Прелюбодеяние

Прелюбодея́ние

1) гре­хов­ное сово­куп­ле­ние, свя­зан­ное с супру­же­ской изме­ной (неже­на­того с замуж­ней; жена­того с неза­муж­ней; жена­того с замуж­ней, но не явля­ю­щихся супру­гами друг по отно­ше­нию к другу),
2) идо­ло­по­клон­ство, как измена Еди­ному и истин­ному Богу.

preljubodejanie - Прелюбодеяние
Джеймс Тиссо. Давид смот­рит как купа­ется Вир­са­вия (2Цар.11:2-27-12:1-25).

Каково было отно­ше­ние к пре­лю­бо­де­я­нию в Ветхом Завете?

Ветхий Завет запре­щает пре­лю­бо­дей­ство (Исх.20:14; Втор.5:18). Согласно тре­бо­ва­нию вет­хо­за­вет­ного закона, за связь муж­чины с замуж­нею жен­щи­ной была преду­смот­рена смерт­ная казнь (Лев.20:10) для пре­лю­бо­дея и пре­лю­бо­дейки. О пагуб­но­сти пре­лю­бо­дей­ства сооб­ща­ется во мно­же­стве мест Свя­щен­ного Писа­ния, в част­но­сти, в Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых (Притч.2:16-19, 5:3-8, 5:20-23, Притч.6:23-35, 7:6-27).

Каково отно­ше­ние к пре­лю­бо­де­я­нию в Новом Завете?

Новый Завет, под­твер­див акту­аль­ность десяти запо­ве­дей (дав им более глу­бо­кое истол­ко­ва­ние), тоже осуж­дает супру­же­скую измену (1Кор.6:9-18; Еф.5:3-5). Сам Иисус Хри­стос гово­рил: «Я говорю вам, что всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Кроме того, «всякий, раз­во­дя­щийся с женою своею и женя­щийся на другой, пре­лю­бо­дей­ствует, и всякий, женя­щийся на раз­ве­ден­ной с мужем, пре­лю­бо­дей­ствует» (Лк.16:18; см. также: Мк.10:11-12).

Пре­лю­бо­де­я­ние и блуд – это одно и то же?

Поня­тие «пре­лю­бо­де­я­ние» сле­дует отли­чать от поня­тия «блуд». Грех пре­лю­бо­де­я­ния под­ра­зу­ме­вает нару­ше­ние супру­же­ской вер­но­сти, тогда как блудом име­ну­ется (может име­но­ваться и) неза­кон­ная интим­ная связь, не под­ра­зу­ме­ва­ю­щая нару­ше­ния тако­вой. В стро­гом еван­гель­ском смысле (Мф.5:32; Мк.10:11-12) пре­лю­бо­де­я­нием явля­ется даже и брак с раз­ве­ден­ным или раз­ве­ден­ной (не по при­чине пре­лю­бо­де­я­ния), и даже мыс­лен­ное совер­ше­ние греха, блуд­ный помысл (Мф.5:28). Иногда блуд­ное деяние назы­вают любо­де­я­нием. В слове пре­лю­бо­де­я­ние при­ставка «пре-» ука­зы­вает на то, что этот грех соития усу­губ­ля­ется супру­же­ской изме­ной.  

«Всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем», сказал Иисус Хри­стос (Мф.5:28). Озна­чает ли это, что тяжесть мыс­лен­ного пре­лю­бо­де­я­ния рав­но­значна реаль­ному пре­лю­бо­де­я­нию?

Тяжесть мыс­лен­ного и реаль­ного пре­лю­бо­де­я­ния все же раз­лична. Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) пишет: «Неко­то­рые утвер­ждают, что впа­де­ние в блуд­ный грех телом и впа­де­ние в него умом и серд­цем есть пре­ступ­ле­ние оди­на­ко­вых тяже­сти и зна­че­ния. Такое мнение свое они осно­вы­вают на словах Спа­си­теля… (см. Мф.5:28). Неспра­вед­ли­вое мнение! Это ска­зано в допол­не­ние к вет­хо­за­вет­ной запо­веди, это ска­зано тем, кото­рые при­зна­вали грехом один телес­ный блуд, не пони­мая, что “злые помыслы”, к кото­рым при­чис­ля­ются помыслы блуд­ные, “из сердца исхо­дят… осквер­няют чело­века” (Мф.15:19–20), “отда­ляют от Бога” (Прем.1:3), отъ­ем­лют чистоту – сред­ство бого­зре­ния. Услаж­де­ние блуд­ными помыс­лами и ощу­ще­ни­ями есть блуд сердца и осквер­не­ние чело­века, дела­ю­щие его неспо­соб­ным к обще­нию с Богом, а блуд тела есть изме­не­ние всего чело­ве­че­ского суще­ства от сме­ше­ния с другим телом (см. 1Кор.6:16), есть совер­шен­ное отчуж­де­ние от Бога, есть смерть, есть поги­бель. Чтобы выйти из пер­вого состо­я­ния, должно истрез­виться; чтобы выйти из вто­рого, должно вос­крес­нуть, должно снова родиться пока­я­нием».

Чем интим­ные отно­ше­ния вне брака отли­ча­ются от тако­вых в браке?

Они имеют лишь внеш­нее сход­ство. Авто­мо­биль может быть соб­ствен­ный или воро­ван­ный; но ведь внешне он оди­на­ков. Свои и укра­ден­ные деньги внешне ничем не отли­ча­ются. Можно воз­ра­зить – у кого воруют всту­па­ю­щие в гре­хов­ную связь? У себя, в первую оче­редь, нару­шая цель­ность, гар­мо­нию семей­ного союза, раз­ру­шаю семью, как Малую цер­ковь, орга­низм спа­се­ния супру­гов и их детей.
В браке плот­ские отно­ше­ния явля­ются лишь допол­не­нием уже име­ю­щихся душев­ных и духов­ных связей. Поэтому они – «на своём месте»; вне брака они попи­рают гар­мо­нию отно­ше­ний между супру­гами.
В браке люди испол­няют волю Божию. Живу­щий в блуде служит раз­врату, а значит, созна­тельно, изби­рает для себя другую сферу, демо­ни­че­скую. По словам апо­стола Павла «сово­куп­ля­ю­щийся с блуд­ни­цей ста­но­вится одно тело с ней?» (1Кор.6:16). Он совер­ша­ется дей­ствие, телесно похо­жее на брач­ное соеди­не­ние, но духовно совер­шенно про­ти­во­по­лож­ное ему, демо­ни­че­ское.

Почему Цер­ковь счи­тает, что пре­лю­бо­де­я­ние явля­ется осно­ва­нием для раз­вода?

Пре­лю­бо­де­я­ние – древ­нее осно­ва­ние для раз­вода, измена, пре­да­тель­ство раз­ру­шают тот союз един­ства, кото­рый суще­ство­вал, пока супруги хра­нили друг другу вер­ность. На сего­дняш­ний день, даже в свет­ском соци­аль­ном про­стран­стве, пре­лю­бо­де­я­ние явля­ется одной из глав­ных причин рас­пада семей. Постра­дав­шая сто­рона может попы­таться про­стить пока­яв­ше­гося измен­ника, чтобы сохра­нить брак, но как пока­зы­вает прак­тика, в зна­чи­тель­ном коли­че­стве слу­чаев после измены отно­ше­ния между супру­гами меня­ются. Сам Гос­подь допус­кает в Своих словах усло­вие, при кото­ром брак раз­ру­ша­ется – это пре­лю­бо­де­я­ние (Мф.5:31–32). Поэтому Цер­ковь счи­тает пре­лю­бо­де­я­ние одного из супру­гов допу­сти­мым осно­ва­нием к рас­тор­же­нию цер­ков­ного брака (см. также доку­мент «О кано­ни­че­ских аспек­тах цер­ков­ного брака»).  

Воз­можно ли созда­ние нового брака после раз­вода по при­чине пре­лю­бо­де­я­ния? 

В Свя­щен­ном Писа­нии Нового Завета эта тема затра­ги­ва­ется несколько раз. Гос­подь Иисус Хри­стос гово­рит: «Кто раз­во­дится с женою своею, кроме вины пре­лю­бо­де­я­ния, тот подает ей повод пре­лю­бо­дей­ство­вать; и кто женится на раз­ве­ден­ной, тот пре­лю­бо­дей­ствует» (Мф.5:32). Пояс­няя слова Гос­пода, апо­стол Павел пишет сле­ду­ю­щее: «Всту­пив­шим в брак не я пове­ле­ваю, а Гос­подь: жене не раз­во­диться с мужем, если же раз­ве­дется, то должна оста­ваться без­брач­ною, или при­ми­риться с мужем своим, и мужу не остав­лять жены» (1Кор.7:10-11). «Замуж­няя жен­щина при­вя­зана зако­ном к живому мужу; а если умрет муж, она осво­бож­да­ется от закона заму­же­ства. Посему, если при живом муже выйдет за дру­гого, назы­ва­ется пре­лю­бо­дей­цею; если же умрет муж, она сво­бодна от закона, и не будет пре­лю­бо­дей­цею, выйдя за дру­гого мужа» (Рим.7:2-3). Как можно видеть, каких-либо исклю­че­ний для остав­лен­ной сто­роны не преду­смат­ри­ва­ется.

В прак­тике Древ­ней Церкви созда­ние нового брака после раз­вода, неза­ви­симо от его при­чины, не счи­та­лось воз­мож­ным. 102(115) канон Кар­фа­ген­ского собора гласит: «Угодно было, чтобы согласно с еван­гель­ским и апо­столь­ским уче­нием ни муж, остав­лен­ный женой, ни жена, поки­ну­тая мужем, не всту­пали в брак с другим лицом, но либо оста­ва­лись так, либо при­ми­ря­лись между собой. Если они пре­не­бре­гут этим, пусть их при­ну­дят к пока­я­нию». Здесь остав­лен­ной сто­роне прямо запре­ща­ется созда­вать новую семью со ссыл­кой на еван­гель­ское учение.

Однако в позд­ней­шей цер­ков­ной прак­тике юри­ди­че­ское рас­тор­же­ние брака по при­чине пре­лю­бо­де­я­ния и ана­ло­гич­ных ему пово­дов, через обра­ще­ние к цер­ков­ной власти, стало рас­смат­ри­ваться как полное уни­что­же­ние основы супру­же­ского союза, кото­рое дает осно­ва­ние для вступ­ле­ния в новый брак для остав­лен­ной сто­роны, в случае ее неже­ла­ния про­дол­жать сожи­тель­ство с изме­нив­шей сто­ро­ной.

В чем при­чина того, что многие люди впа­дают в грех пре­лю­бо­де­я­ния?

Глав­ной при­чи­ной впа­де­ния чело­века в грех пре­лю­бо­де­я­ния явля­ется его гре­хов­ность вообще, склон­ность к гре­хов­ным удо­воль­ствиям. Кроме того, в числе причин пре­лю­бо­де­я­ния, как греха против ближ­него, могут лежать: гор­дыня, нелю­бовь, эгоизм. Бывает, что пре­лю­бо­дей­ство свя­зано с неже­ла­нием чело­века всту­пать в брак (при неже­ла­нии отказа от воз­мож­но­сти сек­су­аль­ного удо­вле­тво­ре­ния), мол, зачем заво­дить супру­же­ские отно­ше­ния, обре­ме­нять себя супру­же­скими обя­зан­но­стями, нелегче ли всту­пить в ни к чему не обя­зы­ва­ю­щую связь с чужим мужем / чужой женой.

Чем опасен грех пре­лю­бо­де­я­ния?

Грех пре­лю­бо­де­я­ния чреват мно­гими пагуб­ными послед­стви­ями: раз­ру­шает семью, отно­ше­ния, душу, тело, ведет к вечной поги­бели. Опять же, нередко послед­ствия супру­же­ских измен нега­тивно отра­жа­ются не только на жизни супру­гов, но и на жизни их детей. Порой этот грех обхо­дится дорого даже с эко­но­ми­че­ской точки зрения: бывшие супруги делят иму­ще­ство, финансы, теряют работу.   

Какое нака­за­ние за пре­лю­бо­де­я­ние под­вер­га­ется согре­шив­ший, согласно цер­ков­ным кано­нам?

Миря­нин за пре­лю­бо­де­я­ние отлу­ча­ется от при­ча­ще­ния на 15 лет по пра­вилу св. Васи­лия Вели­кого: «58 Пра­вило: Пре­лю­бо­дей­ство­вав­ший пять­на­де­сять лет да не при­об­ща­ется Святых Таин. Рас­пре­де­ле­ние же на сии пять­на­де­сять лет для него сле­ду­ю­щее: четыре лета да будет он пла­чу­щим, пять слу­ша­ю­щим Писа­ния, четыре при­па­да­ю­щим, два да стоит с вер­ными без при­об­ще­ния. 59 пра­вило: Блуд­ник седмь лет да не при­ча­стится Святых Таин: два лета да плачет, два да слу­шает, два да при­па­дает, и едино лето токмо да стоит с вер­ными, в осмое допу­щен будет до свя­таго при­ча­стия» (см. Св. Васи­лий Вели­кий. Третье кано­ни­че­ское посла­ние свя­того отца нашего Васи­лия, архи­епи­скопа Кеса­рии Кап­па­до­кий­ския, к Амфи­ло­хию епи­скопу Ико­ний­скому).

Согласно пра­вилу св. Гри­го­рия Нис­ского: «… Осквер­нив­ши­еся блу­до­де­я­нием на три года да будут совсем уда­лены от цер­ков­ной молитвы, три года да участ­вуют в одном лишь слу­ша­нии Писа­ний, в иные три года да молятся с при­па­да­ю­щими в пока­я­нии, – и потом да при­ча­ща­ются Святых Таин» (см. Кано­ни­че­ское Посла­ние Гри­го­рия Нис­ского к Литоию Мели­тин­скому. Пра­вило 4).

На прак­тике при при­ме­не­нии кано­нов Цер­ковь учи­ты­вает кон­крет­ную духовно-исто­ри­че­скую обста­новку, состо­я­ние обще­ства и каж­дого кон­крет­ного чело­века.

Что такое духов­ное пре­лю­бо­де­я­ние?

Духов­ное пре­лю­бо­де­я­ние – это измена Богу. В этом изра­иль­ские про­роки посто­янно обли­чали иудеев. Сам Гос­подь назы­вал их родом лука­вым и пре­лю­бо­дей­ным (Мф.12:39). К духов­ным пре­лю­бо­деям сле­дует также отне­сти всех рас­коль­ни­ков, ере­ти­ков и сек­тан­тов. И когда мы, хри­сти­ане, нару­шаем запо­веди Божии, то тоже ста­но­вимся измен­ни­ками.

Что делать, если чело­век совер­шил грех пре­лю­бо­де­я­ние, пони­мает свое паде­ние и наме­рен пре­одо­леть этот грех?

  1. При­не­сти пока­я­ние, испо­ве­даться.
  2. Быть более вни­ма­тель­ными к своим чув­ствам и жела­ниям, по воз­мож­но­сти отстра­нять от себя пороч­ные раз­мыш­ле­ния.
  3. Жела­тельно нало­жить на себя пост, испро­сив на это бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника.
  4. Молить Бога о помощи – само­сто­я­тельно, без Бога, ни один грех не пре­одо­ле­ва­ется по-насто­я­щему.
  5. Про­сить про­ще­ния у постра­дав­шей сто­роны. При этом нужно пони­мать, что постра­дав­шая сто­рона может и не про­стить обид­чика.
  6. Еже­дневно читать Свя­щен­ное Писа­ние, жития святых.
  7. Избе­гать грехи пьян­ства и объ­еде­ния, что поз­во­лит быть бди­тель­нее.
  8. При­бег­нуть к помощи муд­рого настав­ника, духов­ника.
  9. По воз­мож­но­сти и умест­но­сти исклю­чить из своей жизни то, что при­вело к совер­ше­нию греха пре­лю­бо­де­я­ния: напри­мер, интер­нет; самого чело­века, с кото­рым впал в грех; людей, кото­рые под­тал­ки­вают к совер­ше­нию греха.
  10. По окон­ча­нии испол­не­ния епи­ти­мьи (https://azbyka.ru/epitimiya), кото­рая, веро­ятно, будет нало­жена на согре­шив­шего, участ­во­вать в цер­ков­ных Таин­ствах.

Цитаты о пре­лю­бо­де­я­нии

«Беги пре­лю­бо­де­я­ния, помня, что, впадая в него, то сразу и нару­ши­те­лем закона явля­ешься, и тело свое уби­ва­ешь, и себя позо­ришь, и душу свою под­вер­га­ешь муче­ниям, и род свой бес­че­стишь, и Бога про­гнев­ля­ешь».
свт. Иоанн Зла­то­уст

«В первые века хри­сти­ан­ства, когда люди, уве­ро­вав­шие во Христа, при­во­дили в соот­вет­ствие своей вере свой образ жизни, о невер­но­сти в браке и речи быть не могло. Но если кто-то все же изме­нял своей второй поло­вине, то пре­бы­вал в пока­я­нии и отлу­чался от при­ча­ще­ния на совсем не малый срок – 15 лет. Для срав­не­ния: за убий­ство чело­век отлу­чался на 20 лет. С точки зрения Церкви тяжесть этих грехов вполне сопо­ста­вима. Изме­нив, ты никого не убил физи­че­ски, но ты убил семью, уни­что­жил сверх­лич­ност­ный орга­низм».
прот. Алек­сандр Илья­шенко

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки