Array ( )
Брак и сожительство — историко-юридическое исследование <br><span class=bg_bpub_book_author>Протоиерей Дионисий Свечников</span>

Брак и сожительство — историко-юридическое исследование
Протоиерей Дионисий Свечников

(4 голоса4.0 из 5)

С каждым годом увеличивается число пар, живущих в сожительстве, не желающих заключать брак ни в ЗАГСе, ни в церкви. Обычно такое сожительство ошибочно именуют «гражданским браком». Дело в том, что в XIX веке в Российской империи незарегистрированные семейные отношения называли «гражданским браком» — как противопоставление церковному браку, который был в то время единственной официально признанной формой брака. В XX веке, однако, содержание понятия «гражданский брак» поменялось: оно стало применятся по отношению к браку, оформленному в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Если еще 10-15 лет назад обычное сожительство в подавляющем большинстве случаев именовали «гражданским браком». Сейчас все чаще можно слышать – живут вместе. Эта до боли правдивая фраза очень точно описывает отношения между сожителями. Жить вместе – это просто сосуществование под одной крышей, без обязательств друг перед другом. Молодежь уже не пытается скрывать истинное положение вещей от своих консервативных родственников – перестав именовать сожительство «гражданским браком», молодежь и некоторая часть взрослых, в особенности после разводов, часто говорят – сошлись и живем.

Часть «гражданских браков» в настоящее время образуются в связи с желанием молодежи и отчасти людей более старшего возраста, «пожить вместе и лучше узнать друг друга». Выражается это желание в форме совместного проживания, с ведением общего хозяйства. Эти атрибуты, несомненно, присущи и законному браку, однако есть определенные отличия. Сожители, хотя и живут как муж и жена, таковыми не являются. Эдакая ролевая игра в семью. Зачастую эти «пробные браки» так и остаются сожительством на многие годы, не получая никакого юридического обоснования путем регистрации в ЗАГСе. Оснований высказывается много. Это и боязнь или неприятие «штампа в паспорте», а по сути – уход от принятия на себя правовой ответственности и обязанностей по отношению к сожителю. И желание лучше узнать друг друга в быту. И недостаточная материальная база для создания семьи. И некая необходимость проверить совместимость в постели. Как контраргумент можно было бы привести сожителям в пример их же ваши благочестивых предков, прадедов, бабушек, родителей, которые строили крепкие семьи без «пробных» браков. У них часто получалось воспитывать по 8-10 детей в «неблагоприятных экономических условиях», многодетные семьи не были редкостью. Некоторые до свадьбы даже и не целовались, не то, чтобы в постель ложились. Бывали, конечно, и добрачные связи, и измены и даже дети внебрачные рождались. Но было это скорее исключением из правил, чем правилом. Сейчас же добрачные связи, измены и внебрачные дети стали обычным делом. Обозримая причина такому положению вещей – распущенность нравов, ознаменовавшая начало «сексуальной революции» в 60-70-ых годах прошлого столетия. Всего полвека прошло, но нравы круто изменились.

Развращенность имела место в истории и раньше, во все времена, в основном в языческом мире. Но даже в языческом обществе существовал строго регламентированный институт брака. С распространением христианства половая распущенность серьезно сбавила обороты, внебрачные связи порицались и даже строго наказывались. Но сейчас мы наблюдаем, как мир с особым рвением воскрешает языческие нравы, придавая им законные формы. При имеющейся развитой правовой системе, моральные права и свободы воспринимаются многими как вседозволенность. Люди настаивают на своем желании жить так, как им заблагорассудится, не взирая ни на кого и ни на что вокруг. Это желание в итоге выражается в законодательных актах. Сравнение с языческой эпохой обнажает интересную особенность – язычники не имели развитого нравственного учения как христиане, а сейчас люди, называющие себя христианами, вступают в сожительство, которое даже у язычников считалось незаконным или сильно ограниченным в правах, не считая это чем-то плохим. Налицо смещение моральных ориентиров.

Рассматривать сожительство можно с различных позиций. В данной публикации будет рассмотрена позиция христианства по отношению к так называемому «гражданскому браку», а также исторические и юридические аспекты этого явления.

Брак – это союз мужчины и женщины, установленный Богом

Начать необходимо с самого начала, с первых людей. Различие между полами – это особый дар Божий, сотворённым Им людям: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Брак был установлен в раю через сотворение жены в помощь мужу и через благословение, преподанное Адаму и Еве: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24), – учил: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Брак установлен Богом моногамным и только в таком браке возможно полное проявление взаимной близости супругов. Профессор Лопухин так поясняет данный отрывок Писания: «Слово «прилепится» по-еврейски выражено глаголом «дабак», означающим «поглощаться», «ассимилироваться», «уподобляться», и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность».

Брак в Ветхом Завете

Ветхозаветные иудеи видели главную цель и сущность брака в воспроизводстве рода – плодитесь и размножайтесь. Деторождение являлось самым очевидным знаком Божьего благословения. Наиболее ярким примером Божьего благоволения к праведнику явилось обетование данное Богом Аврааму за его послушание: «Я благословляя благословлю тебя и, умножая умножу семя твое, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:17-18). В то же время, бездетные пары считались лишенными Божьего благословения. Так, например, св. Елисавета, жена Захарии и мать Иоанна Крестителя, искренне радовалась тому, что, будучи уже немолодой женщиной, по особому произволению Божию, родит сына и будет избавлена от людского порицания как бесплодная: «После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1:23-24). Ветхозаветное учение не имело ясного представления о посмертном существовании, но обетование, данное Аврааму, предполагало, что жизнь может стать вечной через потомство. Иудеи ждали своего Мессию, который устроит некое новое израильское царство, в котором наступит блаженство еврейского народа. Именно участие в этом блаженстве потомков того или иного человека понималось как его личное спасение. Поэтому бездетность считалась у евреев наказанием Божиим, ибо она лишала человека этой возможности спасения.

Однако, ветхозаветный брак не до конца соответствовал своему богозаповеданному идеалу. У древних евреев допускался полигамный брак, при этом число жён ограничивалось только имущественным состоянием мужа. В полигамном браке состояли и святые праотцы: Авраам и Иаков, цари Давид и Соломон. Не запрещалось законом Моисея и наложничество. Господь Иисус Христос несовершенство ветхозаветного брака объяснял человеческой греховностью: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8). Тем не менее, простого сожительства вместо брака ветхозаветный закон не знал, а прелюбодеяние каралось смертной казнью.

Брак в христианстве

В отличие от ветхозаветного учения, брак в христианстве предстает как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности. В залоге вечного единства и любви видится смысл новозаветного учения о браке. Ап. Павел уподоблял брак единству Христа и Церкви: «Жены, — писал он в Послании к Ефесянам, — повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:22-25).

Христос в Евангелии ясно дает понять, что в вечности не будет плотских, земных отношений между супругами, но будут духовные: «В Царствии Божием не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии» (Мф. 22:23-32). Таким образом, ветхозаветное восприятие брака, как состояния, предназначенного лишь для деторождения, Христом отвергается в Евангелии. Но в то же время брак остается в христианстве средством продолжения и умножения человеческого рода. Чадородие является одной из целей брака, но не является самоцелью. О спасительности чадородия учит ап. Павел: «жена … спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2:14-15). Церковь призывает воспитывать детей в православной вере. Только тогда чадородие становится спасительным, когда дети становятся вместе с родителями «домашней Церковью», возрастая в духовном совершенствовании и познании Бога.

Семья полноценна, когда в ней есть дети. Однако, дети рождаются и в «гражданском браке». В чем должен видеть христианин принципиальную разницу? В первую очередь, в духовном воспитании детей. Апостол Павел учит родителей-христиан: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). Весьма сомнительно, что родители, живущие в грехе, а сожительство, бесспорно, таковым является, заботятся о жизни согласно Евангелию. Примером для детей являются родители. Если они не обременяют себя праведностью жизни, то и ребенка они вряд ли смогут научить евангельским истинам, а ребенок воспримет именно такое положение вещей с самого детства.

«Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Эти слова принадлежат римскому юристу 3 века Модестину. Церковь, заимствовав это определение брака в римском праве, дала ему особое, христианское осмысление, основанное на Священном Писании. Христианство, зародившееся на территории Римской империи, не отвергало правовой системы Рима, оно способно существовать в любой эпохе и в любых государственных формациях. Учение Христа не от мира сего, и формы жизни этого мира не могут его повредить и поглотить. Христианство, несмотря на гонения, живет при любом строе: рабовладельческом, феодальном, капиталистическом, даже при коммунизме. Христиане считали, что есть два необходимых условия для брака. Первое — земное, брак должен был законным, то есть должен обеспечиваться законами, которые действуют в реальной жизни, он должен существовать в той реальности, которая имеет место в конкретную эпоху. Исключением могут быть лишь законы, противоречащие христианской морали. Древние христиане с их высоким представлением о браке не могли одобрять те браки или отношения между полами, которые допускали язычники в Римской империи: например, брак между близкими родственниками или конкубинат (сожительство). Второе условие — брак должен быть благодатным, имеющим церковное благословение, что относится к его вечной, благодатной, духовной природе. Человек двуедин, он принадлежит духовному миру и миру земному, вся его жизнь — двуедина, естественно, что и брак имеет две стороны — земную и духовную. Поэтому необходимо удовлетворить и наличному земному закону, и получить церковное, благодатное, благословение брака. Такой подход к браку в среде первых христиан вполне уместен в современности – христианский брак должен быть объявлен перед обществом и узаконен им, т.е. признан как законное состояние, и одновременно с этим он должен быть освящен Церковью.

Церковь не мыслит полноты брака без особого ее действия, имеющую особую благодатную силу, дающую человеку дар нового бытия. Древние христиане не знали той обрядовой формы Таинства брака, что имеется сейчас в Православной Церкви, но, вступая в брак по гражданским законам Римской империи, предварительно испрашивали на него благословение у своего епископа. О намерении заключить брак объявлялось в Церкви до заключения гражданского договора. Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому писал: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть всё будет во славу Божию». Браки, не объявленные церковной общине, по свидетельству Тертулиана, приравнивались в Церкви к блуду и прелюбодеянию. Христиане не мыслят своей жизни без Евхаристии, вне евхаристической общины, в центре которой стоит Вечеря Господня. Тертулиан писал, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Вступающие в брак, получив благословение епископа, приходили в евхаристическое собрание, и вместе причащались Святых Христовых Тайн. Все присутствующие знали, что эти люди начинают совместную жизнь у чаши Христовой, принимая ее как благодатный дар единства и любви, который соединит их в вечности. Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в Римском государстве юридический договор (в том случае, если он был предписан для того сословия, из которого были брачующиеся). Но именно благословение епископа на брак было в Древней Церкви формой совершения Таинства брака.

С началом христианизации Римской империи, гражданам предписывалось заключать брак и в Церкви и по гражданскому договору. Причем имела место прямая зависимость положения в обществе будущих супругов. Так, в 5 веке браки, не сопровождаемые никакими формальностями, были дозволительны только низшим классам. Лицам из средних классов предписывалось являться к церковному нотариусу (экдику) и заявить перед ним о желании вступить в брак. Лица из сословия сенаторов обязаны были обставлять вступление в брак заключением письменного договора о приданом и предбрачном даре. В 8 веке представители среднего класса могли заключать браки или в присутствии друзей, или же по получении церковного благословения. В 895 году византийский император Лев Мудрый (886 – 912 гг.) в своей 89-й новелле предписал заключать брак не иначе, как с церковного благословения. Но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексий Комнин (1081 – 1118 гг.) распространил обязательность церковного благословения браков и на рабов. Император Андроник Палеолог (1282 – 1328 гг.) и Патриарх Констатинопольский Афанасий (1303 – 1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви.

Такую форму заключения брака Русь восприняла с самого момента своего крещения. Однако, местные языческие традиции еще очень долго жили в народе, и упоминания о том, что брак заключался согласно им, минуя церковное благословение, встречались вплоть до конца 17 века. Лишь в 1918 г. Декрет об отделении Церкви от государства, лишил церковный брак юридической силы, оставив христианам право принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах ЗАГСа. Однако, начиная с 30-х годов 20 века почти вплоть до развала СССР в 1991 г. люди боялись венчаться, поскольку за этим могли последовать серьезные проблемы на работе и осуждение общества. Этим советская идеологическая машина лишила несколько поколений советских граждан возможности благословения брака в Церкви. И только после распада СССР люди вновь получили возможность беспрепятственно освящать свой брак. В настоящее время, согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», Церковь признает брак, заключенный государством, законным и не считает его блудным сожительством. Однако, как и в древности, настаивает на церковном благословении брака, выраженного в Таинстве венчания.

Правовые аспекты римского брачного права и историческое развитие «гражданского брака»

Особо стоит остановиться на правовых аспектах римского брачного права, поскольку оно, отчасти переосмысленное христианством, легло в основу гражданского брачного права в современном мире. Единственным законным союзом мужчины и женщины в римском праве признавался брак. Все другие союзы и связи между мужчинами и женщинами являлись либо запретными, либо толерантными.

Модестин, в соответствии с известным юридическим принципом Древнего Рима «брак не есть сочетание, а согласие» (Nuptias non concubitus, sed consensus facit) определяет, что «сожительство со свободной женщиной есть брак, а не конкубинат». Настоящий римский, или квиритский, брак (justum matrimonium, justae nuptiae) был доступен только тем, кто имел jus conubii (право заключать законный римский брак), т. е. римским гражданам и тем перегринам (свободным иностранцам), которым особым актом римского правительства предоставлено было jus conubii. Justum matrimonium («правильный» брак) представлял собой фактические отношения между мужчиной и женщиной, основанные на взаимном притяжении (affectio maritalis) и на совместном проживании в качестве мужа и жены, т.е. обладал статусом легального супружества. Цель matrimonium — создание римской семьи и рождение свободнорожденных законнорожденных детей (liberi legitimi), которые становились:

  1. римскими гражданами (Quirites, Romani), т.е. входили в социально-политическую структуру общества;
  2. подвластными домовладыке (рatria potestas), т.е. входили в систему властных отношений внутри семьи;
  3. «своими наследниками» (sui heredes) для своего отца, т.е. призывались к наследству в первую очередь.

«Правильный» римский брак мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti) и неформальной (sine manu mariti). Первая форма заключения брака предполагала либо религиозную процедуру символического провозглашения брачного союза с последующим его освящением, либо символическую покупку жены от полноправного ее прежнего домовладыки, либо признание брака по истечению давности пребывания жены в доме супруга в течение одного года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Все эти виды были историческими и тесно связанными с сословно-патрицианским браком древнейшей поры. Вторая форма заключения брака предполагала заключение специального брачного соглашения и привод жены в дом мужа. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. Браку предшествовало обручение. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражали намерение заключить между ними брак и, как свидетельство серьезности намерений, обменивались подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами. Также во время обручения родные или опекуны жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размеры приданого, которое невеста приносила в дом жениха. Обручённая невеста в некоторых отношениях уравнивалась с женой. Жених мог принять на свой счёт нанесённую ей обиду и подать в суд на обидчика. Неверность невесты со времён императора Септимия Севера (193 – 211 гг.) приравнивалась к прелюбодеянию со всеми вытекающими последствиями.

Супружество римского гражданина с иностранкой, не имевшей jus conubii, считалось «неправильным браком» — matrimonium non justum; из него не возникала римская семья, а дети оставались иностранцами. Также нелегитимным браком был супружеский союз римской гражданки с перегрином, не обладавшим jus conubii. При этом следует подчеркнуть, что союз, в котором один из супругов не обладал jus conubii, не считался римскими юристами внебрачным сожительством или развратной связью. Это был хотя и «неправильный» (non justum), но все же именно супружеский союз, его главная особенность состояла в том, что из него не следовало юридических последствий «правильного» брака: не возникала римская familia, а дети не получали гражданства.

В отличие от justum matrimonium, concubinatus (дозволенное законом длительное внебрачное сожительство мужчины и женщины) не нес никаких правовых последствий: женщина не разделяла общественного положения сожителя, ее статус никак не влиял на положение сожителя; римская семья здесь не возникала, и, соответственно, отпрыски были «натуральными детьми» (liberi naturales) — они хотя и рождались свободнорожденными (liberi) и даже римскими гражданами (если мать была римлянкой в момент их рождения), но при этом не подчинялись отеческой власти и не являлись для отца «своими наследниками». Конкубинат отличался от брака тем, что отсутствовало affection maritales (намерение жить в браке) со стороны мужчины и dignitas uxoris (намерение следовать социальному положению мужчины) со стороны женщины, а также тем, что рождение детей не было целью конкубината, хотя дети, конечно, рождались. Определение конкубината как сожительства, дозволенного законом, означало, что отсутствовали законные препятствия к вступлению в брак — близкое родство, не расторгнутый ранее брак и т. д. Конкубинат не был браком, они различались гражданским положением супругов. Типичной причиной заключения конкубината было социальное неравенство, из-за которого не могли заключаться законные браки между высшими и низшими слоями общества. В сожительницы брали вольноотпущенных или свободно рожденных женщин низкого происхождения, по своему гражданскому положению стоявших ниже мужчин, с которыми эти женщины вступали в сожительство и заключение брака с которыми, по римским понятиям, было бесчестно и зазорно.

По римскому праву конкубинат устанавливался фактом, всегда мог быть нарушен, не обязывал к супружеской верности. Подарки, запрещенные между супругами, были дозволены между лицами, живущими в конкубинате, именно потому, что последний не имел юридического характера брака. Лица, находившиеся в такой связи, не пользовались супружескими правами на имущество, равно как и другими супружескими правами. Поскольку дети, рожденные в конкубинате (liberi naturales), не входили в семью мужа, то они могли требовать содержания только от матери и ее близких.

Нравы Древнего Рима позволяли мужчине не стыдиться своих любовных связей, на римских саркофагах мужчин встречаются перечисления их любовниц. В эпоху республики мужчина мог состоять в законном браке с одной женщиной и в конкубинате с другой. При этом конкубинат супруги рассматривался как уголовное преступление и являлся stuprum — лишением чести посредством разврата, прелюбодейством.

В конце периода республики под влиянием общего морального распада семейная жизнь пережила острый кризис. Разврат вне семьи и в семье приобрел ужасающие размеры, брачные отношения стали уродливыми, супруги старались избежать рождения детей, свободой разводов стали злоупотреблять, преследуя при этом чисто спекулятивные цели. С целью сохранения стабильности семейных отношений, пресечения злоупотреблений свободой разводов и стимулирования вступления в брак и деторождения римский император Август в конце I века до н. э. — начале I века н. э. издал ряд законов. Это прежде всего lex Julia de adulteries, устанавливающий наказание за прелюбодеяния. Данный закон предусматривал уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulderium):

  1. Отец мог убить дочь и любовника, застигнутых в доме отца или зятя.
  2. Женщина, подозреваемая в прелюбодеянии, подвергалась обвинению не в judicia privata, a в judicia publica (другими словами, это был уголовный, а не частный процесс); наказанием для неверной жены по закону Августа была ссылка, конфискация 1/3 принадлежавшего ей имущества и потеря части приданого
  3. Супруг был обязан развестись с женщиной, уличенной в прелюбодеянии, иначе он рассматривается как соучастник этого преступления, т.е. как профессиональный сводник. Убивать неверную жену он не мог.
  4. Любой римский гражданин мог вчинить иск из адюльтера, если муж или его отец не делали этого в течение двух месяцев после развода.

В то же время этот закон легализовал внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Брачное законодательство императора Августа предполагало наделение конкубината определенным правовым значением и предоставление правовой защиты внебрачным детям. Конкубинат порождал правовые последствия лишь в отношении детей, рожденных конкубиной. Дети, рожденные в конкубинате, назывались «естественными», занимая место между законными детьми и рожденными от случайной связи или от кровосмешения. «Естественные» дети являлись незаконнорожденными, однако они были уравнены в правах с законнорожденными по отношению к матери и ее семейству. Допускалось несколькими способами узаконить детей, рожденных в конкубинате, в частности путем признания таких детей их отцом или назначением отцом в завещании незаконнорожденного ребенка своим наследником. Также допускалось узаконивание рескриптом императора, если отец не мог вступить в брак со своей конкубиной и если он не имел законного потомства.

Первый шаг к уничтожению конкубината сделал равноапостольный император Константин. В 336 г. он запретил передавать имущество сожителя конкубине и её детям, причём как в виде подарков, так и по завещанию. В 371 г. этот запрет был отменён указом императора Валентиниана I, но при этом вводились ограничения: конкубине можно было передать не более двенадцатой части от имущества её сожителя и лишь в случае отсутствия других законных наследников. В дальнейшем императоры Восточной Римской империи принимали на этот счёт различные законы, а окончательно конкубинат был запрещён Львом VI в 907 г.

В Средние века конкубинат, несмотря на все усилия Церкви, был распространен в Европе, особенно в крестьянской среде, где долго не признавался церковный брак. Осуществление брачного обряда и дальнейшее сожительство считалось достаточным для крестьян, многочисленные правовые акты той эпохи свидетельствуют, что дети от таких браков считались вполне законными наследниками имущества своего отца или матери. Только к XVIII-XIX вв. в крестьянской среде церковный брак стал необходимым, хотя конкубинат был запрещен и объявлен формой нелегального сожительства еще на Трентском соборе 1563 года. Тем не менее, в XVIII-XIX вв. конкубинат получает распространение в рабочей среде под видом «свободного брака», хотя вплоть до 19 в. законодательство всех европейских стран не отличало конкубинат от разврата, устанавливало карательные меры, не признавало для вступивших в конкубинат никаких взаимных прав и обязанностей и лишало детей, рожденных вне законного брака, имущественных и других прав по отношению к родителям. Со второй половины 19 века в законодательствах европейских стран начинается движение к признанию прав детей, рожденных вне брака и некоторых взаимных прав и обязанностей самих лиц, состоявших в конкубинате.

В России конкубинат был распространен среди знати. Многие русские помещики жили со своими крепостными, не имея возможности жениться на них, имели детей, которые часто становились наследниками части отцовского состояния.

31 декабря 1917 года в советской России был издан «Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», согласно которому признавался только гражданский брак, заключенный государством, а «церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачущихся». Данное положение было подтверждено «Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 26 января 1918 года, пункт 8 которого гласил: «Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений». Таким образом, Церковь была полностью отстранена от регистрации браков, признаваемых государством. Многовековая практика была упразднена.

19 ноября 1926 года в РСФСР был введен в действие Кодекс законов о браке, семье и опеке, который ввел понятие фактических брачных отношений, узаконив этим сожительство вне брака. Сожителям было достаточно признавать друг друга супругами, вести общее хозяйство, воспитывать детей. Этого было основанием для того, чтобы законным образом регулировать имущественные отношения между сожителями – нажитое в сожительстве имущество признавалось совместным. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни.

Современные правовые аспекты «гражданского» брака

Столь скрупулезное рассмотрение конкубината в римском праве и дальнейшего его развитие было необходимо для того, чтобы понять явление «гражданского брака», ставшего столь популярным в современном мире. Между древним конкубинатом и современным «гражданским браком» много общего, а суть одна – сожительство.

Ниже будут рассмотрены современные правовые аспекты брака и сожительства, поэтому важно привести юридические определения, которых в той или иной форме придерживаются в большинстве стран мира. Необходимо отметить, что законодательство разных стран по-разному определяет сожительство, а в некоторых странах брак определяется как союз двух людей, и это вовсе не обязательно мужчина и женщина (касается стран, где легализованы так называемые «однополые браки»). Конечно же, православные христиане не могут воспринимать однополые союзы как браки, пусть и узаконенные рядом государств, понимая законный брак как богоустановленный союз мужчины и женщины. Также невозможно для православных и восприятие различных форм сожительства как законного союза, подобного браку. Но для полного представления картины происходящего в мире необходимо озвучить законодательные формулировки в том виде, в котором они есть.

Основная формулировка, имеющая место в законодательстве большинства стран мира – брак или гражданский брак – традиционная (в христианском понимании — богоустановленная) форма брачного союза между супругами, мужчиной и женщиной. Эта форма, до недавнего времени, в этом виде была закреплена в законодательстве большинства стран мира. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, в традиционно христианских странах Европы и Америки началось постепенное вытеснение христианских традиций брака. Это было связано с началом «сексуальной революции» — общего падения нравов, половой свободы и отступления от традиционных правовых норм. Стало быстро расти число пар, проживающих в сожительстве без заключения брака. Тенденцией последних двух десятилетий стал отход от традиционного понимания брака, как законного союза мужчины и женщины. На данный момент в определенном количестве стран (29 стран на декабрь 2020 года), брак – это не только союз мужчины и женщины, но и однополые союзы («однополые браки», далее без кавычек). Поскольку однополые браки легализованы далеко не везде, то законодательством многих стран предусмотрено так называемое гражданское партнерство (гражданский союз, домашнее партнерство) – признанный государством социальный институт, позволяющий однополым парам проживать в узаконенном сожительстве. Гражданские союзы, существующие во многих западных странах, не являются браком, но представляют собой промежуточную форму между зарегистрированным браком и сожительством. Гражданские партнёры, как правило, имеют некоторый перечень прав и обязанностей по отношению друг к другу, но их правовой статус не уравнен с супругами. В определенных странах гражданское партнерство доступно и для гетеросексуальных пар, которые не хотят или не могут вступать в брак, но предпочитают находиться в отношениях, где имеются некоторые узаконенные права и обязанности. Им также предлагается гражданское партнерство, как промежуточная форма между незарегистрированным браком (фактический брак, фактическое сожительство, неформальный брак, фактические брачные отношения, бракоподобные отношения) и гражданским браком. Незарегистрированный брак, в отличие от гражданского брака или гражданского партнерства в большинстве стран мира не влечет возникновения никаких законных прав и обязанностей между сожителями. Это фактически сожительство без обязательств, по закону не обязывающее ровным счетом ни к чему. Лишь в некоторых странах фактические брачные отношения (сожительство) в определенных случаях имеют некоторые юридические следствия.

Стоит отметить, что отступление от традиционных христианских ценностей в 60-70 годах прошлого столетия, и понимание свобод как вседозволенности, вызывал ярое противление со стороны консервативных слоев общества. Однако, уже в начале 21 века, несмотря на ослабевающие протесты, гражданские союзы и «однополые браки» становились предметом активного обсуждения в законодательных собраниях многих стран, с последующим их принятием. Так, в США, где вплоть до начала 2000-х годов были сильны позиции христианских сообществ, отстаивавших традиционное понимание брака, в 1996 году был принят федеральный закон, известный как Акт о защите брака, в тексте которого брак определялся как законный «союз между одним мужчиной и одной женщиной», а супруг как «лицо противоположного пола, являющееся мужем или женой». Однако, в 2013 году данный закон был признан неконституционной нормой Верховным судом США. Основным последствием принятия данного решения стало признание за однополыми парами прав на льготы при уплате федеральных налогов, социальные пособия, страхование и другие привилегии, предусмотренные для обычных браков. Но вопрос о признании таких «браков» в тот момент разрешен не был. 26 июня 2015 года Верховный суд США легализовал «однополые браки» во всех американских штатах. Суд признал, что Конституция США гарантирует право однополых пар заключить брак. Власти всех штатов теперь обязаны регистрировать такие «браки», а также — признавать их, если они заключены в других государствах. Легализация однополых союзов повлекла признание за однополыми парами всех прав, имеющихся у супругов, вплоть до усыновления детей.

Интересна с точки зрения понимания вопроса об гражданских партнерствах ситуация, сложившаяся в Великобритании. С 2004 года там разрешены гражданские партнерства однополых пар. В 2010 году группа активистов начала борьбу за равноправие разнополых и однополых пар перед законом. Цель группы — разрешить гомосексуальным парам заключение брака, а гетеросексуальным парам — регистрацию партнёрств. «Однополые браки» были узаконены в 2014 году. В этом же году лондонская пара подала судебный иск, требуя изменить законодательство, чтобы сделать гражданское партнерство доступным для разнополых пар. Ребекка Стейнфелд и Чарльз Кидан, родители двоих детей, не хотели вступать в брак, потому что считали его сексистским и патриархальным институтом, унижающим женщину. После отказа в суде первой инстанции они дошли до Верховного суда и в 2018 году выиграли дело. Верховный суд объявил дискриминационным запрет на заключение гражданских партнёрств гетеросексуальными парами. Закон, разрешающий разнополым парам вступать в гражданские партнёрства, был принят парламентом 15 марта 2019 года и вступил в силу 26 мая того же года.

Нелишним было бы привести немного статистики. В ряде европейских стран в гражданское партнерство могут вступать пары любого пола. В других партнерство доступно только однополым парам, а в третьих гражданское партнерство отменили вскоре после признания однополых браков. Во Франции в рамках Гражданского договора солидарности (ПАКС) и однополые, и разнополые пары имеют право вступить в гражданское партнерство. ПАКС дает таким парам почти те же права, что и женатым, но гражданское партнерство легче аннулировать. Похожие системы действуют в Нидерландах (с 1998 года), Бельгии (с 2000), Люксембурге (2004), Андорре (с 2005 года), Греции (в 2008 года институт введен для гетеросексуальных пар, с 2015 года гендерно нейтрален), в Гибралтаре и на Мальте (с 2014 года), на Кипре (2015) и в Эстонии (с 2016 года). В ряде стран гражданское партнерство ввели для однополых пар, но отменили с введением однополых браков. Первой гражданские партнерства для людей одного пола ввела Дания, в 1989 году, а в 2012 отменила, легализовав гей-браки. То же самое произошло в Германии и Ирландии. В этих странах такое партнерство подразумевает идентичные юридические права в вопросах налогов, пенсий и наследования. В США законы, регулирующие гражданские партнерства, принимаются на уровне штата или городского округа. В Бразилии пары, живущие вместе без брака, получают почти те же права, что и женатые, за исключением наследования. В Эквадоре понятие гражданского союза включено во вступившую в силу в 2008 году конституцию без упоминания пола вступающих в него. Уругвай тоже разрешил их в 2008 году. В ЮАР как однополые так и разнополые пары могут вступить в гражданское партнерство или полноценный брак, юридической разницы между этими двумя видами союза нет.

Стоит сказать и о рождении детей вне брака. В настоящее время наблюдается устойчивый рост внебрачных рождений в развитых странах мира. Например, ещё в 1960 году примерно 5 % детей в США рождалось у незамужних женщин, но уже в 1980 году эта цифра достигла 18 %, а в 2009 году 41 %. В Европе процент фактических браков также неуклонно растёт на протяжении последних десятилетий, начиная с конца 60-х годов. По данным Евростата, в 2011 году 37,3 % всех родов в 27 странах ЕС были внебрачными. Большинство детей родилось вне брака в Исландии (64,3 %), Эстонии (59,7 %), Словении (56,8 %), Болгарии (56 %), Норвегии (55 %), Швеции (54,2 %) и Франции (55 %). Значительно ниже доля внебрачных рождений была в Греции (8,1 %) и на Кипре (15,2 %). В 2016 году доля внебрачных рождений варьировалась от 9,4% в Греции до 59,7% во Франции, в 2017 году, по имеющимся данным, от 10,3% до 59,9% в тех же странах. Общий же процент внебрачной рождаемости в странах ЕС на 2016 год составил 42,6%.

Однако лидерами по внебрачным отношениям являются страны Латинской Америки, несмотря на высокую долю религиозных католиков в этих странах. Это связано с тем, что во многих латиноамериканских странах были запрещены разводы, а общее падение нравов привело к крайне широкому распространению сожительств – как между неженатыми людьми, избегающими более обязывающих уз, так и среди тех, чей брак распался, но формально они оставались женаты или замужем. В Буэнос-Айресе в 1960 году сожительствовали менее 1,5% пар, в 1991 году – уже 13,6%, в 2001 году – 21%. В Аргентине в целом в 1960 году сожительство охватывало 7% союзов, в 1991 году – 18%, в 2003 году — 21%. В Бразилии в 1960 году было менее 1,5% консенсуальных союзов по стране в целом, а в 2001 году – уже 21%. Эти цифры продолжают неуклонно расти, что не могло не сказаться на внебрачной рождаемости. По данным ООН, в 1998 году от 55 % до 74 % детей в латинских странах рождены вне брака, и это там стало скорее нормой, чем исключением. К 2012 году процент внебрачных рождений составлял: в Колумбии — 74 %, в Чили — 70,7 %, в Парагвае — 70 %, в Перу — 69 %, в Бразилии — 65,8 %, в Доминиканской Республике — 63 %, в Мексике — 55 %. Проследить более позднюю статистику внебрачных рождений затруднительно в связи с введением во многих странах института гражданских партнерств и союзов.

Рассмотрение этих примеров и статистики дает возможность проследить, как падение нравов всего полвека назад привело к резкому росту сожительств и рождения детей вне брака, а позже к легализации сожительства как законного гражданского партнерства, и в итоге к полному разрушению богоустановленного понимания брака как союза мужчины и женщины. Во что еще может вылиться нежелание человека жить по заповедям Божьим остается только предполагать.

Теперь же необходимо рассмотреть правовые аспекты законодательства РФ. На данный момент Семейный кодекс РФ (принят Государственной Думой 8 декабря 1995, последние поправки 6 февраля 2020 года) понимает брак как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ст. 1 п. 1,2 СК РФ). Брак, будучи юридически оформленным, свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи, порождает взаимные права и обязанности имущественного, так и личного неимущественного характера между супругами. Брак, заключенный в церкви, либо брак, заключенный по местным или национальным обрядам, с юридической точки зрения браком не является и никаких правовых последствий не порождает. Также не являются браком и не порождают правовых последствий фактические брачные отношения (сожительство), не зарегистрированные в органах записи актов гражданского состояния. Законодательство РФ не знает ни узаконенного гражданского партнерства, ни узаконенного фактического брака (сожительства). Хотя попытки признания фактических брачных отношений предпринимались. Так, 22 января 2018 года в Госдуму внесен законопроект, предлагающий ввести в Семейный кодекс РФ понятие «фактические брачные отношения», которым, по сути, незарегистрированные отношения мужчины и женщины приравниваются к официальному браку по прошествии пяти лет совместного проживания пары со всеми вытекающими правовыми последствиями. Законопроект был изучен двумя комитетами Госдумы (по вопросам семьи, женщин и детей и по государственному строительству и законодательству), получил отрицательные отзывы и был отклонен Госдумой в первом чтении в июле этого же года.

Поскольку регистрация брака в ЗАГСе порождает права и обязанности супругов, то необходимо отметить, что именно государство является гарантом соблюдения этих прав и обязанностей. Государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательство защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов. Этот немаловажный момент необходимо учитывать тем, кто готов жить в сожительстве, без заключения брака. Ниже перечислены некоторые отличия брака от фактического брака (сожительства) в юридических вопросах о правах и обязанностях:

  1. Имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, не может признаваться принадлежащим им на праве совместной собственности только на том основании, что оно нажито ими во время совместной жизни, если даже они прожили вместе много лет. Сожители не могут заключить брачный договор, которым, согласно ст. 40 СК РФ, считается имущественное соглашение между супругами или лицами, вступающими в брак. В случае развода супруги могут претендовать на раздел совместно нажитого имущества, а сожители – нет. Имущество принадлежит тому из сожителей, на которого оно зарегистрировано или кем было приобретено. Также и банковские кредиты, взятые в фактическом сожительстве, считаются обязательствами того из сожителей, на кого они оформлены.
  2. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ). В фактическом же браке сожитель вправе покинуть женщину в любой момент, т.к. не имеет никаких юридических обязательств по отношению к ней и к будущему ребенку.
  3. Сожители, в отличие от супругов, не могут претендовать на наследство после смерти одного из них.
  4. Сожители не могут претендовать на алименты, поскольку правила главы 14 «Алиментные обязательства супругов и бывших супругов» СК РФ позволяют связывать возникновение обязанности материального содержания супругов только с браком, а не с простым сожительством.
  5. Сожители не могут стать приемными родителями или усыновить одного ребенка. Усыновление возможно лишь одним из сожителей, второй сожитель при этом не будет нести никаких обязанностей по отношению к ребенку.
  6. В случае рождения ребенка в фактическом браке возникает необходимость юридического признания отцом собственного ребенка. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка (ст. 48 СК РФ). Установление отцовства влечет необходимость несения отцом определенных законом обязанностей, возникающих в связи с рождением ребенка, поэтому далеко не все мужчины, при рождении ребенка у не состоящей с ними в браке женщины, добровольно признают свое фактическое отцовство, уклоняясь от его оформления путем подачи соответствующего заявления в орган записи актов гражданского состояния. В этом нет ничего странного, т.к. большинство мужчин и женщин, вступая в сожительство, нарочито избегают всяческих формальностей, начиная с вызывающего у них неприязнь «штампа в паспорте», заканчивая непризнанием собственного ребенка. В итоге страдают дети, по факту живущие с отцом, но таковым по закону не являющимся. Впрочем, отцовство, в случае необходимости, может быть установлено через суд при помощи генетической экспертизы. Но до этого доходит разве что в случае «развода» сожителей, и то далеко не всегда женщины пользуются этой возможностью. С глаз долой, из сердца вон – и мать-одиночка может рассчитывать только на свои силы в воспитании ребенка, не имея никаких, положенных по закону алиментов на ребенка. Конечно, о наследстве после смерти отца, не признавшего ребенка, также не может идти речи.

Таким образом, нежелание регистрировать брак приносит людям, живущим в сожительстве, куда больше проблем, чем им хотелось бы. Они не хотят официоза, но, попав в определенные ситуации, оказываются бесправными или ущемленными в правах перед лицом закона.

Нельзя не сказать о статистике рождаемости детей вне брака. Исторический максимум внебрачной рождаемости в России был отмечен в 2009 году – 26%. К 2018 году показатель снизился – 21% детей было рождено вне брака. Но и эта цифра остается удручающей – каждый пятый ребенок в России рожден вне брака. Общее число рождаемости уменьшается  каждым годом.

Падает и число заключаемых браков. В 2016 году Россия была на втором месте после Китая по количеству зарегистрированных браков. В 2018 году Россия все еще в списке лидеров, но уже после Китая, Литвы и Румынии. И в то же время Россия – бесспорный мировой лидер по количеству разводов – 4,2 на 1000 человек населения страны. С 1960 года в России количество браков сократилось на 40% (почти как в Европе). Тогда как разводов в стране стало теперь в 3 раза больше (в Европе – в 2,5 раза больше). За последние полвека браки в России сильно «повзрослели». В 1960 году 50-60% всех женихов и невест в стране были моложе 24 лет. Теперь таких – в 2-3 раза меньше. Основной категорией стали 25-34-летние. А доля вступающих в брак в 35 лет и позже увеличилась в 1,5-2 раза.

Что же касается сожительств, то по данным ESS-2016 (Европейского социального исследования), среди юношей в возрасте 20–23 года в России сожительства распространены так же часто (21%), как в Швеции (21%), но их значительно больше, чем, например, в Израиле (только 1%), Польше (3%), Германии (12%) и Франции (13%). Однако Россию опережают, например, Соединенное Королевство (23%) и Эстония (31%). Среди девушек этого же возраста в России сожительства с партнером распространены так же часто (18%), как и в ряде европейских стран: в Германии (19%), Соединенном Королевстве (18%), Словении (20%), но в меньшей мере, нежели, например, в Финляндии (31%), Австрии (37%) или Эстонии (38%).

Приведенные статистические данные красноречиво говорят об имеющихся проблемах, которые не сильно отличаются от мировых. Радует, что в России силен институт брака, браком законодательно назван богоустановленный союз мужчины и женщины, нет узаконенных гражданских партнерств и союзов, но не может не беспокоить печальная статистика сожительств и внебрачных детей.

Рассмотрев исторические и правовые аспекты брака и сожительства в разные эпохи, можно резюмировать, что в основе сожительства, в большинстве случаев лежит нежелание брать на себя ответственность, в первую очередь, правовую, по отношению к сожителю и рождаемым в сожительстве детям. Сожительство, зачастую ошибочно именуемое в России «гражданским браком», нельзя в полной мере уподобить римскому конкубинату, хотя оба являются формами сожительства. Конкубинат порождал определенные правовые последствия, а в эпоху своего максимального развития был в определенной степени приближен к законному браку. Римскому конкубинату в данный момент скорее можно сопоставить гражданские партнерства и союзы, чем сожительство в современной его форме (совершенно без каких-либо правовых последствий), но с одной принципиальной оговоркой – римское право не знало однополых браков или конкубинатов. Гражданские партнерства и союзы были созданы в попытке узаконить отношения однополых пар, и являются промежуточным шагом от сожительства к признанию однополых «браков». Именно так произошло в странах, где они были легализованы и приравнены к богоустановленному брачному союзу мужчины и женщины. Гражданские партнерства с разной степенью правовой ответственности сейчас доступны разнополым парам во многих странах, однако они, как и конкубинат в Риме, не являются брачными союзами.

Православная Церковь, как и прежде, признает брак единственной богоустановленной и посему законной формой отношений между мужчиной и женщиной. Никакие иные формы союзов между полами браком не являются, а поэтому не могут быть восприняты Церковью как законные и являются препятствием для заключения церковного брака. Сожителям прежде должно узаконить свои отношения перед людьми, что будет воспринято как серьезность намерений для вступления в церковный брак. Вместе с тем Церковь не считает блудным сожительством брак, заключенный государством, но не освященный в Церкви. Это в особенности касается тех браков, которые в силу определенных обстоятельств (как правило, неверие или иноверие одного из супругов) не могут быть освящены. Однако, не может не вызывать озабоченность тот факт, что православные супруги, заключив брак в ЗАГСе, не торопятся приступать к Таинству венчания. Церковь учит, что лишь только в Таинстве венчания брак освящается и супругам преподается благодатная помощь от Бога для совместного жительства и воспитания детей. Брак, заключенный государством, но не освященный Церковью, лишен такой помощи. Поэтому Церковь призывает своих верных чад не пренебрегать Таинством венчания и настаивает на его необходимости для православных супругов.

Церковь не может воспринимать однополые союзы в качестве браков, если даже таковые будут признаны государством законными. Подобное положение вещей противоречит Божественному установлению брака как союза мужчины и женщины. Однополые отношения осуждаются в Священном Писании и отвергаются как возможные для христиан.

Использованная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва: Дар, 2009.
  2. Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. М., 1994.
  3. Зайков А.В. Римское частное право. 2018.
  4. Войнилова И.Г. История становления и развития института сожительства (concubinatus) в римском праве.
  5. Романова Н.А. Фактический брак: юридическая сторона вопроса. Научный интернет-журнал «Мир науки», вып. 2, 2014.
  6. Семейный Кодекс Российской Федерации

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage