Свадьба

(2 голоса: 5 из 5)

См. раздел ТАИНСТВО БРАКА

 

Сва́дьба — 1) бракосочетание, заключение брака между мужчиной и женщиной; государственная регистрация брачного союза; 2) совокупность мероприятий и обрядов, включая торжественные, связанных с заключением брачного союза между мужчиной и женщиной; 3) участники свадебных церемоний и торжеств (пример: свадьба пела и плясала).

Свадьба — заключение брака, включающее в себя его государственную регистрацию, церковное Таинство Брака и торжественное застолье.

Современные околосвадебные суеверия

Брак – важнейшее событие в жизни заключающих его людей. Свадьбы на Руси, как правило, сопровождаются пышными торжествами, всевозможными народными обрядами (сватовство, помолвка, выкуп невесты, бросание в сторону молодоженов монет, возжигание семейного очага, вкушение молодоженами свадебного каравая, бросание невестою «букета невесты» в толпу участников свадебного торжества и т. п.).

Некоторые укоренившиеся в народной традиции свадебные обряды изначально имели утилитарный характер, другие — более фольклорный, нежели практический, а иные представляли собой суеверные и магические ритуалы (удивительно, но при совершении свадеб эти обычаи часто соседствуют с христианскими).

Иногда к суеверию сводятся даже и такие обряды, кои сами по себе не имеют ни суеверного, ни магического наполнения, и такие, кои в принципе чужды какой-либо магии и суеверию.

Положим, на сегодняшний день довольно распространенным является убеждение, что при откусывании (отламывании) женихом и невестой от свадебного каравая, главенствовать в семье будет тот, кто откусит (отломит) больший кусок; или же тот, кто во время венчания, будет выше держать свою «венчальную» свечу. К этой же группе суеверий относится мнение, согласно которому, при обмене обручальными кольцами во время венчания муж, не желающий впасть в подчинение супруге, обязательно должен надвинуть кольцо на её палец до самого основания.

Для осуществления желания жены первенствовать в доме мужа над всеми другими женщинами, в старину существовал особый наговор, читавшийся после венчания: «Первая, другая, я иду третья! Все вон мне одной дом». Подобные наговоры иногда звучат и сегодня в сельских глубинках.

В случае, если семья должна была жить в доме невесты, муж, входя в дом, произносил специальный наговор. Когда молодожены ещё только выходили из церкви, после венчания, под порог дома клался незапертый замок, который извлекался оттуда сразу же по их вступлении в дом. После сего замок запирался, а ключ от замка выбрасывался в реку. Считалось, что совершение этого обряда должно способствовать крепости семейных уз. В несколько измененном виде данный обычай сохранился до наших дней. С ним, например, связана современная традиция прикреплять замки к ограждениям мостов (при этом ключи также бросаются в воду).

Как смотрит на подобные действия Церковь? Брачный союз, утверждаемый в лоне Церкви, благословляется Самим Богом. Действенность этого благословения не нуждается в дополнительном подкреплении суеверными или магическими ритуалами. Напротив, лица, полагающиеся на эти обряды, тем самым выражают своё недоверие Богу как Всемогущему, Премудрому, Милостивому, Человеколюбивому Промыслителю, чем препятствуют реализации Божьих благословений (которые стремятся подкрепить). Кроме того, обращение брачующихся к суевериям и магии привлекает лукавые, тёмные силы, что может способствовать усугублению негативных последствий.

«Не подобает на браки ходящим (то есть всем присутствующим) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам» (53-е правило Лаодикийского Собора).