Основные вероучительные различия между православием и католицизмом
| Православие | Католицизм |
|---|---|
| Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом. | Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать. |
| Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным. | Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения. |
| Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц. | Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми. |
| Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына». | Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына». |
| Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа. | Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя. |
| Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г. | Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г. |
| Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа. | Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле. |
| Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность. | Утвердила догмат о Чистилище — состоянии душ усопших католиков, умерших в мире с Богом, но имеющих неотпущенные несмертные грехи. |
| Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения. | При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся. |
| Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства. | Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями. |
| Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). | Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). |
| Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора). | Месса совершается на пресном хлебе (Гостия). |
| Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются. | Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются. |
| Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик. | Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. |
| Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу. | Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок». |
|
— |
Учение об индульгенциях. |
| Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии. | Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. |
Основные обрядовые различия между православием и католицизмом
| Православие | Католицизм |
|---|---|
| Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. | Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти. |
| Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование. | Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»). |
| Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя. | Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни). |
| Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. | В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда. |
| Алтарь, как правило, ориентирован на восток. | Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах. |
| В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день. | Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле. |
| Детей начинают причащать с младенчества. | К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет. |
| Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево. | Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо. |
| Целибат обязателен только для монахов. | Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов). |
| Большая продолжительность постов и разные постовые традиции. Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых). |
Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых). Есть один многодневный пост — Великий |
| Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов. | Минимальный евхаристический пост составляет один час. |
| В православном богослужении музыкальные инструменты не используются. | В католическом богослужении чаще всего используется орган. |
| Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны. | Брак принципиально нерасторжим. |
| Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. | Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др. |
| Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник. | Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего». |
| Принят термин «освящение воды». | Принят термин «благословение воды». |
| Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. | Католическое духовенство, как правило, безбородо. |
| Отсутствие беатификации при причислении к лику святых. | Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация. |
| Монастыри различаются лишь уставом. | Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации. |
| В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме). | В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути. |
| Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари. | Используется григорианский календарь. |
Наиболее значимые сходства православия и католицизма
| Православие | Католицизм |
|---|---|
| Основой всей жизни является Господь Иисус Христос. | |
| Верующие стремятся жить по заповедям Христовым. | |
| Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. | |
| Имеют апостольское преемство. | |
| Имеют семь церковных Таинств. | |
| Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания. | |
| Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. | |
| Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу. | |
| Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г. | |
| Имеют общее представление о семье. | |
| Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека. | |
| Не признают гомосексуальные браки. | |
| Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире. | |
Взаимное влияние православия и католицизма
| Влияние православия на католицизм |
| 1. При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции. |
| 2. Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора. |
| 3. В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах. |
| 4. Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов. |
| 5. Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви |
| Влияние католицизма на православие |
| 1. Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе. |
| 2. Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах. |
| 3. Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру. |
| 4. Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи. |
| 5. Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия. |
См. также: Католический Катехизис с точки зрения православного богословия →
Комментировать