Неверие

(5 голосов4.4 из 5)

См. раздел О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

 

Неверие — 1) отсутствие веры в Единого и Истинного Бога, в Божественный Промысл; 2) безрелигиозность.

Неверие — грех безразличия к Творцу и Отцу нашему Небесному — Богу и миру духовному, собственной посмертной участи. Оно может базироваться на безразличии, а может и на нежелании менять привычный греховный образ жизни. По словам И. Бродского: «Неверье — слепота, а чаще — свинство«. При этом также следует учесть, что не всякая вера спасительна.

Иеромонах Иов (Гумеров):
«Неверие есть духовная болезнь – слепота души. Есть два типа неверующих. Одни таковы по неведению. Сердце их имеет доброе устроение. Познав истину, они могут глубоко измениться и явить изумительные плоды веры. Подавляющее же большинство пребывает в неверии, потому что любит греховную жизнь. «Обремененная грехами совесть, страшась и трепеща пред будущим воздаянием и не желая находить утешение в перемене к лучшему, старается успокоить себя неверием» (святитель Иоанн Златоуст). Если уверовать, то надо измениться. Этого-то люди и не хотят. «Обыкновенно истины веры отвергаются заранее не по грубости ума, а по лукавству воли. Нет сердечного влечения к таким предметам, как Бог, спасение души, воскресение плоти, нет желания, чтобы эти истины действительно существовали, без них жизнь легче и проще, лучше о них не думать, – а тут уже уму не трудно найти предлог, чтобы не думать о них, или, по крайней мере, не считаться с ними серьезно: ведь все эти вещи, которых нельзя доказать ни разумом, ни опытом, значит, все это недостоверно, фантастично. Такое неверие, в сущности неуверенное в самом себе и потому более или менее озлобленное против тех предметов, существование которых оно отрицает, – этим озлоблением и выдает себя, потому что нельзя же в самом деле сердиться на то, чего нет совсем, – такое неверие недобросовестно…» (В.С.Соловьев. Пасхальные письма). По слову Спасителя неверующий уже осужден (Ин. 3:18). Он удален от чистого источника живой воды, а горькие воды неверия не могут напоить человека. Вера даруется человеку Богом, но для этого надо пожелать исправить свою греховную жизнь. Первым шагом к этому должно стать покаяние. Тогда в душе появится первый росток веры, который со временем окрепнет и принесет спасительный плод. «Плод веры нашей христианской есть здравие души. Затем Бог соделался человеком, чтоб душа чрез Него могла воспринимать здравие свое. Следовательно, у кого душа не здрава, тот еще не стал христианином настоящим. Здоровою же душа делается силою Божественною и светом благодати, даруемой Христом за веру» (Прп. Симеон Новый Богослов).

***

«Каждый грех – это болезнь. Но даже если люди кажутся счастливыми, чувствуют себя хорошо, с точки зрения жизни вечной они больны. Их недуг в том, что они не знают Бога. Многие, кто не знает Бога, поражают нас своим добродетельным поведением. Очень часто нам оказывается до них далеко. Зачастую христиане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый значительный и самый тяжелый из грехов».
старец Сергий (Шевич)

Почему неверие является грехом?

Многие думают, что неверие есть всего лишь одна из форм проявления «свободы совести» человека, не имеющая в нравственном отношении ни положительного, ни отрицательного наполнения. Согласно этому воззрению, каждый человек вправе верить во что хочет, а вправе и не верить; мол, главное — стараться не причинять людям зла, никого не обижать, не обманывать, быть справедливым, добропорядочным гражданином. Так ли это?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует выяснить, что такое грех. Грех есть не что иное как нарушение Божьей воли, противление Его благим замыслам. Очевидно, что поскольку все люди призваны к единению с Богом, к спасению, стяжанию благодати, постольку все призваны к вере, ведь стремление к единению с Богом, к вечным нетленным благам подразумевает наличие веры. Нельзя же стремиться к Богу, в Царство Небесное, не признавая ни бытия Божьего, ни существования Его Царства?

Конечно, следует различать тех людей, которые не верят в Бога по неведению и соответствующему воспитанию, но всё же в меру своих знаний и нравственных сил сторонятся злых дел, и тех, которые не желают верить в Него по злому упорству, по чёрствости сердца, закостенелости во зле. В своё время апостол Павел заметил по этому поводу, что когда не имеющие закона язычники совершают «законное», тем самым они показывают, что дело закона начертано в их сердцах (Рим.2:14-15).

Господь утверждал, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божьего» (Ин.3:18). Он же объяснил эти слова, показав, что неверие имеет основу в том, что «свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:19).

Он также указал, что если всякий грех и хула простится человекам, то хула на Святого Духа не простится (Мф.12:31). Казалсь бы, в Таинстве Покаяния омываются и прощаются все личные грехи, в том числе грех богохульства. Как же тогда следует интерпретировать эти слова? Не так ли, что Господь будет мстить богохульнику? Нет, не так. Дело в том, что под хулой на Святого Духа понимается упорное отрицание грешником благодати Святого Духа, посредством которой и осуществляется спасение каждого. Если же он упорно отрицает Божественную благодать, то сам себя лишает Божественной помощи, сам лишает себя возможности унаследовать вечное блаженство.

Естественно ли для человека не верить в Бога?

Человек создан по образу и подобию Божьему (Быт.1:26). Черты этого образа были вложены в самую человеческую сущность, человеческое естество. Следовательно, образ Божий присущ всем людям вообще. При творении человека Господь вдохнул в него дыхание жизни (Быт.2:7). Вышесказанное означает, что для человека естественно иметь духовную близость с Богом, как образу с Первообразом, как дыханию с Дышащим, и напротив, совершенно неестественно отстраняться и отгораживаться от Него.

В чём же должна проявляться духовная связь человека с Творцом? В стремлении к Нему всем сердцем, всеми силами души, в уподоблении Ему и единении с Ним.

До грехопадения человек мог общаться с Ним «лицом к лицу» (Быт.3:8). Он мог это делать и какое-то время после грехопадения (Быт.4:9). По мере погружения человечества в бездну греха личностное общение Бога с людьми становилось всё более редким. Люди стали забывать Истинного Бога, а естественное для них религиозное чувство направлять на поклонение ложным богам. Так возникло идолопоклонство, которое, затем, распространилось по всей обитаемой части земли.

С наступлением новозаветной эпохи люди обрели возможность воочию созерцать вочеловечеившегося Сына Божьего во время Его общественного служения, слушать Его проповеди, получать наставления, исцеления от духовных и телесных недугов. Искупив человека через Крестные Страдания и смерть (1Пет.1:18-19), Он вознесся на Небо (по человеческому естеству). Тем не менее, как Глава созданной Им Церкви Он всегда пребывает в ней, согласно Его же обетованию (Мф.28:20).

Однако, чтобы прочувствовать это присутствие, необходимо иметь веру и сделать, по вере, шаг навстречу Христу. Послушаем, что Сам Он об этом говорит: «се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

 

Рейтинг@Mail.ru