Христос и грешница

Христос и грешница

Сюжет

В основу сюжета картины положен эпизод из Евангелия от Иоанна. Книжники и фарисеи привели ко Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии, и, искушая Его, обратились к Нему со словами: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин.8:4-5). По их соображению, если бы Христос, проявив к ней милосердие, сказал, что её не следует убивать, Его бы обвинили в нарушении Моисеева закона, а если бы Он сказал, что должно исполнить закон и побить прелюбодейку камнями, он стал бы нарушителем римского закона, запрещавшего иудеям применять эту казнь. Но Господь поступил иначе, совсем не так, как ожидали Его искусители. «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин. 8:7-9).

Описание

«Христос и грешница» – знаменитая картина Поленова, которая входит в цикл работ, посвященных жизни Иисуса Христа. Сам цикл был своеобразной рефлексией на знаменитую книгу Э. Ренана «Жизнь Иисуса Христа». Замысел художника состоял в том, чтобы раскрыть этическое содержание Евангельской истории и показать образ Христа как милосердного и доброго учителя.

Картина, написанная художником, представляет собой масштабное полотно, которое поражает своим размахом. Художник писал его под впечатлением знаменитой работы Иванова «Явление Христа народу». Но, в отличие от Иванова, он хотел в своей картине раскрыть именно нравственное содержание, сделав акцент на нравственном аспекте. Христос Поленова – это в первую очередь Сын Человеческий, пришедший к страждущим и обремененным. Напускная праведность в его картине противопоставляется истинному милосердию.

Действие происходит при Храме, в наружном дворике, где обычно собирались простые люди.

В левой половине картины изображён сидящий Христос, окружённый учениками и другими людьми, пришедшими к Храму. Вероятно Он о чем-то беседовал с людьми, но Его проповедь была внезапно прервана шумом появившейся разгоряченной толпы, которая вела на судилище женщину, взятую в прелюбодеянии. Поленов очень точно выразил в пластике душевное состояние молодой женщины. Ее внутреннее сопротивление зритель ощущает через сжатые кулаки и напряженные руки, через вытянутую, как струна, фигуру. Взгляд девушки напуганный, в ее облике заметна готовность к раскаянию.

Толпу с упирающейся испуганной женщиной мы видим в правой части полотна, в композиционном смысле уравновешивая собой окружение Христа. В ожидании ответа Христа замерла толпа, ждут реакции Христа и его ученики.

В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа. Спаситель сидит немного усталый, Он облачен в белый льняной хитон, что-то пишет на пыльной земле. В созданном художником образе Христа, чувствуется Его мягкость, человеколюбие. Рядом стоят смущенные каверзным вопросом фарисеев ученики Спасителя, не знающие, что ответить и как поступить в этой сложной ситуации. В отличие от Учителя, они кажутся более скованными в своих мыслях, чувствах и движениях. Художник подчеркивает человеческую сущность Христа.

История

В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница». Для более глубокого погружения в атмосферу тех мест, Василий Поленов предпринял путешествие в Палестину. Далее Поленов отправился в Италию. Там он создал эскизы к полотну. Но саму картину Поленов писал в 1886-1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова.

По мнению художника, такое произведение отвечало запросам времени, духовным потребностям людей. Евангельский сюжет позволял художнику выразить важные для него нравственные проблемы – идею христианской любви к ближнему.

Критика

Известный критик В. Стасов в своей статье отметил, что при работе над этой картиной Поленов «очень тщательно отнёсся к своей задаче, совершил путешествие в Палестину, изучал на месте архитектуру, местные типы людей и природы, световые эффекты»; всё это дало «очень интересные и веские результаты… Скажу ещё мимоходом, что часть Иродова храма, до сих пор уцелевшего, изящные столбы с орнаментированными капителями в углу этого храма, ступени, ведущие от храма вниз, туда, где происходит известная евангельская сцена, всё передано колоритно и изящно, освещено ярким палестинским солнцем. В общем, Поленов остался изящным, элегантным живописцем, каким мы его знаем давно уже, с самого начала его карьеры в 1871 году. Но к этому он ещё прибавил большое мастерство и живописность в передаче пейзажа».

Известный писатель В. Гаршин в своих «Заметках о художественных выставках» высоко оценивал картину Поленова, на которой, по его словам, «нет ни одной, что называется, драпировки, всё это – настоящее платье, одежда; и художник, пристально изучивший Восток, сумел так одеть своих героев, что они действительно носят одежду, живут в ней, а не надели для подмостков или позирования перед живописцем».

Писатель В. Короленко также подробно обсуждал образ Христа, изображённого на картине Поленова. Он писал, что «с первого взгляда на картину вы как будто не замечаете её главной фигуры», но это лишь кажущееся впечатление, вызванное неожиданным ощущением несоответствия установившимся представлениям. «Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с её физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с её небрежно упавшей на колено рукой, со всей этой незамечаемой им самим усталостью утруждённого, но сильного человека, и главное – с этим замечательным выражением лица, – тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью». По словам Короленко, в образе Христа он видел «замечательный успех художественного реализма».

Рекомендуемая литература

Комментировать

4 комментария

  • Владислав, 27.07.2024

    Дорогие братья и сестры, описание сюжета картины носит неполный характер. По римским законам смертный приговор мог выносить только представитель римской власти- прокуратор Иудеи. Он делал это от имени императора. Грешницу привели ко Христу чтобы найти против него обвинение. Если бы он сказал, что её нужно побить камнями, то на него донести бы прокуратуру, а если бы он сказал, что её нужно оставить в живых, то он нарушил бы Закон Моисея. Ситуация была по мнению фарисеев безвыходная. Христом же перевёл суд в область млрально-нравственных оценок и в область закона любви, который был одним из ключевых положений егопооповеди. И так он показал фарисеям, что Закон любви выше Закона Моисея.

    Ответить »
    • kozhelga, 27.07.2024

      Побивание камнями за прелюбодейство содержалось в иудейском Законе.В Риме не было такой практики, и здесь не требовалось разрешения прокуратора. Это, скорее, частное право, обычай, оно бытует в некоторых странах и в наше время. Здесь же женщину приводят прямо к храму, схватив на месте преступления. Ее не ведут в Преторию и не берут разрешения римского прокуратора. То, что иудеи искушали Иисуса — это верно и ясно из слов Евангелия, об этом говорят и Святые Отцы. Художник мастерски передает в своей картине страх и ужас этой бедной женщины, которая упирается ногами в землю, зная о своей участи. Ее страху противопоставлено спокойствие Спасителя, Который, зная хитрость иудеев, дает достойный ответ.

      Ответить »
  • Татьяна, 14.09.2024

    Я недавно прочитала, что Иисус на пыльной земле писал грехи тех, кто привел на суд эту женщину. И они, таким образом обличенные Христом, в стыде отходили.

    Ответить »