Абсолют

Абсолю́т (от лат. «absolutus» – отре­шен­ный, отде­лен­ный) – рели­ги­озно-фило­соф­ская кате­го­рия, исполь­зу­ю­ща­яся в хри­сти­ан­ской фило­со­фии и хри­сти­ан­ском бого­сло­вии для обо­зна­че­ния совер­шен­ного нетвар­ного Боже­ствен­ного бытия, про­ти­во­по­лож­ного отно­си­тель­ному твар­ному бытию.

Абсо­лют­ное бытие по своему опре­де­ле­нию явля­ется бытием, отре­шен­ным и отде­лен­ным от всего услов­ного, отно­си­тель­ного и несо­вер­шен­ного. Абсо­лют­ное бытие обя­зано своим суще­ство­ва­нием только самому себе, оно суще­ствует только бла­го­даря соб­ствен­ному, а не бла­го­даря иному бытию. Абсо­лют­ное бытие есть само­су­щее бытие, оно явля­ется при­чи­ной самого себя или само­при­чин­ным бытием. Абсо­лют­ное бытие – несо­здан­ное, несо­тво­рен­ное, неуни­что­жи­мое и нераз­ру­ши­мое бытие. Абсо­лют­ное бытие не имеет начала, без­на­чально и не имеет конца, бес­ко­нечно. Абсо­лют­ное бытие ничем не огра­ни­ченно, бес­пре­дельно и вечно. Оно не под­чи­нено про­стран­ственно-вре­мен­ному кон­ти­ну­уму, пре­бы­вает вне зако­нов и свойств про­стран­ственно-вре­мен­ной мет­рики. Абсо­лют­ным бытием не может являться какое-либо явле­ние мате­ри­аль­ного мира, а также мате­ри­аль­ный мир в целом. Абсо­лют­ным бытием обла­дает лишь совер­шенно Духов­ное Суще­ство – Бог.

«Бог, как Дух, отли­ча­ется от всех прочих существ вообще тем, что они все огра­ни­чены и по бытию и по силам, и сле­до­ва­тельно более или менее несо­вер­шенны, а Он есть Дух Неогра­ни­чен­ный или Бес­пре­дель­ный во всех отно­ше­ниях, иначе – Все­со­вер­шен­ный», – учит митр. Мака­рий (Бул­га­ков) (Пра­во­славно-Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. Часть I. О Боге в Самом Себе и общем отно­ше­нии Его к миру и чело­веку). Боже­ствен­ное бытие все­цело духовно, сле­до­ва­тельно, не под­чи­нено про­стран­ству и вре­мени. Напро­тив, весь про­стран­ственно-вре­мен­ной мир под­чи­нен совер­шенно духов­ному Богу, создан Им, суще­ствует по опре­де­лен­ным Им зако­нам. При этом Бог явля­ется Созда­те­лем не только гру­бого мате­ри­аль­ного мира, но и более тон­кого мира анге­лов и чело­ве­че­ских душ. Этот мир назван духов­ным только условно, в силу созда­ния по образу Божию и в силу срав­не­ния с более грубым мате­ри­аль­ным миром. «Все по срав­не­нию с Богом, единым только несрав­ни­мым, ока­зы­ва­ется и грубым, и веще­ствен­ным, потому что одно только Боже­ство в стро­гом смысле неве­ще­ственно и бес­те­лесно», – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин. Ангелы и чело­ве­че­ские души названы бес­плот­ными и веще­ствен­ными «только отно­си­тельно: отно­си­тельно к грубым телам чело­ве­че­ским и к гру­бому миру веще­ствен­ному, а отнюдь не отно­си­тельно к Богу – еди­ному Духу. Един Бог – вполне Дух, – учит св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – … Согла­сив­шись, что ангелы огра­ни­чены, необ­хо­димо должно при­нять и то, что они, по отно­ше­нию к про­стран­ству, имеют форму, а по отно­ше­нию к тон­ко­сти есте­ства имеют извест­ную сте­пень этой тон­ко­сти, т.е. неиз­бежно суть тела, как бы эти тела ни были тонки. Форма огра­ни­чен­ного суще­ства непре­менно обри­со­вы­ва­ется, так ска­зать, самыми его пре­де­лами, око­неч­но­стями; обри­со­ван­ное таким обра­зом суще­ство имеет свой вид. Бес­ко­неч­ное не под­чи­нено ника­кой форме как не име­ю­щее ни в каком направ­ле­нии ника­кого окон­ча­ния; по этой же при­чине оно не может иметь ника­кого вида. Бога не видел никто нико­гда (Ин. 1:18). Бес­ко­неч­ное суще­ство не может быть телом, потому что оно тоньше всякой пре­вос­ход­ней­шей тон­ко­сти, оно вполне дух. Такой Дух – Суще­ство, несрав­ни­мое ни с каким суще­ством создан­ным». Пра­во­слав­ное бого­сло­вие выде­ляет сле­ду­ю­щие основ­ные атри­буты духов­ного бытия Бога: бес­пре­дель­ность, само­быт­ность, неза­ви­си­мость, неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие, веч­ность, неиз­ме­ня­е­мость, все­мо­гу­ще­ство, все­ве­де­ние, высо­чай­шую пре­муд­рость, высо­чай­шую сво­боду, совер­шен­ней­шую свя­тость, бес­ко­неч­ную бла­гость, бес­ко­неч­ное пра­во­су­дие.

Абсо­лют хри­сти­ан­ской рели­гии есть совер­шенно духов­ный личный Абсо­лют. Он – нетвар­ное, все­цело духов­ное личное бытие. Как личное бытие, Он не просто Дух, но Дух, обла­да­ю­щий Умом и Словом. Три­един­ство Ума (Бог Отец), Слова (Бог Сын) и Духа (Святой Дух) названо в хри­сти­ан­стве Святой Тро­и­цей. Учение о Пре­свя­той Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти», как гово­рит о Святой Троице вели­чай­ший хри­сти­ан­ский учи­тель св. Гри­го­рий Бого­слов. Боже­ствен­ный Ум в веч­но­сти рож­дает Боже­ствен­ное Слово. Святой Дух в веч­но­сти исхо­дит от Боже­ствен­ного Ума. Это учение и названо уче­нием о рож­де­нии Слова и исхож­де­нии (извож­де­нии) Свя­того Духа. Так гово­рит о Боге св. Иоанн Дамас­кин: «Он – Ум, Бездна разума, Роди­тель Слова и чрез Слово Изво­ди­тель Духа, Кото­рый Его откры­вает». «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат бого­нос­ные отцы, изла­гая дог­ма­ти­че­ское учение о пре­сущ­ной и пре­есте­ствен­ной Святой Троице», – гово­рит св. Гри­го­рий Синаит. Он не еди­но­су­щен отно­си­тель­ному твар­ному миру, а являет Собой иную, отлич­ную от твар­ного мира Боже­ствен­ную сущ­ность. В Своей сущ­но­сти Он транс­цен­ден­тен, запре­де­лен твар­ному миру. Но, в тоже время, Он пре­бы­вает в твар­ном мире Своими нетвар­ными энер­ги­ями, имма­нен­тен миру в Своих Боже­ствен­ных дей­ствиях.

В каче­стве сино­нима слова «Бог» кате­го­рию «Абсо­лют» («Абсо­лют­ное») активно исполь­зуют хри­сти­ан­ские фило­софы. «Иссле­до­ва­ние миро­вого бытия неиз­бежно при­во­дит к мысли о Сверх­ми­ро­вом Начале, об Абсо­лют­ном или Боге, – гово­рит Н. О. Лос­ский, – этот пред­мет иссле­до­ва­ния столь свое­об­ра­зен, что может соста­вить целый особый отдел мета­фи­зики, трак­ту­ю­щий об Абсо­лют­ном в его отно­ше­нии к миру. Эту часть мета­фи­зики назы­вают есте­ствен­ною тео­ло­гиею в отли­чие от тео­ло­гии, осно­ван­ной на Откро­ве­нии».

***

См. БОГ, МОНОТЕИЗМ, ПАНТЕИЗМ, ПЕРСОНАЛИЗМ, ИММАНЕНТНОСТЬ БОГАТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ БОГА, БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ, БОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки