10 мифов об инквизиции

Gremlin

Оглав­ле­ние

Виньетка

 

1. Инкви­зи­ция была в сред­не­ве­ко­вье

Инкви­зи­ция начи­на­лась в сред­не­ве­ко­вье. А рас­цвета своего достигла в про­слав­ля­е­мую гума­ни­стами эпоху Воз­рож­де­ния и бла­го­по­лучно про­цве­тала в период, назы­ва­е­мый оте­че­ствен­ными исто­ри­ками Новым Вре­ме­нем. “Молот ведьм” пере­из­да­вался в Англии в одно деся­ти­ле­тие с “Нача­лами” Нью­тона. Сожже­ния ведьм на кострах про­ис­хо­дили во вре­мена Воль­тера и Дидро, в эпоху “про­све­ще­ния” (конец 18 века). А послед­нее сожже­ние на костре ере­тика (еврея) по при­го­вору “суда веры” состо­я­лось в 1826 году (В это время Пушкин писал “Евге­ния Оне­гина”…)

2. Инкви­зи­ция — именно и только инкви­зи­ция зани­ма­лась охотой на ведьм

Неправда. Ведь­мов­ство нико­гда не счи­та­лось почтен­ным заня­тием. (Разу­ме­ется, там, где в ведьм верили.) До 16 века это пре­ступ­ле­ние нахо­ди­лось в веде­нии свет­ских судов. А после Рефор­ма­ции, когда в Гер­ма­нии ника­кой инкви­зи­ции и быть не могло — костры, на кото­рых сжи­гали ведьм, полы­хали с немень­шей силой, чем в като­ли­че­ской Испа­нии. Ну и вспом­ним, нако­нец, печально зна­ме­ни­тый Салем­ский про­цесс. Дело про­ис­хо­дило в Аме­рике. Где ника­кой инкви­зи­ции вообще нико­гда не было.

3. Инкви­зи­торы пытали несчаст­ных узни­ков с нече­ло­ве­че­ской жесто­ко­стью

Конечно, нам опи­са­ния орудий пыток кажутся чудо­вищ­ными. Но напрасно эти вещи ассо­ци­и­ру­ются у нас только и именно с инкви­зи­цией. Вряд ли инкви­зи­торы выду­мали хотя бы одну пытку — все это суще­ство­вало задолго до обра­зо­ва­ния инкви­зи­ции. При­ме­не­ние пыток в ходе судеб­ного след­ствия было нор­маль­ной и обыч­ной прак­ти­кой того вре­мени. Вопреки рас­про­стра­нен­ным пред­став­ле­ниям, вне Испа­нии у инкви­зи­ции доста­точно редко были свои тюрьмы, палачи и застенки. Обычно инкви­зи­торы поль­зо­ва­лись услу­гами мест­ных “муни­ци­паль­ных” или сеньор­ских тюрем­щи­ков и пала­чей. И вряд ли послед­ние для отцов-инкви­зи­то­ров ста­ра­лись больше, чем для свет­ских судей.

4. От рук инкви­зи­ции погибло неимо­вер­ное коли­че­ство чело­век

Бывает просто ложь, наглая ложь и ста­ти­стика. При­ве­ден­ная в неко­то­рых ате­и­сти­че­ских книж­ках “ста­ти­стика” жертв инкви­зи­ции выгля­дит впе­чат­ля­юще. Пока не срав­ни­вать эти цифры с дру­гими. Коли­че­ство каз­ни­мых по инкви­зи­ци­он­ным при­го­во­рам было на поря­док меньше, чем каз­ни­мых по при­го­во­рам свет­ских судов. А, к при­меру, коли­че­ство людей, за несколько лет павших жерт­вами “рево­лю­ци­он­ного тер­рора” во время Фран­цуз­ской рево­лю­ции, пре­вы­шает коли­че­ство жертв фран­цуз­ской инкви­зи­ции за все время ее суще­ство­ва­ния. Это не то чтобы оправ­да­ние инкви­зи­ции, но все позна­ется в срав­не­нии…

5. Все, кто имел несча­стье обра­тить на себя вни­ма­ние инкви­зи­то­ров, кон­чали жизнь на костре

Нет. Самыми рас­про­стра­нен­ными при­го­во­рами инкви­зи­ци­он­ного три­бу­нала были изгна­ние и кон­фис­ка­ция иму­ще­ства. Смерт­ная казнь при­ме­ня­лась только в край­них слу­чаях, обычно к про­по­вед­ни­кам ересей, кото­рые упор­ство­вали в своих заблуж­де­ниях.

6. “Молот Ведьм” — это книга, в кото­рой с чув­ством и смаком опи­саны ужас­ные пытки и казни, кото­рые инкви­зи­то­рам сле­до­вало при­ме­нять к несчаст­ным жерт­вам

Эта байка пошла с легкой руки бра­тьев Стру­гац­ких. На самом деле книга эта посвя­щена в основ­ном тео­ло­ги­че­ским и пра­во­вым аспек­там работы инкви­зи­тора. Пытки там, конечно, упо­ми­на­ются, поскольку они были неотъ­ем­ле­мой частью след­ствен­ного про­цесса, но ника­ких сла­до­страст­ных подроб­ных опи­са­ний про­цесса пыток вы там не най­дете.

7. Инкви­зи­торы сжи­гали греш­ни­ков на кострах, чтобы спасти их души

Сама по себе казнь душу каз­ни­мого никоим обра­зом не спа­сает, даже с точки зрения инкви­зи­тора. Да, прак­тика инкви­зи­ци­он­ных судов имела целью “рас­ка­я­ние через устра­ше­ние”, но соб­ственно казнь при­ме­ня­лась к нерас­ка­ян­ным ере­ти­кам и была не более чем нака­за­нием за ересь.

8. Инкви­зи­ция пре­сле­до­вала ученых и устра­и­вала гоне­ния на науку

Нет. Инкви­зи­ция бла­го­по­лучно суще­ство­вала бок о бок с уни­вер­си­те­тами. Жупел анти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ганды Джор­дано Бруно был казнен вовсе не за заня­тия наукой. Потому что наукой, в стро­гом смысле слова, он прак­ти­че­ски не зани­мался. По сути, он был скорее не ученым, а оккуль­ти­стом. Вряд ли учение о пере­се­ле­нии душ можно назвать науч­ной тео­рией. Подоб­ные рас­суж­де­ния, в соче­та­нии с цер­ков­ным саном (Бруно был мона­хом доми­ни­кан­ского ордена) и поли­ти­че­скими интри­гами, в кото­рых он при­ни­мал актив­ное уча­стие, и при­вели к столь тра­ги­че­скому концу. Кстати, именно после про­цесса Джор­дано Бруно инкви­зи­торы стали с подо­зре­нием отно­ситься к теории Копер­ника — уж больно хорошо Бруно увязал ее с раз­но­об­раз­ным анти­ре­ли­ги­оз­ным оккуль­тиз­мом.

Так что, кроме Гали­лея, ни одного дру­гого при­мера пре­сле­до­ва­ния ученых за науч­ные откры­тия и теории мне не известно.

9. Учение о том, что земля плос­кая и не вер­тится, было рели­ги­оз­ной док­три­ной и думать иначе счи­та­лось грехом

Нет. Автор гео­цен­три­че­ской кос­мо­го­нии Пто­ле­мей (в отли­чие от выше­упо­мя­ну­того Джор­дано Бруно) был ученым. Напри­мер, его иссле­до­ва­ния в обла­сти гео­мет­рии сферы акту­альны до сих пор, и несколько теорем из плос­кой и сфе­ри­че­ской гео­мет­рии и сейчас носит его имя. Кос­мо­го­ния Пто­ле­мея была науч­ной тео­рией своего вре­мени. Да, она полу­чила широ­кое рас­про­стра­не­ние и стала обще­при­ня­той. Но вовсе не потому, что опи­ра­лась на какие-то рели­ги­оз­ные док­трины. Если кто не знает — в Библии ни слова не ска­зано ни о форме земли, ни о тра­ек­то­риях дви­же­ния планет.

10. Автор данной статьи счи­тает, что инкви­зи­ция — это хорошо

Нет. Инкви­зи­ция — это плохо. Это очень плохо. Это даже гораздо хуже, чем вам кажется. Я считаю инкви­зи­цию одной из самых мрач­ных и постыд­ных стра­ниц не только в исто­рии Европы, но и в исто­рии чело­ве­че­ства вообще. При­чины такого моего отно­ше­ния нуж­да­ются в более деталь­ном и раз­вер­ну­том объ­яс­не­нии, кото­рое я наде­юсь дать в сле­ду­ю­щей статье, посвя­щен­ной этому вопросу.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки