Первосвященник

Литература по теме

Первосвяще́нник (2Пар.19:11) — глава и начальник священников в Иудейской церкви.

Какие обязанности исполнял первосвященник?

Исполнял роль руководителя священников, присматривал за деятельностью, осуществлявшуюся при Скинии, Храме, участвовал в жертвоприношениях; воскурял благовония (Исх.30:7); один раз в год, в День очищения,  входил с жертвенной кровью во святое святых (Лев.16); в особых случаях испрашивал волю Божью при посредстве урима и туммима (Лев.8:8); в некоторых случаях мог «ставить диагноз» больному (определять чистый-нечистый) (Лев.13:1-2); принимал участие  в религиозном просвещении еврейского народа (Лев.10:11) и пр.

Во время вавилонского плена обязанности первосвященника не исполнялись. В послепленный период институт первосвященства был восстановлен. Поскольку в то время в Израиле не было царей, постепенно авторитет и власть первосвященников стали возрастать. Впоследствии Хасмонеи, маккавейские цари-священники, объединяли власть царя и первосвященника в одном лице; это продолжалось до тех пор, пока Иудея сохраняла при них свою независимость. Во времена Иисуса первосвященник председательствовал в синедрионе и в политическом плане являлся верховным вождём народа, правда, подконтрольным оккупационным римским властям.

Где, главным образом, первосвященники совершали основные религиозно-обрядовые действия?

Первоначально в Скинии и при Скинии, в более поздние времена в Храме (в Первом, потом, по его разрушении и постройке Второго – во Втором) и на прихрамовой территории.

Какое обозначение, слово, напоминающее по смысловому значению греческое слово «Χριστός», применялось иудеями к первосвященникам?

К первосвященникам, как и к царям, применялось обозначение «машиах» (משיח, «помазанник», в русском адаптированном варианте: мессия), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем (Лев.4:3, 21:10 и др.).

Когда в Библии впервые упоминается священник – прообраз Первосвященника Христа?

В Библии в качестве такого священника впервые упоминается царь Салимский Мелхиседек (Быт.14:18): «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109:4; ср.: Евр.7:14-17).

Кто назначался на должность первосвященника?

Должность первосвященника давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. После Исхода евреев из Египта первым первосвященником, по воле Божьей, был поставлен Аарон, брат Моисея. Лишь его потомки по мужской линии имели законное право быть первосвященниками, как и священниками вообще. До Илии или начиная с него этот пост по неустановленной причине перешел к роду Ифамара, младшего сына Аарона (1Цар.1:9; 1Пар.24:1-6). Во времена Давида его совместно занимали Авиафар и Садок. Однако после того, как Соломон сослал Авиафара в Анафоф, эта должность, начиная с Садока, стала исключительно привилегией потомков Елеазара (3Цар.2:26,35).

Чем первосвященник отличался от обычного священника?

Первосвященник был главою всех прочих священников и один только мог входить во Святая Святых: он был прообразом Господа Иисуса Христа, Первосвященника великого, прошедшего небеса… куда предтечею за нас вошел Он, сделавшись Первосвященником по чину Мельхиседека (Евр.5:5, Евр.4:14, Евр.6:20).

Какие требования предъявлялись к первосвященнику?

Должность первосвященника, как правило, передавалась по наследству, то есть поставление первосвященника не подразумевало избрание его из огромного множества кандидатов по принципу: самый достойный. Между тем, к действующему первосвященнику предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты (Лев.21:10-15). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернить себя прикосновением к умершему. Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам (Лев.10:6). В это время первосвященник не должен был покидать святилище (Лев.10:7). Первосвященник не мог жениться на вдове или на отверженной, он имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах.

Что сегодня известно об облачениях первосвященника?

Описание священных одежд, которые Моисей повелел изготовить для Аарона, дано в Исх.28:2-39. Одежды состояли из наперсника, ефода, верхней ризы, льняного тканого хитона (нижней одежды), головного убора (кидара) и пояса, который, согласно преданию, был очень длинным. Ефод первосвященника изготавливался из «из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона» (Исх.28:6). На него крепился наперсник с двенадцатью драгоценными (и полудрагоценными) камнями в золотых гнёздах, по числу колен сынов Израиля, а также урим и туммим. Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. По подолу риза была украшена яблоками из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета [и из крученого виссона], а также золотыми позвонками, звон от которых долженствовал быть слышен, когда первосвященник входил во святилище. Под ризой священник носил хитон с рукавами, который также был длиной до пят. На передней стороне кидара первосвященник носил пластинку из чистого золота, на которой было выгравировано «Святыня Господня». Эта золотая пластинка должна была служить возмещением недостатков приношений от народа, символом благоволения к ним Господа. Священные одежды первосвященника свидетельствовали о славе, являли благолепие (Исх.28:2).

До какого времени существовали первосвященники у евреев?

Институт ветхозаветного первосвященничества существовал до времени разрушения Иерусалимского храма, то есть до 70 год по Р.Х.

Почему Иисуса Христа называют Первосвященником?

Иисус Христос считается истинным Первосвященником. Как Первосвященник, Он добровольно принес Себя в Жертву на Кресте. Воспроизведением этой Жертвы в нынешних условиях является Евхаристическая Жертва. Можно отметить, что именно Господь является подлинным Совершителем Таинств (Совершителем в строгом значении). В отличие от ветхозаветных священников и первосвященников, каждый год приносивших жертвы за грехи народа, «Христос, Первосвященник будущих благ, …со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.» (Евр.9:11). «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:24-26).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka