Облаче́ние престола и богослужебные облаче́ния духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Типикон строго не оговаривает цвет облачения; единственное исключение – указание переоблачаться в белый цвет в Великую Субботу («извлачаются иерее и диакони от одежд, и облачаются в белыя»).
Еще в XIX веке не было устойчивой практики облачений, да и менять цвет облачений в зависимости от праздника могли позволить себе архиереи, также священники крупных соборов и монастырей. Известно, что свят. Филарет (Дроздов) в вопросе цвета облачений придерживался практики, которая существенно отличалась от современной. В частности, на Богородичные праздники и на Пасху он служил в белых облачениях. Кроме того, он имел традицию совмещать на одном богослужении облачения разного цвета (например, в Чудовом монастыре в Неделю Крестополклонную 1857 г. святитель Филарет служил в зеленом саккосе, голубых епитрахили, поручах, палице и омофоре и в фиолетовой митре).
Современная широко распространенная практика сформировалась только во 2-й половине XX века благодаря двум обстоятельствам:
1) появилась техническая возможность изготавливать облачения разного цвета в большом количестве;
2) В IV томе «Настольной книги священнослужителя», которая выходила в 1970-1980-е гг. и стала основным пособием для священнослужителей, была расписана и обоснована современная практика.
Современная практика использования облачений определённого цвета в зависимости от праздника
В полиелейные праздники пророков, апостолов и святителей – золотой или желтый всех оттенков. Этот же цвет является цветом облачения по умолчанию, то есть употребляется, когда совершается богослужение славословное или вседневное и нет периода предпразднства или попразднства какого-либо праздника
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой.
В праздник Воздвижения Креста, его попразднство и в праздник Происхождения Честных Древ Креста 14 (1) августа – фиолетовый. Этот же цвет используется в 1-ю субботу и во все воскресенья Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим), также в Великий Четверг.
В праздники Пятидесятницы и ее попразднство, на Вход Господень в Иерусалим и в полиелейные праздники преподобных и юродивых – зеленый.
В седмичные дни Великого поста служат в черных облачениях (кроме случая, если случится праздник с полиелеем в постный день).
Белый цвет употребляется в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня (и в их попразднства).
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях (из-за того, что в Византии в Великую субботу совершали крещение оглашенных), но основной пасхальный цвет – красный. Красный цвет облачений принят в течение всего периода от Пасхи до Отдания Пасхи, а также в дни памяти мучеников.
В «Настольной книге священнослужителя» дается попытка идейно обосновать употребление каждого цвета облачений в определенные дни церковного года. Нужно помнить, что такие богословские построения являются искусственными, на самом деле это употребление облачений определенного цвета (приведенная выше традиция) – всего лишь практика, которая не обязана быть повсеместной. И уж тем более некорректно использовать принятую сейчас практику для разного рода «доказательств» (например, встречаются рассуждения, будто употребление голубых облачений на праздник Сретения Господня является аргументом в пользу Богородичного статуса данного праздника).
Литература по теме
- Облачение Православный энциклопедический словарь
- Богослужебные цвета свящ. Константин Слепинин
- Облачения духовенства Вячеслав Пономарев
- Цвета богослужебных облачений в практике святителя Филарета Московского А.Г. Фирсов
- Таблица: Цвета облачений и пояснения к ним
- Фотоальбом: «Облачение священнослужителей» свящ. К. Пархоменко
Комментировать