред­ме­там, как Бог, спа­се­ние души, вос­кре­се­ние плоти, нет жела­ния, чтобы эти истины дей­стви­тельно суще­ство­вали, без них жизнь легче и проще, лучше о них не думать, – а тут уже уму не трудно найти пред­лог, чтобы не думать о них, или, по край­ней мере, не счи­таться с ними серьезно: ведь все эти вещи, кото­рых нельзя дока­зать ни разу­мом, ни опытом, значит, все это недо­сто­верно, фан­та­стично. Такое неве­рие, в сущ­но­сти неуве­рен­ное в самом себе и потому более или менее озлоб­лен­ное против тех пред­ме­тов, суще­ство­ва­ние кото­рых оно отри­цает, – этим озлоб­ле­нием и выдает себя, потому что нельзя же в самом деле сер­диться на то, чего нет совсем, – такое неве­рие недоб­ро­со­вестно…» (В.С. Соло­вьев. Пас­халь­ные письма). По слову Спа­си­теля неве­ру­ю­щий уже осуж­ден (Ин. 3:18). Он удален от чистого источ­ника живой воды, а горь­кие воды неве­рия не могут напо­ить чело­века. Вера дару­ется чело­веку Богом, но для этого надо поже­лать испра­вить свою гре­хов­ную жизнь. Первым шагом к этому должно стать пока­я­ние. Тогда в душе появится первый росток веры, кото­рый со вре­ме­нем окреп­нет и при­не­сет спа­си­тель­ный плод. «Плод веры нашей хри­сти­ан­ской есть здра­вие души. Затем Бог соде­лался чело­ве­ком, чтоб душа чрез Него могла вос­при­ни­мать здра­вие свое. Сле­до­ва­тельно, у кого душа не здрава, тот еще не стал хри­сти­а­ни­ном насто­я­щим. Здо­ро­вою же душа дела­ется силою Боже­ствен­ною и светом бла­го­дати, дару­е­мой Хри­стом за веру» (Прп. Симеон Новый Бого­слов).

***

«Каждый грех – это болезнь. Но даже если люди кажутся счаст­ли­выми, чув­ствуют себя хорошо, с точки зрения жизни вечной они больны. Их недуг в том, что они не знают Бога. Многие, кто не знает Бога, пора­жают нас своим доб­ро­де­тель­ным пове­де­нием. Очень часто нам ока­зы­ва­ется до них далеко. Зача­стую хри­сти­ане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый зна­чи­тель­ный и самый тяже­лый из грехов».
старец Сергий (Шевич)

Если у чело­века спро­сить: «Как ты дума­ешь, какой самый страш­ный грех?» – один назо­вет убий­ство, другой воров­ство, третий под­лость, чет­вер­тый пре­да­тель­ство. На самом деле самый страш­ный грех – это неве­рие, а уж оно рож­дает и под­лость, и пре­да­тель­ство, и пре­лю­бо­де­я­ние, и воров­ство, и убий­ство, и что угодно.
про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов

***

См. также: МАЛО­ВЕ­РИЕ, СОМНЕ­НИЯ, ПЕЧАЛЬ, УНЫНИЕ, ТРЕЗ­ВЕ­НИЕ, ВОЛЯ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки