Благословение на свадьбу

Благословение на свадьбу

Сюжет

Перед зрителем типичная для искусства реализма тема социального неравенства.

Описание

Полотно «Благословение на свадьбу» интересно, в частности, тем, что показывает, как меняются взгляды общества на вполне устоявшиеся традиции. Именно в это время под влиянием творчества передвижников центральной темой художественного творчества становится судьба обычного, «маленького человека». Если искусство академизма стремится передать патетику, обращаясь к мифологическим или библейским сюжетам, героическому прошлому, то искусство реализма делает акцент на социальных проблемах, обращаясь к образу обычного, «маленького» человека.

На представленном полотне показана трагедия «маленьких людей»: мать, испытав с юных лет все тяготы жизни в бедности, желая своей дочери счастья в богатом доме, отдает ее замуж за нелюбимого человека.

Для молодой девушки это страшная трагедия – возможно, что у нее уже есть жених, но, увы он не имеет средств к существованию, или же ее сердце еще не познало таинство любви, – но так или иначе, чтобы устроить свою жизнь, она вынуждена идти на сделку, которая для нее невыносима и чудовищна. Но обстоятельства вынуждают мать, испытывающую тяжкие душевные терзания, благословить ее на неравный и несчастливый брак, обеспечивающий богатую и беззаботную (в плане материального благополучия) жизнь в будущем. Обе героини исполнены печали. Мать, держа в руках икону, скрепя сердце благословляет дочь, которая, вынуждена покориться.

Художник мастерски передает психологическое состояние будущей невесты и ее родительницы.

Картина пронизана трагизмом, и кажется, что нет выхода из сложившейся ситуации. Увы, такие браки поневоле ломали жизнь многим семьям.

Картина построена на контрасте – пожилая мать и совсем еще юная дочь: увядающая старость, претерпевшая жизненные лишения и еще не знающая жизненного опыта юность. Горечь утрат в старости и несбыточность надежд в молодости.

Композиция картины «Благословение на свадьбу» построена в виде классического треугольника, где в центре представлены главные персонажи.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

8 комментариев

  • Пилигрим, 17.05.2025
    Замечательная картина, я её очень люблю. И всегда в душе звучит в резонанс с нею русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно?»
    Ответить »
    • kozhelga, 18.05.2025
      Да, картина трогает до глубины сердца.
      Ответить »
  • Вадим, 17.05.2025
    Не родись богатой, а родись счастливой.
    Ответить »
    • kozhelga, 18.05.2025
      Как актуально это в наше время!
      Ответить »
  • alksen, 15.06.2025
    Конечно, в этом произведении Сергея Ивановича Грибкова важное место занимает сюжетная составляющая, имеющая сильное социальное звучание. Сколько отчаяния, почти безысходности и в лице матери, и в лице дочери. Они словно прощаются с чем-то очень важным в их жизни, кажется, что мать благословляет дочь перед далеким трудным путем в неизведанное.
    Но еще эта картина про красоту, которая присутствует в русских людях, умеющих нести ее в самых непростых ситуациях. Как любовно написаны лица героинь и они — по-настоящему красивы, и юное нежное лицо девушки, и уставшее, со следами не только возраста, но и жизненных невзгод, лицо матери. Их одежды тоже вызывают восхищения, их хочется разглядывать, восхищаться ими.
    И вот эта красота не делает картину безысходной, при всем ее печальном звучании.
    Значимая деталь произведения — икона Богородицы с Младенцем, которой мать благословляет девушку, икона старая, почерневшая от времени, в мастерски сделанном окладе.
    Ответить »
    • kozhelga, 16.06.2025
      Удивительный мастер! У него целая серия картин на бытовые темы. Всегда поражает психологизм художника.
      Ответить »
  • Вера, 20.08.2025
    Если комментарий продублировался, прошу удалить дубль.
    Первый раз вижу эту картину, спасибо!
    Мне интересно, ее именно автор так интерпретировал — социальное неравенство, глубокая скорбь? 🤔

    Что мы видим на картине? И мать, и дочь одеты превосходно: новые одежды, на матери бархатное платье, меховой воротник, и это не дешевый заяц или сравнительно доступная лиса, присмотримся: короткий ворс, похоже на бобра или норку.
    Девушка еще и в жемчугах — крупных и дорогих, в ушах длинные сережки.
    Но и мать, которой авторы описания картины приписали тяжелую бедную жизнь, в ушах имеет серьги, да не простые, а довольно затейливые и длинные, работать в них невозможно, вероятно, у семьи есть, кому это делать — может, батракам или бедным родственникам?
    Можно было б предположить, что вся эта роскошь — подарки богатого жениха, но весь убор смотрится на женщинах органично, естественно, это их привычные образы, и вряд ли даже богатый жених подарил матери полный комплект, включая такие серьги, если это не их уровень.
    Рассмотрим руки героинь.
    У девушки нежные, за 15-17 лет жизни не убиты крестьянской работой. На пальце колечко.
    При имеющемся разрешении сложно разглядеть руки матери, но акцента на их мозолях, морщинах, ломаных ногтях и чём-то подобном не видно. Обычные руки женщины за сорок.

    Так что это небедная семья, и даже не по нижнему краю достаточных. Или большинство крестьянок 19 века носило жемчуга, бархат и длинные серьги?

    Тогда вопрос — о каком социальном неравенстве может идти речь?
    Трагизма тоже не видно: мы видим ласку, сочуствие, обе женщины, очевидно, жалеют о предстоящем расставании, девушке еще и страшно неизведанной семейной жизни, а мать уже понимает, что ко всему можно притерпеться. Счастья нет, но покой и воля — вполне доступны. Красивые, благополучные люди, у которых впереди важное событие. Приятно смотреть.

    Если б художник хотел изобразить неравенство, мать была бы одета просто и без таких украшений, убранство дочери контрастировало бы с матерним и с их бедной обстановкой, которой не отражено в картине вообще(!). Значит, важна не обстановка, а чувства персонажей. И это точно не трагизм.
    Раньше люди иначе относились к браку, как все знают, зачастую родители женили детей по своему выбору.
    Поэтому безудержного веселья от достижения долгожданной цели у молодых быть не могло: брак — это исполнение долга перед семьёй. Так положено. С другой стороны, родители не скрывали от детей, что их ждет в браке: трудности, притирка, тяжелый труд и порой побои, мучительное рождение детей. Возможно, матери об этом напоминали дочерям как раз при благословении. Серьезно относились к браку, поэтому веселиться особенно-то в такой момент, когда все это обговаривается, было не о чем.
    Грусть предстоящего расставания, предвидение трудностей, сосредоточенность перед важным делом, сочувствие друг к другу — вот что приличествует моменту, и именно это отражено на картине.

    Эта работа резко контрастирует с
    с произведением Маковского «К венцу. Прощание», вот где отчаяние и боль. Сравните.
    Ответить »
    • kozhelga, 22.08.2025
      Очень интересное размышление.Тема неравных браков, браков поневоле была особенно актуальна в творчестве художников 19 столетия. Перед нами картина как раз о таком вынужденном браке, браке поневоле. Особенно тяжелое положение невесты: она не свободна в выборе, мать это знает, ей тяжело видеть горе дочери, но, вероятно, нужда заставляет выдать свое чадо по расчету.
      Ответить »