Лихо­има­ние, лихо­им­ство

Лихои́мство, лихоима́ние – 1) чрез­мер­ная алч­ность к при­об­ре­те­нию мате­ри­аль­ных благ за счёт оби­ра­ния людей; 2) деяние, соот­вет­ству­ю­щее этой форме алч­но­сти; 3) гре­хов­ная «страсть иметь все больше и больше, от кото­рой умно­же­ние стя­жа­ний без раз­бора средств, чрез обман в сдел­ках и тор­говле, чрез непра­вый рост и воров­ство» (Св. Феофан Затвор­ник); раз­но­вид­ность стра­сти среб­ро­лю­бия.

***

Слово πλεονεξία (плео­нек­сия) в разных местах рус­ского текста Нового Завета пере­во­дится как лихо­им­ство (1Кор.6:10), коры­сто­лю­бие (Рим.1:29) и любо­с­тя­жа­ние (Кол.3:5). Свт. Феофан Затвор­ник объ­яс­няет суть этого явле­ния как «при­стра­стие к имению и воз­ло­же­ние на него упо­ва­ния, — чему воз­можно быть под­вер­жену и при неболь­шом стя­жа­нии, как и сво­бод­ным от сего воз­можно быть при боль­шом».

***

«Лихо­имец, остав­ляя Бога, мамону слу­шает: и так тем самым как запо­веди Божии, так и Бога запо­ве­дав­шего отвер­га­ется. Потому и апо­стол назы­вает лихо­им­ство идо­ло­слу­же­нием (Кол. 3:5), и лихо­имца идо­ло­слу­жи­те­лем (Еф. 5:5). Сколь же бед­ственно и бес­стыдно, ради стра­сти отвер­гаться Живого и Бес­смерт­ного Бога, от Кото­рого жизнь и все бла­жен­ство наше зави­сит!

Лихо­им­ство – это страсть крайне раз­вра­щен­ных людей, у кото­рых без­бо­жие кро­ется в сердце, хотя устами и испо­ве­дуют Бога; и есть при­знак чело­века, пре­об­ра­зив­ше­гося в хищ­ного зверя, кото­рый без раз­бора на всякое живот­ное напа­дает, чтобы насы­титься плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Зла­то­уст. Ибо звери, насы­тив­шись, более не устрем­ля­ются на живот­ных, а они нико­гда насы­титься не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более соби­рают, тем более желают и похи­щают. И так видишь, что такое лихо­имец? Он враг Божий, враг чело­ве­че­ский, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бес­страшно закон Божий нару­шает и Зако­но­да­теля пре­зи­рает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот ста­но­вится врагом Богу, – учит апо­стол (Иак. 4:4). Враг чело­ве­че­ский, ибо людей обна­жает и разо­ряет. Враг самому себе, ибо душу свою веч­ному огню и муче­нию пре­дает.

Лихо­им­ство опас­нее прочих без­за­ко­ний. Блуд­нику, злоб­ному, пья­нице и прочим нужно только отстать от грехов и пока­яться, чтобы спа­стись, а лихо­имцу не только отстать должно от лихо­им­ства, но и похи­щен­ное воз­вра­тить тому, у кого похи­тил, или, если того сде­лать невоз­можно, рас­то­чить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невоз­можно. Слушай, что через про­рока Бог гово­рит: и когда скажу нече­сти­вому: «Смер­тью умрешь», – и обра­тится от греха своего, и сотво­рит суд и правду, и залог отдаст, и похи­щен­ное воз­вра­тит, без­за­ко­ник в запо­ве­дях жизни ходить будет, так, чтобы не сотво­рить неправды, жизнью жив будет, и не умрет (Иез. 33:14–15). Смотри, что похи­щен­ное должен воз­вра­тить. А если похи­ти­тель впадет в такую ску­дость, что совсем не будет иметь, чем воз­вра­тить похи­щен­ное, но, придя в чув­ство, захо­чет каяться, и все, что бы ни было, поже­лает отдать, – в таком случае мило­серд­ным Богом жела­ние вместо истин­ного воз­вра­ще­ния при­ни­ма­ется. Иначе это не истин­ное пока­я­ние, а при­твор­ное и ложное, и не иное что, как пре­льще­ние и умяг­че­ние гры­зу­щей сове­сти. Чем более кто лихо­им­ствует и похи­щает, тем более без­за­ко­ния и поги­бели себе соби­рает. По жесто­ко­сти твоей и нерас­ка­ян­ному сердцу, ты сам себе соби­ра­ешь гнев на день гнева и откро­ве­ния пра­вед­ного Суда от Бога, Кото­рый воз­даст каж­дому по делам его, – гово­рит апо­стол (Рим. 2:5–6)… Пра­виль­ное это, по мнению твоему, заклю­че­ние, лихо­имец, но не хри­сти­ан­ское, а без­за­кон­ное и без­бож­ное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, без­за­кон­ного после­до­ва­теля их. Избе­жишь чело­ве­че­ской казни, но не избе­жишь Божией, вре­мен­ного, но не веч­ного нака­за­ния. Не ука­жешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим вос­при­мешь. Не засту­пится за тебя чело­век, и ничто не помо­жет тебе, когда Бог будет судить тебя, и пред­ста­вит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, сле­до­вал за ним (Пс.49:21, 17–18)».

cв. Тихон Задон­ский

***

См. МШЕ­ЛО­ИМ­СТВО, ЛЮБО­С­ТЯ­ЖА­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки