Азарт

***

Аза́рт – 1) задор, свя­зан­ный с жела­нием добиться в чём-либо успеха и/или c пред­вос­хи­ще­нием успеха; 2) пыл, раж, силь­ное воз­буж­де­ние, исступ­ле­ние, запаль­чи­вость, страсть в осу­ществ­ле­нии какого-либо наме­ре­ния.

***

Любой ли азарт — грех?

Доста­точно часто охва­ты­ва­ю­щий чело­века азарт обна­ру­жи­вает ту или иную гнез­дя­щу­юся в нём гре­хов­ную страсть, напри­мер: азарт, охва­ты­ва­ю­щий игро­мана во время игры на деньги; азарт, охва­ты­ва­ю­щий зако­ре­не­лого лжеца при стрем­ле­нии обма­нуть и пере­хит­рить своих ближ­них ради дости­же­ния дурных целей. Такую форму азарта можно назвать гре­хов­ной.

Другое дело, когда под азар­том под­ра­зу­ме­ва­ется задор, име­ю­щий в осно­ва­нии благие при­чины и цели, либо, по край­ней мере, не обу­слов­лен­ный дур­ными при­чи­нами и целями.

Скажем, группа энту­зи­а­стов, дви­жи­мых бла­го­че­сти­выми побуж­де­ни­ями, реши­лась отре­мон­ти­ро­вать в тече­нии лета кровлю дере­вен­ского храма. Взяли бла­го­сло­ве­ние у насто­я­теля, раз­ра­бо­тали и утвер­дили план ремонт­ных работ, под­го­то­вили необ­хо­ди­мые инстру­менты и мате­ри­алы. Рабо­тали дружно, не только с молит­вой, но и с задо­ром, с искрен­ним жела­нием успеш­ного завер­ше­ния починки кровли, с опти­ми­сти­че­ским настроем. В конце концов задача была решена. Что здесь гре­хов­ного?

Другие при­меры. Архео­лог, в поис­ках исто­ри­че­ской правды, рабо­тает на рас­копе; при этом он увле­чен своей рабо­той и испы­ты­вает пред­вос­хи­ще­ние успеха. Бедняк, соби­ра­ю­щий грибы, рыбак на рыбалке, испы­ты­ва­ю­щие жела­ние добыть себе про­пи­та­ние. Школь­ники, участ­ву­ю­щие, по замыслу педа­гога, в учеб­ных состя­за­ниях, поло­жим, в учеб­ном дис­путе. Подоб­ного рода формы азарта, как нам пред­став­ля­ется, не сле­дует трак­то­вать апри­ори как гре­хов­ные.

Об опас­но­сти гре­хов­ного азарта

Азарт­ные игры:

  • экс­плу­а­ти­руют чело­ве­че­ские стра­сти (среб­ро­лю­бие, алч­ность, тще­сла­вие);
  • вызы­вают зави­си­мость, зака­ба­ляют чело­века (выиг­ран­ные деньги ста­но­вятся лишь сред­ством для новой игры);
  • при­во­дят к разо­ре­нию, рас­паду семей;
  • тол­кают к обману или пре­ступ­ле­нию ради полу­че­ния денег в долг;
  • вызы­вают непри­язнь и зависть к выиг­рав­шему;
  • уби­вают время, данное нам для под­го­товки к веч­но­сти;
  • служат гре­хов­ным соблаз­ном, вовле­кая новых членов (Мф.18:6);
  • тесно свя­заны с суе­ве­ри­ями и фата­лиз­мом, засло­ня­ю­щими собой Бога;
  • лишают чело­века внут­рен­него мира, вызы­вают агрес­сию;
  • при­во­дят даже к само­убий­ствам.

Все эти след­ствия азарт­ных игр отно­сятся не только к про­иг­рав­шей сто­роне. Далеко не еди­ничны случаи (их легко можно найти в Сети) когда джек­пот при­но­сил лишь беды. Вот совет тем, кто выиг­рал, с одного из сайтов: Огром­ный неожи­дан­ный выиг­рыш — это серьёз­ное испы­та­ние для пси­хики чело­века. Ему при­дётся отби­ваться от все­воз­мож­ных род­ствен­ни­ков, про­си­те­лей, зна­ко­мых, друзей и просто жела­ю­щих полу­чить свою долю пирога… Может быть, даже на какой-то период вре­мени нужно будет как-то лечь на дно, исчез­нуть, чтобы люди его не заму­чили прось­бами, теле­фон­ными звон­ками и так далее. Хоро­ший совет – пря­тать не только деньги, но и самому пря­таться даже от родных и друзей, чтобы не при­шлось с ними делиться.

Епи­скоп Алек­сий (Шпаков): «Азарт – вещь опас­ная, он захва­ты­вает. Считаю, что на этом сатана тоже хорошо играет, потому что это послед­ствия гор­дыни и тще­сла­вия: «А я вот могу, а я вот сейчас докажу…» Это непра­вильно. Потому, конечно, нужен кон­троль. Необ­хо­димо жить по воле Божией. Тогда не надо ничем рис­ко­вать».

Свя­щен­ник Павел Гуме­ров: «Ныне полу­чил очень боль­шое рас­про­стра­не­ние еще один порок, порож­ден­ный среб­ро­лю­бием, – игро­ма­ния. Люди про­иг­ры­вают в казино, в игро­вых авто­ма­тах подчас все свое иму­ще­ство, дохо­дят до разо­ре­ния, иногда до само­убий­ства. Игро­ком движут две стра­сти: алч­ность и азарт, жажда риска, острых ощу­ще­ний. И вторая, как пра­вило, берет верх: чело­век не может вовремя оста­но­виться и попа­дает в полную зави­си­мость от неё. Совер­шенно точно уста­нов­лено, что игро­ма­ния, при­стра­стие к азарт­ным играм явля­ется такой же зави­си­мо­стью, как нар­ко­ма­ния и алко­го­лизм, и очень трудно под­да­ется лече­нию».

Цер­ков­ные каноны об азарт­ных играх

«Епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, игре и пиян­ству пре­дан­ный, или да пре­ста­нет, или да будет извер­жен. Ипо­ди­а­кон, или чтец, или певец, подоб­ное тво­ря­щий, или да пре­ста­нет, или да будет отлу­чен. Такожде и миряне» (42 и 43 Пра­вила Святых Апо­сто­лов).

«Никто из мирян и кли­ри­ков впредь да не пре­да­ется предо­су­ди­тель­ной игре. Аще же кто усмот­рен будет тво­ря­щим сие, то клирик да будет извер­жен из клира, а миря­нин да будет отлу­чен от обще­ния цер­ков­ного» (50‑е Пра­вило VI Все­лен­ского Собора).

В чём грех тех, кто не играет, но держит заве­де­ния для азарт­ных игр?

Игор­ные заве­де­ния экс­плу­а­ти­руют и воз­гре­вают гре­хов­ные стра­сти чело­века, прежде всего, среб­ро­лю­бие и тще­сла­вие. Да, чело­век при­хо­дит в эти места (или садится за экран) по соб­ствен­ной воле, но его при­вле­кают туда рекла­мой и создают все усло­вия (бес­плат­ный алко­голь, отсут­ствие часов, про­граммы лояль­но­сти)  для того, чтобы он впу­стую рас­тра­тил деньги, а не исполь­зо­вал их во благо. Деньги — это лишь сред­ство, но сред­ство, кото­рое точно опре­де­ляет меру нашей любви к Богу и ближ­нему. Ана­ло­гично и время, его можно про­ве­сти с поль­зой или рас­тра­тить впу­стую.

Орга­ни­за­цию азарт­ных игр можно назвать формой мошен­ни­че­ства. 

Мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев): «Содер­жа­тель игор­ного заве­де­ния – это чело­век, кото­рый созна­тельно нару­шает запо­веди Божии. Я не думаю, что все подряд должны быть отлу­чены от При­ча­стия, но я думаю, что если такой чело­век придет на испо­ведь перед при­ча­стием, то ему будет ска­зано, что он должен отка­заться от своей про­фес­сии, от своего биз­неса, потому что он не ведет его ко спа­се­нию, а он вредит его душе и он вредит душам многих других людей».

Глу­боко заблуж­да­ются те, кто счи­тают воз­мож­ным “отку­питься от Бога”, жерт­вуя часть полу­ча­е­мых от пре­ступ­ного про­мысла денег на цер­ковь. Можно вспом­нить, что Хри­стос выгнал тор­гов­цев из храма, хотя они на храм рабо­тали и храму помо­гали мате­ри­ально, но обма­ном нажи­ва­лись на жерт­во­ва­те­лях. Хоро­шей иллю­стра­цией также может слу­жить исто­рия про Мило­сти­вого блуд­ника.

***

Вла­дыка, хочу попро­сить Вас сего­дня пого­во­рить об азарт­ных играх и отно­ше­нии Церкви к этому явле­нию. Вот нас спра­ши­вает Анто­нина из Сара­това: «Грешно ли играть в карты? Я люблю со своими вну­ча­тами так про­ве­сти сво­бод­ное время…»

Я думаю, что в карты играть грешно. Не слу­чайно Цер­ковь на про­тя­же­нии веков боро­лась с азарт­ными играми и запре­щала, в част­но­сти, кар­точ­ные игры. В Рос­сий­ской импе­рии карты появи­лись только после реформы Петра Пер­вого.

Ну а если люди просто таким обра­зом отды­хают? Вот нас спра­ши­вает чело­век: «Когда рабо­тать устал, я на работе откры­ваю на ком­пью­тере пасьянс и играю. Нужно ли в этом испо­ве­до­ваться и как именно?».

Я думаю, что в этом стоит испо­ве­до­ваться, потому что это не самый лучший способ отдыха. Лучше, мне кажется, если устал, почи­тать книгу или выйти на улицу поды­шать свежим воз­ду­хом. Но, ком­пью­тер­ные игры сами по себе очень опасны. Потому что, они создают иллю­зию заня­то­сти. Вот чело­век едет в машине, ему нечем заняться, он – если не за рулем, конечно, — откры­вает ноут­бук, начи­нает рас­кла­ды­вать пасьянс. Или какие-то другие ком­пью­тер­ные игры. Он забы­вает при этом о каких-то важных делах, о звон­ках, кото­рые он должен был сде­лать. О, может быть, каких-то вещах, кото­рые он мог бы про­чи­тать в это время. И в итоге, он просто тратит время. А азарт­ные игры при­учают чело­века к духовно опас­ному состо­я­нию, кото­рое, соб­ственно, и назы­ва­ется словом “азарт”. Но азарт, он может быть здо­ро­вым — когда, напри­мер, люди зани­ма­ются спор­том, во время физи­че­ского труда. Напри­мер, колют двора. И тут может появиться некий азарт, некое увле­че­ние, но оно здесь при­но­сит пользу, хотя бы потому, что чело­век как-то физи­че­ски раз­ви­ва­ется. А ведь азарт­ные игры никак не раз­ви­вают чело­века. Они ника­кой пользы не при­но­сят. А вред они при­но­сят.

Полу­ча­ется, что вред от азарт­ных игр не напря­мую связан с тем, что эта игра ведется на деньги, да?

Но и в этом смысле, конечно, тоже они при­но­сят вред. Потому что, если это игра на деньги, то это как бы двой­ной вред. С одной сто­роны, эта игра сама по себе гре­ховна. А, с другой сто­роны, это нечест­ный способ зара­бо­тать деньги и, по сути дела, это обман дру­гого чело­века. И ведь мы знаем из жизни многих людей, в том числе и вели­ких людей, кото­рые стра­дали стра­стью к кар­тёж­ни­че­ству и к азарт­ным играм, как дорого это обхо­ди­лось им и их семьям. Доста­точно вспом­нить Досто­ев­ского, кото­рый про­иг­ры­вал в карты и ока­зы­вался в тяже­лом мате­ри­аль­ном поло­же­нии. И, кстати, в его романе «Игрок», кото­рый в неко­то­ром смысле явля­ется авто­био­гра­фи­че­ским рома­ном, очень сильно пока­зана пагуб­ность этой стра­сти.

Вот смот­рите, Вла­дыка, в вос­по­ми­на­ниях девят­на­дца­того века часто опи­сы­ва­ются неко­то­рые свет­ские собы­тия, какие-то сбо­рища, празд­ники, в кото­рых при­ни­мали уча­стие, в том числе и иерархи церкви. И они сади­лись за стол с дво­ря­нами и играли с ними в вист или в пре­фе­ранс. Полу­ча­ется, что они шли против Церкви таким обра­зом?

Полу­ча­ется, что они шли против цер­ков­ной тра­ди­ции. Но, к сожа­ле­нию, иногда и цер­ков­ные иерархи сле­до­вали свет­ской моде. Я думаю, что под­ра­жать им в этом совер­шенно не сле­дует.

Наша зри­тель­ница Анна из Москвы пишет: «В житии свя­ти­теля Нико­лая есть эпи­зоды, кото­рые его пред­став­ляют очень азарт­ным, увле­ка­ю­щимся чело­ве­ком. В част­но­сти, извест­ный момент, когда он ударил ере­тика Ария. Полу­ча­ется, что это был свое­об­раз­ный азарт во спа­се­ние души?».

Вы знаете, что такое азарт и что такое эмо­ци­о­наль­ность? Надо, может быть, эти поня­тия про­яс­нить. Потому что, есть люди по натуре своей очень спо­кой­ные. Есть люди по натуре вспыль­чи­вые и эмо­ци­о­наль­ные. И в том числе, когда чело­век, напри­мер, защи­щает свою веру, он иной раз может быть очень эмо­ци­о­наль­ным. И иной раз он может дока­зы­вать истину с неким азар­том. Я не думаю, что сами по себе эти явле­ния гре­ховны. Здесь очень важно, конечно, чтобы чело­век не пере­сту­пал опре­де­лен­ную черту. Чтобы, напри­мер, азарт в защите истины не пре­вра­щался в агрес­сив­ность по отно­ше­нию к тем, кто не при­ни­мает аргу­менты чело­века.

Про­грамма “Цер­ковь и мир”, 23 октября 2010г.

***

«Ибо корень всех зол есть среб­ро­лю­бие, кото­рому пре­дав­шись, неко­то­рые укло­ни­лись от веры и сами себя под­вергли многим скор­бям» (1Тим.6:10).

«Имейте нрав несреб­ро­лю­би­вый, доволь­ству­ясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5).

«Никто не может слу­жить двум гос­по­дам: ибо или одного будет нена­ви­деть, а дру­гого любить; или одному станет усерд­ство­вать, а о другом нера­деть. Не можете слу­жить Богу и мам­моне» (Мф.6:24).

«Верный чело­век богат бла­го­сло­ве­ни­ями, а кто спешит раз­бо­га­теть, тот не оста­нется нена­ка­зан­ным» (Притч.28:20).

«Не заботься о том, чтобы нажить богат­ство; оставь такие мысли твои. Устре­мишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сде­лает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Притч.23:4–5).

Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не про­го­рело платье его? Может ли кто ходить по горя­щим уго­льям, чтобы не обжечь ног своих? (Притч.6:27–28).

***

Сумма всех чисел на рулетке в казино рав­ня­ется числу зверя — 666. Из-за этого факта рулетку иногда назы­вают «чёр­то­вым коле­сом».

У Лас Вегаса есть второе назва­ние – Город греха.

Игро­вые авто­маты (слоты) также известны как одно­ру­кие бан­диты (one-armed bandit), потому что пер­во­на­чально у них был боль­шой меха­ни­че­ский рычаг на боко­вой сто­роне машины (в отли­чие от совре­мен­ной кнопки на перед­ней панели), и из-за их спо­соб­но­сти опу­сто­шать кар­маны и кошельки.

Фор­туна (лат. Fortuna) — язы­че­ский идол, древ­не­рим­ская богиня удачи.

***

В Пате­рике есть повесть о некоем еги­пет­ском пустын­но­жи­теле, кото­рому бес обещал, что не будет его больше угне­тать ника­кими иску­ше­ни­ями, только бы он совер­шил один какой-либо грех из трех. Он пред­ло­жил сле­ду­ю­щие три греха: убий­ство, блуд и пьян­ство. «Соверши, – гово­рил он, – какой-либо один из них: или чело­века убей, или соблуди, или один раз упейся – и дальше ты пре­бу­дешь в мире, и после этого я уже не буду тебя иску­шать ника­кими иску­ше­ни­ями».
Пустын­ник же тот поду­мал про себя так: «Чело­века убить – страшно, ибо это есть и само по себе боль­шое зло, и заслу­жи­вает смерт­ной казни как по Божьему суду, так и по граж­дан­скому. Совер­шить блуд, стыд, погу­бить хра­ни­мую до того чистоту тела – жаль, и гнусно осквер­ниться не познав­шему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, неболь­шой грех, ибо чело­век скоро про­трезв­ля­ется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угне­тал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв свое руко­де­лие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По сата­нин­скому дей­ствию слу­чи­лось ему бесе­до­вать с некоей бес­стыд­ной и пре­лю­бо­дей­ной жен­щи­ной. Будучи пре­льщен, он пал с нею. Когда он совер­шал с ней грех, пришел муж той жен­щины и, застав гре­ша­щего с женой, начал его бить, а он, опра­вив­шись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким обра­зом, тот пустын­ник совер­шил все три греха…
свт. Димит­рий Ростов­ский

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки