Благословение

***

Благослове́ние

1) дей­ствие Божие, выра­жа­ю­ще­еся в низ­ве­де­нии особых бла­го­стей, мило­стей на чело­века, (группу людей, семью, род. народ и т. п.);

2) свя­щен­но­дей­ствие, совер­ша­е­мое пас­ты­рем (архи­пас­ты­рем), направ­лен­ное на при­зы­ва­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати, Боже­ствен­ной помощи;

3) раз­ре­ше­ние пас­тыря, духов­ного настав­ника на совер­ше­ние пред­по­ла­га­е­мого дей­ствия, поступка, на выбор образа пове­де­ния под­опеч­ного;

4) одоб­ре­ние (пример: роди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние на брак сына с такой-то неве­стой);

5) (Бога) хвала Богу (см. напр. Вели­кое сла­во­сло­вие).

Благословение

Формы бла­го­сло­ве­ния:

  • осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием пас­ты­рем веру­ю­щих при бого­слу­же­нии;
  • полу­че­ние бла­го­сло­ве­ния – форма при­вет­ствия при встрече со свя­щен­но­слу­жи­те­лем;
  • хвала Бога (напр. Пс.102);
  • молит­вен­ное поже­ла­ния бла­го­ден­ствия, дол­го­ле­тия чело­веку;
  • роди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние – кре­сто­об­раз­ное осе­не­ние иконой (напри­мер, жениха и неве­сты их роди­те­лями перед вен­ча­нием);
  • в цер­ков­ном оби­ходе озна­чает раз­ре­ше­ние свя­щен­но­на­ча­лия.

Свя­щен­но­слу­жи­тели (то есть люди, полу­чив­шие через таин­ство Свя­щен­ства бла­го­дать Свя­того Духа для свя­щен­ного слу­же­ния Церкви Хри­сто­вой) – епи­скопы (архи­ереи) и свя­щен­ники (иереи) осе­няют нас крест­ным зна­ме­нием. Такое осе­не­ние назы­ва­ется бла­го­сло­ве­нием.

Когда свя­щен­ник или епи­скоп бла­го­слов­ляет нас рукой, то он скла­ды­вает пальцы так, что они изоб­ра­жают буквы IC XC, то есть Иисус Хри­стос. Это значит, что через свя­щен­ника бла­го­слов­ляет нас Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Поэтому бла­го­сло­ве­ние свя­щен­но­слу­жи­теля мы должны при­ни­мать с бла­го­го­ве­нием.

Когда в храме свя­щен­но­слу­жи­тели осе­няют народ кре­стом или Еван­ге­лием, обра­зом или чашей, то все кре­стятся и совер­шают пояс­ной поклон, а когда осе­няют све­чами, бла­го­слов­ляют рукой или кадят, про­из­но­сят слова общего бла­го­сло­ве­ния «Мир всем» и другие, то необ­хо­димо совер­шить пояс­ной поклон без крест­ного зна­ме­ния.

Чтобы полу­чить лично бла­го­сло­ве­ние от свя­щен­ника (епи­скопа), сле­дует сло­жить ладони кре­стом: правую на левую ладо­нями вверх, про­из­нося слова: «Бла­го­сло­вите, батюшка (или Вла­дыка – епи­скопу. Полу­чив бла­го­сло­ве­ние, мы целуем руку, нас бла­го­слов­ля­ю­щую, – целуем как бы неви­ди­мую руку Самого Христа Спа­си­теля. Как гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст – «Не чело­век бла­го­слов­ляет, а Бог его рукою и устами». Это ясно из слов свя­щен­ника, кото­рый пре­по­дает бла­го­сло­ве­ние: «Бог бла­го­сло­вит!».

Роди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние пред­став­ляет собой кре­сто­об­раз­ное осе­не­ние иконой (напри­мер, жениха и неве­сты их роди­те­лями перед вен­ча­нием).

При­зы­вать бла­го­сло­ве­ние Божие необ­хо­димо не только в важных делах и опас­ных пред­при­я­тиях, но и во всех обык­но­вен­ных житей­ских заня­тиях: на свою пищу, на свой чест­ный труд и вообще на благие начи­на­ния, чтобы они были бла­го­успешны; на путь, чтобы он был бла­го­по­лу­чен; на своих детей.

***

О бла­го­сло­ве­нии свя­щен­ника

Ответы архи­манд­рита Рафа­ила (Каре­лина):

– Мне при­хо­ди­лось слы­шать, что бла­го­сло­ве­ние надо брать редко, перед ответ­ствен­ным делом, отно­сясь к этому крайне серьезно. Ска­жите, пожа­луй­ста, несколько слов о бла­го­сло­ве­нии.

– Бла­го­сло­ве­ние – это при­зва­ние бла­го­дати на дела и жизнь чело­века; освя­ще­ние, прежде всего, самого чело­века. На бла­го­сло­ве­ние надо смот­реть как на свя­щен­но­дей­ствие. На каждой литур­гии весь народ полу­чает бла­го­сло­ве­ние от слу­жа­щего свя­щен­ника. На что он бла­го­слов­ляет? Не на кон­крет­ное дело, а на хри­сти­ан­скую жизнь, на борьбу с грехом, на воле­вое стрем­ле­ние к веч­ному спа­се­нию. Что же каса­ется бла­го­сло­ве­ния на опре­де­лен­ное дело, то лучше брать его у своего духов­ного отца, после того как вы изло­жите ему суть вопроса.

– Надо брать бла­го­сло­ве­ние на какое-то дело на стадии при­ня­тия реше­ния или когда мы уже при­сту­паем к заду­ман­ному?

– Бла­го­сло­ве­ние бывает двух видов: или мы предо­став­ляем свя­щен­нику право решать – нужно или не нужно пред­при­ни­мать заду­ман­ное дело, или же мы уже при­няли сами реше­ние и просим бла­го­сло­ве­ние как помощь Божию в его испол­не­нии. Чем раньше взять бла­го­сло­ве­ние перед нача­лом дела – тем лучше. Если ваши наме­ре­ния Богу неугодны или вам непо­лезны, то бла­го­сло­ве­ние вос­пре­пят­ствует их совер­ше­нию.

– Как быть? Один свя­щен­ник бла­го­слов­ляет, другой нет. Вопрос связан с рабо­той.

– Вы сде­лали ошибку в том, что, взяв бла­го­сло­ве­ние у одного свя­щен­ника и, как видно, будучи недо­воль­ным, пошли к дру­гому. Я ока­зался тре­тьим. Если вы верите в силу свя­щен­ни­че­ского бла­го­сло­ве­ния, то надо посту­пить так, как сказал первый свя­щен­ник. Желаю вам успе­хов в ваших делах.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки