Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 21:27
И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
Святые отцы
Прочие
- Примасий, еп. (†560)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
Ст. 26-27 И принесут в него славу и честь народов, и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни
Светлость и слава народов, т. е. в них водворятся в сем городе благоугодившие Христу; не войдет же туда все скверное и нечистое. Ибо кое общение свету ко тьме? (2Кор. 6, 14).
Примасий, еп. (†560)
И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни
Он описывает здесь Церковь будущего времени, когда, не как нынче, грешники не будут смешаны с праведниками и им не будут позволено обитать с ними. Ибо праведники управляются только Христом, с Которым и в Котором они будут пребывать счастливо в том самом небесном Иерусалиме, матери всех. Он говорит, конечно, что они записаны в книге того Агнца, Который сказал: радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк 10:20).
Комментарий на Откровение
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
«Где находятся души, о которых молимся?»
Первый ответ
Второй ответ
На это они отвечают так: «Как в этом мире в узах, то есть темницах, сидят одни осужденные на смерть, другие чают освобождения, ожидая, пока милостыней боголюбцев искупятся от долгов. Так и в аду, который переводится с греческого языка адис – темница, или называется местом, лишенным света и зрения, есть большое неравенство нисходящих туда, ибо они разделяются по различным степеням и прегрешениям, как бы по неким ступеням. И некоторые из них, как неверные и грешные, всю жизнь изнурившие в грехах и при смерти не покаявшиеся, такие там в отчаянии и не имеют надежды избавления. И о таких говорится: «От ада нет избавления». Некоторые же хотя и находятся там же в аду, но разделяются от первых как бы различными степенями. Это такие, которые совершенно покаялись исповеданием своих грехов с сокрушением сердца, с жалением о содеянных грехах, но так как не пожили еще, чтобы выполнить епитимию, подобающую за грехи, поэтому нисходят в то же место, то есть в ад, но ради покаяния не в отчаянии, но в надежде избавления. Так как они не имеют чем воздать (ибо там нет покаяния, нет удовлетворения), святая Церковь помогает им молитвами, милостынями и Бескровными Жертвами. Таково учение некоторых из наших.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 27: И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
И снова подчеркивается, что войдут в этот великий и святой Божий город только те, кто этого достоин, – которые записаны у Агнца в книгу жизни, и этим еще раз отстраняется заблуждение всех тех, которые хотели бы ввести туда и диавола, и диаволоподобных богопротивников из нашего человеческого рода. Совершенно ясная и прямо необходимая по соображениям здравого разума истина эта еще более отчетливо и точно утверждается здесь и по самому тексту в прямом приложении ко всему этому разряду грешащих: И не войдет в него (в Иерусалим) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи. Можно ли еще отчетливей и лучше обозначить этот, недопускаемый к блаженству, сознательно беззаконный тип?! Не просто ведь сказано: грешащие ложью и подобными видами греха или даже мерзости нравственной. Нет: оттенено – преданные мерзости, преданные – значит, сердце свое отдавшие мерзости лжи, и именно потому, что по природе, по типу своему духовно-нравственному, они уже навеки выявили в себе эти отрицающие свет мрак и тьму, эту нечистоту как таковую. И тогда – действительно, как мы уже и приводили: Кое общение свету со тьмой; Христу с велиаром?.. (См.: 2Кор.6:14-15.)
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Зачем нам подвиги, добрые дела, когда мы спасены и притом даром (Еф.2:8; 2Тим.1:9; Тит.3:5).
Ответ:
Сектанты не хотят понять, что одно – дело устроение Богом необходимого для спасения человека и призвание его к нему (спасению), а иное дело – жизнь по призванию ко спасению, содевание человеком своего спасения. Все нужное для спасения Господь совершил «даром» (От человека ничего не требовалось и ничего не могло быть представлено), по Своей бесконечной любви (Ин.3:16; Еф.2:4); Он призывает человека ко спасению тоже «даром», не за дела его какие-либо, а по одной Своей благости, благодати (Еф.2:8; 2Тим.1:9; Тит.3:5) и, возбудив в нем покаяние и веру (уже не даром), прилагает его через крещение к Церкви Христовой в число спасаемых. По призвании добрые дела, жизнь добродетельная (Еф.2:10,4:22-24; Рим.6:18,22) обязательны для христианина (Ин.14:15,21,15:14; 1Ин.3:23-24), борьба с грехом необходима, а отсюда труды и подвиги, постоянная забота и внимательность к своему нравственному состоянию. «Не легкое дело», учит преподобный Макарий Египетский, «приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце и всецело искоренить в себе зло».*
----------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы 26. 1904 г стр. 205.
----------------------------------------------------------------------------------
Сущность спасения не в подвигах и делах, а в нравственном перерождении, изменении направлений и стремлений души; для возращения и укрепления этих стремлений и важны подвиги, труды и дела. «Вот почему и может случиться», – пишет архиепископ Сергий, – «что две лепты, принесенные вдовицей, перетянут все множество приношений богачей, а грешник-мытарь окажется ближе к Богу, чем праведный фарисей; пришедшие в одиннадцатый час и ничего не сделав получат равное вознаграждение с трудившимися весь день и перенесшими зной дневной».**
----------------------------------------------------------------------------------
** - Православное учение о спасении. 1910 г., стр. 238
----------------------------------------------------------------------------------
В Послании к Ефесянам (Еф.2:5-8) апостол говорит об устроении Богом спасения, в Еф.2:9 – о призвании Богом (через апостольскую проповедь) ефесян ко спасению или о Божеской стороне в спасении человека, а в Еф.2:10 – о жизни ефесян по призванию, о человеческой стороне в спасении.
Из слов апостола: «благодатью вы спасены», – «оживотворил», – «воскресил» и «посадил» по снесении их с другими текстами (1Кор.6:9-10,9:27,10:6-10,13:1-8; Евр.12:14; Откр.21:27 и др.) вывод только тот, что Господь все совершил для нашего спасения, и оно будет даровано нам, если пребудем тверды и непоколебимы в вере и не отпадем от надежды благовествования (Кол.1:23; Евр.3:14; Рим.8:24). Во 2-м Послании к Тимофею (2Тим.1:9), и в Послании к Титу (Тит.3:5) говорится о Божеской стороне в спасении человека: об устроении спасения и о призвании ко спасению; о человеческой стороне сказано во многих местах (2Тим.1:13-14,2:15-21,3:17; Тит.2:12;3:8 и др.).
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: «Мы дети Божии... и будем подобны Ему» (1Ин.3:1-2), больше нам ничего не нужно.
Ответ:
Именование детьми Божиими христиане получают в самом начале христианской жизни, подлежащей развитию, и их задача достигнуть осуществления того, что выражает высокое имя путем собственных усилий в борьбе со грехом: «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1Ин.3:3).
Сектанты, присвоив себе имя детей Божиих, на этом и успокаиваются, не имея ввиду свое нравственное обновление. Слова апостола «очищает себя» означают, что во всякий момент жизни христианин нуждается в очищении от грехов и должен постоянно бодрствовать над сохранением себя от всякой греховной скверны. Следовательно, если христианин не будет очищать себя от греха, то хотя и было даровано ему имя чада Божьего, он лишится будущего блаженного состояния (Откр.21:27).
Христиане по смирению должны называть себя «рабами Божиими» (Лк.1:38,48,17:10; Иак.1:1; 1Пет.2:16; Рим.1:1,6:22 и др.).
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Младенцы не нуждаются в крещении, «ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14; Мк.10:14; Лк.18:16).
Ответ:
Слова Господа: «таковых есть Царство Небесное», означают, что Он обещает царство не всем, а таковым, как дети; но их нельзя понимать в том смысле, будто никаких условий не требуется от детей для получения Царства Небесного, и они наследуют его только потому, что находятся в детском возрасте. Такое понимание отвергает первородный грех, о котором ясно свидетельствует и слово Божие, и все домостроительство о спасении человека, совершенное Господом Иисусом Христом. Дети, по учению слова Божия, «по природе – чада гнева» (Еф.2:3), «нечисты» (Иов.14:4), «плоть» (Ин.3:6), и чтобы им войти в Царство Небесное, прежде должно «родиться от воды и Духа» (Ин.3:5-6), т.е. через крещение «приложиться к Церкви» (Деян.2:47), «облечься во Христа» (Гал.3:27), «запечатлеться обетованным Святым Духом» (Еф.1:13), ибо «не войдет в него (Царство Небесное) ничто нечистое» (Откр.21:27).
Каким же нравственным качествам, свойственным детям, должны подражать люди, желающие получит обещанное царство? Искренности и доверчивости детей. Что именно эти свойства детской души необходимы каждому человеку для наследования царства, Сам Господь указал: «истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк.18:17). Но искренность и доверчивость детей не есть еще доказательство их нравственной чистоты; у них рядом с этими свойствами бывает упрямство, зависть, жадность и др., как следствия поврежденной прародительским грехом природы.
«Таковых есть Царствие Небесное, кои», – объясняет блаженный Феофилакт, – «имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастии не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Посему, кто живет смиренно и незлобиво и кто принимает Царствие Божие, как дитя, т.е. без коварства и любопытства, но с верою, тот приятен пред Богом. Ибо кто излишне любопытствует и всегда спрашивает, как это?, тот погибнет с своим неверием и не войдет в царствие, которого не хотел принять в простоте, без любопытства и со смирением... Господь не сказал сих детей есть царствие, но «таковых», т.е. кои добровольно приобрели себе незлобие и смиренномудрие, которое дети имеют по природе. Итак, все церковное, что составляет Царствие Божие, будем принимать без любопытства, с верою и смирением. Ибо любопытство свойственно самомнению и самомудрованию».(1)
----------------------------------------------------------------------
(1) - Благовестник. Часть 3-я. Еванг. от Луки. 1907 г., стр. 242–243.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Общий внутренний признак, отличающий эту небесную Церковь от земной, тот, что в то время как в земной Церкви добро уживается со злом и плевелы растут вместе с пшеницей, в небесной Церкви соберется из всех народов земли одно только доброе, чистое и святое Все же злое, скверное и нечистое, накопившееся за все время мировой истории, отсюда будет выделено и слито как бы в один смрадный водоем, нечистота которого никак не коснется этого дивного обиталища одних лишь блаженных существ.