Array ( [_gcl_au] => 1.1.1167742548.1710862673 [_ym_uid] => 1710862674735846045 [_ym_d] => 1710862674 [_ym_isad] => 1 [_ym_visorc] => b [_ym_hostIndex] => 0-3,1-0 [GbkdSLvIrQXTE] => Dnb@I]JlwLt9o [pQFOfvJwrdzZS] => r4H_P.Z [OIGuVFe] => DSQ3buG_oPk [rmcookie] => S:0ZGAwvk_BgBtuI6XKSQ8JOli-fmMIpfY80JkhMjhyX5NF21gfue1w6xc7TEQYILRVNxftoDQa-6pt9YHBOeXeAVTnkDC-EGTN6eQC-qO1dRwhxG5pkLcwDQGJP8ybGXNkeq-MagZF5zlCcCDp2w8qLdT_S5vIjkckKnh2izdSIMunAppegLq-f1CRFXCt8_U83s-XOuAQs40T85-lcpogjkngCIUUhmkP4M-7RlGfTMuQc3mhFzPMgLpj3Dr43It4UQQ-6jOhJtlXH8svLd7BEV5x1WmbvmFz0Wn7nvHk2NgUqD9eloEKlJE1hE7IN40CqEN8_x7lrrEKFfRcZWz3-H23Z5jWECDaOLiTmZJeq0DRpO6YvRYLa71KQFD0plismPtH8j547hxzgggn4kzdNx7MAOOxM0yYXhsCCQHxQ0p3Upp2hSFD5cUFYXbcz7rifyp5tZVveVgOLEhExJeRWORq1VTVln2u7GOkXsRt2kWqUof1HQvyrjqheX2yhdERjILbwz5FMMbblXzYLO4sL_e1Q7BrMPnEhi2_eXxXFHgz_woY5QyYeo6wLJJf4x10f28FF70TZrSCfG2NjeGt1eVecMqMOrkegLgig_l0IxOoGHvw_Jzjg35xhuMfOKr9qPAJyd8b_TjJBzA-AEU [otrid] => S:gsNCgXYj177sQtcwgUYIhRfyNNYNBVFBCa44-G_SKjHxY-EEeodLKijY6sxMgC51_BIystVg1rGlBhnyZ62OmV4Rv1VO7XVhehUFv8izdJCMI-IFrWSQ0fvxIUsrNdeTMDLIKiPvs_I_Bmab--PtZK3b9Gj3DFotDcRf6X2mh3vnV7xFSwBWryo1q1ay610vWw1aJsSxpoRc6JBsrLlWoqcXRWI6ve_0bw4= [DeRikUAuaxN] => @52z0rnQ*Oh7o]3 [PYvBfeGSUVaqEZl] => ki7RsgAOM1SZN [miKnqAlO_ag] => 7.NYu0[vO@DA [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [av_from_search] => yandex [av_csrf] => rRGIFdGv-lVJLxuR )

Лихоимание, лихоимство

Литература по теме

Лихои́мство, лихоима́ние

1) чрезмерная алчность к приобретению материальных благ за счёт обирания людей;
2) деяние, соответствующее этой форме алчности;

3) греховная «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник); разновидность страсти сребролюбия.

***

Слово πλεονεξία (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство (1Кор.6:10), корыстолюбие (Рим.1:29) и любостяжание (Кол.3:5). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом».

***

cв. Тихон Задонский

Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает: и так тем самым как заповеди Божии, так и Бога заповедавшего отвергается. Потому и апостол называет лихоимство идолослужением (Кол.3:5), и лихоимца идолослужителем (Еф.5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно, ради страсти отвергаться Живого и Бессмертного Бога, от Которого жизнь и все блаженство наше зависит!

Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают. И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – учит апостол (Иак.4:4). Враг человеческий, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно. Слушай, что через пророка Бог говорит: и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», – и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконик в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив будет, и не умрет (Иез.33:14-15). Смотри, что похищенное должен возвратить. А если похититель впадет в такую скудость, что совсем не будет иметь, чем возвратить похищенное, но, придя в чувство, захочет каяться, и все, что бы ни было, пожелает отдать, – в таком случае милосердным Богом желание вместо истинного возвращения принимается. Иначе это не истинное покаяние, а притворное и ложное, и не иное что, как прельщение и умягчение грызущей совести. Чем более кто лихоимствует и похищает, тем более беззакония и погибели себе собирает. По жестокости твоей и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его, – говорит апостол (Рим.2:5-6)… Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним (Пс.49:21, 17-18).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka