Хронологический список Патриархов Русской Православной Церкви

Пат­ри­арх Пери­од Лет пат­ри­ар­ше­ства Кано­ни­за­ция Импе­ра­то­ры вре­ме­ни правления
1 Иов 1589–1605 16 1989 Федор Иоано­вич
2 Гер­мо­ген (Ермо­ген) 1606–1612 6 1913 Смут­ное вре­мя, Лже­д­мит­рий I, Шуйский
3 Фила­рет 1619–1633 14 Миха­ил Федорович
4 Иоасаф I 1634–1641 7 Миха­ил Федорович
5 Иосиф 1642–1652 10 Миха­ил Федо­ро­вич и Алек­сей Михайлович
6 Никон 1652–1666 14 Алек­сей Михайлович
7 Иоасаф II 1667–1672 5 Алек­сей Михайлович
8 Пити­рим 1672–1673 1 Алек­сей Михайлович
9 Иоаким 1674–1690 16 Алек­сей Михай­ло­вич, Федор Алек­се­е­вич, пра­ви­тель­ни­ца Софья, Иоан V, Петр I
10 Адри­ан 1690–1700 10 Петр I
* Сте­фан Явор­ский, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го престола 1700–1721 21 Петр I
Сино­даль­ный пери­од 1721–1917
11 Тихон 1917–1925 8 1989
* Свя­щен­но­му­че­ник Петр, мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го престола 1925–1936 11 1997
12 Сер­гий 1936–1943 – местоблюститель;
1943–1944 – патриарх
13 Алек­сий I 1945–1970 25
14 Пимен 1971 – 1990 19
15 Алек­сий II 1990 – 2008 18
16 Кирилл 2009 – наше время

Иов, Патриарх Московский и всея РусиИов (в миру Иоанн) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. По ини­ци­а­ти­ве свя­ти­те­ля Иова были про­ве­де­ны пре­об­ра­зо­ва­ния в Рус­ской Церк­ви, в резуль­та­те кото­рых в Moc­ков­ский Пат­ри­ар­хат вошли 4 мит­ро­по­лии: Нов­го­род­ская, Казан­ская, Ростов­ская и Кру­тиц­кая; учре­жде­ны новые епар­хии, осно­ва­но более десят­ка монастырей.
Пат­ри­арх Иов пер­вым поста­вил дело кни­го­пе­ча­та­ния на широ­кую осно­ву. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Иова впер­вые были изда­ны: Три­одь Пост­ная, Три­одь Цвет­ная, Окто­их, Минея Общая, Чинов­ник архи­ерей­ско­го слу­же­ния и Служебник.
В пери­од Смут­но­го вре­ме­ни свя­ти­тель Иов фак­ти­че­ски пер­вый воз­гла­вил про­ти­во­сто­я­ние рос­си­ян поль­ско-литов­ским захватчикам.13 апре­ля 1605 г. Пат­ри­арх Иов, отка­зав­ший­ся при­сяг­нуть Лже­д­мит­рию I, был низ­ло­жен и, пре­тер­пев мно­же­ство поно­ше­ний, был сослан в Ста­риц­кий монастырь.После свер­же­ния Лже­д­мит­рия I свя­ти­тель Иов не смог воз­вра­тить­ся на Пер­во­свя­ти­тель­ский Пре­стол, на свое место он бла­го­сло­вил мит­ро­по­ли­та Казан­ско­го Гер­мо­ге­на. Пат­ри­арх Иов мир­но скон­чал­ся 19 июня 1607. В 1652 году при Пат­ри­ар­хе Иоси­фе нетлен­ные и бла­го­ухан­ные мощи свя­ти­те­ля Иова были пере­не­се­ны в Моск­ву и поло­же­ны рядом с гроб­ни­цей Пат­ри­ар­ха Иоаса­фа (1634–1640). От мощей свя­ти­те­ля Иова про­ис­хо­ди­ло мно­же­ство исце­ле­ний.
Память его совер­ша­ет­ся Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 5/18 апре­ля и 19 июня/2 июля.

Гермоген, Патриарх Московский и всея РусиГер­мо­ген (в миру Ермо­лай) (1530–1612) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Пат­ри­ар­ше­ство свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на сов­па­ло с труд­ной порой Смут­но­го вре­ме­ни. С осо­бен­ным вдох­но­ве­ни­ем про­ти­во­сто­ял Свя­тей­ший Пат­ри­арх измен­ни­кам и вра­гам Оте­че­ства, желав­шим пора­бо­тить рус­ский народ, вве­сти в Рос­сии уни­ат­ство и като­ли­че­ство, и иско­ре­нить Православие.
Моск­ви­чи под води­тель­ством Козь­мы Мини­на и кня­зя Дмит­рия Пожар­ско­го под­ня­ли вос­ста­ние, в ответ на кото­рое поля­ки подо­жгли город, а сами укры­лись в Крем­ле. Сов­мест­но с рус­ски­ми измен­ни­ка­ми они насиль­но све­ли свя­то­го Пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на с Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла и заклю­чи­ли его в Чудо­вом мона­сты­ре под стра­жу». Пат­ри­арх Гер­мо­ген бла­го­сло­вил рус­ских людей на осво­бо­ди­тель­ный подвиг.
Более девя­ти меся­цев томил­ся свя­ти­тель Гер­мо­ген в тяж­ком зато­че­нии. 17 фев­ра­ля 1612 года он муче­ни­че­ски скон­чал­ся от голо­да и жажды.Освобождение Рос­сии, за кото­рое с таким несо­кру­ши­мым муже­ством сто­ял свя­ти­тель Гер­мо­ген, успеш­но завер­ши­лось рус­ским наро­дом по его предстательству.
Тело свя­щен­но­му­че­ни­ка Гер­мо­ге­на было с подо­ба­ю­щей честью погре­бе­но в Чудо­вом мона­сты­ре. Свя­тость Пат­ри­ар­ше­го подви­га, как и его лич­но­сти в целом, была оза­ре­на свы­ше позд­нее — при вскры­тии в 1652 году раки с моща­ми пре­по­доб­но­го. Через 40 лет после смер­ти Пат­ри­арх Гер­мо­ген лежал как живой.
По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на с гре­че­ско­го на рус­ский язык была пере­ве­де­на служ­ба свя­то­му апо­сто­лу Андрею Пер­во­зван­но­му и вос­ста­нов­ле­но празд­но­ва­ние его памя­ти в Успен­ском собо­ре. Под наблю­де­ни­ем Пер­во­свя­ти­те­ля были сде­ла­ны новые стан­ки для печа­та­ния бого­слу­жеб­ных книг и постро­е­но новое зда­ние типо­гра­фии, постра­дав­шее во вре­мя пожа­ра 1611 года, когда Москва была подо­жже­на поляками.
В 1913 году Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­сла­ви­ла Пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на в лике свя­тых. Его память совер­ша­ет­ся 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.

Филарет, Патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Феодор Никитич)Фила­рет (Рома­нов Федор Ники­тич) (1554–1633) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси, отец пер­во­го царя из дина­стии Рома­но­вых. При царе Фео­до­ре Иоан­но­ви­че – знат­ный боярин, при Бори­се Году­но­ве попал в опа­лу, был сослан в мона­стырь и постри­жен в мона­хи. В 1611 году, нахо­дясь с посоль­ством в Поль­ше, взят в плен. В 1619 году вер­нул­ся в Рос­сию и до сво­ей кон­чи­ны был фак­ти­че­ским пра­ви­те­лем стра­ны при сво­ем болез­нен­ном сыне – царе Миха­и­ле Феодоровиче.

Иоасаф I, Патриарх Московский и всея РусиИоасаф I – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Царь Миха­ил Федо­ро­вич, изве­щая четы­рех Все­лен­ских Пат­ри­ар­хов о кон­чине сво­е­го отца, писал так­же, что «избран и постав­лен Вели­кия Рос­сий­ския Церк­ви Пат­ри­ар­хом Псков­ский архи­епи­скоп Иоасаф, муж бла­го­ра­зум­ный, прав­ди­вый, бла­го­го­вей­ный и научен­ный вся­кой добродетели».Патриарх Иоасаф I был воз­ве­ден на кафед­ру Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Фила­ре­та, кото­рый сам ука­зал себе преемника.
Он про­дол­жал изда­тель­ские тру­ды сво­их пред­ше­ствен­ни­ков, сде­лав огром­ную рабо­ту по сли­че­нию и исправ­ле­нию бого­слу­жеб­ных книг.За срав­ни­тель­но недол­гое прав­ле­ние Пат­ри­ар­ха Иоаса­фа было осно­ва­но 3 мона­сты­ря и вос­ста­нов­ле­но 5 прежних.

Иосиф, Патриарх Московский и всея РусиИосиф – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Стро­гое испол­не­ние цep­ков­ных уста­вов и уза­ко­не­ний ста­ло харак­тер­ной осо­бен­но­стью слу­же­ния Пат­ри­ар­ха Иоси­фа. В 1646 году, перед наступ­ле­ни­ем Вели­ко­го поста, Пат­ри­арх Иосиф разо­слал окруж­ной наказ все­му духов­но­му чину и всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, что­бы соблю­да­ли насту­па­ю­щий пост в чисто­те. Это окруж­ное посла­ние Пат­ри­ар­ха Иоси­фа, а так­же указ царя 1647 года о запре­ще­нии работ в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни и об огра­ни­че­нии в эти дни тор­гов­ли спо­соб­ство­ва­ло укреп­ле­нию веры в народе.
Боль­шое вни­ма­ние уде­лял Пат­ри­арх Иосиф делу духов­но­го про­све­ще­ния. По его бла­го­сло­ве­нию в 1648 году в Москве было осно­ва­но духов­ное учи­ли­ще при Андре­ев­ском мона­сты­ре. При Пат­ри­ар­хе Иоси­фе, так­же как и при его пред­ше­ствен­ни­ках, изда­ва­лись бого­слу­жеб­ные и цер­ков­но-учи­тель­ные кни­ги по всей Рос­сии. Все­го же при Пат­ри­ар­хе Иоси­фе за 10 лет было изда­но 36 наиме­но­ва­ний книг, из кото­рых 14 ранее на Руси не издавались.В годы Пат­ри­ар­ше­ства Иоси­фа неод­но­крат­но совер­ша­лись откры­тия мощей свя­тых угод­ни­ков Божи­их и про­слав­ле­ния чудо­твор­ных икон.
Имя Пат­ри­ар­ха Иоси­фа навсе­гда оста­нет­ся на скри­жа­лях исто­рии бла­го­да­ря тому, что имен­но это­му архи­пас­ты­рю уда­лось сде­лать пер­вые шаги к вос­со­еди­не­нию Укра­и­ны (Мало­рос­сии) с Рос­си­ей, хотя само вос­со­еди­не­ние про­изо­шло в 1654 году уже после смер­ти Иоси­фа при Пат­ри­ар­хе Никоне.

Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)Никон (в миру Ники­та Минич Минин) (1605–1681) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси с 1652 г.. Пат­ри­ар­ше­ство Нико­на соста­ви­ло целую эпо­ху в исто­рии Рус­ской Церк­ви. Подоб­но Пат­ри­ар­ху Фила­ре­ту, он имел титул «Вели­ко­го Госу­да­ря», кото­рый полу­чил в пер­вые годы сво­е­го Пат­ри­ар­ше­ства вви­ду осо­бо­го рас­по­ло­же­ния к нему царя. Он при­ни­мал уча­стие в реше­нии едва ли не всех обще­го­су­дар­ствен­ных дел. В част­но­сти, при актив­ном содей­ствии Пат­ри­ар­ха Нико­на в 1654 году состо­я­лось исто­ри­че­ское вос­со­еди­не­ние Укра­и­ны с Рос­си­ей. Зем­ли Киев­ской Руси, неко­гда отторг­ну­тые поль­ско-литов­ски­ми маг­на­та­ми, вошли в состав Мос­ков­ско­го госу­дар­ства. Это при­ве­ло в ско­ром вре­ме­ни к воз­вра­ще­нию искон­но пра­во­слав­ных епар­хий Юго-Запад­ной Руси в лоно Мате­ри — Рус­ской Церк­ви. Вско­ре с Рос­си­ей вос­со­еди­ни­лась и Бело­рус­сия. К титу­лу Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го «Вели­кий Госу­дарь» при­со­еди­ни­лось наиме­но­ва­ние «Пат­ри­арх всея Вели­кия и Малыя и Белыя России».
Но осо­бен­но рев­ност­но про­явил себя Пат­ри­арх Никон как цер­ков­ный рефор­ма­тор. Поми­мо упо­ря­до­че­ния бого­слу­же­ния, он заме­нил при крест­ном зна­ме­нии дву­пер­стие трое­пер­сти­ем, про­вел исправ­ле­ние бого­слу­жеб­ных книг по гре­че­ским образ­цам, в чем заклю­ча­ет­ся его бес­смерт­ная, вели­кая заслу­га перед Рус­ской Цер­ко­вью. Одна­ко цер­ков­ные рефор­мы Пат­ри­ар­ха Нико­на поро­ди­ли ста­ро­об­ряд­че­ский рас­кол, послед­ствия кото­ро­го омра­ча­ли жизнь Рус­ской Церк­ви в про­дол­же­ние несколь­ких столетий.
Пер­во­свя­ти­тель вся­че­ски поощ­рял цер­ков­ное стро­и­тель­ство, сам он был одним из луч­ших зод­чих сво­е­го вре­ме­ни. При Пат­ри­ар­хе Никоне были соору­же­ны бога­тей­шие мона­сты­ри Пра­во­слав­ной Руси: Вос­кре­сен­ский под Моск­вой, име­ну­е­мый «Новым Иеру­са­ли­мом», Ивер­ский Свя­то­озер­ский на Вал­дае и Крест­ный Кийо­ст­ров­ский в Онеж­ской губе. Но глав­ным осно­ва­ни­ем зем­ной Церк­ви Пат­ри­арх Никон счи­тал высо­ту лич­ной жиз­ни духо­вен­ства и монашества.Всю жизнь Пат­ри­арх Никон не пере­ста­вал тянуть­ся к зна­ни­ям и чему-то учить­ся. Он собрал бога­тей­шую биб­лио­те­ку. Пат­ри­арх Никон зани­мал­ся гре­че­ским, изу­чал меди­ци­ну, писал ико­ны, осво­ил мастер­ство изго­тов­ле­ния изразцов…Патриарх Никон стре­мил­ся сози­дать Свя­тую Русь — новый Изра­иль. Coxpa­няя живое, твор­че­ское Пра­во­сла­вие, он желал создать про­све­щен­ную пра­во­слав­ную куль­ту­ру и учил­ся ей у пра­во­слав­но­го Восто­ка. Но неко­то­рые меро­при­я­тия, осу­ществ­лен­ные Пат­ри­ар­хом Нико­ном, ущем­ля­ли инте­ре­сы бояр и они окле­ве­та­ли Пат­ри­ар­ха перед царем. Реше­ни­ем Собо­ра он был лишен Пат­ри­ар­ше­ства и отправ­лен в зато­че­ние: сна­ча­ла в Фера­пон­тов, а затем, в 1676 году — в Кирил­ло-Бело­зер­ский мона­стырь. При этом, одна­ко, про­ве­ден­ные им цер­ков­ные рефор­мы не толь­ко не были отме­не­ны, но полу­чи­ли одобрение.
Низ­ло­жен­ный Пат­ри­арх Никон про­был в ссыл­ке 15 лет. Перед смер­тью царь Алек­сей Михай­ло­вич в сво­ем заве­ща­нии про­сил у Пат­ри­ар­ха Нико­на про­ще­ния. Новый царь Фео­дор Алек­се­е­вич при­нял реше­ние о воз­вра­ще­нии Пат­ри­ар­ху Нико­ну его сана и про­сил его вер­нуть­ся в осно­ван­ный им Вос­кре­сен­ский мона­стырь. На пути в эту оби­тель Пат­ри­арх Никон мир­но ото­шел ко Гос­по­ду, окру­жен­ный про­яв­ле­ни­я­ми вели­кой люб­ви наро­да и сво­их уче­ни­ков. Пат­ри­арх Никон был погре­бен с подо­ба­ю­щи­ми поче­стя­ми в Вос­кре­сен­ском собо­ре Ново-Иеру­са­лим­ско­го мона­сты­ря. В сен­тяб­ре 1682 года в Моск­ву были достав­ле­ны гра­мо­ты всех четы­рех Восточ­ных Пат­ри­ар­хов, раз­ре­шав­шие Нико­на от всех пре­ще­ний и вос­ста­нав­ли­вав­шие его в сане Пат­ри­ар­ха всея Руси.

Иоасаф II, Патриарх Московский и всея РусиИоасаф II – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Боль­шой Мос­ков­ский Собор 1666–1667 годов, осу­див­ший и низ­ло­жив­ший Пат­ри­ар­ха Нико­на и пре­дав­ший ста­ро­об­ряд­цев ана­фе­ме как ере­ти­ков, избрал ново­го Пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви. Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси стал архи­манд­рит Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры Иоасаф.
Пат­ри­арх Иоасаф уде­лял весь­ма зна­чи­тель­ное вни­ма­ние мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти, осо­бен­но на окра­и­нах Рос­сий­ско­го госу­дар­ства, кото­рые толь­ко начи­на­ли осва­и­вать­ся: на Край­нем Севе­ре и в Восточ­ной Сиби­ри, осо­бен­но в Забай­ка­лье и бас­сейне Аму­ра, вдоль гра­ни­цы с Кита­ем. В част­но­сти, по бла­го­сло­ве­нию Иоаса­фа II близ китай­ской гра­ни­цы в 1671 году был осно­ван Спас­ский монастырь.
Боль­шой заслу­гой Пат­ри­ар­ха Иоаса­фа в обла­сти оздо­ров­ле­ния и акти­ви­за­ции пас­тыр­ской дея­тель­но­сти рус­ско­го духо­вен­ства сле­ду­ет при­знать при­ня­тые им реши­тель­ные дей­ствия, направ­лен­ные на то, что­бы вос­ста­но­вить тра­ди­цию про­из­не­се­ния про­по­ве­ди за бого­слу­же­ни­ем, кото­рая к тому вре­ме­ни на Руси почти угасла.
В пат­ри­ар­ше­ство Иоаса­фа II в Рус­ской Церк­ви про­дол­жа­лась обшир­ная кни­го­из­да­тель­ская дея­тель­ность. В крат­кий пери­од пер­во­свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния Пат­ри­ар­ха Иоаса­фа были напе­ча­та­ны не толь­ко мно­го­чис­лен­ные бого­слу­жеб­ные кни­ги, но и мно­гие изда­ния веро­учи­тель­но­го содер­жа­ния. Уже в 1667 году вышли в свет «Ска­за­ние о собор­ных дея­ни­ях» и «Жезл прав­ле­ния», напи­сан­ный Симео­ном Полоц­ким для обли­че­ния ста­ро­об­ряд­че­ско­го рас­ко­ла, затем были изда­ны «Боль­шой кате­хи­зис» и «Малый катехизис».

Питирим, Патриарх Московский и всея РусиПити­рим – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Пат­ри­арх Пити­рим при­нял Пер­во­свя­ти­тель­ский сан уже в очень пре­клон­ном воз­расте и управ­лял Рус­ской Цер­ко­вью все­го око­ло 10 меся­цев, до сво­ей кон­чи­ны в 1673 году. Был при­бли­жен­ным Пат­ри­ар­ха Нико­на и после его низ­ло­же­ния стал одним из пре­тен­ден­тов на Пре­стол, одна­ко его избра­ли толь­ко после смер­ти Пат­ри­ар­ха ИоасафаII.
7 июля 1672 года в Успен­ском собо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Пити­рим был воз­ве­ден на Пат­ри­ар­ший Престол,будучи уже весь­ма болен, к делам управ­ле­ния был при­зван мит­ро­по­лит Иоаким.
После деся­ти­ме­сяч­но­го ничем осо­бым непри­ме­ча­тель­но­го пат­ри­ар­ше­ства скон­чал­ся 19 апре­ля 1673 года.

Иоаким, Патриарх Московский и всея Руси (Савелов-Первый Иван Петрович)Иоаким (Саве­лов-Пер­вый Иван Пет­ро­вич) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Вви­ду болез­ни Пат­ри­ар­ха Пити­ри­ма мит­ро­по­лит Иоаким был при­вле­чен к делам Пат­ри­ар­ше­го управ­ле­ния, а 26 июля 1674 г. был воз­ве­ден на Пер­во­свя­ти­тель­скую кафедру.
Его уси­лия были направ­ле­ны на борь­бу про­тив ино­стран­но­го вли­я­ния на рус­ское общество.
Пер­во­свя­ти­тель отли­чал­ся рев­но­стью к стро­го­му испол­не­нию цер­ков­ных кано­нов. Он пере­смот­рел чины литур­гии свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­ко­го и Иоан­на Зла­то­уста, устра­нил неко­то­рые несо­от­вет­ствия в бого­слу­жеб­ной прак­ти­ке. Кро­ме того, Пат­ри­арх Иоаким испра­вил и издал Типи­кон, кото­рый и поныне упо­треб­ля­ет­ся в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви почти в неиз­мен­ном виде.
В 1678 г. Пат­ри­арх Иоаким рас­ши­рил чис­ло имев­ших­ся в Москве бога­де­лен, содер­жав­ших­ся на цер­ков­ные средства.
По бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Иоаки­ма ‚было осно­ва­но духов­ное учи­ли­ще в Москве, поло­жив­шее нача­ло Сла­вя­но-гре­ко-латин­ской ака­де­мии, кото­рая в 1814 г. была пре­об­ра­зо­ва­на в Мос­ков­скую духов­ную академию.
В обла­сти госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния Пат­ри­арх Иоаким так­же про­явил себя энер­гич­ным и после­до­ва­тель­ным поли­ти­ком, актив­но под­дер­жи­вая Пет­раI, после смер­ти царя Фео­до­ра Алексеевича.

Адриан, Патриарх Московский и всея РусиАдри­ан (в миру ? Андрей) (1627–1700) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси с 1690 года. 24 авгу­ста 1690 г. мит­ро­по­лит Адри­ан был воз­ве­ден на Все­рос­сий­ский Пат­ри­ар­ший Пре­стол. В сво­ем сло­ве во вре­мя интро­ни­за­ции Пат­ри­арх Адри­ан при­зы­вал пра­во­слав­ных хра­нить в непри­кос­но­вен­но­сти кано­ны, соблю­дать мир, охра­нять Цер­ковь от ере­сей. В «Окруж­ном посла­нии» и «Уве­ща­нии» к пастве, состо­я­щем из 24 пунк­тов, Пат­ри­арх Адри­ан пре­по­дал каж­до­му из сосло­вий духов­но полез­ные настав­ле­ния. Не по нра­ву при­шлось ему бра­до­бри­тие, куре­ние, отме­на рус­ской наци­о­наль­ной одеж­ды и дру­гие подоб­ные быто­вые ново­вве­де­ния Пет­ра I. Полез­ные же и дей­стви­тель­но важ­ные начи­на­ния царя, направ­лен­ные на бла­гое устро­е­ние Оте­че­ства (стро­и­тель­ство фло­та, воен­ные и соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния), Пат­ри­арх Адри­ан пони­мал и поддерживал.

Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, патриарший местоблюститель московского престола (Яворский Симеон Иванович)Сте­фан Явор­ский (Явор­ский Симе­он Ива­но­вич) – мит­ро­по­лит Рязан­ский и Муром­ский, пат­ри­ар­ший место­блю­сти­тель мос­ков­ско­го престола.
Учил­ся в зна­ме­ни­той Кие­во-Моги­лян­ской кол­ле­гии, — сре­до­то­чие тогдаш­ней южно­рус­ской образованности.
В кото­рой про­учил­ся до 1684 г. Для поступ­ле­ния в иезу­ит­ское учи­ли­ще, Явор­ский, как и дру­гие его совре­мен­ни­ки, при­нял като­ли­че­ство. На юго-запа­де Рос­сии это было делом обычным.
Сте­фан изу­чал фило­со­фию во Льво­ве и Люб­лине, а затем бого­сло­вие в Вильне и Позна­ни. В поль­ских шко­лах он осно­ва­тель­но позна­ко­мил­ся с като­ли­че­ским бого­сло­ви­ем и усво­ил враж­деб­ное отно­ше­ние к протестантизму.
В 1689 году Сте­фан вер­нул­ся в Киев, при­нес пока­я­ние в сво­ем отре­че­нии от Пра­во­слав­ной Церк­ви и был при­нят сно­ва в её лоно.
В этом же году при­нял мона­ше­ство и про­хо­дил мона­ше­ское послу­ша­ние в Кие­во-Печер­ской лавре.
В Киев­ской кол­ле­гии про­шел путь от учи­те­ля до про­фес­со­ра богословия.
Сте­фан стал извест­ным про­по­вед­ни­ком и в 1697 году был назна­чен игу­ме­ном Свя­то-Николь­ско­го Пустын­но­го мона­сты­ря, кото­рый тогда нахо­дил­ся вне Киева.
После про­по­ве­ди, про­из­не­сен­ной по слу­чаю кон­чи­ны цар­ско­го вое­во­ды А. С. Шеи­на, кото­рая была отме­че­на Пет­ром I, был посвя­щен в архи­ереи и назна­чен мит­ро­по­ли­том Рязан­ским и Муромским.
16 декаб­ря 1701 года после смер­ти пат­ри­ар­ха Адри­а­на, по ука­за­нию царя, Сте­фан назна­чен место­блю­сти­те­лем пат­ри­ар­ше­го престола.
Цер­ков­но-адми­ни­стра­тив­ная дея­тель­ность Сте­фа­на была незна­чи­тель­на, власть место­блю­сти­те­ля, срав­ни­тель­но с пат­ри­ар­шей, была огра­ни­че­на Пет­ром I. В духов­ных делах в боль­шин­стве слу­ча­ев Сте­фан дол­жен был сове­щать­ся с собо­ром епископов.
Петр I дер­жал его при себе до самой его смер­ти, про­во­дя под его ино­гда вынуж­ден­ным бла­го­сло­ве­ни­ем все непри­ят­ные для Сте­фа­на рефор­мы. У мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на не хва­та­ло силы откры­то разо­рвать с царем, и в то же вре­мя он не мог при­ми­рить­ся с происходящим.
В 1718 году во вре­мя суда над царе­ви­чем Алек­се­ем царь Петр I дал ука­за­ние мит­ро­по­ли­ту Сте­фа­ну при­е­хать в Санкт-Петер­бург и не раз­ре­шал ему выез­жать до самой смер­ти, лишая его этим даже той незна­чи­тель­ной вла­сти, кото­рой он отча­сти пользовался.
В 1721 году был открыт Синод. Пре­зи­ден­том Сино­да царь назна­чил мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на, мень­ше всех дру­гих сочув­ство­вав­ше­го это­му учре­жде­нию. Сте­фан отка­зы­вал­ся под­пи­сы­вать про­то­ко­лы Сино­да, не бывал на его засе­да­ни­ях и ника­ко­го вли­я­ния на сино­даль­ные дела не имел. Царь, оче­вид­но, дер­жал его толь­ко для того, что­бы, поль­зу­ясь его име­нем, при­дать извест­ную санк­цию ново­му учре­жде­нию. За все вре­мя пре­бы­ва­ния в Сино­де мит­ро­по­лит Сте­фан нахо­дил­ся под след­стви­ем по поли­ти­че­ским делам в резуль­та­те посто­ян­ной кле­ве­ты на него.
Умер мит­ро­по­лит Сте­фан 27 нояб­ря 1722 года в Москве, на Лубян­ке, в Рязан­ском подво­рье. В тот же день тело его выне­се­но в Тро­иц­кую при Рязан­ском подво­рье цер­ковь, где оно и сто­я­ло до 19 декаб­ря, то есть до при­бы­тия в Моск­ву импе­ра­то­ра Пет­ра I и чле­нов Свя­тей­ше­го Сино­да. 20 декаб­ря в церк­ви Успе­ния Пре­чи­стой Бого­ро­ди­цы, име­ну­е­мой Греб­нев­ская, состо­я­лось отпе­ва­ние мит­ро­по­ли­та Стефана.

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович)Тихон (Бела­вин Васи­лий Ива­но­вич) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. В 1917 г. Все­рос­сий­ский Помест­ный Собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви вос­ста­но­вил Пат­ри­ар­ше­ство. Совер­ши­лось важ­ней­шее собы­тие в исто­рии Рус­ской Церк­ви: после двух­ве­ко­во­го вынуж­ден­но­го без­гла­вия она вновь обре­ла сво­е­го Пред­сто­я­те­ля и Первосвятителя.
На Пат­ри­ар­ший Пре­стол был избран мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Коло­мен­ский Тихон (1865–1925).
Пат­ри­арх Тихон был истин­ным защит­ни­ком Пра­во­сла­вия. Несмот­ря на всю свою мяг­кость, доб­ро­же­ла­тель­ность и бла­го­ду­шие, он ста­но­вил­ся непо­ко­ле­би­мо тверд и непре­кло­нен в делах цер­ков­ных, где было нуж­но, и преж­де все­го в защи­те Церк­ви от ее вра­гов. Осо­бен­но ярко выяви­лось истин­ное Пра­во­сла­вие и твер­дость харак­те­ра Пат­ри­ар­ха Тихо­на в пору «обнов­лен­че­ско­го» рас­ко­ла. Он сто­ял как непре­одо­ли­мая пре­гра­да на пути у боль­ше­ви­ков перед их пла­на­ми раз­ло­же­ния Церк­ви изнутри.
Свя­тей­ший Пат­ри­арх Тихон пред­при­нял важ­ней­шие шаги к нор­ма­ли­за­ции отно­ше­ний с госу­дар­ством. В посла­ни­ях Пат­ри­ар­ха Тихо­на про­воз­гла­ша­ет­ся: «Рос­сий­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь … долж­на быть и будет Еди­ной Собор­ной Апо­столь­ской Цер­ко­вью, и вся­кие попыт­ки, с чьей бы сто­ро­ны они ни исхо­ди­ли, вверг­нуть Цер­ковь в поли­ти­че­скую борь­бу долж­ны быть отверг­ну­ты и осуж­де­ны» (из Воз­зва­ния от 1 июля 1923 г.)
Пат­ри­арх Тихон вызвал нена­висть пред­ста­ви­те­лей новой вла­сти, посто­ян­но пре­сле­до­вав­шей его. Его то заклю­ча­ли в тюрь­му, то содер­жа­ли под «домаш­ним аре­стом» в мос­ков­ском Дон­ском мона­сты­ре. Жизнь его Свя­тей­ше­ства все вре­мя была под угро­зой: три­жды на него было совер­ше­но поку­ше­ние, но он без­бо­яз­нен­но выез­жал для совер­ше­ния бого­слу­же­ний в раз­лич­ных хра­мах Моск­вы и за ее пре­де­ла­ми. Все Пат­ри­ар­ше­ство Свя­тей­ше­го Тихо­на было сплош­ным подви­гом муче­ни­че­ства. Когда вла­сти сде­ла­ли ему пред­ло­же­ние выехать за гра­ни­цу на посто­ян­ное место­жи­тель­ство, Пат­ри­арх Тихон ска­зал: «Нику­да я не поеду, буду стра­дать здесь вме­сте со всем наро­дом и испол­нять свой долг до поло­жен­но­го Богом пре­де­ла». Все эти годы он фак­ти­че­ски жил в заклю­че­нии и умер в борь­бе и скор­би. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Тихон скон­чал­ся 25 мар­та 1925 г., в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, и был погре­бен в мос­ков­ском Дон­ском монастыре.

Петр, митрополит Крутицкий, патриарший местоблюститель московского престола (Полянский Пётр Фёдорович)Петр (Полян­ский, в миру Петр Федо­ро­вич Полян­ский) – епи­скоп, мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий пат­ри­ар­ший место­блю­сти­тель с 1925 года до лож­но­го сооб­ще­ния о его кон­чине (конец 1936г.).
По заве­ща­нию Пат­ри­ар­ха Тихо­на место­блю­сти­те­лем долж­ны были стать мит­ро­по­ли­ты Кирилл, Ага­фан­гел или Петр. Так как мит­ро­по­ли­ты Кирилл и Ага­фан­гел нахо­ди­лись в ссыл­ке место­блю­сти­те­лем стал мит­ро­по­лит Петр Кру­тиц­кий. В каче­стве место­блю­сти­те­ля ока­зы­вал боль­шую помощь заклю­чен­ным и сослан­ным, осо­бен­но свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Вла­ды­ко Петр реши­тель­но высту­пил про­тив обнов­лен­ства. Отка­зал­ся высту­пить с при­зы­вом к лояль­но­сти отно­си­тель­но совет­ской власти.Начались бес­ко­неч­ные тюрь­мы и концлагеря.На допро­се в декаб­ре 1925 года заявил, что цер­ковь не может одоб­рить рево­лю­цию: “Соци­аль­ная рево­лю­ция стро­ит­ся на кро­ви и бра­то­убий­стве, чего Цер­ковь при­знать не может”.
Отка­зал­ся от сня­тия с себя зва­ния пат­ри­ар­ше­го место­блю­сти­те­ля, несмот­ря на угро­зы про­длить тюрем­ное заклю­че­ние. В1931 году откло­нил пред­ло­же­ние чеки­ста Туч­ко­ва дать под­пис­ку о сотруд­ни­че­стве с орга­на­ми в каче­стве осведомителя.
В кон­це 1936 года в пат­ри­ар­хию посту­пи­ли лож­ные све­де­ния о смер­ти пат­ри­ар­ше­го место­блю­сти­те­ля Пет­ра, вслед­ствие чего 27 декаб­ря 1936 года мит­ро­по­лит Сер­гий при­нял на себя титул пат­ри­ар­ше­го место­блю­сти­те­ля. В 1937 году про­тив мит­ро­по­ли­та Пет­ра было воз­буж­де­но новое уго­лов­ное дело. 2 октяб­ря 1937 года трой­кой НКВД по Челя­бин­ской обла­сти при­го­во­рён к рас­стре­лу. 10 октяб­ря в 4 часа дня был рас­стре­лян. Место погре­бе­ния оста­ёт­ся неиз­вест­ным. Про­слав­лен в лике Ново­му­чен­ни­ков и Испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских Архи­ерей­ским Собо­ром в 1997 году.

Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич)Сер­гий (в миру Иван Нико­ла­е­вич Стра­го­род­ский) (1867–1944) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Извест­ный бого­слов и духов­ный писа­тель. Епи­скоп с 1901 года. После смер­ти свя­то­го Пат­ри­ар­ха Тихо­на – пат­ри­ар­ший место­блю­сти­тель, то есть фак­ти­че­ский пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. В 1927 году – в тяже­лое как для Церк­ви, так и для все­го наро­да вре­мя обра­тил­ся к духо­вен­ству и миря­нам с посла­ни­ем, в кото­ром при­зы­вал пра­во­слав­ных лояль­но отно­сить­ся к совет­ской вла­сти. Посла­ние это вызва­ло неод­но­знач­ные оцен­ки и в Рос­сии, и в эми­грант­ской сре­де. В 1943 году, в пере­лом­ный момент Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, пра­ви­тель­ством было при­ня­то реше­ние о вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства, и на Помест­ном Собо­ре Сер­гий был избран Пат­ри­ар­хом. Зани­мал актив­ную пат­ри­о­ти­че­скую пози­цию, при­зы­вал всех пра­во­слав­ных неустан­но молить­ся о побе­де, орга­ни­зо­вал сбор средств для помо­щи армии.

Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси (Симанский Сергей Владимирович)Алек­сий I (Симан­ский Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич) (1877–1970) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Родил­ся в Москве, окон­чил юри­ди­че­ский факуль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та и Мос­ков­скую духов­ную ака­де­мию. Епи­скоп с 1913 года, во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны слу­жил в Ленин­гра­де, в 1945 году на Помест­ном Собо­ре избран Патриархом.

Пимен, Патриарх Московский и всея Руси (Извеков Сергей Михайлович)Пимен (Изве­ков Сер­гей Михай­ло­вич) (1910–1990) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси с 1971 г. Участ­ник Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. За испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры под­вер­гал­ся пре­сле­до­ва­ни­ям. Два­жды (до вой­ны и после вой­ны) нахо­дил­ся в заклю­че­нии. Архи­ерей с 1957 года. Похо­ро­нен в крип­те (под­зем­ной часовне) Успен­ско­го собо­ра Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой лавры.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович)Алек­сий II (Риди­гер Алек­сей Михай­ло­вич) (1929–2008) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Окон­чил Ленин­град­скую духов­ную ака­де­мию. Епи­скоп с 1961 года, с 1986 года – мит­ро­по­лит Ленин­град­ский и Нов­го­род­ский, в 1990 году на Помест­ном Собо­ре избран Пат­ри­ар­хом. Почет­ный член мно­гих зару­беж­ных духов­ных академий.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович)Кирилл (Гун­дя­ев Вла­ди­мир Михай­ло­вич) (род. 1946) – Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Окон­чил Ленин­град­скую духов­ную ака­де­мию. В 1974 г. был назна­чен рек­то­ром Ленин­град­ской духов­ной ака­де­мии и семи­на­рии. Епи­скоп с 1976 года. В 1991 г. воз­ве­ден в сан мит­ро­по­ли­та. В янва­ре 2009 года на Помест­ном Собо­ре избран Патриархом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки