Сын Божий

***

Сын Бо́жий – Логос (от греч. λόγος (логос) – слово, мысль), Бог Сын, Слово Божие, вторая Ипо­стась Святой Троицы.

Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы, Сын Божий обла­дает всеми Боже­ствен­ными свой­ствами. Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы, Сын Божий рав­но­че­стен в Своем Боже­ствен­ном досто­ин­стве Отцу и Свя­тому Духу.

Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы Сын Божий еди­но­су­щен с Ними, обла­дает единой Боже­ствен­ной сущ­но­стью (при­ро­дой) со Отцом и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипо­ста­сям) Святой Троицы Сыну Божьему воз­да­ется единое и нераз­дель­ное покло­не­ние, то есть покло­ня­ясь Ему, хри­сти­ане покло­ня­ются вместе с Ним Отцу и Свя­тому Духу, имея в виду Их общее Боже­ство, единую Боже­ствен­ную сущ­ность.

От двух Других Лиц Святой Троицы Сына Божьего отли­чает лич­ност­ное (ипо­стас­ное) свой­ство. Оно заклю­ча­ется в том, что Бог Сын рож­да­ется Богом-Отцом. Он рож­да­ется из Боже­ствен­ного суще­ства (есте­ства) Отца, а не из ничего или другим обра­зом. Он рож­да­ется не так, чтобы от суще­ства Отца что-либо отде­ли­лось или Отец чего-либо лишался. Рож­де­ние Сына Божия есть рож­де­ние нераз­луч­ное, Сын родился от Отца, но не отде­лился от Него. Рож­де­ние Сына Божия есть рож­де­ние вечное, оно нико­гда не начи­на­лось и нико­гда не окан­чи­ва­лось.

Рож­де­ние Сына Божия Отцом есть вечное и нераз­луч­ное рож­де­ние Боже­ствен­ного Слова Боже­ствен­ным Умом. «Нет и не будет слова, кото­рое выше этого Слова. Оно не лишено Ума или Жизни, но обла­дает Умом и Жизнью, поскольку имеет рож­да­ю­щий Его Ум, суще­ству­ю­щий сущ­ност­ным обра­зом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, суще­ству­ю­щую сущ­ност­ным обра­зом и сосу­ще­ству­ю­щую с Ним», – гово­рит св. Максим Испо­вед­ник. «Свет Отца, Слово Вели­кого Ума, пре­вос­хо­дя­щее всякое слово, Высший Свет высо­чай­шего Света, Еди­но­род­ный Сын, Сия­ю­щий вместе с Вели­ким Духом, Добрый Царь, Пра­ви­тель мира, Пода­тель жизни, Созда­тель всего, что есть и будет. Тобою все живет», – вос­пе­вает Боже­ствен­ное Слово св. Гри­го­рий Бого­слов.

Для того, чтобы понять как Боже­ствен­ный Ум рож­дает Боже­ствен­ное Слово святые отцы ука­зы­вали на ум и мысль (внут­рен­нее слово) чело­века, явля­ю­ще­гося Обра­зом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непро­из­не­сен­ное слово мы обык­но­венно назы­ваем мыслью) – образ Сына; дух – образ Свя­того Духа, – учит свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – Как в Троице-Боге три Лица нес­литно и нераз­дельно состав­ляют одно Боже­ствен­ное Суще­ство, так в троице-чело­веке три лица состав­ляют одно суще­ство, не сме­ши­ва­ясь между собой, не сли­ва­ясь в одно лицо, не раз­де­ля­ясь на три суще­ства. Ум наш родил и не пере­стает рож­дать мысль, мысль, родив­шись, не пере­стает снова рож­даться и вместе с тем пере­бы­вает рож­ден­ной, сокро­вен­ной в уме. Ум без мысли суще­ство­вать не может, и мысль – без ума. Начало одного непре­менно есть и начало другой; суще­ство­ва­ние ума есть непре­менно и суще­ство­ва­ние мысли».

Бог Отец сотво­рил мир Словом Своим во Святом Духе. Он «Словом рас­сеял тьму, Словом про­из­вел свет, осно­вал землю, рас­пре­де­лил звезды, разлил воздух, уста­но­вил гра­ницы моря, про­тя­нул реки, оду­ше­вил живот­ных, сотво­рил чело­века по Своему подо­бию, привел все в поря­док», – гово­рит св. Гри­го­рий Бого­слов. На Пред­веч­ном Совете Святой Троицы при­нято реше­ние о вопло­ще­нии Слова Божьего, пред­на­чер­тано при­ня­тие Им чело­ве­че­ского есте­ства. «И Слово стало плотию, и оби­тало с нами, полное бла­го­дати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Еди­но­род­ного от Отца», – гово­рит Иоанн Бого­слов (Ин.1:14).

В Вопло­тив­шемся Божьем Слове – Бого­че­ло­веке Иисусе Христе, Кото­рый есть Бог и Слово Отца, по сущ­но­сти оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно (Кол.2:9). Приняв чело­ве­че­скую при­роду, Боже­ствен­ное Слово соеди­нило твар­ное и Нетвар­ное есте­ство, открыв уве­ро­вав­шему в Него чело­веку путь к обо­же­нию.

***

Уяс­не­нию смысла имени «Слово Божье» могут спо­соб­ство­вать сле­ду­ю­щие ана­ло­гии:

  • чело­ве­че­ский ум рож­дает мысль-слово и Бог-Отец рож­дает Бога-Слово.
  • мысль отоб­ра­жает совер­шен­ства поро­див­шего её ума, и Бог-Слово есть Его: «образ Бога неви­ди­мого» (Кол.1:15), «сияние славы и образ ипо­стаси Его» (Евр. 1:3).
  • чело­ве­че­ское слово бывает при­чи­ной начала твор­че­ских дей­ствий, и мир сотво­рен через Слово Отца (Ин.1:3; Евр.1:2).
  • мысль, рож­да­ясь и фор­ми­ру­ясь, обра­ща­ется в уме, и Сын пре­бы­вает в Отце: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11).
  • чело­ве­че­ская мысль-слово рож­да­ется умом бес­страстно (без соития, в резуль­тате кото­рого зачи­на­ется и рож­да­ется сам чело­век), и Сын Божий бес­страстно рождён от Отца: «из чрева прежде ден­ницы подобно росе рож­де­ние Твое» (Пс.109:3).

***

Личное свой­ство Бога Сына

Олег Давы­ден­ков (Догм. Бого­сло­вие. Курс лекций)

Такие же твер­дые осно­ва­ния в св. Писа­нии имеет учение Пра­во­слав­ной Церкви и о личном свой­стве Бога Сына. Ибо Oн весьма часто назы­ва­ется здесь:

а) Сыном Бога Отца, напри­мер: Отец любит Сына, и вся пока­зует ему, яже сам творит.., якоже бо Отец вос­кре­шает мерт­выя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит (Ин.5:20, 21; Ин.14:13, 17:1; Мф.11:27);

б) Сыном еди­но­род­ным: тако воз­люби Бог мир, яко и Сына своего еди­но­род­ного дал да всяк веруяй в онь не погиб­нет, но имать живот вечный Ин.3:16, 18, 1:14), и притом –

в) таким, кото­рый пре­бы­вает в самом лоне Отца: Бога ник­тоже виде нигдеже:е еди­но­род­ный Сын, сый в лоне Отчи, той испо­веда (Ин.1:18):

г) Сыном истин­ным: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истин­ного и да будем во истин­нем Сыне его Иисусе Христе (1Ин.5:20);

д) Сыном соб­ствен­ным: иже Сына своего (idion) не пощаде, но за нас всех предал есть его: како убо не и с ним вся нам дар­ствует (Рим.8:32)?

Излишне было бы дока­зы­вать, что как в этих, так и во всех других местах Писа­ния Гос­подь Иисус назы­ва­ется Сыном Божиим в под­лин­ном смысле, а не каком-либо пере­нос­ном, когда мы уже знаем, что свящ. книги при­пи­сы­вают Ему и Боже­ское есте­ство, и Боже­ские свой­ства и еди­но­су­щие со Отцем и Духом. Защи­щая это учение о личном свой­стве Бога Сына от разных пере­тол­ко­ва­ний ере­ти­ков, древ­ние пас­тыри Церкви ста­ра­лись рас­кры­вать сле­ду­ю­щие мысли:

«Бога не видел никто нико­гда; Еди­но­род­ный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин.1:18) «Так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего еди­но­род­ного…» (Ин.3:16) В Кол.1:15 ска­зано, что Сын есть «образ Бога неви­ди­мого, рож­ден­ный прежде всякой твари».

Пролог Еван­ге­лия от Иоанна: «Слово было у Бога». В гре­че­ском тексте стоит «у Бога» – «pros ton Theon». В.Н. Лос­ский пишет: «Это выра­же­ние ука­зы­вает на дви­же­ние, на дина­ми­че­скую бли­зость, можно было бы пере­ве­сти скорее «к», чем «у». «Слово было к Богу», т. е. таким обра­зом «прос» содер­жит в себе идею отно­ше­ния, и это отно­ше­ние между Отцом и Сыном есть пред­веч­ное рож­де­ние, так само Еван­ге­лие вводит нас в жизнь Боже­ствен­ных Лиц Пре­свя­той Троицы».

Сын рож­да­ется из суще­ства или есте­ства Отца, а не из ничего или каким другим обра­зом

Сын рож­да­ется из суще­ства или есте­ства Отча, а не оти­нуды, не из ничего. Это – а) сле­дует из самого поня­тия о рож­де­нии: «рож­де­ние в том и состоит, что из сущ­но­сти рож­да­ю­щего про­из­во­дится рож­да­е­мое, подоб­ное по сущ­но­сти, точно так, как при тво­ре­нии и сози­да­нии, наобо­рот, тво­ри­мое и сози­да­е­мое про­ис­хо­дит отвне, а не из сущ­но­сти тво­ря­щего и сози­да­ю­щего» (Иоанн Дамаск. Точное Изло­же­ние прав. веры кн. 1, гд. 8; Athanas. de decret, Synod. Nicen. n. 6); и – б) под­твер­жда­ется ясными сло­вами Писа­ния: из чрева прежде ден­ницы родих тя (Пс.109:3). «Если – из чрева: то спра­ши­ва­ется, ужели можно верить, что Сын рожден из ничего»? (Hilar. dc Trinit. lib. VI).
«Это не значит, что Бог имеет чрево; но поелику истин­ные, а не ложные порож­де­ния, обык­но­венно, раж­да­ются из чрева роди­те­лей; то Бог наиме­но­вал Себя в рож­де­нии име­ю­щим чрево, к посрам­ле­нию нече­сти­вых, чтобы они, хотя помыс­лив о соб­ствен­ной своей при­роде, познали, что Сын есть истин­ный плод Отца, как исхо­дя­щий из Его чрева».
Васи­лий вел. прот. Евном. кн. VII.

Хотя Сын рож­да­ется из самого суще­ства Отца, но не так, чтобы от суще­ства Отца что либо при этом отде­ля­лось или Отец чего либо лишался

Впро­чем, хотя Сын рож­да­ется из самого суще­ства Отца, но не так, чтобы от суще­ства Отца что-либо при этом отде­ля­лось, или чтобы и Отец чего-либо лишался, или Сын имел какой-либо недо­ста­ток: нет, – «нераз­де­ли­мый Бог без­раз­дельно родил Сына», «родил Пре­муд­рость, но Сам не остался без пре­муд­ро­сти; родил Силу, но не изне­мог; родил Бога, но сам не лишился боже­ства, и ничего не поте­рял, не ума­лился, не изме­нился: равно и Рож­ден­ный не имеет ника­кого недо­статка. Совер­шен Родив­ший, совер­шенно Рож­ден­ное. Родив­ший Бог, Бог и Рож­ден­ный» (Кирилл Иеру­са­лим­ский. Огла­си­тель­ные поуче­ния XI, п. 18). Или, если ука­зать на близ­кое подо­бие: Сын родился от Отца, как свет от света.

Рож­де­ние Сына Божия есть рож­де­ние вечное и, сле­до­ва­тельно, нико­гда не начи­на­лось и нико­гда не окан­чи­ва­лось

Рож­де­ние Сына Бoжия есть рож­де­ние вечное, и сле­до­ва­тельно, нико­гда не начи­на­лось, нико­гда и не окан­чи­ва­лось. Потому-то сам Бог Отец гово­рит Сыну в одном месте: прежде ден­ницы родих тя (Пс.109:3), т. е. родил прежде всех веков, без­на­чально, а в другом: аз днесь родих тя (Пс.2:7), т. е. родил только теперь, или рождаю вечно. Потому же и в других местах Писа­ния упо­треб­ля­ется без­раз­лично – и то, что Бог изрек Слово, кото­рое есть Сын, и то, что Бог изре­кает Слово, или иначе, что Сын родился от Отца, и что Сын рож­да­ется от Отца. Впро­чем, чтобы это, непо­сти­жи­мое для нас, вечное рож­де­ние Сына выра­жать ближе к нашим обык­но­вен­ным поня­тиям, гораздо лучше гово­рить, что Сын родился от Отца пред­вечно, нежели, – что Сын вечно рож­да­ется: ибо что рож­да­ется, то еще не роди­лось, а Сын рожден.

Сын родился от Отца, но не отде­лился от Него, т. е. родился нераз­лучно

Нако­нец, должно пом­нить, что Сын родился от Отца, но не отде­лился от Него, или что тоже, родился нераз­лучно. Потому и назы­ва­ется сущим в лоне Отчем (Ин.1:18), во Отце пре­бы­ва­ю­щим (Ин.10:38). «Как огонь и про­ис­хо­дя­щий от него свет, – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, – суще­ствуют вместе; не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет всегда рож­да­ется от огня, и всегда в нем пре­бы­вает и отнюдь от него не отде­ля­ется: так рож­да­ется и Сын от Отца, никак не отде­ля­ясь от Него, но всегда суще­ствуя в Нем. Только свет, кото­рый рож­да­ется от огня, не отде­ля­ясь от него, и кото­рый всегда в нем пре­бы­вает, не имеет соб­ствен­ной само­сто­я­тель­но­сти без огня (потому что свет есте­ствен­ное каче­ство огня); напро­тив, еди­но­род­ный Сын Божий, неот­дельно и нераз­лучно от Отца рож­ден­ный и всегда в Нем пре­бы­ва­ю­щий, имеет свою Ипо­стась, отлич­ную от Ипо­стаси отчей» (Иоанн. Дамаск, кн. 1, гл. 8, стр. 20–21; снес. гл. 13, стр. 46).
митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие

***

См. СЛОВО БОЖИЕ, БОГО­ВО­ПЛО­ЩЕ­НИЕ, БОГО­ЧЕ­ЛО­ВЕК, ХРИ­СТО­ЛО­ГИЯ, БЛА­ГО­ДАТЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки