Пророки Ветхого Завета

 

Про­рок Вре­мя служения
(до Р.Х.).
Правитель.
Мис­сия пророка Духо­в­­но-нрав­ствен­­ные уроки
НОЙ Соглас­но Септу­а­гин­те Ной родил­ся в 1662 от Сотво­ре­ния мира. Нече­стие меж­ду людь­ми дошло до того, что из всех людей на зем­ле остал­ся вер­ным Богу толь­ко один пра­вед­ный Ной со сво­им семей­ством. Тогда Гос­подь опре­де­лил очи­стить зем­лю водою от погряз­ших в гре­хе наро­дов, а Ноя сохра­нить на зем­ле, для даль­ней­ше­го раз­мно­же­ния людей. Про­жил 950 лет. Челове­ку все­гда сле­ду­ет оста­вать­ся вер­ным Богу, быть пра­вед­ным и непо­роч­ным, в любых обсто­я­тель­ствах, даже если он живет в окру­же­нии раз­вра­щен­ных людей. Прояв­ле­ние непо­чте­ния к сво­е­му отцу есть тяж­кий грех.
АВРААМ Ориен­ти­ро­воч­но пери­од мож­но огра­ни­чить рам­ка­ми пер­вой поло­ви­ны II тыся­че­ле­тия до Р.Х.; Авра­ам жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х. Бог избрал пра­вед­но­го Авра­ама, что­бы сохра­нить истин­ную веру, через его потом­ство, для все­го чело­ве­че­ства. Благо­сло­ве­ние Авра­ама и завет с ним испол­ни­лись в Иису­се Христе. Вера в Бога есть не толь­ко вера в бытие Божие, но и лич­ное дове­рие Богу: Богу есть до меня дело; Он обра­ща­ет Свое сло­во и ко мне лич­но; я лич­но при­зван верить это­му сло­ву и пола­гать­ся на него. Истин­ная вера при­зна­ет Бога Тем, Кто Он есть; Бог зна­ет, что гово­рит – неле­по пола­гать, что Всебла­гой вво­дит нас в заблуж­де­ние или что Всеве­ду­щий чего-то не учел. Все что угод­но может ока­зать­ся заблуж­де­ни­ем, ложью и ошиб­кой, но сло­во Божие оста­ет­ся непо­ко­ле­би­мой истиной.
Когда Гос­подь спа­са­ет нас от гре­ха, нуж­но убе­гать от него, не огля­ды­вать­ся на него, т. е. не задер­жи­вать­ся и не жалеть о нем.
ИАКОВ XVIII-XVII века до Р.Х. Являет­ся родо­на­чаль­ни­ком 12 колен Израиле­вых. Сподо­бил­ся виде­ния таин­ствен­ной лест­ни­цы, соеди­няв­шей небо с зем­лею, про­об­ра­зо­вав­шей Божию Матерь. Если чело­век стре­мит­ся к Богу, в конеч­ном сче­те, он най­дет свой путь к Нему. Бед­ствия сле­ду­ет пере­но­сить с непо­ко­ле­би­мою вер­но­стью Богу, с твер­дым тер­пе­ни­ем и пре­дан­но­стью Промыс­лу Божие­му и с неиз­мен­ным упо­ва­ни­ем на Него во всех обсто­я­тель­ствах сво­ей жизни.
МОИСЕЙ XVI-ХV века до Р.Х.

Рам­зес II, Мер­нептах (еги­пет­ские фара­о­ны); пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го наро­да являл­ся сам Моисей.

Возгла­вил осво­бож­де­ние сво­е­го наро­да. Был чело­ве­ком, кото­ро­му Бог открыл тай­ны бытия: сотво­ре­ние мира и чело­ве­ка. При­нял от Бога Его Десять запо­ве­дей. Кро­ме того, Гос­подь дал Мои­сею и дру­гие зако­ны цер­ков­ные и граж­дан­ские. Пове­лел Он так­же устро­ить ски­нию. Силой Божи­ей Мои­сей тво­рил вели­кие зна­ме­ния и чудеса. Бог мило­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в вере и послу­ша­нии. Чело­век дол­жен оста­вать­ся вер­ным Богу при любых обсто­я­тель­ствах и не терять упо­ва­ния на Госпо­да. Идоло­по­клон­ство и мало­ве­рие явля­ют­ся тяж­ким гре­ха­ми про­тив Бога.
ИИСУС НАВИН ХV век до Р.Х.

Мои­сей; позд­нее Иисус Навин сам являл­ся пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го народа.

Являл­ся пред­во­ди­те­лем и вое­на­чаль­ни­ком еврей­ско­го наро­да в пери­од заво­е­ва­ния Ханаа­на. Через него Гос­подь явил вели­кие чуде­са. Во вре­мя одно­го сра­же­ния с непри­я­те­лем Иисус Навин по пове­ле­нию Божию про­дол­жил день, оста­но­вив солн­це до тех пор, пока не пора­зил вра­гов. Вве­дя еврей­ский народ в Зем­лю Обето­ван­ную после окон­ча­ния вой­ны, раз­де­лил ее меж­ду коле­на­ми израильскими. Гос­подь мило­стив к тем, кто име­ет страх Божий и слу­жит Ему в чисто­те и искренности.
САМУИЛ XI век до Р.Х.

Саул, Давид (1Цар. 9:17; 16:13)

Стал пре­ем­ни­ком свя­щен­ни­ка Илия. Пома­зал на цар­ство пер­вых еврей­ских царей – Сау­ла, а после – свя­то­го Давида. В слу­чае гре­хов­но­го паде­ния чело­век (народ) дол­жен при­не­сти Богу искрен­нее пока­я­ние и встать на путь исправления.
НАФАН XI век до Р.Х.

Давид, Соло­мон (1Пар. 29:29; 3Цар. 1:34)

Не допу­стил стро­и­тель­ство Дави­дом хра­ма; воз­ве­стил Дави­ду суд Божий за совер­шен­ные им пре­ступ­ле­ния; содей­ство­вал пома­за­нию Соломо­на на царство. Бог строг к тем, кто совер­ша­ет гре­хов­ное паде­ние, но мило­стив к тем, кто вста­ет на путь пока­я­ния и исправления.
ДАВИД XI‑Х века до Р.Х.

Саул; позд­нее сам Давид являл­ся правителем

Проро­че­ство­вал о Хри­сте. Пока­зал при­мер непо­ко­ле­би­мой веры в Бога, пока­зал при­мер истин­но­го пока­я­ния. Поко­рил Иеруса­лим и сде­лал его сто­ли­цею цар­ства еврей­ско­го. Поста­вил новую ски­нию и пере­нес в нее ков­чег завета. Бог мило­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в вере, кро­то­сти и послу­ша­нии. Бог про­ща­ет даже тяж­кий грех при усло­вии искрен­не­го пока­я­ния у грешника.
СОЛОМОН Х век до Р.Х.

Давид; позд­нее сам Соло­мон являл­ся правителем

Проро­че­ство­вал о Мес­сии. Постро­ил пер­вый иеру­са­лим­ский храм. Являл­ся самым муд­рым еврей­ским царем, одна­ко впал в идолопоклонство. Идоло­по­клон­ство есть тяж­кий грех про­тив Бога.
ИЛИЯ IX век до Р.Х.

Ахав Израиль­ский (3Цар.17:14Цар.2:11)

Был рев­ност­ным побор­ни­ком чисто­ты веры, гроз­ным обли­чи­те­лем идо­ло­по­клон­ства и вся­ко­го нече­стия. Совер­шил нема­ло чудес, был взят на Небо живым, являл­ся Хри­сту на горе Фавор, будет пред­те­чею вто­ро­го при­ше­ствия Спаси­те­ля на землю. Гос­подь мило­стив, Он не толь­ко гроз­ный кара­ю­щий Судия. Чело­век дол­жен оста­вать­ся вер­ным Богу при любых обсто­я­тель­ствах и не терять упо­ва­ния на Господа.
ЕЛИСЕЙ IX век до Р.Х.

Ахав, Охо­зия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израиль­ские (4Цар.2:1–9:1; 13:10–21)

Показы­вал, как необ­хо­ди­мо помо­гать нуж­да­ю­щим­ся. Бестре­пет­но гово­рил царям прав­ду, обли­чая их нече­стие и наклон­ность к идо­ло­по­клон­ству. С име­нем про­ро­ка свя­зы­ва­ет­ся мно­же­ство чудес. Богу нуж­но отво­дить пер­вое место в жиз­ни. Бог забо­тит­ся о повсе­днев­ных нуж­дах людей.
АВДИЙ (малый пророк) IX век до Р.Х.

Ахав Израиль­ский

Проро­че­ство­вал о пред­сто­я­щей гибе­ли Едо­ма; про­воз­ве­стил суд над все­ми наро­да­ми и обе­то­ва­ние о спа­се­нии Израиля. Гор­дость – один из наи­бо­лее опас­ных гре­хов, пото­му что она побуж­да­ет стре­мить­ся к вла­сти над дру­ги­ми. За этот грех чело­век (народ) не избе­жит Божи­его возмездия.
ИОНА (малый пророк) IX-VIII века до Р.Х.

Иерово­ам II Израильский

Проро­че­ство­вал о судь­бах изра­иль­ско­го наро­да, «при­ра­ще­ние» тер­ри­то­рии Израи­ля, стра­да­ни­ях Спаси­те­ля, запу­сте­нии Иеруса­ли­ма Преду­пре­дил Нине­вию, сто­ли­цу Асси­рии, о необ­хо­ди­мо­сти покаяния. Бог хочет, что­бы все наро­ды обра­ти­лись к Нему. Он любит все наро­ды и каж­до­го чело­ве­ка в отдельности.
ИОИЛЬ (малый пророк) VIII век до Р.Х.

Иоас Иудей­ский

Предска­зал о наступ­ле­нии все­об­ще­го суда и отда­лен­ных вре­ме­нах Мес­сии. Предска­зал о том, что Дух Свя­той изо­льет­ся на вся­кую плоть без раз­ли­чия пола, воз­рас­та и состояния. Бог судит все наро­ды за их гре­хи, а веч­ное спа­се­ние полу­ча­ет толь­ко тот, кто верит в Него. Нико­гда не сле­ду­ет падать духом, но нуж­но упо­вать на Господа.
АМОС (малый пророк) VIII век до Р.Х.

Иерово­ам II Израильский
(Ам.1:1)

Возве­щал при­бли­же­ние Суда Господ­ня. Обли­чал недо­стат­ки обще­ства: соци­аль­ную неспра­вед­ли­вость и нера­вен­ство, при­зы­вал к мило­сер­дию в отно­ше­нии бед­ных и уни­жен­ных. Избран­ни­че­ство Израи­ля пони­мал как высо­кую меру ответ­ствен­но­сти перед Богом. Вера в Бога – не толь­ко лич­ное дело. Бог при­зы­ва­ет всех веру­ю­щих бороть­ся с неспра­вед­ли­во­стью в обще­стве и помо­гать нуждающимся.
ОСИЯ (малый пророк) VIII век до Р.Х.

Иерово­ам II Израиль­ский (Ос.1:1)

Проро­че­ство­вал о Хри­сте. Обли­чая без­за­ко­ния изра­иль­тян, воз­ве­щал им вели­кие бед­ствия от ино­пле­мен­ни­ков и пере­се­ле­ние в плен асси­рий­ский. Предска­зал, что пре­кра­тит­ся вет­хо­за­вет­ное жерт­во­при­но­ше­ние и не будет Аароно­ва свя­щен­ства и что по всей зем­ле рас­про­стра­нит­ся истин­ное Богопознание. Когда чело­век гре­шит, он нару­ша­ет отно­ше­ния с Богом, пре­да­ет Его. Все отве­тят перед Богом за свои гре­хи, но те, кто про­сит у Него про­ще­ния, не будут осуждены.
МИХЕЙ (малый пророк) VIII век до Р.Х.

Иоафам, Ахаз, Езе­кия Иудей­ские (Мих. 1:1)

Предска­зы­вал паде­ние Север­но­го и Южно­го Царств. Это будет Божье нака­за­ние, пока­зы­ва­ю­щее, как Бог забо­тит­ся о Сво­ем наро­де. Объ­явил о пред­сто­я­щем рож­де­нии Мессии. Чело­век, живу­щий вда­ли от Бога, живет во гре­хе. Толь­ко Бог пока­зы­ва­ет людям путь к веч­но­му миру. Его нака­за­ние часто настав­ля­ет на путь истинный.
ИСАИЯ (вели­кий пророк) VIII-VII века до Р.Х.

Озия, Иоафам, Ахаз, Езе­кия и Манас­сия Иудей­ские (Ис. 1:1)

Проро­че­ство­вал о Мес­сии, Небес­ном Иеруса­ли­ме, еврей­ском и дру­гих наро­дах. Совер­шил ряд чудес. Бога невоз­мож­но постиг­нуть разу­мом. Ино­гда нам при­хо­дит­ся пере­не­сти нака­за­ние, что­бы мы вер­ну­лись к Богу. Каж­дый народ досто­ин вла­сти, кото­рая над ним. Судь­ба чело­ве­ка зави­сит от него само­го и опре­де­ля­ет­ся его поступ­ка­ми. Бога нуж­но чтить серд­цем, а не словами.
НАУМ (малый пророк) VIII-VII века до Р.Х.

Манас­сия Иудейский

Предска­зы­вал поги­бель Нине­вии, заслу­жив­шей такую участь сво­им идо­ло­по­клон­ством, осо­бен­но же раз­вра­том и кол­дов­ством, чрез кото­рое она пора­бо­ща­ла народы. Тех, кто совер­ша­ет зло и угне­та­ет дру­гих, одна­жды тоже постиг­нет пла­чев­ная участь.
СОФОНИЯ (малый пророк) VII век до Р.Х.

Иосия Иудей­ский (Соф. 1:1)

Проро­че­ство­вал о раз­ру­ше­нии Иудей­ско­го цар­ства, при­зы­вал к покаянию. Бог будет судить нас за непо­ви­но­ве­ние, но, если мы будем вер­ны Ему, Он про­явит к нам милость.
ИЕРЕМИЯ (вели­кий пророк) VII-VI века до Р.Х.

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехо­ния, Седе­кия Иудей­ские (Иер. 1:1–3)

Через про­ро­ка Иере­мию Бог ясно пред­ска­зал, что за свое нече­стие иудей­ский народ будет поко­рен и отве­ден в плен вави­ло­ня­на­ми, и что иудеи будут нахо­дить­ся в пле­ну семь­де­сят лет. Пла­кал о нече­стии сво­е­го наро­да на раз­ва­ли­нах Иеруса­ли­ма и про­дол­жал учить доб­ру остав­ших­ся жителей. Скор­би могут быть посы­ла­е­мы чело­ве­ку (наро­ду) как нака­за­ние за его гре­хи, за отступ­ни­че­ство от веры. Единствен­ным спо­со­бом изба­вить­ся от бед­ствия явля­ет­ся пока­я­ние, исправ­ле­ние и молит­ва к Богу. Покая­ние в без­нрав­ствен­ном мире про­сто необходимо.
АВВАКУМ (малый пророк) VII-VI века до Р.Х.

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехо­ния, Седе­кия Иудейские

Пред­рек раз­ру­ше­ние Иеруса­лим­ско­го хра­ма, Вавилон­ское пле­не­ние и воз­вра­ще­ние плен­ных на родину. Вме­сто того что­бы сомне­вать­ся в Божи­их путях, мы долж­ны пони­мать: Он совер­шен­но спра­вед­лив, и мы долж­ны верить, что Он руко­во­дит всем и одна­жды зло будет окон­ча­тель­но уничтожено.
ДАНИИЛ (вели­кий пророк) VII-VI века до Р.Х.

Навухо­до­но­сор II, Валта­сар, Дарий I, Кир II

Предска­зал близ­кие собы­тия и собы­тия дале­ко­го буду­ще­го, в том чис­ле созда­ние Рим­ской импе­рии, когда родит­ся Хри­стос – осно­ва­тель все­мир­но­го, веч­но­го цар­ства – свя­той Церк­ви. Предска­зал вре­мя рож­де­ния Спаси­те­ля, Его смерть, раз­ру­ше­ние Иеруса­лим­ско­го хра­ма и само­го горо­да, пре­кра­ще­ние вет­хо­за­вет­ных жертв. Нуж­но хра­нить веру в истин­но­го Бога, даже если пре­тер­пе­ва­ешь гоне­ния. Горде­цу сле­ду­ет сми­рять свое серд­це, что­бы не гне­вить Госпо­да. Нам сле­ду­ет думать не столь­ко о буду­щем, сколь­ко о том, как нам жить сей­час, что­бы не стать жерт­ва­ми буду­щих событий.
ИЕЗЕКИИЛЬ (вели­кий пророк) VII-VI века до Р.Х.

Навухо­до­но­сор II

Сподо­бил­ся виде­ния сла­вы Божи­ей. Проро­че­ство­вал о вос­кре­ше­нии из мерт­вых, Мес­сии, воз­об­нов­ле­ния бого­слу­же­ний в хра­ме. Так­же пред­ре­кал духо­в­­но-нрав­ствен­­ное паде­ние евре­ев, разо­ре­ние дру­гих народов. Бог вос­пи­ты­ва­ет Свой народ, что­бы люди ста­ли бли­же к Нему. Гос­подь жела­ет не гибе­ли без­за­кон­ни­ков, но их покаяния.
АГГЕЙ (малый про­рок) VI век до Р.Х.

Дарий I (1Ездр. 6:14)

Призы­вал народ к пока­я­нию. Обли­чал народ, забо­тя­щий­ся о сво­их жили­щах, а не о доме Божи­ем. Обли­чал высо­ко­ме­рие стро­и­те­лей вто­ро­го Иеруса­лим­ско­го хра­ма, пола­гав­ших, что рабо­та на свя­том месте уже дела­ет их святыми. На пер­вом месте в жиз­ни чело­ве­ка дол­жен быть Бог. Нечи­стое, кос­нув­шись чисто­го, не освящается.
ЗАХАРИЯ (малый про­рок) VI век до Р.Х.

Дарий I (Зах. 1:1)

Подроб­ные про­ро­че­ства о гря­ду­щем Мес­сии (буду­щее явля­ет­ся аре­ной ново­го мес­си­ан­ско­го века, но народ не дол­жен увле­кать­ся обман­чи­вой надеж­дой на Мес­сию, как на поли­ти­че­ско­го заво­е­ва­те­ля – для это­го про­рок воз­ве­ща­ет о Его стра­да­ни­ях на земле). День Госпо­день – это не толь­ко день гне­ва, но и день дол­го­ждан­но­го осво­бож­де­ния и радости.
МАЛАХИЯ (малый про­рок)* V век до Р.Х.

Нее­мия

Обли­чал народ за недо­ста­ток усер­дия в жерт­вах, свя­щен­ни­ков – за укло­не­ние от веры, угро­жал им судом Божи­им за поро­ки и бого­хуль­ство; в то же вре­мя про­ви­дел сла­ву вто­ро­го хра­ма и ясно пред­ска­зы­вал при­ше­ствие Мес­сии, явле­ние Предте­чи и гря­ду­щий Суд Божий. Служе­ние Богу долж­но сопро­вож­дать­ся обра­ще­ни­ем серд­ца. Жерт­вы Богу долж­ны совер­шать­ся с усер­ди­ем и благоговением.

*Одни свя­тые назы­ва­ли послед­ним Про­ро­ком Вет­хо­го Заве­та и пер­вым Про­ро­ком Ново­за­вет­ной Церк­ви Иоан­на Пред­те­чу, но вме­сте с тем, по мыс­ли дру­гих отцов, послед­ний про­рок Вет­хо­го Заве­та — Мала­хия, поэто­му они назы­ва­ли его «Печать Про­ро­ков». Ему же при­над­ле­жит послед­няя кни­га Вет­хо­го Заве­та. Иоанн Пред­те­ча — это не толь­ко про­рок, но и сви­де­тель, т.е. не гово­ря­щий по слу­ху уха и по вну­ше­нию серд­ца от Бога, но уже видя­щий Гос­по­да и гово­ря­щий, что видит: он уже сви­де­тель, от сло­ва «видеть». По сути, он совер­ша­ет осо­бое избран­ни­че­ское слу­же­ние, о кото­ром про­ро­че­ство­вал, в свою оче­редь, про­рок Мала­хия (Мал.3:1–2; 4:5–6). При этом Мала­хию цити­ро­вал Сам Спа­си­тель (Мф.11:10; 17:10–12; Мк.1:2; Лк.1:16–17 и др.).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Olga, 22.04.2021

    Спасибо,отличная ста­тья

    Ответить »
  • Тимо­фей, 13.11.2020

    Очень полез­ная ста­тья. Благодарю.

    Ответить »
  • ТАТЬЯНА Пав­лов­на, 03.08.2020

    ..СПАСИБО! Да помо­жет зна­ние про­чи­тан­но­го в жиз­ни ДЕЛАТЬ ДОБРО…

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки