Инквизиция

***

Инквизи́ция — общее назва­ние орга­нов, дей­ство­вав­ших под эгидой Римо-Като­ли­че­ской церкви с начала XIII века, имев­ших зада­чей борьбу с рас­про­стра­не­нием ересей. При этом инкви­зи­ция осу­ществ­ляла лишь функ­цию след­ствия, смерт­ные при­го­воры осу­ществ­ляло госу­дар­ство.

***

Можно ли проводить сравнительные параллели в действиях православия и католицизма по отношению к еретикам?

Несмотря на стрем­ле­ния защит­ни­ков инкви­зи­ции дока­зать, что она не яви­лась логи­че­ским след­ствием поли­тики Запад­ной Церкви, но вос­хо­дит кор­нями к ранним векам суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства, этот довод не имеет дей­стви­тель­ной почвы, как не имеет фак­ти­че­ских осно­ва­ний и то утвер­жде­ние идео­ло­гов, что во вре­мена суще­ство­ва­ния инкви­зи­ции на Като­ли­че­ском Западе, она суще­ство­вала и на Пра­во­слав­ном Востоке (хотя и в другой форме).

Отно­ше­ние Пра­во­слав­ной Церкви к ере­ти­кам было прин­ци­пи­ально отлич­ным от того отно­ше­ния, кото­рое про­яв­ляла к ним Запад­ная инкви­зи­ция. Это отли­чие усмат­ри­ва­ется с несколь­ких сторон.

  • Пра­во­слав­ная Цер­ковь, отда­вая себе отчёт в том, что хри­сти­ан­ство — рели­гия любви (Мф.22:37–39), предо­став­ляла ере­ти­кам право и дей­стви­тель­ную воз­мож­ность отка­заться от своих заблуж­де­ний, при­не­сти пока­я­ние, вос­со­еди­ниться с Богом и Его Цер­ко­вью. В случае неже­ла­ния ере­ти­ков при­зна­вать за собой заблуж­де­ния, они сами отлу­чали себя от Собра­ния верных; Цер­ков­ный же суд ана­фе­мат­ствуя их, по сути лишь кон­ста­ти­ро­вал и пуб­лично вскры­вал факт их отступ­ни­че­ства.
  • Пра­во­слав­ная Цер­ковь, рас­про­стра­няя Еван­гель­скую про­по­ведь и утвер­ждая веру, про­яв­ляла тер­пе­ние к несо­глас­ным, избе­гала чрез­мер­ной жесто­ко­сти. Встре­ча­лись, конечно, в исто­рии Пра­во­слав­ной Церкви и такие эпи­зоды, за кото­рые впо­след­ствии при­хо­ди­лось оправ­ды­ваться. Но они не явля­лись след­ствием реше­ния пол­ноты Церкви, были вызваны част­ными обсто­я­тель­ствами и не могут исполь­зо­ваться в каче­стве упрека, адре­со­ван­ного Церкви как тако­вой.
    Инкви­зи­ция же ста­вила жесто­кость на поток. Не секрет, что инкви­зи­торы в общем обла­дали широ­кими пол­но­мо­чи­ями, хорошо раз­ви­той систе­мой доно­си­тель­ства, розыска, допро­сов и пыток. При этом нахо­ди­лось немало фана­ти­ков, усмат­ри­вав­ших в этой чудо­вищ­ной дико­сти Божье бла­го­во­ле­ние. 
  • В Пра­во­слав­ной Церкви поня­тие «ересь» четко отде­ля­ется от других поня­тий, свя­зан­ных с переч­нем нару­ше­ний цер­ков­ного бла­го­чи­ния. Ере­ти­ками име­ну­ются лишь те, кто осо­знанно и упорно сопро­тив­ля­ются (сопро­тив­ля­лись) Истине, нару­шая и попи­рая цер­ков­ные дог­маты.
    Инкви­зи­ция же раз­мы­вала это поня­тие, как ей было удобно. Так обви­не­ние в ереси могло быть предъ­яв­лено самому широ­кому кругу ина­ко­мыс­ля­щих. По боль­шому счёту про­ти­во­ре­чие папе, как особой сакраль­ной фигуре, наде­лен­ной особым сакраль­ным авто­ри­те­том, могло навлечь обви­не­ние в ереси даже и тогда, когда речь не шла о прямом нару­ше­нии дог­ма­ти­че­ских истин.
    К сожа­ле­нию, рас­правы над ина­ко­мыс­ля­щими (не ере­ти­ками) чини­лись и от лица Пра­во­слав­ной Церкви (вспом­ним хотя бы рас­праву над пре­по­доб­ным Мак­си­мом Испо­вед­ни­ком, святым папой Мар­ти­ном). Но всё же такие бес­чин­ства осу­ществ­ля­лись руками отдель­ных зарвав­шихся иерар­хов, или же зарвав­шейся толпой, и не полу­чали обще­цер­ков­ного одоб­ре­ния.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки