Пан­те­изм

***

Пантеи́зм (от греч. πᾶν (пан) – всё, и θεός (теос) – бог, боже­ство) – фило­соф­ское учение, осно­ван­ное на идеях:

1) о Боге как без­лич­ном начале;

2) о при­част­но­сти всех суще­ству­ю­щих вещей Боже­ствен­ной суб­стан­ции (сущ­но­сти).

Пан­те­изм имеет 4 основ­ные формы:

  1. тео­мо­ни­сти­че­ский пан­те­изм наде­ляет суще­ство­ва­нием только Бога, лишая мир само­сто­я­тель­ного бытия;
  2. физио­мо­ни­сти­че­ский пан­те­изм, согласно кото­рому суще­ствует только мир, при­рода, кото­рую сто­рон­ники этого направ­ле­ния назы­вают Богом, тем самым лишая Бога само­сто­я­тель­ного суще­ство­ва­ния;
  3. транс­цен­дент­ный (мисти­че­ский) пан­те­изм, кото­рый обычно обо­зна­чают как панен­те­изм;
  4. имма­нентно-транс­цен­дент­ный пан­те­изм, согласно кото­рому Бог осу­ществ­ля­ется в вещах.

***

«Пан­те­изм — это прежде всего форма ате­изма» (Шопен­гауэр).

1) Пан­те­изм не явля­ется строй­ной систе­мой миро­воз­зре­ния. В прин­ципе, это назва­ние объ­еди­няет мно­же­ство само­сто­я­тель­ных направ­ле­ний. Общим свя­зу­ю­щим стерж­нем клас­си­че­ских пан­те­и­сти­че­ских кон­цеп­ций служит убеж­дён­ность в том, что основу всего миро­зда­ния состав­ляет единая Боже­ствен­ная суб­стан­ция. В стро­гом смысле суще­ствует только одна эта суб­стан­ция. Она явля­ется при­чи­ной самой себя, вечна, не под­вер­жена деле­нию, все­цело заклю­чена вся во всём. Мно­го­чис­лен­ные вещи обна­ру­жи­вают лишь её все­воз­мож­ные про­яв­ле­ния. Все эти вещи инди­ви­ду­ально измен­чивы и все вовле­чены во все­об­щее миро­вое дви­же­ние.

«При­рода… — отме­чал Джор­дано Бруно, — есть не что иное, как Бог в вещах». «Порож­ден­ное и порож­да­ю­щее… и то, из чего про­ис­хо­дит порож­де­ние, всегда при­над­ле­жат к одной и той же суб­стан­ции» (Изгна­ние тор­же­ству­ю­щего зверя; О при­чине, начале и едином).

Согласно утвер­жде­нию Бене­дикта Спи­нозы, пред­меты умо­по­сти­га­е­мого и чув­ствен­ного мира явля­ются лишь аспек­тами или моду­сами еди­ного Боже­ствен­ного Суще­ства. Даже про­тя­жен­ность — атри­бут бес­ко­неч­ного Бога.

2) Несмотря на то, что пан­те­и­сти­че­ское учение стро­ится на уве­рен­но­сти в суще­ство­ва­нии Бога, многие идео­логи сбли­жают его с ате­из­мом. И это не уди­ви­тельно. Ведь роль Еди­ного Бога, декла­ри­ру­е­мая этим уче­нием, фак­ти­че­ски сво­дится к роли пер­во­ос­новы все­лен­ной. Мате­ри­а­ли­сты же видят пер­во­ос­нову в вечно суще­ству­ю­щей, вечно дви­жу­щейся мате­рии (по сути, наде­ляя её сверхъ­есте­ствен­ными Боже­ствен­ными свой­ствами). Отсюда и воз­мож­ность сопо­став­ле­ния пан­те­изма с «науч­ным» мате­ри­а­лиз­мом.

Кроме того, пан­те­и­сти­че­ской про­по­ве­дью о том, что Бог не творил мир из ничего и вообще не явля­ется Лич­ност­ным Духом, обес­смыс­ли­ва­ется цер­ков­ная жизнь, обес­смыс­ли­ва­ется и личная молитва как сред­ство обще­ния с Миро­вла­ды­кой. Через это пан­те­и­сты сбли­жа­ются с ате­и­стами по духу мятеж­но­сти и бого­бор­че­ства.

3) В дей­стви­тель­но­сти же пан­те­изм пред­став­ляет собой форму самого изощ­рён­ного идо­ло­по­клон­ства. Ибо про­па­ган­ди­руя, что всё суще­ству­ю­щее при­частно суб­стан­ции Бога, пан­те­и­сты, по сути, обо­жеств­ляют все­лен­ную, как в цело­куп­но­сти, так и каждую её малую часть: звезды, живот­ных, камни, дере­вья, пище­вые отходы и даже нечи­стоты (ср.: Бене­дикт Спи­ноза: «Кроме Бога нет и не может быть пред­став­лена ника­кая суб­стан­ция» (Этика, поло­же­ние XIV)).

Чем дви­жимы пред­ста­ви­тели этого учения в первую оче­редь — жела­нием уни­зить Созда­теля или стрем­ле­нием воз­ве­ли­чить себя? — ска­зать трудно. Но вот один пример. Если Адам, захо­тев стать как Бог, разу­мел под этим гре­хов­ным жела­нием упо­доб­ле­ние Ему в муд­ро­сти, пан­те­и­сты не просто «упо­доб­ляют» себя Богу, но и силятся дока­зать, что они уже — боги по есте­ству.

См. также: Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция»

***

См. БОГ, АБСО­ЛЮТ, МОНО­ТЕ­ИЗМ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки