Инквизиция

Инквизи́ция (от лат. inquisitio – розыск, рас­сле­до­ва­ние, след­ствие) – общее назва­ние орга­нов, дей­ство­вав­ших под эгидой римско-като­ли­че­ской церкви с начала XIII века, имев­ших зада­чей борьбу с рас­про­стра­не­нием ересей, рас­сле­до­ва­ние деяний, счи­тав­шихся в като­ли­че­ской церкви пре­ступ­ле­ни­ями против хри­сти­ан­ской веры и нрав­ствен­но­сти. При этом инкви­зи­ция осу­ществ­ляла лишь функ­цию след­ствия, смерт­ные при­го­воры осу­ществ­ляло госу­дар­ство.

inkvizicija - Инквизиция
Жан-Поль Лоран «Аги­та­тор Лан­ге­дока». 1887

Про­ис­хож­де­ние тер­мина «инкви­зи­ция»

Термин «inquisitio» был широко рас­про­стра­нён в пра­во­вой сфере ещё до XIII в. Он озна­чал выяс­не­ние обсто­я­тельств дела, рас­сле­до­ва­ние, кото­рое обычно совер­ша­лось путём допро­сов, часто с при­ме­не­нием пыток.

Руко­вод­ство­ва­лись ли инкви­зи­торы в своей дея­тель­но­сти Свя­щен­ным Писа­нием?

Исто­рия хри­сти­ан­ства содер­жит мно­же­ство при­ме­ров нару­ше­ния веро- и нра­во­уче­ния Церкви, ложных интер­пре­та­ций Боже­ствен­ных пове­ле­ний. О ложном пони­ма­нии ряда цер­ков­ных вопро­сов гово­ри­лось уже на Иеру­са­лим­ском Соборе, упо­ми­на­е­мом в 15 главе Книги Деяний Святых Апо­сто­лов, а также мы знаем случаи, когда апо­стол Павел защи­щал соб­ствен­ное апо­столь­ское слу­же­ние, убеж­дал хри­стиан опа­саться ложных пас­ты­рей или чего-либо про­ти­во­ре­ча­щего тому, что про­по­ве­до­вал он. Ана­ло­гич­ные при­зывы содер­жатся в посла­ниях апо­стола Иоанна, а также в Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова. Такого рода случаи нередко про­ис­хо­дили и во вре­мена Сред­не­ве­ко­вья. Рим­ская цер­ковь, отсту­пив­шая от истин­ного учения Единой, Святой, Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви, отпав от неё, стре­ми­лась, тем не менее, бороться со злост­ными, как ей пред­став­ля­лось, нару­ше­ни­ями цер­ков­ных дог­ма­тов, зако­нов и устоев. Борясь, офи­ци­ально, с такого рода нару­ше­ни­ями, органы инкви­зи­ции нередко сами пре­сту­пали законы, нормы хри­сти­ан­ства.  

Какова была глав­ная задача инкви­зи­то­ров по отно­ше­нию к подо­зре­ва­е­мым в нару­ше­ниях, с кото­рыми она была при­звана бороться?

Основ­ной зада­чей инкви­зи­ции явля­лось опре­де­ле­ние, явля­ется ли обви­ня­е­мый винов­ным в ереси или в других пре­ступ­ле­ниях, под­ле­жа­щих рас­смот­ре­нию орга­нами инкви­зи­ции.

Инкви­зи­ция суще­ство­вала только в Сред­ние века?

Инкви­зи­ция суще­ство­вала не только в Сред­не­ве­ко­вье, но и в Новое Время, на кото­рое при­шёлся её рас­цвет. В Европе она про­су­ще­ство­вала до второй поло­вины XVIII – начала XIX вв., в неко­то­рых слу­чаях до сере­дины XIX в., в Риме же – до 1908 г., когда была пере­име­но­вана в «Кон­гре­га­цию свя­щен­ного суди­лища» (свя­щен­ной кан­це­ля­рии), кото­рая впо­след­ствии была пре­об­ра­зо­вана в «Кон­гре­га­цию док­трины веры».
Инсти­тут инкви­зи­то­ров, учре­жден­ный в России при Петре I, не идет в срав­не­ние с инкви­зи­цией, дей­ство­вав­ший в като­ли­че­ской Европе. Обя­зан­но­сти инкви­зи­то­ров состо­яли тогда, глав­ным обра­зом, в наблю­де­нии за тем, чтобы каждый чин испол­нял свои задачи, в доне­се­нии о пре­ступ­ле­ниях и прежде всего в наблю­де­нии за рас­коль­ни­ками. Во главе инкви­зи­то­ров были постав­лены два про­то­ин­кви­зи­тора. Однако этот инсти­тут не нашел себе широ­кой под­держки и мас­со­вого сочув­ствия ни в среде духо­вен­ства, ни среди свет­ской власти. Его дея­тель­ность была пре­кра­щена при Ека­те­рине I.

Кто такой Вели­кий инкви­зи­тор?

Вели­кий инкви­зи­тор – глав­ный инкви­зи­тор. Нередко так, в особом зна­че­нии, назы­вают Томаса де Торкве­маду (XV век), пер­вого вели­кого инкви­зи­тора Касти­лии и Ара­гона, актив­ного сто­рон­ника пре­сле­до­ва­ния мавров и евреев в Испа­нии. Его — небез­осно­ва­тельно — счи­тают твор­цом и идео­ло­гом испан­ской инкви­зи­ции.

Кроме того, «Вели­кий инкви­зи­тор» – притча, рас­ска­зан­ная одним из пер­со­на­жей романа Ф. М. Досто­ев­ского «Братья Кара­ма­зовы». Эта притча пред­став­ляет собой алле­го­ри­че­ский рас­сказ Ивана Кара­ма­зова, адре­со­ван­ный брату, Алёше Кара­ма­зову, затра­ги­ва­ю­щий важные вопросы из обла­сти хри­сти­ан­ской веры и нрав­ствен­но­сти.

Каково коли­че­ство жертв инкви­зи­ции?

На сего­дняш­ний день вопрос не только о точном, но даже и о при­бли­зи­тель­ном коли­че­стве жертв инкви­зи­ции явля­ется откры­тым. Раз­ница в оцен­ках ученых по этому поводу явля­ется суще­ствен­ной. Один из аргу­мен­тов иссле­до­ва­те­лей данной тема­тики, ука­зы­ва­ю­щих на то, что мнение об огром­ном коли­че­стве жертв инкви­зи­ции явля­ется ложным, сво­дится к доводу, что каз­нили ере­ти­ков не инкви­зи­торы, а граж­дан­ские власти. Им про­ти­во­по­став­ляют довод о том, что поскольку казни над людьми, чьи «пре­ступ­ле­ния» рас­смат­ри­вали инкви­зи­ци­он­ные органы, совер­ша­лись по вер­дик­там инкви­зи­то­ров, далеко не всегда спра­вед­ли­вым, постольку, по край­ней мере, доля ответ­ствен­но­сти за эти казни лежит и на инкви­зи­ции. В конце 1990‑х – начале 2000‑х годов комис­сия ученых, как при­над­ле­жа­щих, так и не при­над­ле­жа­щих к като­ли­че­ской церкви, шесть лет изу­чала архив­ные доку­менты. В итоге на свет появился объ­е­ми­стый том с подроб­ными ста­ти­сти­че­скими выклад­ками. Из них сле­дует, что, ужасы инкви­зи­ции сильно пре­уве­ли­чены; что, напри­мер, вели­кий инкви­зи­тор Томас Торкве­мада в конце XV века сжег в Испа­нии не мил­ли­оны, как часто думают, а около 2 тысяч чело­век; с 1540 по 1700 год испан­ская инкви­зи­ция пре­сле­до­вала по обви­не­нию в ереси 44 тысячи чело­век, из кото­рых пошли на костер около 2%. Насколько полно эта комис­сия изу­чила сохра­нив­ши­еся архивы и насколько точно пред­став­лен­ные в них данные о жерт­вах инкви­зи­ции соот­вет­ствуют дей­стви­тель­но­сти – другой вопрос.

Сле­дует заме­тить, что в зна­чи­тель­ном коли­че­стве слу­чаев пред­ста­ви­тели инкви­зи­ции тре­бо­вали от обви­ня­е­мых пока­я­ния разных сте­пе­ней стро­го­сти. К при­меру, Гали­лей, по неко­то­рым све­де­ниям, полу­чил два нака­за­ния: читать еже­дневно 8 псал­мов; про­во­дить три месяца в году (самые жаркие) в летней рези­ден­ции гер­цо­гов Милан­ских.

Как совре­мен­ная римско-като­ли­че­ская цер­ковь отно­сится к дея­тель­но­сти сред­не­ве­ко­вой или более позд­ней инкви­зи­ции?

В 2000 году Иоанн Павел II принес пуб­лич­ные изви­не­ния за про­шлые ошибки и пре­гре­ше­ния людей като­ли­че­ской церкви. Пон­ти­фик выра­зил сожа­ле­ние по поводу, как он выра­зился, нехри­сти­ан­ских поступ­ков, совер­шен­ных ей во имя веры.

Можно ли про­во­дить срав­ни­тель­ные парал­лели в дей­ствиях пра­во­сла­вия и като­ли­цизма по отно­ше­нию к ере­ти­кам?

Несмотря на стрем­ле­ния защит­ни­ков инкви­зи­ции дока­зать, что она не яви­лась пре­ступ­ным ново­вве­де­нием, пере­ги­бом в сфере поли­тики Запад­ной Церкви, но вос­хо­дит кор­нями к ранним векам суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства, этот довод не имеет дей­стви­тель­ной почвы, как не имеет фак­ти­че­ских осно­ва­ний и то утвер­жде­ние идео­ло­гов, что во вре­мена суще­ство­ва­ния инкви­зи­ции на като­ли­че­ском Западе, она суще­ство­вала и на пра­во­слав­ном Востоке. Под­черк­нем, что в ран­не­хри­сти­ан­ские вре­мена Цер­ковь не зани­ма­лась насиль­ствен­ным при­нуж­де­нием масс к при­ня­тию веры во Христа. Напро­тив, Цер­ковь сама была гонима со сто­роны ино­вер­цев – иудеев и языч­ни­ков. Это с одной сто­роны, а с другой, при­ме­нять к тем лицам, кото­рые не испо­ве­дуют учения Хри­стова, звер­ские истя­за­ния и пытки – разве когда-нибудь Все­лен­ская Цер­ковь этому учила?

Отно­ше­ние Пра­во­слав­ной Церкви к ере­ти­кам было прин­ци­пи­ально отлич­ным от того отно­ше­ния, кото­рое про­яв­ляла к ним Запад­ная инкви­зи­ция. Это отли­чие усмат­ри­ва­ется с несколь­ких сторон.

  • Пра­во­слав­ная Цер­ковь, отда­вая себе отчёт в том, что хри­сти­ан­ство – рели­гия любви (Мф.22:37-39), предо­став­ляла ере­ти­кам право и дей­стви­тель­ную воз­мож­ность отка­заться от своих заблуж­де­ний, при­не­сти пока­я­ние, вос­со­еди­ниться с Богом и Его Цер­ко­вью. В случае неже­ла­ния ере­ти­ков при­зна­вать за собой заблуж­де­ния, они сами отлу­чали себя от Собра­ния верных; Цер­ков­ный же суд ана­фе­мат­ствуя их, по сути, лишь кон­ста­ти­ро­вал и пуб­лично вскры­вал факт их отступ­ни­че­ства.
  • Пра­во­слав­ная Цер­ковь, рас­про­стра­няя Еван­гель­скую про­по­ведь и утвер­ждая веру, про­яв­ляла тер­пе­ние к несо­глас­ным, избе­гала чрез­мер­ной жесто­ко­сти. Встре­ча­лись, конечно, в исто­рии Пра­во­слав­ной Церкви и такие эпи­зоды, за кото­рые впо­след­ствии при­хо­ди­лось оправ­ды­ваться. Но они не явля­лись след­ствием реше­ния пол­ноты Церкви, были вызваны част­ными обсто­я­тель­ствами и не могут исполь­зо­ваться в каче­стве упрека, адре­со­ван­ного Церкви как тако­вой.
  • Инкви­зи­ция же ста­вила жесто­кость на поток. Не секрет, что инкви­зи­торы в общем обла­дали широ­кими пол­но­мо­чи­ями, хорошо раз­ви­той систе­мой доно­си­тель­ства, розыска, допро­сов и пыток. При этом нахо­ди­лось немало фана­ти­ков, усмат­ри­вав­ших в этой чудо­вищ­ной дико­сти Божье бла­го­во­ле­ние.
  • В Пра­во­слав­ной Церкви поня­тие «ересь» четко отде­ля­ется от других поня­тий, свя­зан­ных с переч­нем нару­ше­ний цер­ков­ного бла­го­чи­ния. Ере­ти­ками име­ну­ются лишь те, кто осо­знанно и упорно сопро­тив­ля­ются (сопро­тив­ля­лись) Истине, нару­шая и попи­рая цер­ков­ные дог­маты.
  • Инкви­зи­ция же раз­мы­вала это поня­тие, как ей было удобно. Так, обви­не­ние в ереси могло быть предъ­яв­лено самому широ­кому кругу ина­ко­мыс­ля­щих. По боль­шому счёту про­ти­во­ре­чие папе, как особой сакраль­ной фигуре, наде­лен­ной особым сакраль­ным авто­ри­те­том, могло навлечь обви­не­ние в ереси даже и тогда, когда речь не шла о прямом нару­ше­нии дог­ма­ти­че­ских истин.
  • К сожа­ле­нию, рас­правы над ина­ко­мыс­ля­щими (не ере­ти­ками) чини­лись и от лица Пра­во­слав­ной Церкви (вспом­ним хотя бы рас­праву над пре­по­доб­ным Мак­си­мом Испо­вед­ни­ком, святым папой Мар­ти­ном). Но всё же такие бес­чин­ства осу­ществ­ля­лись руками отдель­ных зарвав­шихся иерар­хов, или же зарвав­шейся толпой, и не полу­чали обще­цер­ков­ного одоб­ре­ния.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки