Главная » Нравственность и духовность » Ну, и какие у меня грехи? » Виды греха
Распечатать Система Orphus

Виды греха

( Виды греха 18 голосов: 3.83 из 5 )

А.М. Леонов,
преподаватель Догматического богословия

 

Ви́ды греха́ — богословское понятие, подразумевающее классификацию типов грехов по их форме, тяжести и направленности (см.: Грех).

Различие грехов по базовым определениям: первородный, родовой, личный

Слово «грех», как эквивалент греческого слова «ἁμαρτία», означает, в буквальной интерпретации, «непопадание в цель», «промах». В этом отношении объём понятия «грех» включает два принципиально различных значения.

В первом случае термином «грех» обнимается понятие помысла, мысли, желания или поступка, совершаемого человеком (или злым духом) вопреки Божественному волеизъявлению. В этом отношении русское «грех» выступает аналогом греческого: «ἀνομία» — «беззаконие», «несправедливость».

Во втором варианте грехом именуется не конкретное (противозаконное) действие, а последствия беззакония, негативно отображающиеся на природе и личности человека. Под эту категорию «греха» подпадают первородный и родовой грех.

Первородным грехом называется порча человеческой сущности, передаваемая потомкам Адама и Евы наследственным путём, и выражающаяся в том, что все люди (исключение составляет лишь один Человек — Господь Иисус Христос, зачатый и рождённый особым, сверхъестественным образом) рождаются с повреждением по душе и по телу, удобопреклонными ко злу.

Первородный грех не делает человека лично виновным перед Богом. Он лишь способствует формированию в нём греховного расположения воли. В свою очередь греховные действия, совершаемые под влиянием первородного греха, навлекают на человека Божественный гнев, делают его лично ответственным перед Творцом.

Родовой грех, как и первородный, передается наследственным путем, от родителей к детям, от предков к потомкам. Как и первородный грех, по форме он представляет собой порчу, своего рода нравственную болезнь.

Разница в том, что первородный грех сказывается на человеческом естестве и касается каждого человека (за исключением Христа). Родовой же грех отражается не на сущности, а на индивидуальных особенностях представителей той или иной потомственной линии. Можно сказать, что фактор родового греха как бы накладывается на фактор первородного, усугубляя его.

Исходя из библейского утверждения, что последствия преступлений родителей отображаются на их потомках до третьего и четвёртого рода (Исх.20:5), можно предположить, что наиболее остро родовой грех проявляется вплоть до третьего и четвертого поколений.

Различие грехов по непосредственной направленности: против Бога, против ближнего, против себя самого

Необходимо отметить, что хотя такая схема деления личных грехов в аскетической литературе встречается достаточно часто, — само по себе оно крайне условно. Дело в том, что любой личный грех есть нарушение Божьей воли, Божьего закона, а значит, и направлен против Бога. Опять же, любой личный грех, против кого бы он ни был направлен непосредственно, своими негативными последствиями всегда бывает направлен на самого исполнителя.

В узком значении слова грехами против Бога обозначаются прежде всего те, которые связаны с борьбой с подлинной верой, порочат Божественное имя и достоинство, исполнены святотатства, искажают вероучение.

К таким преступлениям относятся: атеизм, идолопоклонство, участие в магических ритуалах, оккультных обрядах, колдовских практиках, употребление имени Господа всуе, ложные высказывания о Боге и Его Промысле, маловерие.

Перечень грехов против ближнего составляют те, что связаны со злоумышлениями против ближнего, причинением ему морального или материального вреда, нанесением ущерба нравственному, душевному или физического здоровью. К такого вида грехам принадлежат: кражи, разбои, грабежи, насилие, растление, развращение, надругательства, вовлечение в греховные сообщества (в том числе религиозные секты), клевета, побои, убийства.

Грехи против себя суть те, что имеют ближайшим и непосредственным следствием вред, причиняемый самому себе, инициатору и исполнителю греха, как то: гордость, зависть, чревоугодие, членовредительство, уныние, отчаяние, самоубийство.

Различие грехов по степеням тяжести вины и ответственности перед Богом: смертные и иные

По большому счёту смертными грехами могут именоваться все те те грехи, которые не омыты покаянием. Ведь любые грехи отталкивают человека от Бога, а вне Бога он не в состоянии достичь вечного спасения, удостоиться вечного блаженного покоя на Небесах.

Но существует и практика более тесного употребления понятия «смертный грех». В рамках такого употребления смертными грехами традиционно называются лишь наиболее тяжкие преступления, те, что особенно сильно влекут человека к духовной смерти, адовым безднам и вечной погибели. К таковым относится, например, человекоубийство, самоубийство, заигрывание с потусторонними силами.

Помимо явно злодейских деяний перечень смертных грехов дополняют и такие, которые в очах многих людей даже и не выглядят опасными. Тяжесть этих грехов проявляется не в однократном совершении, а в том, что при неоднократном их повторении они способствуют формированию и развитию греховных страстей: блуда, чревоугодия, пьянства, сребролюбия, гнева, уныния, гордости, тщеславия и других.

Страсть же сильна и опасна тем, что пленяет и сковывает человеческое произволение. Предмет греховной страсти нередко играет для человека роль своеобразного идола. Растрачивая силы и время на удовлетворение страстных стремлений, грешник становится невнимательным к исполнению религиозного, духовно-нравственного долга.

Наиболее опасным родом греха считается хула на Святого Духа. Как следует из предостережения Господа Иисуса Христа, в случае покаяния и обращения к Богу человеку простятся любые грехи, в том числе смертные, за исключением одного: хулы на Духа (Мф.12:31).

Но даже и этот вид злодеяния не лишает беззаконника возможности унаследовать Царство Славы. В противном понимании получалось бы, что любому, пусть даже и бывшему атеисту, одна дорога — в ад; но это не так.

Другое дело, что возводя брань против Святого Духа, нечестивец сам возводит стену, препятствующую осуществлению личного спасения. Ведь очищение и освобождение от греха возможно не иначе как при содействии благодати Святого Духа. Поскольку же Бог никого не спасает насильно, а грешник, хуля Духа Святого, тем самым отказывается от Его благодати, постольку он и не может очиститься, сделаться праведным и святым.

Различие грехов в зависимости от степени произволения грешника при их совершении: вольные и невольные

Вольным именуется такой грех, который совершается сознательно, добровольно. По разумению святых Божьих подвижников, кто грешит произвольно, охотно и с наслаждением, тот вверяет свою свободу силам зла, отдаёт себя в послушание наслаждению, пребывает в дружестве с падшими духами и имеет мир с сатаной.

Наказание за подобные преступления и за само отношение к ним со стороны исполнителя бывает куда более страшным, чем наказание за грехи, совершаемые непроизвольно, радеющими о добродетели людьми.

Невольный грех — тот, который осуществляется либо без предварительного умысла, либо по принуждению. В ряде случаев к такого рода грехам могут быть причислены и те, что совершаются под давлением обстоятельств. Кроме того, иногда к непроизвольным грехам причисляют греховные помыслы (навязываемые тёмными духами), которые хотя и обращаются в сознании грешника, однако воспринимаются им с сопротивлением и борьбой, не ложатся на сердце и не имеют дальнейшей реализации в соответствующих им греховных поступках.

Грехи, совершаемые в ведении или неведении

Грехи, совершаемые по неведению, суть те, совершая которые, человек не знает или даже не догадываться, что он нарушает Божий закон.

Собственно, по большей части о греховности своих помышлений, желаний известно даже и тем, кто совершенно далёк от религии. Естественный нравственный закон вписан в самое естество человека и обнаруживается в голосе совести. Если человек живет неправедной жизнью, голос совести в нём притупляется, хотя и не исчезает совсем. В некоторых случаях человеку с прожженной совестью бывает трудно отличить греховное деяние от не греховного.

Между тем существуют и такие виды грехов, выявить беззаконность которых на основании свидетельства совести или крайне трудно, или невозможно. К таким грехам относится, положим, проповедование искаженного учения о Боге. С одной стороны, проповедниками ложного вероучения могут быть злостные еретики, и с таких людей — спрос особый. Но с другой стороны, ложно исповедовать веру может и запутавшийся (в том числе под влиянием наставников-еретиков) христианин. Этот грех, как и другие, врачуется покаянием.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru