- Основные представления пантеистического мировоззрения
- Критика пантеистического мировоззрения
- Несколько дополнительных слов о пантеизме
- Цитаты о пантеизме
Пантеи́зм (от греч. πᾶν (пан) – всё, и θεός (теос) – бог, божество) – философское учение, основанное на идеях:
1) о Боге как безличном начале;
2) о причастности всех существующих вещей Божественной субстанции (сущности).
Черты пантеистического мировоззрения находят в учениях ряда направлений индуизма и буддизма, а также течения Нью-эйдж. Термины «пантеизм» и «пантеист» возникли в европейской философии XVIII века и обязаны своим происхождением и толкованием ирландскому философу-деисту Джону Толанду (1670–1722). Исключительное место в истории пантеизма принадлежит философии Баруха Спинозы, которая стала выражением его сути. Христианское учение отрицает отождествление мира с Богом и представление о вечности мира, понимает Бога в его отношении к миру в качестве Творца, Промыслителя и Спасителя людей.
Протоиерей Василий Зеньковский находил следы пантеизма во всех учениях русской религиозной философии, так или иначе связанных с концепцией всеединства (В.С. Соловьёв, прот. Сергий Булгаков, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк и др.).
Пантеизм не является стройной системой мировоззрения. В принципе, это название объединяет множество самостоятельных направлений. Общим связующим стержнем классических пантеистических концепций служит убеждённость в том, что основу всего мироздания составляет единая Божественная субстанция. В строгом смысле существует только одна эта субстанция. Она является причиной самой себя, вечна, не подвержена делению, заключена во всём. Многочисленные вещи обнаруживают лишь её всевозможные проявления. Все эти вещи индивидуально изменчивы и все вовлечены во всеобщее мировое движение. «Природа... – отмечал Джордано Бруно, – есть не что иное, как Бог в вещах».
Основные представления пантеистического мировоззрения
- Природа Бога. Бог безличностен.
- Природа Вселенной. Многие пантеисты считают, что вселенная представляет собой эманацию Божества; многие утверждают, что всё существующее и есть Бог.
- Чудеса. Пантеистическое мировоззрение исключает возможность чудес. Поскольку, по мнению пантеистов, всё есть Бог, и Бог есть всё, постольку вне Бога не существует ничего, во что можно было бы вмешиваться, нарушая ход вещей, как то подразумевается понятием «чудо».
- Человеческие существа. Ввиду множества направлений пантеизма существуют различные пантеистические представления о человеке. Например, основополагающее учение абсолютного пантеизма состоит в том, что люди должны преодолеть своё невежество и осознать, что они есть Бог. Что касается вопроса об индивидуальной человеческой участи, многие представители пантеизма, особенно восточных его разновидностей, верят в реинкарнацию.
- Этика. Многие пантеисты стремятся жить высоконравственной жизнью и учат других людей тому же. Зачастую их произведения наполнены призывами судить здраво, хранить верность истине и самоотверженно любить окружающих. Тем не менее, эти призывы обычно относятся лишь к низшим уровням духовного развития. В высшей реальности, по мнению пантеистов, нет ни добра, ни зла. Такое понимание нравственности чуждо христианскому учению.
Критика пантеистического мировоззрения
- Пантеизм внутренне противоречив, по крайней мере, во всех тех его разновидностях, в которых утверждается, что индивидуальность человека есть лишь иллюзия, порождённая разумом. Если разум составляет часть иллюзии, на него нельзя опираться при объяснении иллюзии. Таким образом, если пантеизм верен в утверждении, что индивидуальность есть иллюзия, то пантеизм ложен, потому что тогда не остаётся основы для объяснения иллюзии. Если то, что мы устойчиво воспринимаем как реальность, реальностью не является, разве можем мы вообще отличать реальность от фантазии? В рамках пантеистического мировоззрения невозможно обосновать реальность человеческой свободы. Кроме того, абсолютный пантеист заявляет, что он есть Бог. Но Бог – это неизменный Абсолют. А человек, по мнению целого ряда пантеистов, проходит через процесс изменений, называемый просветлением, прежде чем придёт к осознанию этой истины. И это в очередной раз доказывает, что человек Богом не является.
- Пантеизм не в состоянии удовлетворительным образом решить проблему зла. Заявление о том, что зло иллюзорно или не совсем реально, никак не решает проблему зла, с которым каждый человек сталкивается вполне реальным образом. Если, как считают пантеисты, Бог есть всё и всё есть Бог, то зло есть иллюзия, и нет ничего нравственно доброго или безнравственного. Нет принципиальной разницы между жестокостью и милосердием. Основа для нравственности уничтожается, что ведет к чудовищным последствиям.
- Пантеистическое мировоззрение противоречит Божественному Откровению, которое, среди прочих истин, утверждает истину о независимости Бога от всего сущего, являющегося Его творением.
Несколько дополнительных слов о пантеизме
1) Несмотря на то, что пантеистическое учение строится на уверенности в существовании Бога, многие идеологи сближают его с материализмом. И это не удивительно. Ведь роль Единого Бога, декларируемая этим учением, фактически сводится к роли первоосновы вселенной. Материалисты же видят первооснову в вечно существующей, вечно движущейся материи (по сути, наделяя её сверхъестественными Божественными свойствами). Отсюда и возможность сопоставления пантеизма с «научным» материализмом.
Кроме того, пантеистической проповедью о том, что Бог не творил мир из ничего и вообще не является Личностным Духом, обессмысливается церковная жизнь, обессмысливается и личная молитва как средство общения с Владыкой мира. Через это пантеисты сближаются с атеистами по духу мятежности и богоборчества.
2) В действительности же пантеизм представляет собой форму самого изощрённого идолопоклонства. Поскольку пропагандируя, что всё существующее причастно субстанции Бога, пантеисты, по сути, обожествляют вселенную, как в целокупности, так и каждую её малую часть: звезды, животных, камни, деревья, пищевые отходы и даже нечистоты (ср.: Бенедикт Спиноза: «Кроме Бога нет и не может быть представлена никакая субстанция» (Этика, положение XIV)).
Заметим, что если Адам, захотев стать как Бог, разумел под этим греховным желанием уподобление Ему в мудрости, пантеисты не просто «уподобляют» себя Богу, но и силятся доказать, что они уже – боги по естеству.
Цитаты о пантеизме
«Религия необходимо предполагает свободно-нравственные отношения между человеком и Богом. Но свободно-нравственные отношения между какими бы то ни было лицами возможны только тогда, когда одно лицо, сознавая себя отдельной личностью, отличает себя от другого, признавая в нем самом также отдельную личностью, имеющую право на то или другое к ней отношение. При недостатке в себе сознания отдельности и личности своего бытия и разграничения его с бытием и личностью другого существа, очевидно, никакие отношения невозможны. Между тем, пантеизм смешивает и отождествляет конечное с бесконечным, человека с Богом, обезличивая то конечное, то бесконечное. Понятно, что в этом случае никаких не может быть отношений между человеком и Богом, следовательно, не может быть религии».
свт. Сильвестр (Малеванский)
Литература по теме
- Пантеизм Энциклопедия христианской апологетики
- Пантеизм, деизм, теизм Конспект лекций
- Пантеизм С.В. Булгаков
- Пантеизм прот. Олег Давыденков
- Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм А.И. Осипов
- Теизм и пантеизм прот. Николай Боголюбов
- Моральные принципы, вытекающие из пантеизма митр. Антоний (Храповицкий)
- Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов свт. Сильвестр (Малеванский)
- Историческое развитие новейшего пантеизма, как доказательство его несостоятельности свт. Сильвестр (Малеванский)
- О пантеизме прот. Александр Кудрявцев
Комментировать