Азарт

AAA

 

Аза́рт – 1) задор, связанный с желанием добиться в чём-либо успеха и/или c предвосхищением успеха; 2) пыл, раж, сильное возбуждение, исступление, запальчивость, страсть в осуществлении какого-либо намерения.

Любой ли азарт — грех?

Достаточно часто охватывающий человека азарт обнаруживает ту или иную гнездящуюся в нём греховную страсть, например: азарт, охватывающий игромана во время игры на деньги; азарт, охватывающий закоренелого лжеца при стремлении обмануть и перехитрить своих ближних ради достижения дурных целей. Такую форму азарта можно назвать греховной.

Другое дело, когда под азартом подразумевается задор, имеющий в основании благие причины и цели, либо, по крайней мере, не обусловленный дурными причинами и целями.

Скажем, группа энтузиастов, движимых благочестивыми побуждениями, решилась отремонтировать в течении лета кровлю деревенского храма. Взяли благословение у настоятеля, разработали и утвердили план ремонтных работ, подготовили необходимые инструменты и материалы. Работали дружно, не только с молитвой, но и с задором, с искренним желанием успешного завершения починки кровли, с оптимистическим настроем. В конце концов задача была решена. Что здесь греховного?

Другие примеры. Археолог, в поисках исторической правды, работает на раскопе; при этом он увлечен своей работой и испытывает предвосхищение успеха. Бедняк, собирающий грибы, рыбак на рыбалке, испытывающие желание добыть себе пропитание. Школьники, участвующие, по замыслу педагога, в учебных состязаниях, положим, в учебном диспуте. Подобного рода формы азарта, как нам представляется, не следует трактовать априори как греховные.

Об опасности греховного азарта

Азартные игры:
– эксплуатируют человеческие страсти (сребролюбие, алчность, тщеславие);
– вызывают зависимость, закабаляют человека (выигранные деньги становятся лишь средством для новой игры);
– приводят к разорению, распаду семей;
– толкают к обману или преступлению ради получения денег в долг;
– вызывают неприязнь и зависть к выигравшему;
– убивают время, данное нам для подготовки к вечности;
– служат греховным соблазном, вовлекая новых членов (Мф.18:6);
– тесно связаны с суевериями и фатализмом, заслоняющими собой Бога;
– лишают человека внутреннего мира, вызывают агрессию;
– приводят даже к самоубийствам.

Все эти следствия азартных игр относятся не только к проигравшей стороне. Далеко не единичны случаи (их легко можно найти в Сети) когда джекпот приносил лишь беды. Вот совет тем, кто выиграл, с одного из сайтов: Огромный неожиданный выигрыш — это серьёзное испытание для психики человека. Ему придётся отбиваться от всевозможных родственников, просителей, знакомых, друзей и просто желающих получить свою долю пирога… Может быть, даже на какой-то период времени нужно будет как-то лечь на дно, исчезнуть, чтобы люди его не замучили просьбами, телефонными звонками и так далее. Хороший совет – прятать не только деньги, но и самому прятаться даже от родных и друзей, чтобы не пришлось с ними делиться.

Епископ Алексий (Шпаков): «Азарт – вещь опасная, он захватывает. Считаю, что на этом сатана тоже хорошо играет, потому что это последствия гордыни и тщеславия: «А я вот могу, а я вот сейчас докажу…» Это неправильно. Потому, конечно, нужен контроль. Необходимо жить по воле Божией. Тогда не надо ничем рисковать».

Священник Павел Гумеров: «Ныне получил очень большое распространение еще один порок, порожденный сребролюбием, – игромания. Люди проигрывают в казино, в игровых автоматах подчас все свое имущество, доходят до разорения, иногда до самоубийства. Игроком движут две страсти: алчность и азарт, жажда риска, острых ощущений. И вторая, как правило, берет верх: человек не может вовремя остановиться и попадает в полную зависимость от неё. Совершенно точно установлено, что игромания, пристрастие к азартным играм является такой же зависимостью, как наркомания и алкоголизм, и очень трудно поддается лечению».

Церковные каноны об азартных играх

«Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне» (42 и 43 Правила Святых Апостолов).

«Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного» (50-е Правило VI Вселенского Собора).

В чём грех тех, кто не играет, но держит заведения для азартных игр?

Игорные заведения эксплуатируют и возгревают греховные страсти человека, прежде всего, сребролюбие и тщеславие. Да, человек приходит в эти места (или садится за экран) по собственной воле, но его привлекают туда рекламой и создают все условия (бесплатный алкоголь, отсутствие часов, программы лояльности)  для того, чтобы он впустую растратил деньги, а не использовал их во благо. Деньги — это лишь средство, но средство, которое точно определяет меру нашей любви к Богу и ближнему. Аналогично и время, его можно провести с пользой или растратить впустую.
Организацию азартных игр можно назвать формой мошенничества. 

Митрополит Иларион (Алфеев): «Содержатель игорного заведения – это человек, который сознательно нарушает заповеди Божии. Я не думаю, что все подряд должны быть отлучены от Причастия, но я думаю, что если такой человек придет на исповедь перед причастием, то ему будет сказано, что он должен отказаться от своей профессии, от своего бизнеса, потому что он не ведет его ко спасению, а он вредит его душе и он вредит душам многих других людей».

Глубоко заблуждаются те, кто считают возможным «откупиться от Бога», жертвуя часть получаемых от преступного промысла денег на церковь. Можно вспомнить, что Христос выгнал торговцев из храма, хотя они на храм работали и храму помогали материально, но обманом наживались на жертвователях. Хорошей иллюстрацией также может служить история про Милостивого блудника.

***

Владыка, хочу попросить Вас сегодня поговорить об азартных играх и отношении Церкви к этому явлению. Вот нас спрашивает Антонина из Саратова: «Грешно ли играть в карты? Я люблю со своими внучатами так провести свободное время…»

Я думаю, что в карты играть грешно. Не случайно Церковь на протяжении веков боролась с азартными играми и запрещала, в частности, карточные игры. В Российской империи карты появились только после реформы Петра Первого.

Ну а если люди просто таким образом отдыхают? Вот нас спрашивает человек: «Когда работать устал, я на работе открываю на компьютере пасьянс и играю. Нужно ли в этом исповедоваться и как именно?».

Я думаю, что в этом стоит исповедоваться, потому что это не самый лучший способ отдыха. Лучше, мне кажется, если устал, почитать книгу или выйти на улицу подышать свежим воздухом. Но, компьютерные игры сами по себе очень опасны. Потому что, они создают иллюзию занятости. Вот человек едет в машине, ему нечем заняться, он – если не за рулем, конечно, — открывает ноутбук, начинает раскладывать пасьянс. Или какие-то другие компьютерные игры. Он забывает при этом о каких-то важных делах, о звонках, которые он должен был сделать. О, может быть, каких-то вещах, которые он мог бы прочитать в это время. И в итоге, он просто тратит время. А азартные игры приучают человека к духовно опасному состоянию, которое, собственно, и называется словом «азарт». Но азарт, он может быть здоровым — когда, например, люди занимаются спортом, во время физического труда. Например, колют двора. И тут может появиться некий азарт, некое увлечение, но оно здесь приносит пользу, хотя бы потому, что человек как-то физически развивается. А ведь азартные игры никак не развивают человека. Они никакой пользы не приносят. А вред они приносят.

Получается, что вред от азартных игр не напрямую связан с тем, что эта игра ведется на деньги, да?

Но и в этом смысле, конечно, тоже они приносят вред. Потому что, если это игра на деньги, то это как бы двойной вред. С одной стороны, эта игра сама по себе греховна. А, с другой стороны, это нечестный способ заработать деньги и, по сути дела, это обман другого человека. И ведь мы знаем из жизни многих людей, в том числе и великих людей, которые страдали страстью к картёжничеству и к азартным играм, как дорого это обходилось им и их семьям. Достаточно вспомнить Достоевского, который проигрывал в карты и оказывался в тяжелом материальном положении. И, кстати, в его романе «Игрок», который в некотором смысле является автобиографическим романом, очень сильно показана пагубность этой страсти.

Вот смотрите, Владыка, в воспоминаниях девятнадцатого века часто описываются некоторые светские события, какие-то сборища, праздники, в которых принимали участие, в том числе и иерархи церкви. И они садились за стол с дворянами и играли с ними в вист или в преферанс. Получается, что они шли против Церкви таким образом?

Получается, что они шли против церковной традиции. Но, к сожалению, иногда и церковные иерархи следовали светской моде. Я думаю, что подражать им в этом совершенно не следует.

Наша зрительница Анна из Москвы пишет: «В житии святителя Николая есть эпизоды, которые его представляют очень азартным, увлекающимся человеком. В частности, известный момент, когда он ударил еретика Ария. Получается, что это был своеобразный азарт во спасение души?».

Вы знаете, что такое азарт и что такое эмоциональность? Надо, может быть, эти понятия прояснить. Потому что, есть люди по натуре своей очень спокойные. Есть люди по натуре вспыльчивые и эмоциональные. И в том числе, когда человек, например, защищает свою веру, он иной раз может быть очень эмоциональным. И иной раз он может доказывать истину с неким азартом. Я не думаю, что сами по себе эти явления греховны. Здесь очень важно, конечно, чтобы человек не переступал определенную черту. Чтобы, например, азарт в защите истины не превращался в агрессивность по отношению к тем, кто не принимает аргументы человека.

Программа «Церковь и мир», 23 октября 2010г.

***

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10).
«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5).
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24).
«Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Притч.28:20).
«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Притч.23:4-5).
Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? (Притч.6:27-28).

***

Сумма всех чисел на рулетке в казино равняется числу зверя — 666. Из-за этого факта рулетку иногда называют «чёртовым колесом».

У Лас Вегаса есть второе название – Город греха.

Игровые автоматы (слоты) также известны как однорукие бандиты (one-armed bandit), потому что первоначально у них был большой механический рычаг на боковой стороне машины (в отличие от современной кнопки на передней панели), и из-за их способности опустошать карманы и кошельки.

Фортуна (лат. Fortuna) — языческий идол, древнеримская богиня удачи.

***

В Патерике есть повесть о некоем египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. «Соверши, – говорил он, – какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся – и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями».
Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить – страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха…
свт. Димитрий Ростовский

Рейтинг@Mail.ru