Абсолют

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (4 голос: 5,00 из 5)

Абсолю́т (от лат. «absolutus» – отрешенный, отделенный) – религиозно-философская категория, использующаяся в христианской философии и христианском богословии для обозначения совершенного нетварного Божественного бытия, противоположного относительному тварному бытию.

Абсолютное бытие по своему определению является бытием, отрешенным и отделенным от всего условного, относительного и несовершенного. Абсолютное бытие обязано своим существованием только самому себе, оно существует только благодаря собственному, а не благодаря иному бытию. Абсолютное бытие есть самосущее бытие, оно является причиной самого себя или самопричинным бытием. Абсолютное бытие – несозданное, несотворенное, неуничтожимое и неразрушимое бытие. Абсолютное бытие не имеет начала, безначально и не имеет конца, бесконечно. Абсолютное бытие ничем не ограниченно, беспредельно и вечно. Оно не подчинено пространственно-временному континууму, пребывает вне законов и свойств пространственно-временной метрики. Абсолютным бытием не может являться какое-либо явление материального мира, а также материальный мир в целом. Абсолютным бытием обладает лишь совершенно Духовное Существо – Бог.

«Бог, как Дух, отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам, и следовательно более или менее несовершенны, а Он есть Дух Неограниченный или Беспредельный во всех отношениях, иначе – Всесовершенный», – учит митр. Макарий (Булгаков) (Православно-Догматическое богословие. Часть I. О Боге в Самом Себе и общем отношении Его к миру и человеку). Божественное бытие всецело духовно, следовательно, не подчинено пространству и времени. Напротив, весь пространственно-временной мир подчинен совершенно духовному Богу, создан Им, существует по определенным Им законам. При этом Бог является Создателем не только грубого материального мира, но и более тонкого мира ангелов и человеческих душ. Этот мир назван духовным только условно, в силу создания по образу Божию и в силу сравнения с более грубым материальным миром. «Все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно», – говорит св. Иоанн Дамаскин. Ангелы и человеческие души названы бесплотными и вещественными «только относительно: относительно к грубым телам человеческим и к грубому миру вещественному, а отнюдь не относительно к Богу – единому Духу. Един Бог – вполне Дух, – учит св. Игнатий Брянчанинов. – … Согласившись, что ангелы ограничены, необходимо должно принять и то, что они, по отношению к пространству, имеют форму, а по отношению к тонкости естества имеют известную степень этой тонкости, т.е. неизбежно суть тела, как бы эти тела ни были тонки. Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным». Православное богословие выделяет следующие основные атрибуты духовного бытия Бога: беспредельность, самобытность, независимость, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность, неизменяемость, всемогущество, всеведение, высочайшую премудрость, высочайшую свободу, совершеннейшую святость, бесконечную благость, бесконечное правосудие.

Абсолют христианской религии есть совершенно духовный личный Абсолют. Он – нетварное, всецело духовное личное бытие. Как личное бытие, Он не просто Дух, но Дух, обладающий Умом и Словом. Триединство Ума (Бог Отец), Слова (Бог Сын) и Духа (Святой Дух) названо в христианстве Святой Троицей. Учение о Пресвятой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Святой Троице величайший христианский учитель св. Григорий Богослов. Божественный Ум в вечности рождает Божественное Слово. Святой Дух в вечности исходит от Божественного Ума. Это учение и названо учением о рождении Слова и исхождении (извождении) Святого Духа. Так говорит о Боге св. Иоанн Дамаскин: «Он – Ум, Бездна разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает». «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице», – говорит св. Григорий Синаит. Он не единосущен относительному тварному миру, а являет Собой иную, отличную от тварного мира Божественную сущность. В Своей сущности Он трансцендентен, запределен тварному миру. Но, в тоже время, Он пребывает в тварном мире Своими нетварными энергиями, имманентен миру в Своих Божественных действиях.

В качестве синонима слова «Бог» категорию «Абсолют» («Абсолютное») активно используют христианские философы. «Исследование мирового бытия неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге, – говорит Н. О. Лоский, – этот предмет исследования столь своеобразен, что может составить целый особый отдел метафизики, трактующий об Абсолютном в его отношении к миру. Эту часть метафизики называют естественною теологиею в отличие от теологии, основанной на Откровении».

 

См. БОГ, МОНОТЕИЗМ, ПАНТЕИЗМ, ПЕРСОНАЛИЗМ, ИММАНЕНТНОСТЬ БОГАТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ БОГА, БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ, БОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru