Православие о внеземной жизни

Круглый стол «Православие о внеземной жизни»

Письмо

Здравствуйте, меня зовут Андрей, мне четырнадцать лет.

Недавно мне попал в руки номер вашего журнала, и я решил задать вам вопрос, который волнует меня уже довольно давно. Так случилось, что я с раннего возраста довольно много читал фантастики. Когда был маленький, то верил, что в фантастических книгах описано то, что есть на самом деле. Примерно как в Деда Мороза верят. Потом я вырос и теперь, в общем, понимаю, что в любой художественной литературе большая часть произведения выдумана автором.

Но ведь то, что событий, описанных в книгах, не было, не значит, что и жизни у других звезд, на других планетах, нет вовсе? По крайней мере, я так всегда считал. Как-то приятно думать, что где-то еще живут... ну, пусть не люди, но какие-то мыслящие существа, особенно если они настроены к нам дружески. И у них есть свои писатели, которые пишут фантастику, возможно про нас. Ну, в общем, я не могу сказать, что все время об этом думал, но просто мне верится, что так и есть. Но недавно я задумался: что же получается, что если я верю в существование где-то еще разумной жизни, то верить в Бога я никогда не смогу? Или одно – или другое?

Я не могу себя назвать человеком верующим, но я хотел бы разобраться для себя, понимаете? Я уже несколько лет интересуюсь православной верой, даже наверно я бы хотел верить так, как некоторые мои знакомые и друзья. Но вот такие какие-то вещи меня останавливают. Вы только не смейтесь, пожалуйста. Ведь как себя можно заставить верить во что-то? Или наоборот разувериться? То, что никто не видел никаких инопланетян, это ведь не доказательство их отсутствия. В конце концов, Бога тоже никто из моих знакомых не видел. Вы только не обижайтесь за такое сравнение. Я просто хочу сказать, что ну вот если я верю, что на других планетах у других солнц есть разумная жизнь, значит, мне в Бога верить нельзя?

Андрей Кузнецов, г. Санкт-Петербург

***

В письме нашего читателя затронута интересная и важная тема. Дело ведь не только и не столько в возможности существования внеземной жизни, сколько в серьезных проблемах, стоящих перед современным сознанием – как светским, там и церковным. И вот чтобы обсудить эти вопросы, мы и решили собраться в редакции «Фомы».

Нашими гостями стали диакон Михаил Першин, председатель комиссии молодежного отдела Русской Православной Церкви по духовно-нравственному просвещению, религиовед Юрий Максимов, преподаватель Московской Духовной Семинарии, и журналист Сергей Верейкин, бывший выпускающий редактор телепрограммы «Экстра НЛО». Вел наш «круглый стол» главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда, в дискуссии участвовали зам. главного редактора Владимир Гурболиков и литературный редактор «Фомы» Виталий Каплан. Получился обстоятельный разговор, который мы и предлагаем вашему вниманию.

Не стреляйте в мечту

Владимир Легойда

– Давайте сперва разберемся, действительно ли обсуждаемая тема – Православие и возможность внеземной жизни – столь актуальна? Вопрос этот для церковного сознания относительно новый, и пока что не очень понятно – действительно ли убеждение в существовании инопланетной жизни мешает кому-то прийти в Церковь?

Владимир Гурболиков

– На мой взгляд, тема актуальная. В массовом сознании существуют устойчивые стереотипы о том, как Церковь относится к чему-либо. Иногда эти стереотипы ложные, а иногда и верные. Бывает, что люди, даже не будучи «в предмете», интуитивно угадывают позицию Церкви. Но чаще всего – это некие догадки, основанные опять же на стереотипах. Один из таких стереотипов – это что Церковь с порога отметает все, что свойственно современному сознанию. И тогда проблема существования инопланетян становится для человека выбором «или-или». Или Церковь, или вера во внеземную жизнь. Дело в том, что человеку кажется, будто в Церкви его лишат возможности задавать вопрос «А если?» Человек хочет сохранить свободу мечты, свободу спрашивать. Наверное, именно этим вызваны такие письма.

Виталий Каплан

– Современная молодежь в значительной степени находится под воздействием массовой культуры. Это просто факт. А массовая культура включает в себя фантастику как неотъемлемый компонент. В книгах ли, в кино, в компьютерных играх... Но ведь внеземная жизнь – одна из центральных тем фантастики. Вот и получается, что молодой человек, который заинтересовался христианством, Церковью – он и в Церковь приходит с грузом своих представлений, навязанных ему современной культурой. И этот груз может ему помешать. Даже не сами представления, а боязнь с ними расстаться. Не надо думать, будто молодежь прямо-таки грезит мечтами о встрече с инопланетянами. Это может быть где-то очень глубоко запрятано. Но когда человеку кажется, будто это его достояние хотят у него отобрать, он тут же начинает возмущаться. Не столько инопланетян ему жалко, сколько своего права на мечту. Мне часто приходилось сталкиваться с такими молодыми людьми. Думаю, трагедии тут никакой нет. Спрашивают – значит, будем отвечать.

Юрий Максимов

– Я хочу напомнить: множество поколений верующих людей жили с убеждением, что существуют некие иные существа рядом с нами или далеко от нас. Люди верили, к примеру, что есть кентавры, или где-то рядом, или в каких-то других странах. Нужно помнить, каков был в то время уровень географического сознания. Для средневекового человека неведомые земли, населенные людьми с песьими головами были тем же самым, наверное, что для нас другие планеты с их обитателями. И не было тогда никакой проблемы – дескать, можно ли верить в кентавров, веря в Бога. И церковная традиция тоже относилась к этому достаточно спокойно. Мы знаем предание о том, что Св.Павел Фивейский общался с кентавром и кентавр просил его помолиться о его затухающем роде. Есть предание о том, как святой Колумб крестил эльфов. Существуют и другие предания – например, что один из людей с песьей головой даже был христианином и прославился. Такие предания не имели официального статуса, но среди простых людей они ходили. При этом люди умели разделять главное и второстепенное и второстепенное никогда не ставить перед главным. Поэтому нынешняя постановка вопроса – «или-или», кажется мне весьма надуманной.

Диакон Михаил Першин

– Я думаю, такие мысли детям, подросткам в голову приходят. Вот не так давно мы были с ребятами в Керчи, в скаутском лагере. Ночевали под звездным небом. И заходили разговоры о том, неужели мы одиноки во Вселенной? Понимаете, космос как огромное пустое пространство, уходящее в бесконечность – это же страшно. Интуитивно хочется его кем-то населить. Раньше, в античности, в средневековье, Земля понималась как смысловой центр Вселенной, а со времен Ньютона ей досталась роль песчинки в черной бесконечности. Психологически это трудно принять, вот и появляется фантастика, появляются представления о том, что космос населен самыми разными существами. И люди, еще не знакомые с церковным учением, еще не осознавшие, что не может быть никакого одиночества, раз есть любящий Бог – эти люди совершенно естественно цепляются за свои навеянные фантастикой представления. Я думаю, что когда человек приходит к вере, у него появляется множество разных вопросов. Но признание внеземной разумной жизни не является вопросом, препятствующим верить в Бога. Потому что Промысел Божий распространяется на всю Вселенную, на все миры.

Что говорит Церковь?

Владимир Легойда

– И все же многих из нас интересует официальная позиция Церкви по вопросу существования внеземной жизни, как разумной, так и неразумной. Есть ли такая позиция, озвучена ли она? А если ее нет, то почему? Если же сам вопрос поставлен некорректно, то давайте разберемся, в чем его некорректность.

Диакон Михаил Першин

– Церковь пока свою официальную позицию не выражала. По той простой причине, что сама проблема не стоит достаточно остро. Ведь нет какой-то внутрицерковной ереси, которая была бы завязана на тему инопланетян. Когда мы говорим о позиции Церкви, мы должны помнить, что ее позиция – это ответ на некий достаточно серьезный вызов. Вызова пока нет. Но в обсуждаемом вопросе есть и важные богословские аспекты, которых стоит коснуться.

Юрий Максимов

– Если говорить об официальной позиции Церкви, то она выражается ситуативно: когда возникает конкретная ситуация, когда есть проблема, которую надо решать. Тогда и выносится официальное решение. Но тот вопрос, который мы обсуждаем, не относится к реальным проблемам, это скорее игра ума, не слишком влияющая на жизнь. Поэтому глобальной, соборно выраженной позиции Церкви пока нет. А что же есть? Отвечая на какой-либо вопрос, Церковь основывается прежде всего на Священном Писании и Священном Предании Церкви. Попробуем с этими критериями подойти к вопросу о внеземной жизни. Что касается Священного Писания, то здесь мы ничего не найдем. Обратимся к Преданию. Уже в новейшее время мы можем найти несколько примеров того, как авторитетнейшие в Церкви люди, стяжавшие при жизни святость и впоследствии канонизированные, высказывались в том духе, что можно допустить наличие каких-то существ в иных мирах. Я имею в виду Св. Николая Японского, Св. пр. Иоанна Кронштадского, св. Луку (Войно-Ясенецкого). Но при этом подчеркивалось универсальное воздействие греха прародителей на всю Вселенную и один универсальный Спаситель, Господь наш Иисус Христос, который воплотился только на Земле, и это событие уникально. Предстоятелю нашей Церкви, Святейшему Патриарху Алексию II однажды напрямую задали тот самый вопрос, который мы сейчас обсуждаем. Он ответил: «Библия повествует о материальном мире как о геоцентричной системе. Там ничего не говорится о жизни на других планетах. Новозаветное учение о спасении человечества трудно совместить с гипотезой о множественности материальных миров. Сын Божий не мог воплотиться дважды. И это случилось именно в контексте земной истории». Можно считать это официальной позицией.

Богословие космоса

Владимир Легойда

– Тут говорилось, что существование внеземной жизни является серьезным вопросом для богословия. В чем же состоит этот вопрос?

Диакон Михаил Першин

– Давайте для начала четко обозначим проблему. Начну с того, что нужно разделять разные планы бытия. Есть материальный мир, есть духовная реальность. И в плане материального мира никакого богословского вопроса тут вообще нет. Проблема органической жизни на других планетах – это проблема науки, а не церковного разума. Наука вполне может говорить об инопланетной жизни как о результате каких-то процессов развития материи. Возможно, какие-то формы внеземной жизни существуют. Но если это и так, если и есть где-то марсианские лопухи, то это никак не затрагивает основ ни научного, ни религиозного мировоззрения.

Наконец, не стоит забывать и о том, что, строго говоря, внеземная жизнь уже существует: а космические корабли, а Луна, замусоренная прилунявшимся оборудованием, а Марс и Венера, усеянные исследовательской техникой? Скорее всего, вместе с земным железом туда попали и земные бактерии, споры, обломки ДНК. Они способны были там законсервироваться, для простейших это возможно. Но это... слишком банально и нефантастично, хотя и доказывает, что земная жизнь способна к экспансии, к заселению планет и спутников Солнечной системы. С другой стороны, это означает, что в принципе какие-то простейшие формы жизни, вроде вирусов и бактерий, могли когда-то появиться и там; на большее рассчитывать нельзя – условия не те. Но даже если они вдруг будут обнаружены, подобное открытие никоим образом не поставит христианство под вопрос.

Проблема заключается в другом. Допустим, мы говорим, что есть некие иные миры, в которых нет проблемы смерти, греха и проблемы страстей. Тогда, действительно, выходит явное противоречие с самими основами нашей веры.

Дело в том, что, согласно христианскому вероучению, грехопадение человека повлияло на весь материальный мир. Как пишет преподобный Симеон Богослов в 45-ом слове, после падения Адама земля отказалась его носить, воздухом оказалось невозможно дышать. Вся тварь (В христианском богословии слово тварь означает вообще всё, сотворенное Богом. – Прим. ред.) отвернулась от человека, который по Божьему замыслу был высшим творением, призванным оберегать и совершенствовать весь материальный мир. И для того, чтобы человек вообще был в состоянии выжить, Бог совлек свою благодать с тварного мира, и мир стал порождать «волчцы и терние», а человек стал смертным и т.д. Если падение человека – исходная точка человеческой истории – имеет космический масштаб, это означает, что все существующее в материальном мире, т.е. вся Вселенная, несет в себе печать падения. Это значит, что последствия грехопадения поразили не только человека. Если и есть какие-то иные миры, какие-то иные существа, то и там царит смерть. Следовательно, если предположить, что иные формы разумной жизни существуют, то и они тоже нуждаются в спасении.

Здесь возможны теоретически приемлемые варианты. Например, в своей фантастической повести «Пробуждение» Юрий Максимов предположил, что заселение космоса могло происходить с Земли (это красивая фантастическая схема). Какие-то народы в древности могли быть транспортированы на другие планеты. Как именно – неважно, мы же говорим о художественном произведении. Так вот, они с собой притащили в себе самих эту заразу грехопадения. И оказались в положении индейцев, которые только в XVI веке узнали, что Христос Воскрес. Либо вспомним аборигенов Австралии, к которым христианские миссионеры пришли вообще в конце XVIII века. Т.е. теоретически возможны какие-то такие острова разумной жизни, человеческой. С этой точки зрения, гипотетические гуманоиды – такие же люди, оказавшиеся в других каких-то сферах, в других галактиках и вселенных, в пространствах, отдаленных от Земли. И если туда действительно попадает земной космический корабль, то вопрос о спасении, о вечной жизни встает во всей своей полноте. Отец Александр Мень, когда его спрашивали о внеземной жизни, говорил, что вполне допускает ее существование, но если люди когда-то придут на эти планеты и встретятся там с разумными существами, то первое, что они должны будут сделать – это выяснить, знают ли те о Христе и о спасении. И если нет – то начать христианскую проповедь.

Владимир Легойда

– Я думаю, что человек, читающий текст нашей беседы, может задаться вопросом: «Ну, произошло грехопадение. Допустим, изменился человек и изменилась природа, поскольку он был высшим существом. Ну а космос-то тут при чем? При чем тут возможная внеземная жизнь? И почему из-за этого вся вселенная должна нести такое наказание?» Не создаем ли мы здесь новый стереотип – стереотип жестокого Бога, который из-за одного какого-то существа, из-за своего неудавшегося эксперимента покарал всех марсиан?

Юрий Максимов

– Недоумения и парадоксы возникают оттого, что люди по отдельности рассматривают христианское учение о грехе и учение о спасении. А в нормальном состоянии христианин, говоря о грехе, никогда не должен забывать о спасении. Благая весть христианства – это прежде всего весть о спасении, которое Господь даровал всем нам. И когда мы говорим о том, что гипотетические (а может, и реально существующие) марсианские бактерии страдают за грехи Адама, за грехи человечества, мы должны понимать, что и спасение, дарованное Господом человечеству, относится также и ко всему материальному миру – но именно через человека. И благодаря спасенному, преображенному человеку, быть может, спасутся те же инопланетные формы жизни, если они и впрямь существуют.

Диакон Михаил Першин

– Дело в том, что человек – это не эксперимент у Бога. И Бог, разумеется, не экспериментатор. Потому что экспериментатор неудавшийся эксперимент ставит заново. А человек, если обратиться к библейской картине мира, – это царь мироздания, это высшее существо. В частности, потому что он телесен. В силу этого он сопричастен к материальной жизни, и в силу этого встроен во время. И потому человеку дан дар творчества, он свободен и разумен. И в человеке, по представлению Церкви, все мироздание должно было восходить к Богу. Человек в себе соединяет духовный и материальный миры. И в его, Адама, общении с Богом, в его молитве благодать должна была нисходить на все горизонты, на все уровни бытия.

Но человек от Бога отпал. И поскольку он от Бога отпал, то в нем и весь мир оказался закупорен как пробкой, отлучен от Бога. До грехопадения в человеке все его силы, все данные ему Богом душевные, телесные, духовные способности, как пламя свечи, были устремлены к Богу. А после падения, когда человек от Бога отвернулся, в другую совершенно сторону пошел, все эти силы стали страстями, стали человека на части рвать. И стихии мира сего стали смертоносными стихиями. Именно так мы понимаем слова апостола Павла, что всякая тварь (в том числе и на Марсе плесень какая-нибудь) «мучается и стенает доныне, ожидая откровения Слова Божьего». И если мы говорим, что жестокий Бог наказал весь мир за грехопадение человека – значит, мы забыли о том, что человек – это не просто кусочек мироздания, а его центр, фокус. Человек – это единственный путь, которым весь мир может восходить к Богу.

И если (вспомним «Марсианские хроники» Брэдбери) на Марсе высадится миссионерский десант и там будет поставлен храм, то Марс этим церковным служением, этой молитвой будет освящаться и просто станет еще одной епархией.

«На все вопросы один-один ответ»?

Владимир Легойда

– Было бы слишком наивно думать, что на любой вопрос «А почему Бог так сделал?» найдется какой-нибудь богослов или корпус святых отцов, которые непременно дали бы ответ. Мне кажется, очень важно, задавая себе вопросы о Боге, помнить, что это прежде всего тайна. В Писании говорится, что «Мои пути – не ваши пути, и Мои мысли – не ваши мысли» (Ис.55:8). Скажем честно – есть вещи, которые нам непонятны. Которые никогда не будут понятны до конца. И пытаясь все же их понять, пытаясь найти доступные для нас ответы, мы тем самым антропоморфизируем Бога, рисуем Его по своему образу и подобию.

В чем, на мой взгляд, ошибочность такого подхода? В том, что Господь представляется этаким суперменом, сделавшим Вселенную. Совершенно очевидна особенность современного сознания: «Вот инопланетяне. Вот эксперимент. Вот здесь одних посадили, здесь – других. Там что-то не получилось – взяли да и вырубили свет во всем доме». Не нужно нам давать такую картину мироздания, пусть и с привлечением богословских терминов.

Диакон Михаил Першин

– Конечно, Бог непостижим. Но у этой непостижимости есть границы. Скажем, ей нельзя оправдывать зло. По слову преподобного Максима Исповедника, «Бог не может – грешить». Как пишет Иоанн Богослов, – единственный ученик, что стоял у Креста, – «Бог есть любовь». Но тут мгновенно встает вопрос о страдании. И чтобы ответить на него, нужно понимать, что такое грех. Мы должны понимать, что смерть и страдание – это лекарство. Вспомним Книгу Иова (Книга Иова является важной частью Ветхого Завета. Бог подвергает праведного Иова тяжелейшим испытаниям, тот проходит через отчаяние, через мучительные сомнения – но в итоге лишь укрепляется в вере). Иов потерял все, перенес совершенно жуткие вещи, весь гнил. И вот он задает Богу свои вопросы, очень жесткие, резкие. Но в ответ вдруг получает отповедь в виде вопросов: разве ты создал вселенную? Как ты можешь о ней судить? И тут, казалось бы, совершенно неожиданно, Иов говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя». Иов так принял незаслуженное им страдание, что в его сердце что-то произошло и он сумел постичь Бога совершенно иначе, нежели прежде.

Окончательный ответ Бога Иову был дан на Голгофе. Вот что на самом деле непостижимо: как далекий трансцендентный Абсолют вдруг рискнул стать Сыном Человеческим? Из этого факта вырастает все богословие христианства. Здесь корни христианской мистики постижения Непостижимого.

Владимир Легойда

– Я бы тоже хотел сказать по поводу Иова. Заметьте, он ведь не получил ответа на свои вопросы: почему он, праведник, страдает. И все-таки вполне удовлетворился тем дидактическим тоном, которым с ним говорит Бог. Почему? Мне кажется, потому, что мучил его в первую очередь не этот вопрос, а произошедшая в какой-то момент его вопрошаний потеря связи с Богом. Для современного человека вопрос: «Есть ли Бог?» нередко является отвлеченной философской проблемой, попыткой понять «есть там что-то или нет» (очень популярная сегодня позиция). Для Иова вера в Бога – не отвлеченная категория, а сама жизнь. Поэтому Иов и страдает. Поэтому потом и радуется, ощутив вновь связь с Богом: значит, есть смысл жизни, точнее, есть жизнь. Это важно понять: жизнь не просто немыслима без Бога, ее без Бога нет.

Это очень важно и для нас. Не страшно, если мы чего-то не понимаем в устройстве мироздания, если у нас нет ответов на какие-то наши интеллектуальные поиски. Страшно не найти Бога – и страшно потерять Его в своем сердце.

Юрий Максимов

– По-моему, Иов получил ответ от Бога, конкретный ответ, в котором и утешился. Но ответ этот был на другом уровне, не вербальном. В том ведь и был грех друзей Иова – они всё правильно говорили, но они говорили, то есть занимались интеллектуальными конструкциями, забывая о том, что рядом -- живой, страдающий человек. Понять и утешить страдание можно только через со-страдание. Человек страдающий сможет ощутить ответ, который дал Господь Иову, но именно ощутить, а не вычитать в виде какой-либо универсальной формулы.

Если же возвращаться к первому тезису, то необходимо помнить, что на вопрос о принципиально непостижимом могут быть разные уровни ответов. И святые отцы, говоря о непостижимости Бога, тем не менее давали ответы вопрошавшим. Поймите, мы не можем, не имеем права в ответ на любой вопрос говорить «это тайна». «Расскажите о Троице» – «Это тайна». «Расскажите о Боговоплощении» – «Это тайна». «Расскажите о спасении» – «Это тайна». Да, конечно, тайна – но, во-первых, и на таинственные вопросы возможно на упрощенных уровнях давать ответы, а во-вторых, у людей может возникнуть подозрение, что эти христиане сами не знают, во что веруют. А это не так.

Диакон Михаил Першин

– Я хотел бы добавить. Почему еще очень важно на вопросы отвечать? Потому что Церковь не боится вопросов. Православная традиция мощнее всего, что в этом мире есть. Поэтому любые вопросы можно ставить, над любыми вопросами можно думать и анализировать. И не надо их бояться.

Откуда растут инопланетяне?

Владимир Гурболиков

– Мы как-то вскользь коснулись вопроса о том, почему же современному человеку так дороги представления об инопланетной жизни. Ведь если это создает многим духовные проблемы при воцерковлении, если это волнует людей – значит, здесь, в этом вопросе, задеваются какие-то болевые точки современного массового сознания. И это может оказаться важным само по себе, вне связи с вопросом о том, действительно ли обитаем космос.

Владимир Легойда

– В советское время был такой стереотип, что религия есть вымышленный, иллюзорный мир – в отличие от реального мира, объективного, постигаемого средствами науки. Но именно в религиозном поиске человек как раз и вынужден отвечать на реальные вопросы, поставленные жизнью, и отвечать очень определенно. А вот увлеченность современного сознания темой инопланетян – это форма эскапизма, это уход от необходимости отвечать на то, что традиционно обозначается как «проклятые вопросы». Уход в такое вот красивое пространство интеллектуальных спекуляций. Можно мечтать о внеземном разуме, о добрых инопланетянах – и совершенно не замечать реальных жизненных проблем.

Диакон Михаил Першин

– Мне представляется, что незатухающий интерес к фантастике о внеземной жизни порожден проблемой одиночества. Почему человек думает о других мирах, об инопланетных цивилизациях? Потому что ему здесь тоскливо. Начиная с эпохи Просвещения мир для него стал пустым, утратил высший смысл. Жизнь, дар Божий, превратилась в «форму существования белковых тел». Человек перестал ощущать себя высшим творением Божиим, перестал понимать, зачем он живет. И ему скучно, его мучит метафизическая жажда. Он не хочет быть одинок. На место Бога в современной безрелигиозной цивилизации встают гипотетические инопланетяне. Добавим, что в XX веке к этой метафизической тоске добавилось и обыкновенное человеческое одиночество. Люди разобщены, горизонтальные социальные связи, особенно в крупных городах, разорваны. Каждый сам за себя... Вот и возникает мечта о друзьях с далеких звезд. И фантастика, чутко улавливая подобные настроения, пытается насытить эту тоску.

Виталий Каплан

– Здесь может проявляться не только потребность обрести друзей, но и просто жажда чего-то необычного, иного, выходящего за рамки обыденной жизни. Душа хочет чего-то «остренького». И в этом отношении пассивное убеждение в том, что там, у далеких звезд, живут разумные существа – это еще не самое худшее, в чем может проявиться жажда «остренького». Куда опаснее оккультные увлечения, столь распространенные сейчас во всем мире. К тому же не будем забывать, что проблема-то в основном касается подростков и молодежи, т.е. возраста, когда еще необходимы сказки. Но, стремясь казаться взрослыми, ребята, конечно же, не хотят называть вещи своими именами, называть сказку сказкой, фантазией. Вот и держатся за милую сердцу мечту, пытаясь обосновать ее какими-то рациональными аргументами.

Сергей Верейкин

– Человеку свойственно мечтать, надеяться на то, что существуют еще некие сферы, миры, куда его разум еще не проник, свойственно смотреть на звезды вместе с любимой и мечтать о том, что все хорошо, что где-то там тоже сидят влюбленные, которые также смотрят на нас. Это один уровень, как мне кажется, совершенно безобидный уровень мечтания. Совершенно иной уровень, когда на основе всего этого возникает более-менее массовая истерия, когда люди начинают на основе этого строить какие-то теории, когда мысли о других мирах, о других цивилизациях превращаются в фактически сектантские поиски зеленых человечков и прочих существ, которые, оказывается, где-то рядом существуют.

«То тарелками пугают, дескать, подлые, летают...»

Владимир Легойда

– Мы переходим здесь к очень серьезной теме. Серьезной, быть может, не в богословском, не в теоретическом смысле, а в смысле практическом. С темой внеземной жизни плотно связана и другая тема – завороженность массового сознания проблемой «НЛО», т.е. неопознанных летающих объектов. Считается, что эти феномены – проявления внеземной жизни. Оказывается, мол, что инопланетяне уже здесь, уже устанавливают с нами контакт. И десятки тысяч людей утверждают, что они – «контактеры», что через них инопланетяне говорят с человечеством. Существует множество энтузиастов, изучающих эти НЛО, появилась даже лженаука уфология (От американской аббревиатуры UFO – Unidentified Flying Objects – Прим. ред.), претендующая на статус настоящей науки. Все это очень серьезно, поскольку оборачивается большими человеческими трагедиями.

Владимир Гурболиков

– В этой связи я хочу напомнить об отце Серафиме (Роузе), знаменитом американском православном публицисте. Многие считают, что он был излишне резок, занимал крайнюю, непримиримую позицию. Но вот в вопросе об НЛО он показал пример очень здравого, четкого церковного подхода. Помешательство уфологией больше всего затронуло Штаты. Масса сверстников отца Серафима просто бредили этим. И возник вопрос об этих НЛО, о которых все кому не лень говорили. Как к ним относиться? Возник конкретный вопрос. Отец Серафим сразу занял очень простую позицию, как относиться: смотреть по делам. А в чем дела? Что данное явление приносит человеку? Его душе? Его совести? Давайте посмотрим, что приносит НЛО человеку.

Диакон Михаил Першин

– Почему возникает проблема? Утрачена научная парадигма, наш мир приходит к невежеству, в котором смешивается всё и вся. Блаватская, теософия и т.д. Действительно, как в песне Высоцкого, «то у вас собаки лают, то у вас руины говорят». Такая вот вселенская смазь, когда все алогично, иррационально, когда все возможно, какие-то космические иерархии, барабашки и т.п. И человек совершенно беспомощен перед ними. Вот летела тарелка, вот контактеры. Психиатрия скажет о двух проблемах, которые их мучают. Первая – что сообщают эти контактеры. Исходный тезис, что близится катастрофа. Не важно, экологическая, космическая, какая угодно... Словом, «ребята, у вас большие проблемы». Тезис второй. «Мы их решим». Третий тезис, который рано или поздно будет озвучен – это что именно он, контактер, призван донести эту светлую мысль до всего человечества. У контактера появляется ощущение собственного избранничества. Вся его жизнь – это ожидание следующего прилета. И вот здесь мы наблюдаем, как возникает мания, а может быть, и религиозные ожидания. Вот здесь мы видим, как эти контакты приводят человека в мир духовности. Но духовность бывает очень даже разная. Мы видим у контактеров прогрессирующую гордыню, приводящую к полному распаду психики.

Именно поэтому Церковь не по каким-то иным причинам, не из каких-то голословных соображений, а именно по клинике, по клинической картине говорит о том, что, ребята, осторожно, НЛО – это просто новая форма явления темной духовности в наш мир.

Сергей Верейкин

– Сейчас это общее безумие и истерия пошли на спад, только в отдельных своих проявлениях существуют. Но, тем не менее, имеет смысл говорить об этом.

В свое время, еще будучи студентом, я работал на телевидении и попал в редакцию, которая занималась несколькими программами, в том числе и программой «Экстра НЛО». Если помните, в 80-е годы одной из популярнейших была программа «НЛО – необъявленный визит». Я там где-то месяц в общей сложности просуществовал в качестве редактора, который готовил тексты к эфиру. Тем не менее, насмотрелся всякого. Во-первых, я увидел людей, которые всем этим занимаются. Я, конечно, не психиатр, но, на мой взгляд, они были явно нездоровы, к большому сожалению, потому что очень многие из них в каких-то других вопросах выглядели совершенно нормальными. Но для них возможность существования зеленых человечков или серых, или каких-то там еще (существует целая градация) стала смыслом жизни.

«Я вчера, – писала какая-нибудь Марья Ивановна, – копала грядки на огороде, и вдруг ко мне подошел серый человечек и сказал, что через два дня состоится контакт, я должна привести своего внука, потому что он избран для того, чтобы стать представителем человечества на межгалактическом конгрессе…» Конечно, с одной стороны, все это вызывает просто смех, хотя я, пожалуй, был единственным редактором в этой программе, который смеялся, потому что все остальные воспринимали это либо профессионально сухо и без какой-либо иронии, либо сами истово верили во все это. Но, с другой стороны, мне было жалко эту Марью Ивановну. Сколько же у нее пустоты было в голове, душе и сердце, что этот «контакт» стал единственной радостью ее существования, единственной надеждой в ее обыденной жизни. И для многих людей в результате этого увлечения приход к Православию был закрыт. Следующий их логичный шаг – это погружение к книги Блаватской, Даниила Андреева и т.д.

Диакон Михаил Першин

– Среди больных, поступающих в психиатрические клиники, можно выделить три категории: это жертвы сект, жертвы оккультных экспериментов и жертвы-контактеры. В этом смысле я бы не говорил, что все уфологи – это безумцы. Думаю, что среди них есть люди, которые просто что-то фиксируют, записывают, систематизируют материалы. Они сами не занимаются контактами, им просто интересно, что это такое как некий культурный феномен XX века. Именно благодаря таким людям, публикующим свидетельства очевидцев, мы знаем, что если человек молился, эти явления исчезают. Но речь идет не о молитве как магическом заклинании, а о серьезном обращении к Богу. Фактически это крик о помощи. Что еще раз доказывает, что здесь имеет место именно духовная реальность. И поэтому надо учиться различать, что к тебе пришло в гости и как с этим поступать, тем более что духовная реальность может приобретать любые формы, в том числе и материальные. Здесь необходима предельная осторожность и трезвость.

Владимир Легойда

– Мы ставим вопрос об НЛО не для того, чтобы создавалось впечатление, что любой НЛО – это однозначно бесовщина, проявление духовной реальности. Понятно, что здесь могут самые разные объяснения. Например, природные явления, которые люди наблюдают, но не могут сходу понять, что это такое. Это могут быть испытания секретного оружия, о которых никто не сообщает никогда. Другое дело контактерство. Тут вероятность бесовщины очень высока. Но и говоря о контактерстве, не будем забывать о психологических корнях этого явления. То, о чем мы уже говорили – утрата смысла жизни, метафизическая тоска...

Владимир Гурболиков

– Вновь напомню об иеромонахе Серафиме (Роузе). Для Америки он стал такой вот «скорой православной помощью». Что он фактически сказал? «Ребята, посмотрите, да, появляются тарелки, выходят зеленые человечки, они кого-то берут, с кем-то разговаривают... Посмотрите на результат. Во-первых – они кому-нибудь что-нибудь доброе, полезное сделали? Ничего. Второе. Они что-то исследуют. Что они исследуют, никто понять не может. Зачем они это делали? Они кому-нибудь объясняли? Не объясняли. Что с человеком после этого становилось? Он становился добрее, лучше? Нет. Более того – масса народу отправилась в психиатрические больницы.» То есть одни сошли с ума, другие потеряли веру, третьи стали говорить, что они избраны этими зелеными человечками для того, чтобы спасти Землю. Мания величия в совершенно дикой форме. Она в разной степени бывает. Мания величия бывает у монаха, у священника, у каждого. Любого человека она может поразить. Ее можно психиатрически, а можно по-церковному назвать: грех гордыни. Соответственно, отец Серафим говорит примерно так: «Что в итоге? Доказательств, что это летит из космоса, наука не дает никаких. В России раньше в ступе летала Баба Яга и т.д. Были разные виды летающей нечисти. И каждый раз оказывалось, что это именно нечисть. Так вот я вам говорю, что и по результатам деятельности, и по отсутствию реальной возможности научного исследования, и по типу самого появления – это самая обычная нечисть, какая здесь всегда существовала. Просто вы о ней забыли и увлеклись какими-то космическими мифами». Это отрезвляющая позиция. Это не позиция религиозного фанатика. Это позиция совершенно здорового человека.

Виталий Каплан

– Кстати, а почему нечисть принимает именно эти формы? Почему именно зеленые человечки, а не черти рогатые? Почему именно космические корабли, спасение вселенной и т.д.? Да потому что нечисть всегда приспосабливалась к текущему состоянию человеческой культуры, паразитировала на ней. В наше время совершенно бессмысленно являться к человеку в том виде, в каком она являлась в XV веке. Человек, который сейчас увидит черта с рогами, скорее всего, подумает, что он допился до зеленых чертиков. Современному человеку нечисть станет являться в том «имидже», который близок современному человеку. А в прошлом веке общепринятыми стали представления о летающих тарелках, о зеленых человечках, о внеземной жизни, об угрозе из космоса или, наоборот, о спасителях со звезд, которые придут решать все наши проблемы.

Что же мы видим сейчас? Постепенно интерес к космической экспансии спадает. Соответственно, спадает интерес к НЛО, контактерству... Появляется что-то новое. Можно уже сейчас задуматься о том, что же станет близким и привычным для человека через 20-30 лет. Мне кажется, что зеленые человечки, летающие на тарелках, – это имидж, уходящий в прошлое. Можно ожидать каких-то других вариантов. Например, связанных с виртуальными реальностями, компьютерными играми, искусственным интеллектом и т.п.

Владимир Легойда

– Мне бы не хотелось создавать впечатления, что, дескать, мы пугаем нашего читателя. Да, есть реальные угрозы, но мы знаем, как им противостоять. Мы ведь действительно не одиноки во вселенной – с нами Бог. И вспомним слова апостола Павла: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:37-39).

Диакон Михаил Першин

– А я бы еще добавил слова святого апостола Иоанна Богослова о том, что «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18). После Воскресения Христова нам ничего не надо бояться. Ни «тарелок», ни «зеленых человечков», ни «проклятых вопросов». А возвращаясь к нашей исходной теме, насчет инопланетной жизни, скажу так: это вопрос, по которому пока нет ясности. Но есть куда более важный вопрос: как спасти свою душу. И он никак не связан с тем, «есть ли жизнь на Марсе». Вот понимая это, можно уже двигаться дальше.

***

Основные версии объяснения НЛО

Первая версия – самая распространенная – что все это шарлатанство, а все факты, которые приводят энтузиасты-уфологи, просто подтасовка, обман мистификаторов и авантюристов, раздутые «желтой» прессой.

Вторая версия объясняет НЛО как следы испытания секретной военной техники или просто техногенной деятельности человека. Часто люди принимают за НЛО запуски ракет, вертолеты, аэростаты, следы метеорологических космических экспериментов и так далее. Эта версия замечательна тем, что она позволяет объяснить все, не давая никаких конкретных доказательств. См. книгу Павла Полуяна «Ликвидация НЛО»

Третья версия – что за НЛО принимаются какие-либо природные феномены: шаровая молния, метеориты, полярное сияние, преломление лучей света в атмосфере и т.д. Также привлекаются гипотезы из новейших областей физики, астрономии, биологии. (См. сайт «НЛО: инопланетные корабли или ошибки наблюдателей?» – там даются объяснения и других версий).

Четвертая версия – галлюцинации, искажения восприятия, самогипноз и т.д. Иллюзии могут быть вызваны необычными внешними условиями, обманом зрения и слуха или состоянием аффекта. Однако все наблюдаемые случаи НЛО галлюцинациями не объяснишь.

Пятая версия – что это действительно деятельность иного разума. Как правило, имеются в виду инопланетяне, реже – пришельцы из параллельных миров или люди из будущего, с помощью различных зондов изучающие нас, своих предков. Писатели фантасты многократно обыгрывали эту версию.

Шестая версия – религиозная. Она говорит о том, что большинство феноменов НЛО – это проявление демонических сил. Т. е. это наваждение, иллюзии, которую бесы наводят на людей. Известно немало случаев, когда свидетели появления НЛО молились – и «тарелки» тут же исчезали. См. книгу иеромонаха Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего»

МНЕНИЯ ОБ НЛО

«Многие из ныне публикуемых в популярной прессе достоверных рассказов об НЛО поразительно схожи с одержимостью демонами и психическими явлениями, давно знакомыми богословам и парапсихологам».
Линн Г. Кето. НЛО и близкая тематика: аннотированная библиография. Издание правительства США, Вашингтон, 1969.

«...Контакты с НЛО – не что иное, как современная форма оккультных феноменов, существовавших уже долгие века. Люди отступили от христианства и ждут «спасителей» из космоса; именно поэтому феномен и дает образы межпланетных кораблей и инопланетян».
«Православная литература дает много примеров явлений бесов, которые точно укладываются в схему НЛО: видения «телесных» существ и «осязаемых» предметов (самих ли бесов или их иллюзорных творений), которые мгновенно «материализуются» и «дематериализуются... И цель «неопознанных» объектов в таких контактах совершенно ясна: навести на свидетелей трепет и чувство «таинственности» и «дать доказательство» существования «более высоких форм разума»... и таким образом обеспечить веру тому «посланию», которое они хотят передать. ... Теория «гостей из космоса» – всего лишь один из предлогов, по которым они (бесы) пытаются внушить людям мысль о том, что «высшие существа» отныне собираются взять на себя будущую судьбу человечества».
иеромонах Серафим (Роуз)

Журнал «Фома» 2004 г.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka