Виды греха

А.М. Леонов, пре­по­да­ва­тель Дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия

Ви́ды греха́ — бого­слов­ское поня­тие, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее клас­си­фи­ка­цию типов грехов по их форме, тяже­сти и направ­лен­но­сти (см.: Грех).

Раз­ли­чие грехов по базо­вым опре­де­ле­ниям: пер­во­род­ный, родо­вой, личный

Слово «грех», как экви­ва­лент гре­че­ского слова «ἁμαρτία», озна­чает, в бук­валь­ной интер­пре­та­ции, «непо­па­да­ние в цель», «промах». В этом отно­ше­нии объём поня­тия «грех» вклю­чает два прин­ци­пи­ально раз­лич­ных зна­че­ния.

В первом случае тер­ми­ном «грех» обни­ма­ется поня­тие помысла, мысли, жела­ния или поступка, совер­ша­е­мого чело­ве­ком (или злым духом) вопреки Боже­ствен­ному воле­изъ­яв­ле­нию. В этом отно­ше­нии рус­ское «грех» высту­пает ана­ло­гом гре­че­ского: «ἀνομία» — «без­за­ко­ние», «неспра­вед­ли­вость».

Во втором вари­анте грехом име­ну­ется не кон­крет­ное (про­ти­во­за­кон­ное) дей­ствие, а послед­ствия без­за­ко­ния, нега­тивно отоб­ра­жа­ю­щи­еся на при­роде и лич­но­сти чело­века. Под эту кате­го­рию «греха» под­па­дают пер­во­род­ный и родо­вой грех.

Пер­во­род­ным грехом назы­ва­ется порча чело­ве­че­ской сущ­но­сти, пере­да­ва­е­мая потом­кам Адама и Евы наслед­ствен­ным путём, и выра­жа­ю­ща­яся в том, что все люди (исклю­че­ние состав­ляет лишь один Чело­век — Гос­подь Иисус Хри­стос, зача­тый и рож­дён­ный особым, сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом) рож­да­ются с повре­жде­нием по душе и по телу, удо­бо­пре­клон­ными ко злу.

Пер­во­род­ный грех не делает чело­века лично винов­ным перед Богом. Он лишь спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию в нём гре­хов­ного рас­по­ло­же­ния воли. В свою оче­редь гре­хов­ные дей­ствия, совер­ша­е­мые под вли­я­нием пер­во­род­ного греха, навле­кают на чело­века Боже­ствен­ный гнев, делают его лично ответ­ствен­ным перед Твор­цом.

Родо­вой грех, как и пер­во­род­ный, пере­да­ется наслед­ствен­ным путем, от роди­те­лей к детям, от пред­ков к потом­кам. Как и пер­во­род­ный грех, по форме он пред­став­ляет собой порчу, своего рода нрав­ствен­ную болезнь.

Раз­ница в том, что пер­во­род­ный грех ска­зы­ва­ется на чело­ве­че­ском есте­стве и каса­ется каж­дого чело­века (за исклю­че­нием Христа). Родо­вой же грех отра­жа­ется не на сущ­но­сти (при­роде, есте­стве чело­века, кото­рое, напом­ним, у всех людей одно), а на инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стях пред­ста­ви­те­лей той или иной потом­ствен­ной линии. Можно ска­зать, что фактор родо­вого греха как бы накла­ды­ва­ется на фактор пер­во­род­ного, усу­губ­ляя его (под­черк­нем, что формы и сте­пени про­яв­ле­ния этого греха могут быть раз­лич­ными; поло­жим, не обя­за­тельно сын или внук пья­ницы будет иметь острую склон­ность к спирт­ному; биб­лей­ская исто­рия предо­став­ляет нам немало при­ме­ров того, сколь рельефно могут раз­ли­чаться между собой дети одних и тех же роди­те­лей).

Раз­ли­чие грехов по непо­сред­ствен­ной направ­лен­но­сти: против Бога, против ближ­него, против себя самого

Необ­хо­димо отме­тить, что хотя такая схема деле­ния личных грехов в аске­ти­че­ской лите­ра­туре встре­ча­ется доста­точно часто, — само по себе оно крайне условно. Дело в том, что любой личный грех есть нару­ше­ние Божьей воли, Божьего закона, а значит, и направ­лен против Бога. Опять же, любой личный грех, против кого бы он ни был направ­лен непо­сред­ственно, своими нега­тив­ными послед­стви­ями всегда бывает направ­лен на самого испол­ни­теля.

В узком зна­че­нии слова гре­хами против Бога обо­зна­ча­ются прежде всего те, кото­рые свя­заны с борь­бой с под­лин­ной верой, поро­чат Боже­ствен­ное имя и досто­ин­ство, испол­нены свя­то­тат­ства, иска­жают веро­уче­ние.

К таким пре­ступ­ле­ниям отно­сятся: атеизм, идо­ло­по­клон­ство, уча­стие в маги­че­ских риту­а­лах, оккульт­ных обря­дах, кол­дов­ских прак­ти­ках, упо­треб­ле­ние имени Гос­пода всуе, ложные выска­зы­ва­ния о Боге и Его Про­мысле, мало­ве­рие.

Пере­чень грехов против ближ­него состав­ляют те, что свя­заны со зло­умыш­ле­ни­ями против ближ­него, при­чи­не­нием ему мораль­ного или мате­ри­аль­ного вреда, нане­се­нием ущерба нрав­ствен­ному, душев­ному или физи­че­ского здо­ро­вью. К такого вида грехам при­над­ле­жат: кражи, разбои, гра­бежи, наси­лие, рас­тле­ние, раз­вра­ще­ние, над­ру­га­тель­ства, вовле­че­ние в гре­хов­ные сооб­ще­ства (в том числе рели­ги­оз­ные секты), кле­вета, побои, убий­ства.

Грехи против себя суть те, что имеют бли­жай­шим и непо­сред­ствен­ным след­ствием вред, при­чи­ня­е­мый самому себе, ини­ци­а­тору и испол­ни­телю греха, как то: гор­дость, зависть, чре­во­уго­дие, чле­но­вре­ди­тель­ство, уныние, отча­я­ние, само­убий­ство.

Раз­ли­чие грехов по сте­пе­ням тяже­сти вины и ответ­ствен­но­сти перед Богом: смерт­ные и иные

По боль­шому счёту смерт­ными гре­хами могут име­но­ваться все те те грехи, кото­рые не омыты пока­я­нием. Ведь любые грехи оттал­ки­вают чело­века от Бога, а вне Бога он не в состо­я­нии достичь веч­ного спа­се­ния, удо­сто­иться веч­ного бла­жен­ного покоя на Небе­сах.

Но суще­ствует и прак­тика более тес­ного упо­треб­ле­ния поня­тия «смерт­ный грех». В рамках такого упо­треб­ле­ния смерт­ными гре­хами тра­ди­ци­онно назы­ва­ются лишь наи­бо­лее тяжкие пре­ступ­ле­ния, те, что осо­бенно сильно влекут чело­века к духов­ной смерти, адовым без­днам и вечной поги­бели. К тако­вым отно­сится, напри­мер, чело­ве­ко­убий­ство, само­убий­ство, заиг­ры­ва­ние с поту­сто­рон­ними силами.

Помимо явно зло­дей­ских деяний пере­чень смерт­ных грехов допол­няют и такие, кото­рые в очах многих людей даже и не выгля­дят опас­ными. Тяжесть этих грехов про­яв­ля­ется не в одно­крат­ном совер­ше­нии, а в том, что при неод­но­крат­ном их повто­ре­нии они спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию и раз­ви­тию гре­хов­ных стра­стей: блуда, чре­во­уго­дия, пьян­ства, среб­ро­лю­бия, гнева, уныния, гор­до­сти, тще­сла­вия и других.

Страсть же сильна и опасна тем, что пле­няет и ско­вы­вает чело­ве­че­ское про­из­во­ле­ние. Пред­мет гре­хов­ной стра­сти нередко играет для чело­века роль свое­об­раз­ного идола. Рас­тра­чи­вая силы и время на удо­вле­тво­ре­ние страст­ных стрем­ле­ний, греш­ник ста­но­вится невни­ма­тель­ным к испол­не­нию рели­ги­оз­ного, духовно-нрав­ствен­ного долга.

Наи­бо­лее опас­ным родом греха счи­та­ется хула на Свя­того Духа. Как сле­дует из предо­сте­ре­же­ния Гос­пода Иисуса Христа, в случае пока­я­ния и обра­ще­ния к Богу чело­веку про­стятся любые грехи, в том числе смерт­ные, за исклю­че­нием одного: хулы на Духа (Мф.12:31).

Но даже и этот вид зло­де­я­ния не лишает без­за­кон­ника воз­мож­но­сти уна­сле­до­вать Цар­ство Славы. В про­тив­ном пони­ма­нии полу­ча­лось бы, что любому, пусть даже и быв­шему ате­и­сту, одна дорога — в ад; но это не так.

Другое дело, что воз­водя брань против Свя­того Духа, нече­сти­вец сам воз­во­дит стену, пре­пят­ству­ю­щую осу­ществ­ле­нию лич­ного спа­се­ния. Ведь очи­ще­ние и осво­бож­де­ние от греха воз­можно не иначе как при содей­ствии бла­го­дати Свя­того Духа. Поскольку же Бог никого не спа­сает насильно, а греш­ник, хуля Духа Свя­того, тем самым отка­зы­ва­ется от Его бла­го­дати, постольку он и не может очи­ститься, сде­латься пра­вед­ным и святым.

Раз­ли­чие грехов в зави­си­мо­сти от сте­пени про­из­во­ле­ния греш­ника при их совер­ше­нии: воль­ные и неволь­ные

Воль­ным име­ну­ется такой грех, кото­рый совер­ша­ется созна­тельно, доб­ро­вольно. По разу­ме­нию святых Божьих подвиж­ни­ков, кто грешит про­из­вольно, охотно и с насла­жде­нием, тот вве­ряет свою сво­боду силам зла, отдаёт себя в послу­ша­ние насла­жде­нию, пре­бы­вает в дру­же­стве с пад­шими духами и имеет мир с сата­ной.

Нака­за­ние за подоб­ные пре­ступ­ле­ния и за само отно­ше­ние к ним со сто­роны испол­ни­теля бывает куда более страш­ным, чем нака­за­ние за грехи, совер­ша­е­мые непро­из­вольно, раде­ю­щими о доб­ро­де­тели людьми.

Неволь­ный грех — тот, кото­рый осу­ществ­ля­ется либо без пред­ва­ри­тель­ного умысла, либо по при­нуж­де­нию. Впро­чем, неко­то­рые воз­ра­жают против такой формы клас­си­фи­ка­ции, утвер­ждая, что коль скоро чело­век осо­знает грех как грех и при этом его совер­шает, то грех сей явля­ется не неволь­ным, а воль­ным, так как не имея жела­ния совер­шить тот или иной грех, чело­век его и не совер­шит. Между тем, даже апо­стол, будучи святым, сви­де­тель­ствал о себе, что иногда, всё же, дей­ствует против своей воли: «Доб­рого, кото­рого хочу, не делаю, а злое, кото­рого не хочу, делаю» (Рим.7:19). В ряде слу­чаев к такого рода грехам могут быть при­чис­лены и те, что совер­ша­ются под дав­ле­нием обсто­я­тельств (пример: чело­век, рабо­тая на краю крыши высот­ного здания, неча­янно задел шатав­шийся кирпич, в резуль­тате чего тот упал вниз на слу­чай­ного про­хо­жего, про­хо­жий погиб). Кроме того, иногда к непро­из­воль­ным грехам при­чис­ляют гре­хов­ные помыслы (навя­зы­ва­е­мые тём­ными духами), кото­рые хотя и обра­ща­ются в созна­нии греш­ника, однако вос­при­ни­ма­ются им с сопро­тив­ле­нием и борь­бой, не ложатся на сердце и не имеют даль­ней­шей реа­ли­за­ции в соот­вет­ству­ю­щих им гре­хов­ных поступ­ках.

Грехи, совер­ша­е­мые в веде­нии или неве­де­нии

Грехи, совер­ша­е­мые по неве­де­нию, суть те, совер­шая кото­рые, чело­век не знает или даже не дога­ды­ваться, что он нару­шает Божий закон.

Соб­ственно, по боль­шей части о гре­хов­но­сти своих помыш­ле­ний, жела­ний известно даже и тем, кто совер­шенно далёк от рели­гии. Есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон вписан в самое есте­ство чело­века и обна­ру­жи­ва­ется в голосе сове­сти. Если чело­век живет непра­вед­ной жизнью, голос сове­сти в нём при­туп­ля­ется, хотя и не исче­зает совсем. В неко­то­рых слу­чаях чело­веку с про­жжен­ной сове­стью бывает трудно отли­чить гре­хов­ное деяние от не гре­хов­ного.

Между тем суще­ствуют и такие виды грехов, выявить без­за­кон­ность кото­рых на осно­ва­нии сви­де­тель­ства сове­сти или крайне трудно, или невоз­можно. К таким грехам отно­сится, поло­жим, про­по­ве­до­ва­ние иска­жен­ного учения о Боге. С одной сто­роны, про­по­вед­ни­ками лож­ного веро­уче­ния могут быть злост­ные ере­тики, и с таких людей — спрос особый. Но с другой сто­роны, ложно испо­ве­до­вать веру может и запу­тав­шийся (в том числе под вли­я­нием настав­ни­ков-ере­ти­ков) хри­сти­а­нин. Этот грех, как и другие, вра­чу­ется пока­я­нием.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки