Ангелы и Архангелы

Классификация ангельских чинов согласно свмч. Дионисию Ареопагиту

Чин Описа­ние Празд­но­ва­ние В Св. Писании
1 Серафи­мы В пере­во­де «пла­ме­не­ю­щие», побуж­да­ют к люб­ви к Богу; (изобр. шестикрылыми). 8/21 нояб­ря Ис.6:2, 6
2 Херуви­мы «Мно­гое разу­ме­ние», чрез них нис­по­сы­ла­ет­ся про­све­ще­ние; (изобр. четырёхкрылыми). Евр. 9:5
3 Престо­лы Чрез них пре­иму­ще­ствен­но про­яв­ля­ет­ся пра­во­су­дие Божие; (изобр. в виде колёс со мно­же­ством глаз на ободьях). Кол. 1:16
4 Вла­сти Укроща­ют власть бесов­скую, отра­жа­ют искушения. Кол. 1:16
5 Господ­ства Ниспо­сы­ла­ют силу к муд­ро­му управ­ле­нию зем­ным властям. Кол. 1:16
6 Силы Укреп­ля­ют людей, дают бла­го­дать чудо­тво­ре­ний угод­ни­кам Божиим Еф. 1:21
7 Нача­ла Управ­ля­ют все­лен­ной, зако­на­ми при­ро­ды; охра­ня­ют наро­ды, страны. Кол. 1:16
8 Архан­ге­лы Являют­ся про­вод­ни­ка­ми откро­ве­ния Божия (подроб­нее см. таб­ли­цу ниже). 1Фес.4:16;
9 Анге­лы Пристав­ле­ны для хра­не­ния каж­до­го христианина. Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49; 18:10

 

Архан­ге­лы

1 Миха­ил Евр. «кто как Бог»; Архистра­тиг (вое­на­чаль­ник); на иконе попи­ра­ет нога­ми диа­во­ла, в левой руке дер­жит зеле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с белой хоруг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на кото­рой начер­тан черв­ле­ный крест. Постав­лен Богом над все­ми девя­тью Ангель­ски­ми чинами. 8/21 нояб­ря Иуд.1:9; Дан. 3:92–95
2 Гаври­ил «Сила Божия»; воз­ве­ща­ет людям вели­кие дела Божии; изо­бра­жа­ет­ся с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пресвя­той Деве, или со све­тя­щим­ся фона­рем в пра­вой руке и зер­ка­лом из яспи­са – в левой. 26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя. Лк.1:26; Дан. 8:16
3 Рафа­ил «Исцеле­ние Божие»; цели­тель, врач Божий; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим сосуд с цели­тель­ны­ми сна­до­бья­ми и веду­щим пра­вою рукою Товию, несу­ще­го рыбу. 8/21 нояб­ря Тов. 3:16; 12:15
4 Ури­ил «Свет, огнь Божий»; про­све­ща­ет людей и вос­пла­ме­ня­ет их серд­ца любо­вью к Богу; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в пра­вой руке обна­жён­ный меч на уровне гру­ди, а опу­щен­ной левой руке – пла­мень огненный. 3Езд. 5:20
5 Салафи­ил «Молит­вен­ник Божий»; изо­бра­жа­ет­ся с рука­ми, молит­вен­но сло­жен­ны­ми на груди. 3Езд. 5:16
6 Иегуди­ил «Славя­щий Бога»; покро­ви­тель мона­хов и тру­дя­щих­ся для сла­вы Божи­ей; изобр. дер­жа­щим в пра­вой руке золо­той венец, а в левой бич из трёх чёр­ных верё­вок с тре­мя кон­ца­ми (награ­да свя­тым и воз­да­я­ние грешникам). Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии
7 Варахи­ил «Благо­сло­ве­ние Божие»; пода­тель бла­го­сло­ве­ний и мило­сти Божи­ей; изобр. Несу­щим на гру­ди белые розы, как пред­ве­стие бла­жен­ства в Цар­ствии Небес­ном, либо розы на одежде. Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии
8 Иереми­ил «Высо­та Божия»; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в руке весы. 3Езд. 4:36

Ноябрь избран для празд­ни­ка Анге­лам пото­му, что он есть девя­тый от мар­та, кото­рый был неко­гда нача­лом года, а чис­ло девять соот­вет­ству­ет девя­ти чинам ангельским.

Анге­лы на ико­нах — набор сим­во­лов, кото­рые пере­да­ют нам не внеш­ний вид, а идею анге­лов как послан­ни­ков Божи­их, т.к. Анге­лы не име­ют мате­ри­аль­ной плоти:

  • Кры­лья — сим­вол быст­ро­ты и все проникновенности;
  • Посох — сим­вол посланничества;
  • Зер­ца­ло (сфе­ра в руке с изоб­ра­же­ни­ем кре­ста или аббре­ви­а­ту­ры име­ни Спа­си­те­ля) — сим­вол дара пред­ви­де­ния, кото­рым наде­лил Анге­лов Бог;
  • Торо­ки (раз­ви­ва­ю­щи­е­ся золо­тые «лен­ты» в воло­сах) — сим­вол осо­бо­го слы­ша­ния Бога и послу­ша­ния воле Его;
  • «Око» во лбу – сим­вол всевидения;
  • Облик пре­крас­но­го юно­ши — сим­вол совер­шен­ства. В Свя­щен­ном Писа­нии Анге­лы послан­ные Богом, как пра­ви­ло, явля­лись избран­ным людям в обра­зе пре­крас­ных, све­то­зар­ных юно­шей в белом облачении.

См. так­же:

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Михал­кин Илья, 11.11.2020

    как архан­гел постав­лен над сера­фи­ма­ми? неувя­зоч­ка какая то: “Евр. «кто как Бог»; Ар­хис­тра­тиг (вое­на­чаль­ник); на ико­не по­пи­ра­ет но­га­ми диа­во­ла, в ле­вой ру­ке дер­жит зе­ле­ную фи­ни­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с бе­лой хо­руг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на ко­то­рой на­чер­тан черв­ле­ный крест. Пос­тав­лен Бо­гом над все­ми де­вя­тью Ан­гель­ски­ми чи­на­ми.” Может он сам сера­фим? а архан­гел это в смыс­ле высший?

    Ответить »
    • Kirill, 12.11.2020

      Илья, доб­рый день! Во вре­ме­на пер­вых веков хри­сти­ан­ства и вплоть до позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья хри­сти­ан­ские бого­сло­вы раз­ра­бо­та­ли мно­же­ство схем Ангель­ских иерар­хий. Здесь пред­став­ле­на одна, наи­бо­лее извест­ная, из них.

      Ответить »
      • Нико­лай, 19.11.2020

        Ангель­ская иерар­хия созда­на Богом. Как бого­сло­вы (не смот­ря на всё моё ува­же­ние к ним) могут что-то в этом смыс­ле раз­ра­ба­ты­вать? Они мог­ли писать (пере­да­вать нам) толь­ко то, что полу­че­но в откро­ве­ни­ях от Бога (Духа Свя­та­го), или от анге­лов-послан­ни­ков Божи­их, или от дру­гих ранее жив­ших Свя­тых (от Бого­ро­ди­цы и про­чих), кото­рые тоже ино­гда явля­лись людям.

        А вопрос весь­ма инте­рест­ный. Вот дру­гой источ­ник здесь же на Азбу­ке: https://azbyka.ru/shemy/angely-devjat-chinov.shtml. Миха­ил ука­зан сре­ди архангелов.
        В ито­ге для меня вопрос по пре­жд­не­му открыт.
        Было бы непло­хо иметь ссыл­ки на первоисточники.

        Ответить »
        • Kirill, 20.11.2020

          А поче­му Вы исклю­ча­е­те лич­ное откро­ве­ние, про­све­ще­ние ума боже­ствен­ной бла­го­да­тью? Чело­век в хри­сти­ан­стве не маши­на, все­гда при­сут­ству­ет синер­гия меж­ду чело­ве­че­ским и боже­ствен­ным. Даже еван­ге­ли­сты — это не про­сто пере­дат­чи­ки информации.

          Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки