Скрыть
И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Святые отцы

Прочие

Андрей Кесарийский, свт. (†637)

Ст. 26-27 И принесут в него славу и честь народов, и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни

Светлость и слава народов, т. е. в них водворятся в сем городе благоугодившие Христу; не войдет же туда все скверное и нечистое. Ибо кое общение свету ко тьме? (2Кор. 6, 14).

Толкование на Апокалипсис 555

Примасий, еп. (†560)

И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни

Он описывает здесь Церковь будущего времени, когда, не как нынче, грешники не будут смешаны с праведниками и им не будут позволено обитать с ними. Ибо праведники управляются только Христом, с Которым и в Котором они будут пребывать счастливо в том самом небесном Иерусалиме, матери всех. Он говорит, конечно, что они записаны в книге того Агнца, Который сказал: радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк 10:20).

Комментарий на Откровение

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших

«Где находятся души, о которых молимся?»
Первый ответ
Души, изшедшие из тел людей, покаявшихся перед смертью, но не сотворивших достойных плодов покаяния, то есть не имевших епитимий, или удовлетворения за грехи, бывают удержаны на мытарствах, пока оттуда не освободятся благотворением Святой Церкви, то есть молитвами, милостхынями, а более всего Бескровными Жертвами.
Второй ответ 
Есть некоторые из наших, которые совсем отвергают третье место, то есть мытарства и чистилищный огонь, но говорят, что есть только два места, то есть Небо и ад. И это свое слово утверждают на Священном Писании, которое часто вспоминает только о двух местах: Небе и аде, уготованных одно праведным, а другое – грешным. Третье же место в Священном Писании совершенно не находим.
 
Если же скажешь им, что если нет третьего места, но только два места, то куда отходят покаявшиеся и не пожившие достаточно, чтобы выполнить полную епитимию? Туда ли, где святые? Но это невозможно, и нелепо, и безосновательно, ибо: не войдет в него ничто нечистое (Откр.21,27). Или туда, где совсем не покаявшиеся и не имеющие надежды? Но и это нелепо, ибо как покаявшиеся могут быть равны не покаявшимся? И если покаявшиеся сходят в ад, то как избавляются оттуда церковными молитвами, ибо от ада нет избавления?
На это они отвечают так: «Как в этом мире в узах, то есть темницах, сидят одни осужденные на смерть, другие чают освобождения, ожидая, пока милостыней боголюбцев искупятся от долгов. Так и в аду, который переводится с греческого языка адис – темница, или называется местом, лишенным света и зрения, есть большое неравенство нисходящих туда, ибо они разделяются по различным степеням и прегрешениям, как бы по неким ступеням. И некоторые из них, как неверные и грешные, всю жизнь изнурившие в грехах и при смерти не покаявшиеся, такие там в отчаянии и не имеют надежды избавления. И о таких говорится: «От ада нет избавления». Некоторые же хотя и находятся там же в аду, но разделяются от первых как бы различными степенями. Это такие, которые совершенно покаялись исповеданием своих грехов с сокрушением сердца, с жалением о содеянных грехах, но так как не пожили еще, чтобы выполнить епитимию, подобающую за грехи, поэтому нисходят в то же место, то есть в ад, но ради покаяния не в отчаянии, но в надежде избавления. Так как они не имеют чем воздать (ибо там нет покаяния, нет удовлетворения), святая Церковь помогает им молитвами, милостынями и Бескровными Жертвами. Таково учение некоторых из наших.
 
Если же снова спросишь их, о ком же совершаются молитвы, милостыни и Литургии в Святой Церкви? Они отвечают, что благотворение Святой Церкви бывает или за одного (если будет особое поминание об одном), или за всех вместе (как это бывает на вселенских панихидах), ибо Церковь не знает, кто в муках, кто нет, – один Бог это знает. Если они из покаявшихся, им Святая Церковь приносит пользу удовлетворением (за грехи. – Примеч.). Если они из нераскаянных, то и им не вредит обычная молитва Церкви, но облегчает томление мук.
 
Если же спросишь их о мытарствах, то мытарства они совсем отвергают и говорят только одно, что в Священном Писании, то есть Библии, ничего не находим о третьем месте и о мытарствах восходящих душ. Если же вспомнишь о мытарствах свидетельства и предания святых отцов, которые мы привели выше, они отвечают, что святые отцы это сказали риторским красноречием, то есть метафорически, аллегорически и иным благолепием, приличным красноречию, как привыкли витийствовать проповедники слова Божия, всячески ища пользы слушающим и вкореняя в сердцах их страх Божий.
 
Из этих двух ответов, избери себе, читатель, какой хочешь. По моему рассуждению, первый, думается, более достоверный, ибо хотя и не имеет указания о себе в Священном Писании, но имеет предания святых отцов, стольких учителей. Наша же Православная Церковь утверждается не только на Священном Писании, но и благочестиво держит предания святых отцов.
 
Наконец, добавлю и то, что молиться за умерших – дело веры и благочестия, а знать, где души умерших от излишнего любопытства. Ибо противники и сами не знают, где находятся их путешествующие и плавающие по морям друзья, но за них молятся.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 27: И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

 И снова подчеркивается, что войдут в этот великий и святой Божий город только те, кто этого достоин, – которые записаны у Агнца в книгу жизни, и этим еще раз отстраняется заблуждение всех тех, которые хотели бы ввести туда и диавола, и диаволоподобных богопротивников из нашего человеческого рода. Совершенно ясная и прямо необходимая по соображениям здравого разума истина эта еще более отчетливо и точно утверждается здесь и по самому тексту в прямом приложении ко всему этому разряду грешащих: И не войдет в него (в Иерусалим) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи. Можно ли еще отчетливей и лучше обозначить этот, недопускаемый к блаженству, сознательно беззаконный тип?! Не просто ведь сказано: грешащие ложью и подобными видами греха или даже мерзости нравственной. Нет: оттенено – преданные мерзости, преданные – значит, сердце свое отдавшие мерзости лжи, и именно потому, что по природе, по типу своему духовно-нравственному, они уже навеки выявили в себе эти отрицающие свет мрак и тьму, эту нечистоту как таковую. И тогда – действительно, как мы уже и приводили: Кое общение свету со тьмой; Христу с велиаром?.. (См.: 2Кор.6:14-15.)

Апокалипсис в перспективе XX века

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Зачем нам подвиги, добрые дела, когда мы спасены и притом даром (Еф.2:8; 2Тим.1:9; Тит.3:5).

Ответ:
Сектанты не хотят понять, что одно – дело устроение Богом необходимого для спасения человека и призвание его к нему (спасению), а иное дело – жизнь по призванию ко спасению, содевание человеком своего спасения. Все нужное для спасения Господь совершил «даром» (От человека ничего не требовалось и ничего не могло быть представлено), по Своей бесконечной любви (Ин.3:16; Еф.2:4); Он призывает человека ко спасению тоже «даром», не за дела его какие-либо, а по одной Своей благости, благодати (Еф.2:82Тим.1:9; Тит.3:5) и, возбудив в нем покаяние и веру (уже не даром), прилагает его через крещение к Церкви Христовой в число спасаемых. По призвании добрые дела, жизнь добродетельная (Еф.2:10,4:22-24; Рим.6:18,22) обязательны для христианина (Ин.14:15,21,15:141Ин.3:23-24), борьба с грехом необходима, а отсюда труды и подвиги, постоянная забота и внимательность к своему нравственному состоянию. «Не легкое дело», учит преподобный Макарий Египетский, «приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце и всецело искоренить в себе зло».*
----------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы 26. 1904 г стр. 205.
----------------------------------------------------------------------------------

Сущность спасения не в подвигах и делах, а в нравственном перерождении, изменении направлений и стремлений души; для возращения и укрепления этих стремлений и важны подвиги, труды и дела. «Вот почему и может случиться», – пишет архиепископ Сергий, – «что две лепты, принесенные вдовицей, перетянут все множество приношений богачей, а грешник-мытарь окажется ближе к Богу, чем праведный фарисей; пришедшие в одиннадцатый час и ничего не сделав получат равное вознаграждение с трудившимися весь день и перенесшими зной дневной».**
----------------------------------------------------------------------------------
** - Православное учение о спасении. 1910 г., стр. 238
----------------------------------------------------------------------------------

В Послании к Ефесянам (Еф.2:5-8) апостол говорит об устроении Богом спасения, в Еф.2:9 – о призвании Богом (через апостольскую проповедь) ефесян ко спасению или о Божеской стороне в спасении человека, а в Еф.2:10 – о жизни ефесян по призванию, о человеческой стороне в спасении.
Из слов апостола: «благодатью вы спасены», – «оживотворил», – «воскресил» и «посадил» по снесении их с другими текстами (1Кор.6:9-10,9:27,10:6-10,13:1-8; Евр.12:14; Откр.21:27 и др.) вывод только тот, что Господь все совершил для нашего спасения, и оно будет даровано нам, если пребудем тверды и непоколебимы в вере и не отпадем от надежды благовествования (Кол.1:23; Евр.3:14; Рим.8:24). Во 2-м Послании к Тимофею (2Тим.1:9), и в Послании к Титу (Тит.3:5) говорится о Божеской стороне в спасении человека: об устроении спасения и о призвании ко спасению; о человеческой стороне сказано во многих местах (2Тим.1:13-14,2:15-21,3:17; Тит.2:12;3:8 и др.).

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
«Мы дети Божии... и будем подобны Ему» (1Ин.3:1-2), больше нам ничего не нужно.

Ответ:
Именование детьми Божиими христиане получают в самом начале христианской жизни, подлежащей развитию, и их задача достигнуть осуществления того, что выражает высокое имя путем собственных усилий в борьбе со грехом: «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1Ин.3:3).
Сектанты, присвоив себе имя детей Божиих, на этом и успокаиваются, не имея ввиду свое нравственное обновление. Слова апостола «очищает себя» означают, что во всякий момент жизни христианин нуждается в очищении от грехов и должен постоянно бодрствовать над сохранением себя от всякой греховной скверны. Следовательно, если христианин не будет очищать себя от греха, то хотя и было даровано ему имя чада Божьего, он лишится будущего блаженного состояния (Откр.21:27).
Христиане по смирению должны называть себя «рабами Божиими» (Лк.1:38,48,17:10; Иак.1:11Пет.2:16; Рим.1:1,6:22 и др.).

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Младенцы не нуждаются в крещении, «ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14; Мк.10:14; Лк.18:16).
 

Ответ:
Слова Господа: «таковых есть Царство Небесное», означают, что Он обещает царство не всем, а таковым, как дети; но их нельзя понимать в том смысле, будто никаких условий не требуется от детей для получения Царства Небесного, и они наследуют его только потому, что находятся в детском возрасте. Такое понимание отвергает первородный грех, о котором ясно свидетельствует и слово Божие, и все домостроительство о спасении человека, совершенное Господом Иисусом Христом. Дети, по учению слова Божия, «по природе – чада гнева» (Еф.2:3), «нечисты» (Иов.14:4), «плоть» (Ин.3:6), и чтобы им войти в Царство Небесное, прежде должно «родиться от воды и Духа» (Ин.3:5-6), т.е. через крещение «приложиться к Церкви» (Деян.2:47), «облечься во Христа» (Гал.3:27), «запечатлеться обетованным Святым Духом» (Еф.1:13), ибо «не войдет в него (Царство Небесное) ничто нечистое» (Откр.21:27).
Каким же нравственным качествам, свойственным детям, должны подражать люди, желающие получит обещанное царство? Искренности и доверчивости детей. Что именно эти свойства детской души необходимы каждому человеку для наследования царства, Сам Господь указал: «истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк.18:17). Но искренность и доверчивость детей не есть еще доказательство их нравственной чистоты; у них рядом с этими свойствами бывает упрямство, зависть, жадность и др., как следствия поврежденной прародительским грехом природы.
«Таковых есть Царствие Небесное, кои», – объясняет блаженный Феофилакт, – «имеют расположение детское. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастии не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Посему, кто живет смиренно и незлобиво и кто принимает Царствие Божие, как дитя, т.е. без коварства и любопытства, но с верою, тот приятен пред Богом. Ибо кто излишне любопытствует и всегда спрашивает, как это?, тот погибнет с своим неверием и не войдет в царствие, которого не хотел принять в простоте, без любопытства и со смирением... Господь не сказал сих детей есть царствие, но «таковых», т.е. кои добровольно приобрели себе незлобие и смиренномудрие, которое дети имеют по природе. Итак, все церковное, что составляет Царствие Божие, будем принимать без любопытства, с верою и смирением. Ибо любопытство свойственно самомнению и самомудрованию».(1)
----------------------------------------------------------------------
(1) - 
Благовестник. Часть 3-я. Еванг. от Луки. 1907 г., стр. 242–243.

Православная Церковь и сектанты

Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)

  Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

  Общий внутренний признак, отличающий эту небесную Церковь от земной, тот, что в то время как в земной Церкви добро уживается со злом и плевелы растут вместе с пшеницей, в небесной Церкви соберется из всех народов земли одно только доброе, чистое и святое Все же злое, скверное и нечистое, накопившееся за все время мировой истории, отсюда будет выделено и слито как бы в один смрадный водоем, нечистота которого никак не коснется этого дивного обиталища одних лишь блаженных существ.

Апокалипсис в учении древнего христианства

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible