Инквизиция

( Инквизиция 3 голоса: 5 из 5 )

 

Инквизи́ция — общее название органов, действовавших под эгидой Римо-Католической Церкви с начала XIII века, имевших формальной задачей борьбу с распространением ересей; розыск, суд и наказание еретиков, а реальной — защиту власти и усиление господства Западной Церкви, борьбу с инакомыслием и оппозицией.

Можно ли проводить сравнительные параллели в действиях Восточной и Западной Церквей по отношению к еретикам?

Несмотря на стремления защитников инквизиции доказать, что она не явилась логическим следствием политики Западной Церкви, но восходит корнями к ранним векам существования христианства, этот довод не имеет действительной почвы, как не имеет фактических оснований и то утверждение идеологов, что во времена существования инквизиции на Католическом Западе, она существовала и на Православном Востоке (хотя и в другой форме).

Отношение Православной Церкви к еретикам было принципиально отличным от того отношения, которое проявляла к ним Западная инквизиция. Это отличие усматривается с нескольких сторон.

— Православная Церковь, отдавая себе отчёт в том, что христианство — религия любви (Мф.22:37-39), всегда предоставляла еретикам право и действительную возможность отказаться от своих заблуждений, принести покаяние, воссоединиться с Богом и Его Церковью. В случае нежелания еретиков признавать за собой заблуждения, они сами отлучали себя от Собрания верных; Церковный же суд анафематствуя их, по сути лишь констатировал и публично вскрывал факт их отступничества.

Католические же власти, поддерживавшие инквизицию, относились к разыскиваемым и судимым не столько как к несчастным, нуждавшимся в братской и отеческой помощи, сколько как к оппозиции, угрожавшей авторитету папского престола, иерархической власти и её благополучию. Инквизиторы, производя массовые расправы над инакомыслящими, хотя и декларировали принцип любви, в действительности же реализовывали политику ненависти.

— Православная Церковь, распространяя Евангельскую проповедь и утверждая веру, проявляла терпение к несогласным, избегала чрезмерной жестокости. Встречались, конечно, в истории Православной Церкви и такие эпизоды, за которые впоследствии приходилось оправдываться. Но они не являлись следствием решения полноты Церкви, были вызваны частными обстоятельствами и не могут использоваться в качестве упрека, адресованного Церкви как таковой.

Инквизиция же ставила жестокость на поток. Не секрет, что инквизиторы в общем обладали широкими полномочиями, хорошо развитой системой доносительства, розыска, допросов и пыток. При этом находилось немало фанатиков, усматривавших в этой чудовищной дикости Божье благоволение. Сложно утверждать определенно, какое количество жертв было замучено в пыточных камерах, испепелено в «очищающих» кострах.

(Надо сказать, что современная историческая литература знает немало апологетов инквизиции, выгораживающих и минимизирующих ответственность Западной Церкви. То они утверждают, что инквизиция действовала непродолжительно, не повсеместно; то отрицают масштабы репрессий, массовость расправ; то стремятся переложить груз ответственности за изуверства на гражданские власти, а то и на сами жертвы: они-де вершили беззаконие, выказывали неуважение папе, чем и провоцировали кары).

— В Православной Церкви понятие «ересь» четко отделяется от других понятий, связанных с перечнем нарушений церковного благочиния. Еретиками именуются лишь те, кто осознанно и упорно сопротивляются (сопротивлялись) Истине, нарушая и попирая церковные догматы.

Инквизиция же размывала это понятие, как ей было удобно. Так обвинение в ереси могло быть предъявлено самому широкому кругу инакомыслящих. По большому счёту противоречие папе, как особой сакральной фигуре, наделенной особым сакральным авторитетом, могло навлечь обвинение в ереси даже и тогда, когда речь не шла о прямом нарушении догматических истин.

К сожалению, расправы над инакомыслящими (не еретиками) чинились и от лица Православной Церкви (вспомним хотя бы расправу над преподобным Максимом Исповедником, святым папой Мартином). Но всё же такие бесчинства осуществлялись руками отдельных зарвавшихся иерархов, или же зарвавшейся толпой, и не получали общецерковного одобрения

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru