Кто видел Бога?

Бога никто никогда не видел, но Единородный Сын, Которого обнимает Отец, – вот Кто нам Бога явил
(
Ин.1:18)


Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
(
Мф.5:8)

Бог присутствует всюду, но Его нельзя увидеть физическими глазами, потому что Бог есть Дух (Ин.4:24) и Его природа совершенно уникальна и не имеет аналогов в мире творений. При жизни, видение духовного мира недоступно большинству людей. Но рано или поздно, его увидит каждый человек.

Физическое и духовное зрение

Наряду с физическим, существует ещё и духовное зрение. Это не просто метафора. Святые, преодолевшие порабощающие зависимости и нечистые желания, видели Бога внутренним взором. Преподобный Симеон Новый Богослов писал: Те, кто видит мир только глазами тела, слепы. Им нужно открыть глаза души, чтобы разглядеть вечный Божественный свет.

Мы не видим глазами не только Бога

Невозможность ощутить что-то не означает, что этого не существует. Ведь мы не видим глазами не только Бога, но вполне реальные вещи, такие как электрический ток или мир субатомных частиц. Также мы не можем видеть мысли, чувства, совесть, любовь, хотя в их существовании никто не сомневается. Далеко не всю информацию мы получаем посредством зрения. Так, мы не видим тепло, запахи, звуки и вкус, но ощущаем их.

Икона – образ воплотившегося Бога

Святость, величие и сила Бога столь велики, что человеческий разум не может их постичь. Только став ближе к нам, Он становится доступным для восприятия. Тысячи людей видели воплощение Бога – Иисуса Христа. Их свидетельства остались в истории и вполне нам доступны.

Творец отражается в творении

Большая часть информации исходит от других людей. Изучая мировую историю, мы имеем дело со свидетельствами очевидцев тех или иных событий. Не обязательно видеть Бога воочию, можно ощутить присутствие Бога в Его творениях и почувствовать Его действенное участие в жизни мира. Астронавт Фрэнк Борман, впервые совершивший облёт Луны, говорил: Я был в космосе и Бога не видел. Однако всё время ощущал Его присутствие.

Познать Невидимого

Господь не требует от нас ничего, что бы противоречило разуму, нравственности и семейным ценностям, общественным обязательствам. Напротив, Он даёт нам жизненную цель и предлагает задуматься о наших мыслях, желаниях и поступках. Но мы вместо того, чтобы стремиться к познанию истины, как бы говорим Богу: Ты должен нам убедительно доказать, что Ты есть, а затем точно обозначить награду за наши усилия по самосовершенствованию. Только тогда мы начнём этот путь.

У нас есть достаточно доказательств, чтобы самостоятельно сделать выбор. Любовь и верность, которые Бог ожидает от нас, невозможны без свободного желания познать Творца и личного опыта общения с Ним. Доказательства в виде чудес и сверхъестественных явлений стали бы насилием над нашим сознанием и превратили нас в роботов, действующих по заранее заданной программе. Чтобы познать Бога и вступить в общение с Ним, нужно приложить усилия. Аргумент никто не видел часто служит лишь оправданием собственной пассивности.

Цитаты

В. Духанин, кандидат богословия

Неверие и познание Бога – противоположности. Когда неверующие говорят, что не видят Бога или не замечают Его проявлений в мире, они лишь описывают своё внутреннее состояние – духовную слепоту.

Во II веке н.э. к Феофилу Антиохийскому, защитнику христианской веры, обратился язычник Автолик и высокомерно потребовал: «Покажи мне твоего Бога!». Феофил ответил, что Бог открывается лишь способным видеть и слышать Его. А это зависит от состояния души человека, которая должна быть чистой, как зеркало. Ведь когда зеркало покрывается грязным налётом, оно не может отражать лиц. Так и человек, духовно не развитый и нравственно нечистый, не способен видеть Бога.

Замкнутость лишь на земных заботах лишает душу стремления к Богу, и вера становится чем-то недосягаемым. В современном мире у людей часто нет времени на размышления о высшем. Представьте, что рядом с вами играет скрипач и работает человек с отбойным молотком. Услышите ли вы прекрасную мелодию? Конечно же нет. Так и в жизни: спешка, суета, повседневные заботы заглушают голос Небесного Отца. Иные люди видят веру в жизни других, но в своём сердце её не чувствуют. Только тот, кто сможет остановить внутренний «отбойный молоток» гнева, жадности, зависти и всего того, что называется «страстями», услышит небесную мелодию и вступит в общение с Богом.

Каждый верующий человек хотя бы раз в жизни ощутил присутствие Бога. Это глубокое чувство убеждает его не только в реальности Творца, но и в Его близости и заботливом попечении. Подобное внутреннее переживание становится неоспоримым доказательством существования Бога.

Святитель Григорий Палама, XIV век

«Сила Духа открывается не телесным глазам, а внутреннему взору души, способному видеть Божьи дары. Поэтому мы называем душу умной, хотя она и превосходит разум. Мы призываем тех, кто слушает нас, не сводить духовные и таинственные энергии к материальным и телесным проявлениям. Такое часто происходит с теми, чей разум груб и не способен верить свидетельствам благочестивых мужей».

Святитель Игнатий (Брянчанинов), XIX век

«Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства, мы слагаем с себя нашу грубую оболочку – тело, и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе».

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka