Скрыть
Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17–18 И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли

Соответственно указанному выше значению не трудно утверждать, что претерпел все это Иерусалим, наказанный за смерть Господа на кресте, ибо явления Господа прекратились в нем, и были в утеснении все люди по всей Иудее, и вследствие великого угнетения они ходили, как слепые, не зная, что делать. А претерпели они все это потому, что согрешили против Господа, т. е. Сына Божия. Так как они пролили кровь пророков и кровь Христову, то и их кровь пролита по всей стране как прах, а тела их остались непогребенными, как помет на поверхности земли. Даже богачи их, собиравшие золото и серебро с великою неправдою, не могли освободиться от дня гнева Господня посредством богатств своих, ибо огонь ревности Господа, возгоревшийся против них, пожрал всю их область. И невелик был промежуток времени, ибо спустя только сорок два года после крестной смерти Господа, Иерусалим был окружен войском и с быстротою началось разграбление его, и не только его, но и всех обитателей Иудеи. А при конце, как мира, так и каждого человека будут мучиться те, которые продолжали оставаться людьми и умерли, как люди. И будут ходить они, как слепые, потому что они утратили свет добродетелей, и не будут иметь места для покаяния. И все это претерпят они, потому что согрешили против Господа. Действительно, если Господь [или: Господня] есть праведность, истина, святость и прочие добродетели, то каждый, кто поступил несправедливо, солгал или совершил блудодеяние и [другие] пороки, согрешил пред Господом. Но следующие затем слова: прольется кровь их, как прах, и тела их как помет быков, кажутся несообразными, если будем утверждать, что в воскресение мертвых и при конце мира, и во время суда будет проливаться кровь, и тела будут бросаемы, как помет. То же самое а относительно слов, обращенных к Ною: И кровь душ ваших Я взыщу от руки всех зверей и от руки человека, и от руки брата Я взыщу душу человека, который прольет кровь человека: кровь его будет пролита за кровь того (Быт. 9:5–6) [нужно сказать], что было бы смешно относить их ко времени воскресения, но не возможно применять их и к настоящей жизни. В самом деле, сколько людей пролило кровь, и однако кровь их не пролита? А другие убили человека ядом или чрез удушение. И хотя человек умер, однако кровь его не пролита? Каким же образом Бог в отмщение прольет кровь таковых, когда убийца не пролил крови? Итак, под кровью человека должно понимать жизненное начало, – τὸζωτιχὸν αἶτος, – которым он питается, держится и живет; если кто рассеет его или чрез соблазн, или чрез превратное учение, тот в день судный будет сам рассеян, т. е. будет принужден потерять то, что считал для себя источником жизни, В соответствие с кровью этого рода, нужно понимать и ту плоть, о которой Исайя говорит: Всякая плоть – трава (Ис. 40:6), и Господь в книге Бытия: Нe останется Дух Мой в людях с их, ибо они плоть суть (Быт. 6:3); а Апостол говорит о той и другой вместе: Плоть и кровь не могут овладеть царствием Божиим, и тление не наследует нетления Божия [или без слова: Божия] (1Кор. 15:50). Итак, в день конца, общего ли то, или частного, всякая пролитая кровь возопиет ко Господу и выступит на средину пред всеми, и деяния кровавые и земные будут брошены, как прах и помет, а золото и серебро не возмогут освободить богачей от дня гнева, ибо умирающий слышит слова: Безумный, в эту ночь отнимется душа твоя у тебя, и кому будет то, что ты приготовил (Лк. 12:20)? Это не то, чтобы мы отрицали спасение богатых от смерти чрез золото и серебро, Ибо искупление для души мужа – богатства его (Прит. 13:8), а то, что богатства не смогут освободить тогда, когда богатые будут вынуждены необходимости оставить их; так как земля и все земное будет истреблено ревностью Божьею. А под ревностью понимай также любящего Бога, ибо если бы Он не любил души человеческой, то никогда не ревновал бы о ней, и не мстил бы за грех жены [сей] подобно мужу, который, если не любит [жены], не гневается за прелюбодеяние ее. И внезапно сотворит все это Господь всем населяющим землю, – тем, которые почти предались во власть земли, а не были пришельцами и странниками на ней подобно праведному, который говорит: Пришелец я на земле и странник, как все отцы мои (Пс. 38:13), и снова в другом месте, не желая долее жить в хижине тела со слезным воплем заявляет об этом и словах: Горе мне, ибо странствование мое продолжено (Пс. 119:5). Ибо мы, находящиеся в пристанище сего тела, болезненно оплакиваем это: Несчастный я человек, кто освободит меня от сего тела смерти (Рим. 7:24)?

Толкование на пророка Софонию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И оскорблю человеки, и пойдут яко слепи, зане Господеви прегрешиша: и излиется кровь их яко персть, и плоти их яко лайна. И добро их и злато их не возможет изъяти их в день гнева Господня, и огнем рвения его поядена будет вся земля: зане скончание и тщание сотворит на вся живущыя на земли

Смысл прочитанных слов очень ясен и, как я думаю, не нуждается ни в каком слове для объяснения. Впрочем скажем кое-что. Он угрожает им чрезмерными бедствиями и помрачением ума, и сейчас же изъясняет причину этого, прибавляя: «зане Господеви прегрешиша». Он как бы так говорит: жестоко поступавшие против братьев, необузданно нечествовали и против самого Господа всяческих и оказались сопротивниками божественной славы. Поистине, верх нечестия и мерзости – лишать само Божество принадлежащих Ему почестей и как бы свергать Его с божественного престола, возводя на него тварь и образы бессловесных животных. Так, одни воздавали божеские почести телицам, другие – какой-то Астарте и Веелфегору, иные – луне и звездам. Посему угрожает наконец навести на них бедствия войны, «скончание и тщание». «Скончание» может указывать на всецелую погибель иудейской страны, и «тщание» означает как бы в скорости и немедленно предстоящее исполнение предвозвещенного. Слово «тщание» в Писании часто означает наступление смятения. Итак, ужасно грешить против братьев. Если же прегрешения у некоторых дошли до такой гнусности, что они оскорбили и самую неизреченную Природу, то уже никоим образом не избегнут божественного гнева. Посему достойны слез богоненавистные еретики, изощряющие свой язык против Сына Божия и говорящие, что Он есть тварь и меньше чем Отец. Как бы идола какого выдумывают они по собственному своему произволу и повелевают ему кланяться. Ведь если Сын по природе своей совсем не имел божеских свойств и сотворен, а между тем получает поклонение от нас и от святых ангелов, то не ясно ли, что мы служим твари, подобно тому, как и чада Эллинов, под образом солнца или другой какой твари выдумавшие идола посредством несвойственных человеку и суетных помыслов?

Толкование на пророка Софонию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 18 Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли.

    
И богатство не поможет богатым; потому что не получат за деньги избавления от бедствий, но, как огнем каким, истреблены будут Божиим гневом, который населяющих землю подвергнет внезапной гибели. Так угрожает им горестями.

Толкование на пророка Софонию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли

Пророк еще раз предвозвещает неизбежность и внезапность гибели Иудейского народа. «И богатство не поможет богатым; потому что не получат за деньги избавления от бедствий, но, как огнем каким, истреблены будут гневом Божиим, который населяющих землю подвергнет внезапной гибели. Так угрожает им горестями, а потом предлагает увещание прибегнуть к покаянию» (блаж. Феодорит, с. 46).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible