Христос выходит из претории

Христос выходит из претории

Сюжет

Перед нами известный сюжет Страстей Христовых, когда Спасителя ведут в преторию, где римские власти в лице Прокуратора Иудеи Понтия Пилата выносят смертный приговор под крики ликующей толпы: «Распни его, Распни!».

В Евангелиях преторией называется место, куда Иисус Христос был уведён после суда Пилата: «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию» (Мк. 15:16; Мф. 27:27). Она находилась в так называемой крепости Антония, к северу от Храмовой Горы.

Описание

На картине показан момент, когда Спаситель предан на казнь, смертный приговор уже свершился.

Художник создает многофигурную композицию со множеством действующих лиц. Пилат, одетый в пурпурную тогу, стоит на верхней ступени лестницы. Чуть поодаль, на заднем плане, в тени мы видим фигуру Ирода Антипы. Справа, на ступенях наблюдает за происходящим Каиафа. Все собравшиеся рады осуждению Спасителя, для них дело выиграно, они торжествуют. В толпе мы видим также фигуру Иуды Искариота: он стоит отвернувшись, опустив глаза, в то время как лица других людей обращены к Иисусу.

Справа, у подножия ступеней, посреди толпы, яростно оттесняемой солдатами, стоит Дева Мария в сопровождении святых жен. Здесь же, рядом с ними Апостол Иоанн, на плече которого Мария Магдалина услышав смертный приговор, теряет сознание.

Из-за больших размеров полотна художник располагает точку схода линий перспективы у ног Иисуса, в то время как линии архитектурных сооружений на заднем плане сходятся к статуе Цезаря. Фигура Спасителя на первом плане и вдалеке едва виднеющаяся статуя Цезаря символизируют противопоставление двух царств – царства Божия и царства Кесаря. Такое композиционное построение напоминает также о вопросе соотношения двух сил: мирской и духовной. С точки зрения мирской власти дело Иисуса Христа проиграно, однако с духовной точки зрения Христос одерживает победу, разрушив узы смерти и ада.

Христос помещен точно в центр композиции, к нему сходятся линии, которые структурируют картину: вертикальная ось симметрии, горизонтальная линия балюстрады пересекаются на уровне Его главы. Поза Спасителя полна достоинства, в ней выражение царственного благородства и смирения. Облаченный в белый хитон, увенчанный терновым венцом, Христос медленно шествует под торжествующие крики толпы. Перед Ним уже приготовленный для Распятия крест. Взгляд Спасителя обращен в сторону зрителей, но в нем нет ни тени осуждения – он исполнен любви и сострадания. Римские воины грубо оттесняют толпу вправо, зрители оживленно обсуждают происходящие события: на их лицах любопытство, сострадание, боль, ненависть, удовлетворение… Очень скоро преданный на казнь Иисус Христос будет распят, свершив тем самым дело спасения всего человеческого рода.

Критика

Картина произвела большое впечатление на публику. Один из известных критиков того времени – Бланшар Джерролд отмечал, что «относительные пропорции персонажей, незаконченный рисунок, свидетельствуют о различных недостатках картины». Из них он выделяет недостаток в построении перспективы креста на переднем плане. Однако достоинством полотна является умение художника показать «величие Спасителя, который отрешенно, в спокойной безмятежности направляется к Голгофе».

В наши дни куратор музея Родена Надин Лени, исследуя копию картины, выставленную в Нанте в 1987 году, напротив, отмечала, что полотно характеризуется «гигантизмом композиции и и правдивостью изображенных персонажей, которые усиливают драматизм происходящих событий».

Рекомендуемая литература

Комментировать