Жизнь проходит, а призвания не найти. Что делать?

На письма чита­те­лей о поиске при­зва­ния
отве­чает пси­хо­лог Алек­сандр Тка­ченко

«Как найти свое при­зва­ние? Как понять, в чем именно твое пред­на­зна­че­ние? Как исполь­зо­вать свои таланты и как их найти? Все время в каком-то поиске, а жизнь-то идет…» — подоб­ных вопро­сов о поиске своего пред­на­зна­че­ния в редак­цию жур­нала «Фома» при­хо­дит немало. Мы решили разо­браться, почему этот вопрос, кото­рым, каза­лось бы, обычно зада­ются под­ростки, не дает покоя столь многим взрос­лым людям. И конечно, попро­буем выяс­нить, как эту жажду обре­те­ния при­зва­ния уто­лить.

Во мно­же­стве рас­суж­де­ний о поиске своего при­зва­ния сего­дня отсут­ствует очень важный ком­по­нент. Само это слово как бы гово­рит: чело­веку нечто уже зара­нее при­го­тов­лено, оста­лось лишь уточ­нить, что это, затем найти уго­то­ван­ное тебе поприще и стать счаст­ли­вым.

Каза­лось бы, все оче­видно.

Но…

Но логика рус­ского языка зако­но­мерно пред­по­ла­гает, что там, где есть при­зва­ние, обя­за­тельно должен быть и тот, кто при­зы­вает. И вот как раз об этом в мно­го­чис­лен­ных пуб­ли­ка­циях на тему «как найти свое при­зва­ние» нет вообще ни слова. Хотя именно ответ на вопрос «кто меня при­звал?» поз­во­ляет лучше сори­ен­ти­ро­ваться в этом поиске. Ведь у при­зы­ва­ю­щего навер­няка име­лись какие-то резоны, когда он гото­вил то или иное при­зва­ние для каж­дого чело­века.

Напри­мер, в сказке про Бура­тино папа Карло выстру­гал из полена дере­вян­ного чело­вечка для того, чтобы тот ходил с ним по дворам и радо­вал жите­лей города своими тан­цами и пес­нями под шар­манку. Поэтому Бура­тино точно знал свое при­зва­ние и не стес­нялся во все­услы­ша­ние заяв­лять перед любой ауди­то­рией: «Я создан на радость людям!»

К сожа­ле­нию, в реаль­ной жизни такой подход к выяс­не­нию своего при­зва­ния вряд ли воз­мо­жен. Наши роди­тели, конечно, наде­я­лись, что мы вырас­тем хоро­шими и полез­ными обще­ству людьми. Но даже самые забот­ли­вые папа и мама не обла­дают необ­хо­ди­мым уров­нем ком­пе­тен­ции для того, чтобы гово­рить о них как об источ­нике жиз­нен­ного при­зва­ния. Рожая и вос­пи­ты­вая своих детей, мы не вкла­ды­ваем в них при­зва­ния и в лучшем случае спо­собны лишь помочь им самим его осо­знать (а в худшем — навя­зы­ваем свои пред­став­ле­ния о нем, мешая их соб­ствен­ному поиску).

Госу­дар­ство здесь тоже плохо под­хо­дит на роль при­зы­ва­ю­щего. Мак­си­мум, на что оно в этом смысле спо­собно, — это, напри­мер, при­звать чело­века в армию по дости­же­нии им опре­де­лен­ного воз­раста.

Оста­ется, пожа­луй, только судьба. Кото­рая в нынеш­нем ее пони­ма­нии выгля­дит как-то рас­плыв­чато и неопре­де­ленно. В этом смысле древним грекам было куда проще: судьба для них была не фило­соф­ской абстрак­цией, а вполне кон­крет­ным боже­ством, вернее даже сразу тремя боже­ствами — мой­рами, пря­ду­щими нить чело­ве­че­ской судьбы. В мифо­ло­гии они опи­саны как три сестры: Лахе­сис («дающая жребий» еще до рож­де­ния чело­века), Клото (с вере­те­ном в руке «пря­ду­щая» нить чело­ве­че­ской жизни) и Атро­пос («неот­вра­ти­мая», неуклонно завер­ша­ю­щая жиз­нен­ный путь чело­века, нож­ни­цами пере­ре­зая нить его жизни). Соот­вет­ственно, за назна­че­ние при­зва­ния чело­века отве­чала Лахе­сис, его осу­ществ­ле­нию спо­соб­ство­вала Клото и после того, как чело­век выпол­нил (или не выпол­нил) то, ради чего был при­зван в мир, Атро­пос закры­вала проект, пере­водя чело­века в загроб­ное ведом­ство Аида.

В наши дни трудно найти чело­века, кото­рый бы столь слож­ным обра­зом испо­ве­до­вал веру в судьбу. Однако рели­ги­оз­ный мотив в пони­ма­нии своей судьбы и при­зва­ния при­сут­ствует у многих и сего­дня. По боль­шому счету любое раз­мыш­ле­ние об источ­нике чело­ве­че­ского при­зва­ния в итоге сво­дится к двум воз­мож­ным вари­ан­там.

Вари­ант первый: людей к бытию при­звал Бог. Соот­вет­ственно, каж­дому из при­зван­ных Он при­го­то­вил некую миссию, и задача чело­века — понять этот замы­сел Божий о себе, испол­нить его в меру сил и в конце пути дать Богу отчет в резуль­та­тах.

Вари­ант второй: у мира нет разум­ного Творца, а значит, нет и разум­ной цели как в суще­ство­ва­нии самого мира, так и в жизни отдель­ного чело­века. Судьба при таком взгляде — это всего лишь некая после­до­ва­тель­ность собы­тий, обу­слов­лен­ная при­чинно-след­ствен­ными свя­зями. А при­зва­ние — наи­бо­лее опти­маль­ный способ суще­ство­ва­ния в мире, поскольку в этом вари­анте при­зва­ние идет от самого чело­века, вернее — от его потреб­но­стей, тре­бу­ю­щих удо­вле­тво­ре­ния. И нужно лишь вни­ма­тель­нее при­слу­шаться к себе, чтобы понять, к чему они тебя при­зы­вают.

Тезис первый: найти способ само­ре­а­ли­за­ции — еще не значит найти смысл.

Есте­ственно было бы пред­по­ло­жить, что по пер­вому вари­анту при­зва­ние ищут люди веру­ю­щие, по вто­рому — ате­и­сты и агно­стики. Однако в реаль­ной жизни кар­тина бывает куда более слож­ной. Совсем не ред­кость, напри­мер, когда веру­ю­щий чело­век годами ищет свое при­зва­ние именно как способ наи­бо­лее ком­форт­ной само­ре­а­ли­за­ции. Напри­мер, каждый день при­ходя в офис, меч­тает о работе, свя­зан­ной с путе­ше­стви­ями. Или, зани­ма­ясь рутин­ным трудом, скажем, на стройке, счи­тает, что его при­зва­ние — музыка или живо­пись. Что в общем-то понятно. Как гово­рят в народе, рыба ищет, где глубже, а чело­век — где лучше.

Такая поис­ко­вая актив­ность вполне зако­но­мерна и есте­ственна как для веру­ю­щих, так и для неве­ру­ю­щих. Найти про­фес­сию, кото­рая была бы тебе по душе, — вели­кое благо для любого чело­века. Однако мно­же­ство людей вполне осо­знанно пыта­ю­щихся понять, к чему они при­званы, годами ищут свое при­зва­ние по этой схеме, при­ме­ряют на себя раз­лич­ные про­фес­сии и заня­тия, и по-преж­нему оста­ются неудо­вле­тво­рен­ными своей рабо­той. Не помо­гают ни жур­наль­ные лай­фх­аки, ни кон­суль­та­ции у пси­хо­лога, ни заказ­ные молебны в храме.

Жизнь про­хо­дит, а при­зва­ния не найти. Что делать?

В чем же при­чина этих неудач? Дело в том, что при таком под­ходе, при­зва­ние пони­ма­ется всего лишь как некая врож­ден­ная пред­рас­по­ло­жен­ность чело­века к тому или иному роду дея­тель­но­сти. Пойми ее, найди соот­вет­ству­ю­щую ей про­фес­сию — и ста­нешь счаст­ли­вым. Твои потреб­но­сти ока­жутся удо­вле­тво­рены, и ты будешь спо­койно полу­чать удо­воль­ствие от своей работы. Однако для хри­сти­а­нина это очень уре­зан­ный взгляд на при­зва­ние. Ведь кроме врож­ден­ной пред­рас­по­ло­жен­но­сти он полу­чил в кре­ще­нии еще и дары Духа Свя­того. А эти дары пред­по­ла­гают совсем иную направ­лен­ность их при­ме­не­ния: Слу­жите друг другу, каждый тем даром, какой полу­чил, как добрые домо­стро­и­тели мно­го­раз­лич­ной бла­го­дати Божией (1Пет 4:10).

Дары Божьи даны нам для слу­же­ния через них друг другу. И если мы верим, что при­зва­ние наше — от Бога, значит, искать это при­зва­ние сле­дует прежде всего через пони­ма­ние своего дара и соот­вет­ству­ю­щего ему слу­же­ния ближ­ним.

Это вовсе не озна­чает, будто наши врож­ден­ные склон­но­сти обя­за­тельно пойдут враз­рез с дарами Духа, полу­чен­ными в кре­ще­нии. Напро­тив, Бог каж­дому из нас дает именно тот дар, кото­рый наи­бо­лее соот­вет­ствует нашим спо­соб­но­стям и задат­кам. Однако именно дар при­дает им вектор слу­же­ния, допол­няет эти спо­соб­но­сти еще одним, важ­ней­шим свой­ством — делает их осмыс­лен­ными и направ­лен­ными к высо­кой цели.

Ведь само­вы­ра­же­ние, будем чест­ными, — цель довольно при­зем­лен­ная. Найти свое при­зва­ние, чтобы просто полу­чать от него удо­воль­ствие, — такая пози­ция мало чем отли­ча­ется от тезиса «найти, где у меня чешется, и наче­саться вдо­воль». Соб­ственно, и резуль­тат при таком ути­ли­тар­ном под­ходе к при­зва­нию часто бывает похо­жим: чело­век вроде бы нашел свое люби­мое дело, «поче­сался» от души, успо­ко­ился и опять заску­чал, крутя голо­вой в поиске оче­ред­ного заня­тия, через кото­рое можно было бы выра­зить себя. Но там, где чело­век осо­знанно ставит свои спо­соб­но­сти на слу­же­ние другим людям, кар­тина рази­тельно меня­ется.

Тезис второй: слу­же­ние — не просто кра­си­вый идеал или высо­кие моти­ви­ру­ю­щие слова. Это вполне объ­ек­тив­ная духов­ная потреб­ность любого чело­века.

Причем потреб­ность такая же насущ­ная, как стрем­ле­ние к раз­ви­тию или само­вы­ра­же­нию. Каж­дому из нас от при­роды свой­ственно жела­ние при­но­сить пользу и радость другим людям. Такими нас заду­мал Бог. И без удо­вле­тво­ре­ния этой потреб­но­сти ника­кое най­ден­ное при­зва­ние не сде­лает нас счаст­ли­выми.

Сама по себе пред­рас­по­ло­жен­ность к какой-либо дея­тель­но­сти всего лишь инстру­мент, с помо­щью кото­рого мы можем выпол­нять свое слу­же­ние ближ­ним. Спору нет, инстру­мент тоже важен и даже очень. Но чело­век, сосре­до­то­чив­ший свои усилия на поиске под­хо­дя­щего инстру­мента и совсем не дума­ю­щий о том, каким обра­зом он будет этот инстру­мент исполь­зо­вать, рис­кует ока­заться разо­ча­ро­ван­ным даже после того, как его поиски увен­ча­ются успе­хом. Музы­каль­ные спо­соб­но­сти или талант врача — все это не более чем про­фес­си­о­наль­ная при­над­леж­ность, такая же, как доро­гая гитара или хирур­ги­че­ский нож из высо­ко­ка­че­ствен­ной стали. Однако хирур­ги­че­ским ножом можно спа­сать людям жизнь, но также можно выре­зать им непри­лич­ное слово на лавке в город­ском саду. На доро­гой гитаре можно испол­нять пре­крас­ную музыку, радуя слу­ша­те­лей, а можно просто пози­ро­вать с ней перед каме­рой, выкла­ды­вая фото­гра­фии в Инстра­граме.

Понять, к чему ты более пред­рас­по­ло­жен, — еще не значит найти свое при­зва­ние. Бог при­звал нас в этот мир не только лишь для того, чтобы мы познали свои спо­соб­но­сти и нашли среди них самую при­ят­ную для нас. Талан­тов у любого чело­века мно­же­ство, ведь каждый из нас создан по образу Божьему. Но просто пере­би­рать их один за другим, при­ме­ряя к себе, — заня­тие бес­смыс­лен­ное и даже опас­ное, поскольку земная наша жизнь огра­ни­чена вре­ме­нем. Так, артист, чрез­мерно увлек­шийся в костю­мер­ной выбо­ром наи­бо­лее под­хо­дя­щего костюма, рис­кует опоз­дать к выходу на сцену и про­пу­стить свое же выступ­ле­ние.

При­зва­ние — это не талант сам по себе. При­зва­ние — это слу­же­ние другим людям, кото­рое ты наи­бо­лее эффек­тивно можешь осу­ществ­лять при помощи своего таланта.

Вот эта под­мена поня­тий и сби­вает с толку даже веру­ю­щих людей, зна­ю­щих Еван­ге­лие и читав­ших притчу о талан­тах. На Страш­ном суде Гос­подь не спро­сит у чело­века, сколько он напи­сал картин или рома­нов, за какое время про­бе­жал сто­мет­ровку, каких героев сыграл на сцене, сколь­ких про­тив­ни­ков побе­дил тех­ни­че­ским нока­у­том. Каж­дому из нас пред­стоит дать отчет в куда более про­стых вещах: накор­мил ли ты голод­ного, напоил ли жаж­ду­щего, помог ли без­дом­ному, боль­ному, несчаст­ному?

Жизнь про­хо­дит, а при­зва­ния не найти. Что делать?

В хри­сти­ан­стве любой талант сам по себе еще не явля­ется осно­ва­нием для какой-либо оценки жизни чело­века с точки зрения веч­но­сти. Он всего лишь та самая мера серебра из притчи, кото­рую каждый из нас полу­чает от Бога при рож­де­нии.

Опре­де­лит же нашу судьбу не само серебро, а та при­быль, кото­рую мы можем с него полу­чить, то есть дела мило­сер­дия, кото­рые мы спо­собны совер­шить при помощи даро­ван­ного нам таланта.

Если этих дел не будет, то даже самые упор­ные заня­тия искус­ством, спор­том, наукой ока­жутся для нас бес­по­лез­ными и станут отнюдь не пре­умно­же­нием таланта, не «пере­да­чей серебра тор­гу­ю­щим» с целью при­были, а всего лишь бес­смыс­лен­ной поли­ров­кой полу­чен­ных в дар монет.

Вот как пишет об этом свя­ти­тель Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Удво­яет же данный ему дар тот, кто, полу­чив или дар слова, или богат­ство, или власть у царей, или иное какое знание и спо­соб­ность, при­но­сит пользу не себе только, но ста­ра­ется быть полез­ным и для других. Напро­тив, зако­пав­ший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осуж­ден будет».

Под при­бы­лью же все цер­ков­ные тол­ко­ва­тели еди­но­душно пони­мают здесь добрые дела, кото­рые чело­век совер­шает при помощи полу­чен­ного ими таланта. И если таких дел не будет, то напрас­ными ока­жутся все усилия и по поиску своего при­зва­ния, и по раз­ви­тию полу­чен­ного даро­ва­ния. Худож­ник может деся­ти­ле­ти­ями отта­чи­вать линию и штрих, музы­кант — годами рабо­тать над кан­ти­ле­ной и звуком, писа­тель — над ритмом и выра­зи­тель­но­стью слога, спортс­мен будет ценой неимо­вер­ных усилий при­бав­лять к своему резуль­тату граммы или сан­ти­метры, сбав­лять сотые доли секунды. Но все эти труды в духов­ном отно­ше­нии могут ока­заться абсо­лютно бес­плод­ными, если только их целью не будет польза ближ­нему.

Тезис третий: с пра­во­слав­ной точки зрения самый лучший способ похо­ро­нить свой талант — это найти его и уси­ленно раз­ви­вать лишь ради себя, ради соб­ствен­ных амби­ций, удо­воль­ствия или твор­че­ских иска­ний.

Бог при­зы­вает нас слу­жить друг другу полу­чен­ными от Него талан­тами. А значит, поиск при­зва­ния не сво­дится к одному лишь тща­тель­ному иссле­до­ва­нию своих даро­ва­ний. Точно так же вни­ма­тельно нужно иссле­до­вать и сами эти даро­ва­ния, чтобы выяс­нить, какое из них ока­жется для нас самым удоб­ным в слу­же­нии другим людям. Это и будет нашим при­зва­нием, в кото­ром орга­нично соче­та­ются обе важ­ней­шие духов­ные потреб­но­сти чело­века — само­ре­а­ли­за­ция и само­от­дача. Духов­ную жизнь чело­века можно срав­нить с водо­е­мом. Если он закрыт и не имеет выхода, вода в нем посте­пенно начи­нает пор­титься, плохо пах­нуть и в конце концов про­ту­хает. Даже если изна­чально была кри­стально чистой. А вот там, где из водо­ема вода течет дальше, чтобы напо­ить поля и сады, кар­тина совер­шенно другая. Потому что на место отдан­ной воды при­хо­дит новая — чистая и свежая. И чем больше воды отдает водоем, тем про­зрач­ней и чище он ста­но­вится.

Все наши таланты не явля­ются исклю­чи­тельно нашей соб­ствен­но­стью. Мы не зара­бо­тали их упор­ным трудом, а просто полу­чили в дар от Бога. Они, словно дра­го­цен­ная вода жизни, вошли в нас еще при рож­де­нии. Когда мы делимся ими и отдаем эту воду тем, кто испы­ты­вает в ней недо­ста­ток, Бог тут же вос­пол­няет отдан­ное — и вос­пол­няет с избыт­ком. Но про­ис­хо­дит это, лишь когда мы делимся тем, что дей­стви­тельно имеем. Если у тебя нет дара слова, вряд ли полу­чится слу­жить другим людям в сферах, свя­зан­ных с уме­нием хорошо гово­рить. Если нет дара состра­да­ния, рис­ку­ешь выго­реть на работе, свя­зан­ной с помо­щью стра­да­ю­щим людям. Если нет дара сме­ло­сти и муже­ства, не полу­чится слу­жить людям, защи­щая их от пре­ступ­ни­ков или ино­зем­ных захват­чи­ков.

Жизнь про­хо­дит, а при­зва­ния не найти. Что делать?

Хотя, конечно, все хри­сти­ане при­званы и к настав­ле­нию друг друга в вере и бла­го­че­стии, и к мило­сер­дию, и к муже­ству. Однако дары Духа Свя­того каждый из нас полу­чает в соот­вет­ствии с инди­ви­ду­аль­ными нашими осо­бен­но­стями. Вот что гово­рит Амвро­сий Оптин­ский, ссы­ла­ясь на пре­по­доб­ного Мака­рия Вели­кого: «…и самая бла­го­дать не изме­няет двух свойств в харак­те­рах чело­ве­че­ских — суро­вого и мяг­кого: име­ю­щий суро­вый и обли­чи­тель­ный харак­тер не может быть спо­коен тогда, когда будет умал­чи­вать, а име­ю­щий харак­тер мягкий и уклон­чи­вый может поте­рять мир душев­ный, если будет других резко обли­чать».

Разумно пред­по­ло­жить, что и прочие наши при­род­ные свой­ства также имеют зна­че­ние для нашего хри­сти­ан­ского слу­же­ния ближ­ним. И поэтому труд­ный, а порой даже мучи­тель­ный поиск дела, к кото­рому лежит у чело­века душа, нико­гда не бывает для него бес­смыс­лен­ным.

Бог при­го­то­вил для каж­дого из нас слу­же­ние ближ­ним, кото­рое будет соот­вет­ство­вать нашим талан­там и дарам Духа Свя­того. А значит, тот, кто ищет дело себе по сердцу, посту­пает разу­мно, хорошо и пра­вильно. Нужно лишь после, когда это дело уже будет най­дено, обя­за­тельно найти также и способ упо­тре­бить его для слу­же­ния другим людям.

Чтобы вода полу­чен­ной от Бога жизни не заста­и­ва­лась в нашей душе, а щедро изли­ва­лась в души ближ­них, напол­няя их радо­стью, миром и бла­го­дар­но­стью. И чтобы Бог мог посто­янно попол­нять в нас этот отдан­ный другим дар, а мы раз за разом убеж­да­лись в истин­но­сти слов Иисуса Христа: …бла­жен­нее давать, нежели при­ни­мать (Деян 20:35). Вот такая дея­тель­ность и будет насто­я­щим нашим при­зва­нием.

Фома.Ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки