Сущий

Литература по теме

Су́щий (греч. ὁ ὤν) – имя Бога, указывающее на Его самобытность.

В крестчатом нимбе Господа Иисуса Христа на иконах принято писать имя ὁ ὤν (Сущий).

- Сущий
«Моисей преклоняет колени у горящего куста». Ян Лёйкен.

Использование имени Сущий в Библии и трудах восточных святых отцов

Имя «Сущий», согласно книге Исход, было открыто Моисею перед тем, как он отправился в Египет с особой, возложенной на него Богом миссией: вывести израильский народ из Египта. В ответ на вопросы Моисея: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?» (Исх.3:13), Господь ответил: «Я есмь Сущий... Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Ин.3:14).

В еврейском тексте Библии это имя представлено в форме: Яхве. Точное значение этого имени не установлено, даже огласовка составляющих его четырех согласных букв (см. Тетраграмматон) является гипотетической. Когда книги Ветхого Завета переводили на греческий язык (см. Септуагинта), это имя было переведено как ὁ ὤν – Сущий. Таким образом, «Сущий» является не буквальным, а толковательным переводом четырехбуквенного имени Бога, представленного в еврейском тексте. Такой перевод позволил более поздним грекоязычным толкователям понимать изречение «Я есмь Сущий» как указание на то, что Бог самобытен, что Он – единственный, кто существует в исключительном смысле этого слова: независимо ни от кого и ни от чего, в силу самого факта Своего существования.

Согласно свт. Григорию Богослову, в этом имени указывается «некое отличительное свойство Божества, а именно – что о Боге ничего иного нельзя знать, кроме того, что Он существует». Свт. Иоанн Златоуст считал, что из всех ветхозаветных имен Бога – Сущий является святым и страшным по преимуществу.

По свойству «самобытность» Бог принципиально отличен от всех Своих творений в том, в частности, отношении, что они имеют первопричину своего бытия не в себе, а «вовне» – в Божественном волеизъявлении, в Божественном творческом действии, – и их бытие зависит от воли Божией, а также от естественных законов, всевозможных факторов, условий и обстоятельств. Бог же существует Сам по Себе, не завися ни от кого и ни от чего ни по причине Своего бытия, ни по Своему бытию.

Цитаты о сущем

«И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (Исх.3:13-14).
Святые Отцы и учители Церкви преимущественно обращали внимание на это последнее место и замечали, что имя Сущий есть приличнейшее имя Божие:
а) потому что Бог в Себе самом заключает всецелое бытие, как бы некоторое беспредельное и безграничное море сущности;
б) потому что Бог существует от самого Себя и через Себя, а все прочие существа получили бытие свое от Него;
в) потому что Бог существует так, что сравнительно с Ним все прочие существа как бы не существуют».
митрополит Макарий (Булгаков)

«Из Божественного Откровения мы постигаем, что Бог есть “Сущий”. Это означает, что только Бог существует самым полным и совершенным образом. Бог есть Сущий, или Тот, Кто есть; так Сам Бог назвал Себя Моисею (Исх.3:14). По древнееврейски это Имя Божие есть Ягве. В Имени Божием содержатся все основные свойства Божии. Называя Себя Сущим, Бог тем самым указывает нам, что Он есть Бог являемый и познаваемый, что Он есть Свет и Жизнь».
епископ Александр Семенов-Тянь-Шанский

Комментировать

Загрузка формы комментариев...